microbik.ru
1
Департамент образования г. Москвы

Западное окружное управление образования


Государственное образовательное учреждение

Центр образования №1471

Утверждаю:

Директор ГОУ ЦО № 1471

Шушковская А.А.

Рекомендована

Педагогическим советом


Направленность: культорологическая

Образовательная программа


дополнительного образования

«Культура Японии»

Основана на программе изучения японского языка

Программа разработана педагогом

дополнительного образования Костиковой А.В.

Программа рассчитана на 1 год

Возраст 11-12 лет

г. Москва 2011 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Почти сто лет назад индийский мудрец Рабиндранат Тагор побывал в Японии и был очарован ею. Свои впечатления он высказал предельно точно и кратко: «Япония дала жизнь совершенной по форме культуре и развила в людях такое свойство зрения, когда правду видят в красоте, а красоту в правде». Страна значительно изменилась с тех пор, как ее посетил Рабиндранат Тагор. Но и сегодня в стремительном образе жизни современных японцев нетрудно разглядеть все тот же многовековой опыт традиционной культуры Японии.

Настоящая программа имеет культурологическую направленность.

Культура – область человеческой деятельности, связанная с самовыражением человека, проявлением его субъективности, характера, навыков, умения и знаний. Именно поэтому всякая культура связана не только с творчеством человека, но и с повседневной практикой, коммуникацией, отражением, обобщением и его повседневной жизнью. Культура является маркером и основой цивилизаций.

По мере знакомства с культурным достоянием Японии, отличающимся своей уникальностью и многогранностью, учащиеся расширяют кругозор, получают представление об окружающем их мире, приобретают знания, умения и навыки, способствующие адаптации к социокультурным факторам в процессе взросления и формирования личности.

Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что посещение детьми младшего школьного возраста дополнительных занятий по культуре Японии не просто дает возможность познакомиться с культурой этой страны, но способствует обогащению духовного мира, врастанию в мир человеческой культуры, активизации творческого потенциала каждой отдельной личности.

Знакомство с традициями, обычаями, видами искусств (живописью, литературой, архитектурой, кухней, религией и т.д.), практические занятия каллиграфией, оригами, икебаной, хайку и др., представленные в игровой форме, индивидуальная работа и работа в группе, разнообразные коммуникативные задания с использованием наглядных пособий обусловливают появление мотивов и потребностей в социальном, культурном, нравственном, духовном, художественно-эстетическом и, наконец, творческом развитии.

Поэтому настоящая образовательная программа представляет собой не просто курс лекций по культуре Японии, цель её значительней и шире: она призвана развить творческий потенциал ребёнка, обогатить его духовно и стать отправной точкой в стремлении дальнейшего познания мира и самосовершенствования.

Задачи:

– развивать у учащихся понятие прекрасного;

– способствовать усвоению знаний по культуре Японии, расширению кругозора;

– научить основам каллиграфии, оригами, икебаны и др.;

– развить интерес к познанию окружающего мира;

– формировать у учащихся стремление к саморазвитию и самосовершенствованию;

– способствовать творческому развитию личности и формированию целостного мировоззрения.

Японская культура является неповторимым самобытным явлением не только в контексте общемировой культуры, но и в ряду других восточных культур. Она непрерывно развивалась, начиная с X - XI веков. C XVII и до середины XIX века Япония была практически закрыта для иностранцев (связи сохранялись только с Нидерландами и Китаем). В период этой изоляции в Японии получило творческое развитие национальное своеобразие.

Поскольку богатейшая традиционная культура Японии открылась перед миром и привлекла к себе интерес сравнительно недавно, в настоящее время активно ведется внедрение курсов японской культуры и японского языка в школах и других учебных заведениях.

Актуальность данной программы заключается в том, что на данный момент в России фактически отсутствует методическая база по изучению языка и культуры Японии, поэтому накопление материала, обмен опытом среди педагогов, носителей языка, создание различных образовательных программ и введение их в учебный процесс является приоритетным направлением.

Отличительной особенностью настоящей образовательной программы является то, что она предназначена для детей 10-14 лет и составлена с учетом возрастных особенностей учащихся. Она содержит интересные сведения о японской культуре, предполагает проведение практических занятий с использованием наглядных материалов, творческие задания и т.д.

Программа рассчитана на 2 года и разбита на разделы в соответствии с тематикой преподаваемого материала. Форма обучения как групповая, так и индивидуальная (во время практических занятий).

Как показывает практика, учебные занятия наиболее эффективны для группы численностью 10-15 человек. Рекомендуемая продолжительность занятия составляет 1 академический час 2 раза в неделю.

Структура учебного занятия предполагает использование различных видов деятельности (говорение, аудирование, чтение, письмо, изготовление оригами, икебаны и т.п.). Поскольку возраст учащихся варьируется от 10 до 14 лет, в течение урока рекомендуется устраивать динамические паузы, физкультминутки.

Ожидаемые результаты реализации программы

По окончании обучения учащиеся будут знать:

– основы традиционной японской культуры;

– особенности японской письменности;

– известные произведения японских писателей, живописцев, скульпторов, аниматоров и т.д.;

традиции, обычаи, правила этикета, принятые в Японии;

– основные виды японского искусства, их характерные черты;

– основы каллиграфии, оригами, икебаны, нэцкэ и др.;

– наиболее известных японских деятелей;

– традиционные виды спорта, кухню, праздники;

– термины и понятия, виды деятельности, характерные лишь для японской культуры.

Учащиеся будут уметь:

– правильно держать кисть на уроках каллиграфии;

– изготовлять оригами, икебану и т.п.;

– находить сходства и различия с другими культурами мира;

– правильно надевать кимоно;

– готовить суши и другие блюда японской кухни и многое другое.

Контроль результативности выполнения программы осуществляется педагогом в ходе занятий и по качественному уровню исполнения тех заданий, которые готовятся детьми (активность на занятиях, умение находить сходства/различия с другими мировыми культурами, аккуратность при изготовлении оригами, икебаны и т.п. на практических занятиях и т.д.).

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Количество учебных недель блока дополнительного образования: 38 недель в год
I год обучения

Название разделов, тем

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1. Знакомство обучающихся друг с другом и с педагогом. Выявление уровня первичной подготовки детей в данном виде деятельности

1 ч.

1 ч.

-

2. Инструктаж по технике безопасности. Вводное занятие

1 ч.

1 ч.

-

I. «Япония» (обзор)







-

1.География

2 ч.

2 ч.

-

2.Основные исторические даты

2 ч.

2 ч.

-

3.История японской культуры

2 ч.

2 ч.

-

4.Японский язык

2 ч.

1 ч.

1 ч.

5.Население. Религия

2 ч.

2 ч.

-

6.Праздники

2 ч.

2 ч.

-

II. «Искусство» (обзор)










1.Живопись

6 ч.

3 ч.

3 ч.

2.Литература

6 ч.

3 ч.

3 ч.

3.Скульптура

6 ч.

4 ч.

2 ч.

4.Нэцкэ

2 ч.

1 ч.

1 ч.

5.Оригами

8 ч.

2 ч.

6 ч.

6.Икебана

8 ч.

2 ч.

6 ч.

7.Бонсай

2 ч.

1 ч.

1 ч.

8.Сакура

2 ч.

1 ч.

1 ч.

9. Каллиграфия

8 ч.

2 ч.

6 ч.

10.Театр

5 ч.

3 ч.

2 ч.

11.Аниме и Манга

5 ч.

2 ч.

3 ч.

Итого:

72 ч.







III.Организационные мероприятия, выставочная деятельность, экскурсии, соревнования и др.


4 ч.




4 ч.

Всего:

76 ч.

37 ч.

35 ч.



II год обучения

Название разделов, тем

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1. 1. Знакомство обучающихся друг с другом и с педагогом. Выявление уровня подготовки детей в данном виде деятельности

1 ч.

1 ч.

-

2. Инструктаж по технике безопасности. Вводное занятие

1 ч.

1 ч.

-

I. «Культура Японии» (продолжение)







-

1. Декоративно-прикладное искусство, ремёсла (обзор)

2 ч.

2 ч.

-

2. Традиционные японские куклы

4 ч.

1 ч.

3 ч.

3. Керамика для чайной церемонии

2 ч.

1 ч.

1 ч.

4. Ручная роспись тканей

4 ч.

2 ч.

2 ч.

5. Темари

2 ч.

1 ч.

1 ч.

6. Кинематограф

8 ч.

2 ч.

6 ч.

7.Музыка

8 ч.

2 ч.

6 ч.

8.Одежда

4 ч.

2 ч.

2 ч.

9. Национальная кухня

8 ч.

4 ч.

4 ч.

10. Традиционные виды спорта (обзор)

2 ч.

2 ч.

-

11.Кюдо

2 ч.

1 ч.

1 ч.

12.Сумо

2 ч.

1 ч.

1 ч.

13.Кэндо

2 ч.

1 ч.

1 ч.

14.Айкидо

2 ч.

1 ч.

1 ч.

15. Религия

4 ч.

3 ч.

1 ч.

16. Традиции, обычаи, этикет (обзор)

3 ч.

1 ч.

3 ч.

17. Ваби-саби

2 ч.

1 ч.

1 ч.

18. Ханами

2 ч.

1 ч.

1 ч.

19. Японская чайная церемония

5 ч.

1 ч.

4 ч.

20. Моно-но аварэ

2 ч.

1 ч.

1 ч.

Итого:

72 ч.







III.Организационные мероприятия, выставочная деятельность, экскурсии, соревнования и др.


4 ч.




4 ч.

Всего:

76 ч.

33 ч.

43 ч.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

I год обучения

Вводное занятие. Знакомство с учащимися. Что такое культура? Культуры стран мира. Правила поведения и инструктаж по технике безопасности.

Тема 1. Япония. Исторический очерк. География. Знаменательные даты в жизни японцев. История японской культуры. Японский язык. Население. Религия. Праздники.

Практическая часть. Знакомство с японским языком (прослушивание аудиоматериалов, содержащих японскую речь). Развитие и становление японской письменности в процессе изучения особенностей японских текстов в разные исторические периоды. Типы японской письменности (иероглифы, хирагана, катакана) на примере рукописных и печатных японских текстов.

Тема 2. Японское искусство. Виды искусства (живопись, литература, скульптура, театр). Виды искусства, характерные только для японской культуры (нэцкэ, оригами, икебана, бонсай, сакура, каллиграфия, аниме, манга).

Практическая часть. Знакомство с японским искусством. Просмотр видеоматериалов о видах японского театра, бонсай, аниме. Ознакомление с наиболее известными произведениями японских писателей, живописцев, скульпторов, мастеров по созданию нэцкэ и др. Изготовление моделей оригами, икебаны. Каллиграфическое письмо.

Итоговое занятие. Подведение итогов работы за год. Обобщение пройденного материала.

II год обучения

Вводное занятие. Знакомство с программой на год. Правила поведения и инструктаж по технике безопасности.

Тема 1. Культура Японии (продолжение). Знакомство с декоративно-прикладным искусством, ремёслами (керамика для чайной церемонии, ручная роспись тканей традиционные японские куклы и др.). Кинематограф. Музыка. Религия (синтоизм, буддизм). Традиционная одежда японцев разных полов и сословий в различные периоды истории развития страны. Национальная кухня. Чайная церемония Садо. Традиционные виды спорта: кюдо, сумо, кэндо, айкидо. Уникальные традиции, обычаи, этикет японцев: ваби-саби, ханами, моно-но аварэ.

Практическая часть. Просмотр фильмов традиционного японского кинематографа, видеоматериалов о декоративно-прикладном искусстве, ремеслах, направлениях современной музыки. Разучивание пеенок на японском языке. Обучение искусству чайной церемонии Садо. Приготовление блюд японской кухни. Разыгрывание сценок, наглядно демонстрирующих традиции, обычаи, этикет японского народа.

Итоговое занятие. Обобщение пройденного материала. Подведение итогов курса.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Для успешного проведения занятий очень важна подготовка к ним, заключающаяся в планировании работы, подготовке материальной базы и самоподготовке педагога.

В этой связи продумывается вводная, основная и заключительная части занятий; просматривается необходимая литература, отмечаются новые термины и понятия, которые следует разъяснить ребятам, выделяется теоретический материал, намечается содержание беседы или рассказа, подготавливаются наглядные пособия.

На занятиях используются различные методы обучения (словесные, наглядные, практические, игровые) и их сочетание.

Разнообразие форм помогает педагогу органично расставлять акценты на истинных нравственных ценностях, обеспечивающие нужное восприятие их ребёнком, а также ненавязчиво направлять его к осознанию себя и каждого человека неповторимым созданием природы, к необходимости ценить, беречь, развивать и укреплять свои достоинства, т.е. совершенствоваться.

Для успешной реализации программы необходимы такие условия:

– соответствующее помещение, доска, освещение каждого рабочего места;

– литература, аудио и видеоматериалы по культуре Японии;

– коллекция альбомов, открыток, ксерокопий, фотографий, наглядно демонстрирующих тот или иной вид искусства;

– методический материал по предлагаемым темам работы;

– наглядные материалы по различным видам искусства Японии;

– магнитофон;

– компьютер, проектор для просмотра видеороликов;

– наборы для каллиграфии;

– цветная бумага для изготовления оригами;

– исходные материалы для изготовления икебаны;

– канцелярские товары для проведения практических занятий.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

(литература предназначена преподавателям и учащимся)

1. Виноградова Н.А. Сто лет искусства Китая и Японии. М., 1999.

2. Все о Японии. М., 2001.

3. Гвоздев С.А. Самураи: путь мяча. М., 2001.

4. Главева Д.Г. Традиционная японская культура. Специфика мировосприятия. М., 2004.

5. Григорьева Т.П. Японская художественная традиция М., Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», Институт востоковедения АН СССР, 1979.

6. Дайсэцу Тэйтару Судзуки. Дзэн и японская культура. М., 2003.

7. Иофан Н. А. Культура древней Японии. — Наука, 1974

8. Искусство Японии // CD-диск электронного издательства «Директмедиа», ISBN 5-94865-018-9

9. Конрад Н. И. Очерк истории культуры средневековой Японии. VII - XVI века. — Искусство, 1980

10. Культура классической Японии: словарь – справочник. Ростов – на – Дону, Харьков, 2002.

11. Овчинников В.С. Ветка сакуры. М., 2005.

12. Пронников В.А., Ладанов И.Д. Японцы: этнопсихологические очерки. М., 1985.

13. Савкина И. Япония. Уроки вежливости // Азия и Африка сегодня. 2004. № 8.

14. Тагирова Р.М. Культура стран Востока: особенности и типы культур. М., 2000.

15. Штейнер Е. С. Феномен человека в японской традиции: личность или квазиличность? // Человек и культура: Индивидуальность в истории культуры. М., 1990

16. Япония от А до Я. Энциклопедия // CD-диск электронного издательства «Директмедиа», ISBN 978-5-94865-190-3

17. www.embjapan.ru, информационный Internet-сервер посольства Японии в России