microbik.ru
1 2 3
Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров,

выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных

нужд"
Федеральный закон N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон) направлен на регулирование отношений, связанных с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Основу правового регулирования рассматриваемых отношений составляет Гражданский кодекс РФ. В рамках договора купли-продажи выделяется самостоятельный его вид - поставка товаров для государственных нужд (ст. 525-534 ГК РФ). ГК РФ системно регулирует вопросы формы и содержания этого договора, особенностей его заключения и исполнения, ответственности сторон. К отношениям из данного договора применяются положения договора поставки (ст. 506-523 ГК РФ), если иное не установлено _ 4 гл. 30 ГК РФ о договоре поставки. Хотя ГК РФ регулирует лишь порядок поставки для государственных нужд, относя к последним потребности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ст. 525 ГК РФ), в порядке аналогии закона эти положения можно применять и к поставкам для муниципальных нужд.

Бюджетный кодекс РФ содержит лишь несколько правовых норм, посвященных регулированию государственного и муниципального заказа, а соответственно государственного и муниципального контракта. Эти нормы устанавливают необходимость конкурсного подхода к размещению заказов для государственных и муниципальных нужд (ст. 72 БК РФ). Устанавливается, что отношения, связанные с государственными и муниципальными контрактами, регулируются как федеральными законами, так и законами субъектов Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. В связи с тем, что вопросы заключения контрактов - это сугубо гражданско-правовые отношения, а их регулирование находится в исключительном ведении Российской Федерации (ст. 71 Конституции РФ, ст. 3 ГК РФ), непонятно, каким образом субъекты Федерации, а уже тем более муниципальные образования могут регулировать эти отношения. Хотя некоторые субъекты Федерации и муниципальные образования, используя предоставленное право, такие акты о закупках приняли.

Из нормативных правовых актов специального правового регулирования поставок товаров для государственных нужд необходимо выделить Федеральный закон от 13 декабря 1994 г. N 60-ФЗ "О поставках продукции для федеральных государственных нужд", однако он регулирует лишь вопросы федеральных поставок.

Так же и Федеральный закон от 6 мая 1999 г. N 97-ФЗ "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд" регулирует вопросы проведения конкурсов на поставки товаров исключительно для федеральных нужд. В связи с вступлением в силу Закона о поставках для государственных нужд Федеральный закон "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд" с 1 января 2006 г. утратил силу.

Из базовых нормативных актов можно назвать указ Президента РФ от 8 апреля 1997 г. N 305 "О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд". Этим Указом было утверждено Положение об организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд.

Положение определяет порядок размещения заказов на закупку продукции для государственных нужд, осуществляемую государственными заказчиками за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, федеральных внебюджетных фондов и внебюджетных фондов субъектов Федерации, а также юридическими лицами, которым государственные заказчики на конкурсной договорной основе передали выполнение части своих функций по закупкам продукции для государственных нужд за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, федеральных внебюджетных фондов и внебюджетных фондов субъектов Федерации. Таким образом, данный правовой акт регулирует вопросы поставок для федеральных нужд и нужд субъектов Федерации и не регулирует вопросы поставок для муниципальных нужд.

Существуют и специальные нормативные акты, регулирующие отдельные вопросы поставок для государственных нужд.

Поставка сельскохозяйственных товаров для государственных нужд регулируется Федеральным законом от 2 декабря 1994 г. N 53-ФЗ "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд", однако этот Закон охватывает лишь случаи поставок для федеральных и государственных нужд субъектов Федерации и не распространяется на поставки сельскохозяйственных товаров для муниципальных нужд.

К специальному регулированию в сфере нужд обороноспособности страны относится Федеральный закон от 27 декабря 1995 г. N 213-ФЗ "О государственном оборонном заказе", регулирующий исключительно вопросы поставок для федеральных нужд в данной сфере. До 1 января 2005 г. действовал также Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 174-ФЗ "О финансировании государственного оборонного заказа для стратегических сил Российской Федерации".

Таким образом, до последнего времени правовое регулирование отношений по закупкам товаров для государственных нужд осуществлялось отдельными нормативными актами, не составлявшими целостную систему правового регулирования. Практически отсутствовали нормативные правовые акты, направленные на регулирование поставок для нужд субъектов Федерации и муниципальных нужд.

Закон о государственных поставках подготавливался на основе изучения отечественного и иностранного законодательства, международно-правовых документов, актов Всемирной торговой организации, Всемирного банка и Комиссии Организации Объединенных Наций по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ).

Разработчики Закона о государственных поставках ставили перед собой цели:

- приведения законодательства Российской Федерации о поставках для государственных и муниципальных нужд в соответствие с международным законодательством;

- систематизации законодательства Российской Федерации в данной сфере, и, как следствие, создания основополагающего нормативного правового акта, регламентирующего вопросы закупок;

- обеспечения прозрачности механизма осуществления закупок продукции для государственных и муниципальных нужд;

- стимулирования добросовестной конкуренции;

- устранения возможностей злоупотреблений и коррупции посредством четкой регламентации процедур осуществления закупок.

Закон устанавливает единый порядок размещения заказов для государственных и муниципальных нужд. По сути дела можно говорить об общем порядке обеспечения публичных нужд, объединяющим правовое регулирование поставок для федеральных нужд, нужд субъектов Федерации и муниципальных нужд.

Единый подход выражается и в отсутствии у субъектов Федерации и муниципальных образований права принимать нормативные акты по вопросам закупок.

Под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые в соответствии с расходными обязательствами Российской Федерации или расходными обязательствами субъектов Федерации за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Федерации и внебюджетных источников финансирования потребности государства (Российской Федерации) в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления его функций (в том числе для реализации федеральных целевых программ), для исполнения международных обязательств, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация, либо потребности субъектов Федерации в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций субъектов Федерации, в том числе для реализации региональных целевых программ.

Под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов (в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований) потребности муниципальных образований в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Федерации.

Закон о государственных поставках не охватывает случаи поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд, не превышающих установленного Центральным банком РФ предельного размера расчетов наличными деньгами между юридическими лицами по одной сделке. В настоящий момент этот предел равен 60 000 руб. (указание ЦБ РФ от 14 ноября 2001 г. N 1050-У). В этих случаях возможно заключение договоров не только без проведения конкурсов, аукционов, но и без проведения котировок. Несмотря на то, что на практике в этих случаях стороны не заключают договоры, а проводят оплату на основании выставленных счетов, такие договоры по смыслу ст. 161, 124 ГК РФ всегда должны заключаться в письменной форме.

Участниками отношений по размещению заказов для публичных нужд выступают: государственные и муниципальные заказчики, уполномоченные органы, комиссия по размещению заказов, участники размещения заказов, а в некоторых случаях - специализированные организации.

Государственные и муниципальные заказчики - органы государственной власти Российской Федерации или органы государственной власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления, а также уполномоченные указанными органами на размещение заказов получатели бюджетных средств при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств.

Функции заказчиков могут осуществлять уполномоченные органы - специально образованные федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления для осуществления функций по размещению заказов для публичных нужд. Например, в Самарской области на уровне субъекта Федерации образовано главное управление организации торгов Самарской области, ранее - фонд имущества Самарской области. Однако непосредственное подписание контрактов по заказам для публичных нужд осуществляется исключительно заказчиками (ст. 4 Закона).

Специализированные организации - юридические лица, привлекаемые для осуществления функций по размещению заказа путем проведения торгов. Эти организации действуют от имени и в интересах заказчиков, соответственно права и обязанности по этим действиям возникают лишь у заказчиков или уполномоченных органов. Ответственность за деятельность специализированных организаций солидарно несут заказчики и уполномоченные организации (ст. 6 Закона).

Это позволяет сделать вывод, что специализированные организации обладают статусом поверенного и действуют по модели договора поручения (гл. 49 ГК РФ), либо в качестве агента по агентскому договору, построенного по модели договора поручения (гл. 52 ГК РФ).

Выбор специализированной организации осуществляется заказчиком исключительно путем проведения торгов.

Комиссии по размещению заказов - образуемая заказчиком, уполномоченным органом конкурсная, аукционная, котировочная комиссия. В полномочия конкурсной комиссии входит отбор участников конкурса, вскрытие конвертов, рассмотрение и оценка заявок, определение победителя, ведение протокола. В полномочия аукционной комиссии входит рассмотрение заявок на участие в аукционе, отбор участников, ведение протокола. В полномочия котировочной комиссии входит отбор участников, ведение протокола, рассмотрение и оценка заявок, определение победителя в запросе котировок (ст. 7 Закона). Допускается организация единой комиссии, осуществляющей функции конкурсной, аукционной, котировочной комиссий.

Участники размещения заказа - лица, претендующие на заключение государственного или муниципального контракта. Ими могут быть любые юридические лица независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения, места происхождения капитала или любые физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели (ст. 8 Закона).

Исходя из этого, участниками размещения заказов могут выступать потенциальные поставщики, исполнители, подрядчики, готовые выполнить обязательства по поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг для публичных нужд и заявляющие свое участие в размещении заказа. Ограничение участия в размещении заказов может быть установлено лишь федеральными законами.

Участники должны отвечать следующим основным требованиям:

- соответствовать законодательным требованиям к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг, являющиеся предметом торгов;

- не находиться в стадии ликвидации или банкротства;

- не быть подвергнутыми приостановлению деятельности в порядке, установленном административным законодательством;

- не иметь задолженности по начисленным налогам, сборам, иным обязательным платежам в бюджет или государственные внебюджетные фонды за прошедший год в размере более 25% балансовой стоимости активов;

- обладать в случае необходимости исключительными правами на объекты интеллектуальной собственности, если исполнение контрактов приводит к приобретению заказчиками прав на объекты интеллектуальной собственности;

- не быть включенными в реестр недобросовестных поставщиков, где учитываются участники, уклонившиеся от заключения государственного или муниципального контракта, либо участники, контракты с которыми расторгнуты в связи с существенным нарушением ими контрактов.

Дополнительные требования к участникам - наличие необходимых производственных мощностей, технологического оборудования, финансовых и трудовых ресурсов - могут устанавливаться Правительством РФ исключительно в отношении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд обороны и безопасности страны.

Заметим, что ранее, в соответствии с Федеральным законом "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд" наличие оборудования, производственных мощностей и трудовых ресурсов являлось обязательным требованием для всех участников любых конкурсов.

Законом о государственных поставках впервые сняты действовавшие жесткие ограничения на привлечение иностранных поставщиков к поставкам продукции для государственных и муниципальных нужд. Ранее это было возможно лишь в случае, если производство товаров, работ и услуг отсутствует в Российской Федерации или экономически нецелесообразно.

Снятие названных ограничений связано с вступлением Российской Федерации в ВТО. В отношении поставляемых товаров, выполняемых работ, услуг из иностранных государств устанавливается национальный режим, т.е. равные условия наряду с российскими товарами, работами, услугами (ст. 13 Закона).

Для защиты экономических интересов Российской Федерации и отечественных товаропроизводителей предусмотрена оговорка: если в отношении российских товаров, работ, услуг не установлен аналогичный режим, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий нормативное регулирование в сфере размещения заказов, устанавливает условия допуска иностранных товаров, работ, услуг для заказов для публичных нужд. Кроме того, в целях обеспечения нужд обороны и безопасности государства, Правительство РФ может установить запреты и ограничения на допуск иностранных товаров, работ и услуг.

Обязательным условием является официальное опубликование актов, устанавливающих условия, запреты, ограничения в отношении иностранных товаров, работ, услуг, а также размещение информации на официальных сайтах Российской Федерации в сети Интернет. На этих сайтах, а также на официальных сайтах субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в официальных печатных изданиях в обязательном порядке размещается вся необходимая информация о размещении заказов (

следующая страница >>