microbik.ru
1 2 ... 4 5
ПРОЕКТ

(18 апреля 2003 года)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

«О СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ»
Глава 1. Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон направлен на обеспечение свободы массовой информации в Российской Федерации, и регулирует организационные, имущественные и иные отношения, возникающие в связи с созданием и использованием средств массовой информации.

2. В настоящем Федеральном законе под средством массовой информации понимается объект гражданских прав, специально предназначенный для распространения массовой информации в определенной форме среди потенциально неограниченного круга лиц.

Средство массовой информации представляет собой периодически обновляемый результат интеллектуальной и иной деятельности и создается в форме периодического печатного или электронного издания, радио- или телеканала, либо иной, не запрещенной законом форме периодического распространения массовой информации.

Создание и использование средства массовой информации осуществляется под постоянным названием, индивидуализирующим данное средство массовой информации в обороте.

Статья 2. Применение настоящего Федерального закона

1. Настоящий федеральный закон применяется в отношении средств массовой информации, создаваемых и используемых на территории Российской Федерации.

Для средств массовой информации, создаваемых за пределами Российской Федерации, настоящий Федеральный закон применяется в части, касающейся их использования на территории Российской Федерации.

2. Правила, установленные настоящим Федеральным законом для граждан и юридических лиц, применяются к гражданам Российской Федерации независимо от их места жительства, а к юридическим лицам – независимо от их места нахождения в пределах территории Российской Федерации.

3. Правила, установленные настоящим Федеральным законом, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не установлено федеральным законом.

4. Имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников и связанные с созданием и использованием средств массовой информации, регулируются настоящим Федеральным законом в части, не урегулированной гражданским законодательством Российской Федерации.

Статья 3. Законодательство о средствах массовой информации

1. Законодательство Российской Федерации о средствах массовой информации состоит из настоящего Федерального закона, а также соответствующих ему иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

2. Положения нормативных правовых актов, регулирующие отношения, возникающие в связи с созданием и использованием средств массовой информации, не должны противоречить настоящему Федеральному закону. Если положения, нормативного правового акта, регулирующие отношения, возникающие в связи с созданием и использованием средств массовой информации, противоречат настоящему Федеральному закону, то применяются нормы настоящего Федерального закона.

3. Если общепризнанными принципами и нормами международного права либо международным договором Российской Федерации предусмотрены для создания и использования средств массовой информации иные правила, чем установленные настоящим Федеральным законом, применяются правила, предусмотренные этими принципами, нормами или международным договором.

Статья 4. Основные понятия
Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие понятия:

массовая информация – информация, распространяемая через средства массовой информации и предназначенная для потенциально неограниченного круга лиц в виде текстов, звуков или изображений, содержащая сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах, а также мнения о них;

владелец средства массовой информации - лицо, обладающее исключительными правами на его создание и использование в соответствии с настоящим Федеральным законом;

создание средства массовой информации – деятельность по сбору и обработке информации, производству массовой информации и подготовке средства массовой информации к использованию;

использование средства массовой информации – деятельность по распространению средства массовой информации либо обеспечению доступа к средству массовой информации либо иная деятельность по введению средства массовой информации в оборот;

периодическое печатное издание - газета, журнал, альманах, бюллетень, иное изделие полиграфического производства, предназначенное для распространения массовой информации, имеющее постоянное наименование, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год;

продукция периодического печатного издания - тираж или часть тиража отдельного номера периодического печатного издания.

тираж печатного средства массовой информации - совокупность экземпляров одного выпуска (номера) печатного средства массовой информации.

периодическое электронное издание - зарегистрированное в соответствии с настоящим Федеральным законом средство массовой информации, предназначенное для распространения массовой информации в электронно-цифровой форме через информационные системы общего пользования (глобальные компьютерные сети) и с использованием иных электронных способов распространения (включая оптические и магнитно-оптические носители), имеющее постоянное название и обновляемое не реже одного раза в год;

издатель - лицо, осуществляющее в соответствии с настоящим Федеральным законом деятельность по созданию и использованию периодического печатного или электронного издания;

теле-, радио- канал как средство массовой информации - совокупность аудио-, визуальных-, аудиовизуальных сообщений и материалов (программ), анонсов, заставок и других материалов оформления, рекламных материалов, распространяемых в уномедийной и/или мультимедийной информационной среде;

общероссийский теле- радио- канал - теле-, радио- канал, распространяемый на территории половины и более субъектов Российской Федерации;

межрегиональный теле- радио- канал - теле-, радио- канал, распространяемый на территории двух и более субъектов Российской Федерации;

региональный теле- радио- канал - теле-, радио- канал, распространяемый не менее чем на двух третьих территории соответствующего субъекта Российской Федерации;

муниципальный теле- радио- канал - теле-, радио- канал, распространяемый на территории одного или нескольких муниципальных образований, составляющих менее двух третей территории соответствующего субъекта Российской Федерации;

вещание - деятельность по распространению теле- радио- канала в соответствующей информационной среде;

вещатель - юридическое лицо или физическое лицо, осуществляющее распространение теле- или радио- канала на основании лицензии на вещание и в соответствии с настоящим федеральным законом;

информационная среда - физическое ограниченное и/или неограниченное пространство, в котором осуществляется распространение теле- и/или радиоканалов;

уномедийная (одноканальная) среда - информационная среда, в которой в едином физическом сигнале присутствует один основной содержательный информационный поток;

мультимедийная (многоканальная) среда – информационная среда, в которой в едином физическом сигнале присутствует несколько основных содержательных информационных потоков;

оператор мультимедийной среды - лицо, владеющее необходимыми техническими средствами и разрешениями (лицензиями), и обеспечивающее в установленном законодательстве порядке технический доступ к мультимедийной среде;

оператор уномедийной среды - лицо, владеющее необходимыми техническими средствами и разрешениями (лицензиями), и обеспечивающее в установленном законодательстве порядке технический доступ к уномедийной среде;

социальный стандарт при вещании в уномедийной среде - устанавливаемый в соответствии с требованиями настоящего федерального закона минимальный уровень обязательств вещателя по распространению сообщений, материалов и/или иной информации (включая социальную рекламу), направленных на достижение общественно полезных целей.

регистрирующий орган - федеральный орган исполнительной власти или его территориальный орган, уполномоченный в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществлять регистрацию средств массовой информации;

лицензирующий орган – федеральный орган исполнительной власти или его территориальный орган, уполномоченный в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществлять лицензирование телерадиовещания;

редакция средства массовой информации – юридическое лицо, оказывающее редакционные услуги, необходимые для создания средства массовой информации, на основании договора владельцу средства массовой информации, вещателю или издателю либо соответствующее подразделение владельца средства массовой информации, вещателя, издателя, осуществляющее создание средства массовой информации;

главный редактор - физическое лицо, которому владелец средства массовой информации или по его поручению вещатель, издатель вправе передать руководство редакцией средства массовой информации либо единоличное осуществление ее функций;

журналист - физическое лицо, занимающееся по трудовому или иному договору сбором информации, подготовкой и (или) редактированием сообщений и материалов, необходимых для создания средства массовой информации;

Статья 5. Свобода массовой информации

1. В Российской Федерации:

поиск, получение и производство информации, предназначенной для массового распространения,

распространение массовой информации,

владение средствами массовой информации,

создание и использование средств массовой информации,

изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация технических устройств, оборудования и материалов, предназначенных для создания и использования средств массовой информации,

не подлежат ограничениям, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации.

2. Не основанное на законе вмешательство органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, политических партий и/или их должностных лиц либо работников в деятельность владельца средства массовой информации, издателя, вещателя, редакции, журналиста либо в их отношения между собой запрещается.

3. Государственная поддержка средств массовой информации осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством.

Статья 6. Недопустимость цензуры

1. Цензура массовой информации, то есть требование от владельца средства массовой информации, издателя, вещателя, редакции, журналиста со стороны органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных или религиозных объединений, политических партий и/или со стороны их должностных лиц предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда такое требование исходит от автора или интервьюируемого), а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей - запрещается.

2. Создание и финансирование организаций, учреждений, органов или должностей, в задачи либо функции которых входит осуществление цензуры массовой информации, - не допускается.

Статья 7. Недопустимость злоупотребления свободой массовой информации

1. Не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, в том числе для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, а также для распространения материалов и/или программ, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости.

2. Не допускается использование средств массовой информации для распространения экстремистских материалов, а также информации, распространение которой запрещено законом о терроризме.

3. Запрещаются распространение в средствах массовой информации сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, пропаганда каких-либо преимуществ использования отдельных наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров, за исключением рекламы наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в списки II и III в соответствии с федеральным законом "О наркотических средствах и психотропных веществах", в средствах массовой информации, рассчитанных на медицинских и фармацевтических работников, а также распространение иной информации, распространение которой запрещено федеральными законами.

4. В период проведения избирательных кампаний не допускается использование средств массовой информации с нарушением правил проведения предвыборной агитации, установленных законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах.

5. Запрещается использование в средствах массовой информации скрытых вставок и технических приемов и средств, воздействующих на подсознание людей и (или) оказывающих вредное влияние на их здоровье.

Глава 2. Право на информацию

Статья 8. Право на получение информации

1. Граждане имеют право на оперативное получение через средства массовой информации достоверных сведений о деятельности органов государственной власти, местного самоуправления, организаций, политических партий, общественных и религиозных объединений и их должностных лиц.

2. Органы, организации, объединения и лица, перечисленные в пункте 1 настоящей статьи, информируют общественность о своей деятельности путем проведения пресс-конференций, рассылки справочных и статистических материалов, в иных формах, а также предоставляют сведения о своей деятельности по запросам владельцев средств массовой информации, издателей, вещателей, редакции, журналистов.

Статья 9. Запрос информации

1. Владелец средства массовой информации, издатель, вещатель, редакция (главный редактор), журналист вправе запрашивать информацию о деятельности органов, организаций, объединений и лиц, перечисленных в пункте 1 статьи 8 настоящего Федерального закона. Запрашиваемую информацию в трехдневный срок обязаны предоставлять пресс-службы указанных органов и организаций, а в случае отсутствия таковых – руководители этих органов и организаций либо другие уполномоченные лица в пределах их компетенции.

2. Запрос информации возможен как в устной, так и в письменной форме.

Статья 10. Отказ и отсрочка в предоставлении информации

1. Отказ в предоставлении запрашиваемой информации возможен, только если она содержит сведения, составляющие государственную или иную специально охраняемую законом тайну. Уведомление об отказе вручается информацию владельцу средства массовой информации, издателю, вещателю, редакции или журналисту в той же форме, в какой был сделан запрос, в трехдневный срок со дня его получения.

В уведомлении должны быть указаны:

1) причины, по которым запрашиваемая информация не может быть отделена от сведений, составляющих специально охраняемую законом тайну;

2) должностное лицо, отказывающее в предоставлении информации;

3) дата принятия решения об отказе в предоставлении информации.

2. Отсрочка в предоставлении запрашиваемой информации допустима, если требуемые сведения не могут быть представлены в трехдневный срок. Уведомление об отсрочке вручается информацию владельцу средства массовой информации, издателю, вещателю, редакции или журналисту в той же форме, в какой был сделан запрос, в трехдневный срок со дня его получения.

В уведомлении должны быть указаны:

1) причины, по которым запрашиваемая информация не может быть представлена в трехдневный срок;

2) дата, к которой будет представлена запрашиваемая информация;

3) должностное лицо, установившее отсрочку предоставления информации;

4) дата принятия решения об отсрочке предоставления информации.

3. Отсрочка в предоставлении запрашиваемой информации возможна на срок не более 30 дней.

Статья 11. Конфиденциальная информация

1. Владелец средства массовой информации, издатель, вещатель, редакция, журналист не вправе разглашать в распространяемых сообщениях и материалах сведения, предоставленные им гражданином с условием сохранения их конфиденциальности.

2. Владелец средства массовой информации, издатель, вещатель, редакция, журналист обязаны сохранять в тайне источник информации и не вправе называть лицо, предоставившее им сведения с условием неразглашения его имени, за исключением случая, когда соответствующее решение о раскрытии источника информации принято судом в связи с находящимся в его производстве делом.

Не допускается раскрытие источника информации, если таким раскрытием может быть нанесен вред охраняемым законом интересам источника информации.

3. Владелец средства массовой информации, издатель, вещатель, редакция (главный редактор), журналист не вправе разглашать сведения, прямо или косвенно указывающие на личность несовершеннолетнего, подозреваемого, обвиняемого либо признанного виновным в совершении преступления, либо признанного потерпевшим, без согласия самого несовершеннолетнего или его законного представителя.



Статья 12. Письма

Письмо, адресованное владельцу, издателю (вещателю), редакции, журналисту может быть использовано в сообщениях и материалах средства массовой информации, если при этом не искажается смысл письма и не нарушаются положения настоящего федерального закона.

Владелец, издатель (вещатель), редакция, журналист не обязаны отвечать на письма граждан и пересылать эти письма тем органам, организациям и должностным лицам, в чью компетенцию входит их рассмотрение.

Статья 13. Использование сообщений и материалов средств массовой информации

При использовании сообщений и/или материалов, впервые распространенных в одном средстве массовой информации, другими средствами массовой информации, ссылка на средство массовой информации, в котором сообщение и/или материал был впервые распространен, обязательна, если иное не предусмотрено договором об использовании сообщений и/или материалов.

Статья 14. Право на опровержение

Гражданин или юридическое лицо вправе потребовать опровержения не соответствующих действительности и порочащих их честь и достоинство или деловую репутацию сведений, которые были распространены в данном средстве массовой информации.

Статья 15. Порядок опровержения

1. В опровержении должно быть указано, какие сведения не соответствуют действительности, когда и как они были распространены в данном средстве массовой информации.

2. Опровержение в периодическом печатном или электронном издании должно быть набрано тем же шрифтом и помещено под заголовком "Опровержение", как правило, на том же месте полосы, что и опровергаемое сообщение или материал. По радио и телевидению опровержение должно быть передано, как правило, в то же время суток и в той же передаче, что и опровергаемое сообщение или материал.

3. Объем опровержения должен быть достаточным для достижения целей опровержения.

4. Опровержение должно последовать:

1) по теле- или радиоканалу, а равно в периодических печатных и электронных изданиях, распространяемых или обновляемых не реже одного раза в неделю, - в течение месяца со дня получения требования об опровержении или его текста;

2) в других средствах массовой информации - в ближайшем планируемом номере или обновлении.

5. В течение месяца со дня получения требования об опровержении либо его текста владелец средства массовой информации, вещатель или издатель обязаны в письменной форме уведомить заинтересованного гражданина о предполагаемом сроке распространения опровержения либо об отказе в его распространении с указанием оснований отказа.

6. Если решение, обязывающее владельца средства массовой информации, вещателя или издателя распространить опровержение, принято судом, то опровержение должно последовать в срок, определенный в судебном акте.

Статья 16. Основания отказа в опровержении

1. В опровержении должно быть отказано, если данное требование либо представленный текст опровержения:

1) является злоупотреблением свободой массовой информации в смысле статьи 7 настоящего Федерального закона;

2) противоречит вступившему в законную силу судебному акту;

3) является анонимным.

2. В опровержении может быть отказано, если:

1) опровергаются сведения, которые уже опровергнуты в данном или ином средстве массовой информации;

2) требование об опровержении поступило по истечении одного года со дня распространения опровергаемых сведений в данном средстве массовой информации.

3. Отказ в опровержении либо нарушение установленного настоящим Федеральным законом порядка опровержения могут быть в течение года со дня распространения опровергаемых сведений обжалованы в суд.

Статья 17. Право на ответ

1. Гражданин или организация, в отношении которого в средстве массовой информации распространены сведения, не соответствующие действительности, имеет право на ответ (комментарий, реплику) в том же средстве массовой информации.

В отношении ответа и отказа в таковом соответственно применяются правила статей 14 – 16 настоящего Федерального закона.

2. При обнаружении фактической ошибки, в том числе искажения имени физического лица, в материалах средства массовой информации владелец средства массовой информации, вещатель или издатель обязаны по собственной инициативе либо по требованию заинтересованного лица обнародовать поправку в том же средстве массовой информации. Отказ в распространении поправки может быть обжалован в суд.



следующая страница >>