microbik.ru
1 2 3
30 ноября 2004 года 171-З N 349-III


ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
О МЕСТНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)
Принят постановлением

Государственного Собрания (Ил Тумэн)

Республики Саха (Якутия)

от 30.11.2004 З N 350-III
(в ред. Законов РС(Я)

от 22.03.2006 317-З N 647-III,

от 01.11.2006 391-З N 795-III,

от 26.04.2007 448-З N 911-III,

от 26.12.2007 534-З N 1071-III,

от 23.04.2009 685-З N 261-IV, от 17.06.2009 712-З N 279-IV,

от 14.10.2009 728-З N 341-IV, от 15.12.2009 781-З N 421-IV,

с изм., внесенными решением Верховного суда РС(Я)

от 29.07.2009 N 3-35/09)
Настоящий закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Конституцией (Основным законом) Республики Саха (Якутия) регулирует вопросы организации местного самоуправления в Республике Саха (Якутия), права, обязанности и ответственность органов государственной власти Республики Саха (Якутия) и должностных лиц органов государственной власти Республики Саха (Якутия) в области местного самоуправления, а также права, обязанности и ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц органов местного самоуправления в Республике Саха (Якутия).
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Местное самоуправление в Республике Саха (Якутия)
1. Местное самоуправление в Республике Саха (Якутия) - гарантируемая Конституцией Российской Федерации и Конституцией (Основным законом) Республики Саха (Якутия) форма народовластия, обеспечивающая осуществление населением самостоятельной и под свою ответственность деятельности по решению непосредственно и (или) через формируемые органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных особенностей.

2. Местное самоуправление в Республике Саха (Якутия) осуществляется в соответствии с принципами:

законности, верховенства Конституции Российской Федерации, федеральных законов, Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия);

государственной и территориальной целостности Республики Саха (Якутия);

признания, соблюдения и защиты государством прав граждан на участие в решении вопросов местного значения;

разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Республики Саха (Якутия) и органами местного самоуправления, между органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления поселений;

самостоятельного и под свою ответственность осуществления органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения, а также отдельных государственных полномочий, переданных им в соответствии с законом, исходя из интересов населения;

сочетания интересов населения муниципальных образований и интересов Республики Саха (Якутия), Российской Федерации;

соблюдения административно-территориального устройства, учета национально-этнических, исторических и иных местных традиций, экономико-географических особенностей Республики Саха (Якутия);

соразмерности материальных и финансовых ресурсов полномочиям органов местного самоуправления;

подотчетности органов местного самоуправления и должностных лиц органов местного самоуправления населению, гласности и открытости их деятельности.
Статья 2. Правовая основа местного самоуправления
Правовую основу местного самоуправления в Республике Саха (Якутия) составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", иные федеральные законы, нормативные правовые акты органов исполнительной власти Российской Федерации, Конституция (Основной закон) Республики Саха (Якутия), законы Республики Саха (Якутия), нормативные правовые акты органов исполнительной власти Республики Саха (Якутия) в области местного самоуправления, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, уставы муниципальных образований, иные муниципальные правовые акты, а также договоры и соглашения, заключаемые органами местного самоуправления.
Статья 3. Государственные гарантии местного самоуправления
1. Основными организационными гарантиями местного самоуправления, обеспечиваемыми органами государственной власти Республики Саха (Якутия), являются:

1) принятие законов Республики Саха (Якутия) об установлении и изменении границ территорий муниципальных образований, о преобразовании муниципальных образований с учетом мнения населения, о наделении муниципальных образований соответствующим статусом;

2) организация, финансирование и проведение выборов органов местного самоуправления во вновь образуемых муниципальных образованиях;

3) законодательное обеспечение гарантий осуществления местного самоуправления в муниципальных образованиях с учетом плотности населения в муниципальных образованиях и доступности их территории.

2. Основными правовыми гарантиями местного самоуправления являются:

1) обеспечение защиты прав граждан на осуществление местного самоуправления;

2) установление ответственности органов государственной власти Республики Саха (Якутия), органов местного самоуправления и должностных лиц органов местного самоуправления за обеспечение конституционных гарантий прав граждан на осуществление местного самоуправления;

3) установление ответственности юридических и физических лиц за невыполнение правовых актов органов местного самоуправления, принятых ими в пределах установленной законом компетенции и в соответствии с уставами муниципальных образований;

4) судебная защита прав органов местного самоуправления и прав граждан на осуществление местного самоуправления.

3. Основными экономическими гарантиями местного самоуправления являются:

1) создание органами государственной власти Республики Саха (Якутия) условий по обеспечению необходимыми материальными и земельными ресурсами для становления и развития местного самоуправления;

2) обеспечение государственной финансовой поддержки муниципальных образований, включая затраты на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций;

3) обеспечение государственного финансирования расходов на социальные нужды муниципальных образований для удовлетворения основных жизненных потребностей населения не ниже установленных минимальных государственных социальных стандартов.
Статья 4. Полномочия органов государственной власти Республики Саха (Якутия) в области местного самоуправления
(в ред. Закона РС(Я) от 01.11.2006 391-З N 795-III)
1. К полномочиям органов государственной власти Республики Саха (Якутия) в области местного самоуправления относятся:

1) правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления в Республике Саха (Якутия) в случаях и порядке, установленных федеральными законами;

2) правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов государственной власти Республики Саха (Якутия) и должностных лиц органов государственной власти Республики Саха (Якутия) в области местного самоуправления в случаях и порядке, установленных федеральными законами;

3) правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц органов местного самоуправления по предметам ведения Республики Саха (Якутия), а также в пределах полномочий органов государственной власти Республики Саха (Якутия) по предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Саха (Якутия);

4) правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц органов местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, которыми органы местного самоуправления наделены законами Республики Саха (Якутия).

2. Осуществление исполнительно-распорядительных и контрольных полномочий органами государственной власти Республики Саха (Якутия) в отношении муниципальных образований и органов местного самоуправления допускается только в случаях и порядке, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, Конституцией (Основным законом) Республики Саха (Якутия), конституционными законами Республики Саха (Якутия) и принимаемыми в соответствии с ними законами Республики Саха (Якутия).

(в ред. Закона РС(Я) от 26.04.2007 448-З N 911-III)
Глава 2. МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Статья 5. Территории муниципальных образований
1. Местное самоуправление в Республике Саха (Якутия) осуществляется в улусах (районах), городе республиканского значения Якутске, городах, поселках, наслегах и других территориях с учетом исторических и иных местных традиций.

В местностях компактного проживания коренных малочисленных народов Севера местное самоуправление осуществляется с учетом национально-этнических особенностей в порядке, установленном законом.

2. Установление и изменение границ территорий муниципальных образований осуществляется законом Республики Саха (Якутия) с учетом исторических и иных местных традиций, социально-экономических характеристик соответствующих территорий, расположения транспортных коммуникаций, наличия инженерной инфраструктуры и других географических, градостроительных особенностей.

3. Изменение границ территорий муниципальных образований, преобразование муниципальных образований осуществляются законом Республики Саха (Якутия) по инициативе населения, органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, органов государственной власти Республики Саха (Якутия), федеральных органов государственной власти.

4. В случаях, предусмотренных Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в целях получения согласия населения при изменении границ муниципального образования, преобразовании муниципального образования проводится голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования.

Изменение границ муниципальных районов и поселений, не влекущее отнесения территорий отдельных входящих в их состав поселений и (или) населенных пунктов соответственно к территориям других муниципальных районов или поселений, осуществляется с учетом мнения населения, выраженного представительными органами соответствующих муниципальных районов и поселений.

(часть четвертая в ред. Закона РС(Я) от 23.04.2009 685-З N 261-IV)

5. Перечень муниципальных районов, поселений, отдельных населенных пунктов, входящих в состав поселений, относящихся к труднодоступным местностям, а также порядок применения требований пешеходной и транспортной доступности относительно административных центров муниципальных образований и входящих в их состав населенных пунктов в местностях с низкой плотностью населения и в труднодоступных местностях устанавливаются законом Республики Саха (Якутия) по представлению Правительства Республики Саха (Якутия).
Статья 6. Муниципальный район
1. Территория муниципального района состоит из территорий городских, сельских поселений и межселенных территорий.

2. Границы территорий муниципальных районов с их картографическим описанием устанавливаются законом Республики Саха (Якутия).

3. На территориях с низкой плотностью населения и в труднодоступных местностях требования транспортной доступности до административного центра муниципального района и обратно для жителей всех поселений, входящих в состав муниципального района, не применяются.

4. На территориях с низкой плотностью населения в состав муниципального района входят межселенные территории.
Статья 7. Городское, сельское поселение
1. Территория городского, сельского поселения состоит из исторически сложившихся земель населенных пунктов, прилегающих к ним земель общего пользования, территорий традиционного природопользования населения, рекреационных земель, земель для развития поселения.

Границы территорий поселений устанавливаются законом Республики Саха (Якутия) в соответствии с требованиями градостроительного и земельного законодательства.

2. В состав территории городского, сельского поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения.

3. С учетом плотности населения Республики Саха (Якутия) и доступности территорий поселений могут быть образованы сельские поселения с численностью населения менее 1 000 человек.

4. На территориях с низкой плотностью населения и в труднодоступных местностях сельский населенный пункт с численностью населения менее 100 человек по решению схода граждан может быть отнесен к межселенной территории.

5. Основным видом муниципального образования в сельской местности Республики Саха (Якутия) является наслег как традиционная форма самоуправления населения.

Понятие "наслег" равнозначно понятию "сельское поселение".
Статья 8. Городской округ
1. Законом Республики Саха (Якутия) городское поселение может быть наделено статусом городского округа.

2. Наделение городского поселения статусом городского округа осуществляется при наличии сложившейся социальной, транспортной и иной инфраструктуры, необходимой для самостоятельного решения органами местного самоуправления городского поселения установленных федеральным законом вопросов местного значения городского округа и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных указанным органам федеральными законами и законами Республики Саха (Якутия), а также при наличии сложившейся социальной, транспортной и иной инфраструктуры, необходимой для самостоятельного решения органами местного самоуправления прилегающего (прилегающих) муниципального района (муниципальных районов) установленных федеральным законом вопросов местного значения муниципального района и осуществления ими отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления муниципального района (муниципальных районов) федеральными законами и законами Республики Саха (Якутия).

При наделении городского поселения статусом городского округа учитываются перспективы развития городского поселения, подтвержденные генеральным планом данного городского поселения.

(абзац введен Законом РС(Я) от 23.04.2009 685-З N 261-IV)
Статья 9. Межмуниципальное сотрудничество
1. В целях эффективного решения вопросов местного значения, организации взаимодействия органов местного самоуправления, выражения и защиты общих интересов муниципальные образования создают совет муниципальных образований Республики Саха (Якутия), а также вправе заключать договоры и соглашения о передаче отдельных полномочий по решению вопросов местного значения.

(в ред. Закона РС(Я) от 22.03.2006 317-З N 647-III)
Часть 2 статьи 9 в части, предусматривающей, что организация и деятельность совета муниципальных образований Республики Саха (Якутия) осуществляются в соответствии с законом Республики Саха (Якутия), признана недействующей решением Верховного суда РС(Я) от 29.07.2009 N 3-35/09 с момента вступления в силу решения суда.

Определением Верховного Суда РФ от 28.10.2009 N 74-Г09-25 указанное решение в данной части отменено и принято новое решение, которым в заявлении о признании недействующей части 2 статьи 9 в части, предусматривающей, что организация и деятельность совета муниципальных образований Республики Саха (Якутия) осуществляются в соответствии с законом Республики Саха (Якутия), отказано.
2. Организация и деятельность совета муниципальных образований Республики Саха (Якутия) осуществляются в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

(в ред. Законов РС(Я) от 22.03.2006 317-З N 647-III, от 14.10.2009 728-З N 341-IV)

3. Для создания совета муниципальных образований Республики Саха (Якутия) созывается съезд муниципальных образований Республики Саха (Якутия).

(в ред. Закона РС(Я) от 22.03.2006 317-З N 647-III)

Съезд муниципальных образований Республики Саха (Якутия):

1) утверждает устав совета муниципальных образований Республики Саха (Якутия);

(в ред. Закона РС(Я) от 22.03.2006 317-З N 647-III)

2) определяет размеры и порядок уплаты членских взносов муниципальных образований на осуществление деятельности и содержание органов управления совета муниципальных образований Республики Саха (Якутия);

(в ред. Закона РС(Я) от 22.03.2006 317-З N 647-III)

3) избирает органы управления совета муниципальных образований Республики Саха (Якутия);

(в ред. Закона РС(Я) от 22.03.2006 317-З N 647-III)

4) осуществляет иные полномочия, определенные регламентом съезда муниципальных образований Республики Саха (Якутия).

4. Совет муниципальных образований Республики Саха (Якутия) не вправе вмешиваться в деятельность муниципальных образований Республики Саха (Якутия), ограничивать их деятельность.

(в ред. Закона РС(Я) от 22.03.2006 317-З N 647-III)

5. Совет муниципальных образований Республики Саха (Якутия) может входить в единое общероссийское объединение муниципальных образований, участвовать в образовании иных объединений муниципальных образований или входить в них.

(в ред. Закона РС(Я) от 22.03.2006 317-З N 647-III)

6. С учетом особенностей территориальной и организационной основы муниципальных образований в Республике Саха (Якутия) могут быть образованы на добровольной основе иные объединения муниципальных образований.

7. В целях объединения финансовых средств, материальных и иных ресурсов для решения вопросов местного значения могут быть образованы межмуниципальные объединения, учреждены хозяйственные общества и другие межмуниципальные организации в соответствии с федеральными законами и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. В этих же целях органы местного самоуправления могут заключать договоры и соглашения. Указанные межмуниципальные объединения не могут наделяться полномочиями органов местного самоуправления.

8. Межмуниципальные хозяйственные общества создаются в форме закрытых акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью.

Межмуниципальные хозяйственные общества осуществляют свою деятельность в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами.

9. Представительные органы муниципальных образований могут принимать решения о создании некоммерческих организаций в форме автономных некоммерческих организаций и фондов.

10. Некоммерческие организации муниципальных образований осуществляют свою деятельность в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, федеральным законом о некоммерческих организациях, иными федеральными законами.

11. Органы местного самоуправления вправе заключать договоры и соглашения о передаче отдельных полномочий. Договоры о взаимодействии в сфере решения вопросов местного значения и соглашения о передаче отдельных полномочий заключаются главами муниципальных образований по согласованию с представительными органами соответствующих муниципальных образований.

следующая страница >>