microbik.ru
1
План кружковых занятий

«Занимательная физика».

Данный курс разработан учителем физики:

Тимофеевой Светланой Леонтьевной.

Занимательная физика»:1 час в неделю, 34 часа
Пояснительная записка.

Физика является базовым предметом для технического образования после школы. Социальный спрос на технические специальности неуклонно возрастает, это требует качественной подготовки учащихся по предмету. Многие учащиеся плохо решают задачи, цель данного курса научить решать задачи повышенной сложности.

Решение физических задач – один из методов обучения физике с помощью решения задач:

а) сообщаются знания о конкретных объектах и явлениях;

создаются и решаются проблемные ситуации;

б) формируются практические и интеллектуальные умения;

г) сообщаются знания из истории науки техники;

д) формируются такие качества личности, как целеустремленность, настойчивость, аккуратность, внимательность, дисциплинированность, формируются способности.

Поэтому важнейшей целью физического образования является формирование умений работать с школьной учебной физической задачей.
Цель данной программы:

  1. развитие интереса к физике, к решению физических задач;

  2. совершенствование полученных в основном курсе знаний и умений;

  3. формирование представлений о методах решения школьных физических задачах.


Используемая литература:

  1. гольдфарб И.И.«Сборник вопросов и задач по физике»

  2. Меледин Г.В. «Физика в задачах»

  3. Ланге В.Н. «Экспериментальные задачи на смекалку»

  4. Низамов И.М. «Задачи по физике с техническим содержанием»

  5. Бутиков Б.И. и др. «Физика в задачах»

  6. Тульчинский М.Е. «Качественные задачи по физике»

  7. Тульчинский М.Е.«Занимательные задачи–парадоксы и софизмы по физике»

  8. Кобушкин В.Н. «Методы решения задач по физике»

  9. Тарасов Л.В, Тарасова А.Н.«Вопросы и задачи по физике»


Содержание курса:

Физическая задача. Классификация задач (1 ч)


  1. Что такое физическая задача. Состав физической задачи. Физическая теория и решение задач.

  2. Классификация физических задач по требованию, содержанию, способу задания, способу решения. Примеры задач всех видов.


Правила и приемы решения задач (1 ч)


  1. Общие требования при решении физических задач. Этапы решения физической задачи.

  2. Типичные недостатки при решении и оформлении решения физических задач. Изучение примеров решения задач.

  3. Различные приемы и способы решения физических задач: алгоритмы, аналогии, геометрические приемы, метод размерностей, графические решения.


Механика (11ч)
Динамика и статика (6ч)


  1. Координатный метод решения задач по механике. Решение задач на основные законы механики: Ньютона, законы для сил тяготения, упругости, трения.

  2. Решение задач на движение материальной точки под действием нескольких сил в горизонтальном направлении.

  3. Решение задач на движение тела по окружности.

  4. Задачи на принцип относительности: кинематические и динамические характеристики движения тела в разных инерциальных системах отсчета.

5-6.Подбор, составление и решение по интересам различных сюжетных задач: занимательных, экспериментальных, бытового содержания, технического и краеведческого содержания.
Законы сохранения (5ч)


  1. Импульс тела. Закон сохранения импульса.

  2. Решение задач на закон сохранения импульса и реактивное движение.

  3. Работа и мощность. Механическая энергия.

  4. Решение задач на определение работы и мощности. Решение задач на закон сохранения энергии.

5-6.Знакомство с примерами решения задач по механике районных, городских и международных.
Механические колебания и волны (9ч)


  1. Колебательное движение. Гармонические колебания. Уравнения движения колеблющегося тела.

  2. Свободные и вынужденные колебания. Превращения энергии в колебательном движении.

  3. Явление резонанса. Полезное и вредное проявление резонанса.

  4. Распространение колебаний в упругой среде. Уравнение волны.

  5. Волновые свойства – интерференция, дифракция, поляризация.

  6. Звуковые волны. Эхо. Инфразвук. Ультразвук и его применение.

7-9.Землетрясения. Сейсмические волны.
Электромагнитное поле. Электромагнитные волны (7 ч)


  1. Магнитное поле тока. Графическое изображение электрического поля.

  2. Характеристики магнитного поля – магнитная индукция и магнитный поток. Правило буравчика и левой руки.

  3. Магнитные свойства вещества. Применение ферромагнетиков.

  4. Открытие Фарадея. Явление электромагнитной индукции. Самоиндукция.

  5. Связь между переменным электрическим полем и переменным магнитным полем. Опыты Герца.

  6. Электромагнитные волны.

  7. Электромагнитная природа света.


Физика атома и атомного ядра (5 ч)


  1. Явление радиоактивности. Опыты Резерфорда. Модель атома.

  2. α - , β - , γ – излучения. Их свойства и применение. Методы наблюдения и регистрации ядерного излучения.

  3. Состав ядра атома. Ядерные силы. Понятие о дефекте массы и энергии связи.

  4. Атомная энергетика. Применение атомной энергии как источника электрической энергии.

  5. Биологическое действие радиации.


Основные знания и умения, приобретаемые в изучении факультативного курса физики.

I. Знания.

  1. основные законы механики, колебательного движения; физики атома и атомного ядра;

  2. возможности использования и учета в технике изученных физических законов.

II. Умения.

  1. применять полученные знания в простейших условиях;

  2. качественно объяснять механизм того или иного физического процесса;

  3. решать комбинированные задачи с использованием различных физических законов;

  4. использовать различные средства вычислительной техники (МК, ПК) при решении задач.