microbik.ru
1


Пленарное заседание сопредседателей рабочих групп

Промышленного и Регулятивного диалогов России и ЕС

(г. Москва, 24 мая 2011 г.)

Совместный доклад сопредседателей


  1. Сопредседатели рабочих групп Промышленного и Регулятивного диалогов России и ЕС встретились на совместном заседании в г. Москве 24 мая 2011 г. Они рассмотрели достигнутые результаты и имеющиеся проблемы обоих диалогов и обсудили их дальнейшее развитие.

  2. Встреча состоялась в период начальной фазы реализации Рабочего плана Партнерства для модернизации Россия-ЕС, который был запущен на последнем саммите Россия-ЕС 7 декабря 2010 г. и стал одной из основных тем состоявшейся в г. Брюсселе 24 февраля 2011 г. встречи Правительство Российской Федерации - Европейская комиссия.

3.Партнерство для модернизации и сближение технических регламентов.

3.1. Учитывая итоги пленарного заседания представителей отраслевых диалогов под председательством национальных координаторов Партнерства для модернизации, которое состоялось в г. Москве 11 мая 2011 г., сопредседатели рассмотрели ход выполнения разделов Рабочего плана Партнерства для модернизации Россия-ЕС, меры по поддержке проектов, включая привлечение ресурсов международных финансовых инструментов, участие бизнеса в реализации задач Партнерства для модернизации.

    1. В контексте реализации Рабочего плана Партнерства для модернизации Россия-ЕС сопредседатели обсудили сближение в области разработки технических регламентов, в частности, были обсуждены списки технических регламентов, сближение по которым может произойти в 2011 и 2012 годах. Эта работа выполняется в соответствии с разделом Рабочего плана 2.5. Гармонизация стандартов и техническое регулирование.

3.3.Российская сторона подтвердила, что она согласовала список из семи технических регламентов, по которым работа в 2011 году будет направлена на достижение сближения: низковольтное оборудование, безопасность игрушек, упаковка, пиротехника, безопасность машин и оборудования, электромагнитная совместимость, использование еврокодов для строительных работ и продукции. Этот список в дальнейшем будет обсуждаться в Брюсселе на заседании подгруппы по оценке соответствия и стандартизации.

3.4. Со своей стороны европейская сторона выразила удовлетворение списком на 2011 год. Также было заявлено о желании подготовки списка на 2012 год. Подтверждена заинтересованность в развитии сотрудничества организаций стандартизации посредством соглашения о сотрудничестве CEN/CENELEC/Росстандарт. Европейская сторона также обратилась с просьбой сделать более тесным сотрудничество на период консультаций по новым техническим регламентам Таможенного союза. В частности, она попросила включить ее в возможную систему «оповещения по электронной почте» с тем, чтобы получать уведомления всякий раз, когда новый проект технического регламента Таможенного союза будет направляться на публичное обсуждение.

3.5. Российская сторона согласилась по системе оповещения и рассмотрит возможности. Российская сторона также уточнила следующее. Технические регламенты разрабатываются в соответствии с планом, принятым Комиссией Таможенного союза. Проекты технических регламентов публикуют в интернете. Все публичные обсуждения имеют срок не менее 60 дней. Интересы промышленности ЕС учитываются через Ассоциацию европейского бизнеса в Российской Федерации и Консультативный совет по иностранным инвестициям. Представители вышеупомянутых организаций являются постоянными членами Экспертного совета по вопросам технического регулирования и стандартизации при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации. Одной из целей Экспертного совета является предоставление экспертного заключения по проектам технических регламентов. Кроме того, Европейская сторона начала практику представления официального мнения проектам ряда технических регламентов. Такая практика поддерживается Российской стороной.

3.6. Европейская сторона предложила для предлагаемого списка на 2012 г., чтобы горизонтальные аспекты, связанные с техническим регламентом, также включались в этот список с целью достижения выравнивания всей системы. Это могут быть такие вопросы, как надзор за рынком, ответственность за продукт, аккредитация и др. Российская сторона отметила, что аспекты надзора за рынком и аккредитация находятся вне зоны ответственности Министерства промышленности и торговли Российской Федерации. Поэтому, в целях облегчения надлежащего предметного обсуждения, должны быть задействованы представители соответствующих органов власти.

3.7. Наконец, Европейская сторона отметила свою озабоченность в том, что переход на новые технические регламенты Таможенного союза могут создать неопределенность в бизнес-сообществах, где компании иногда сталкиваются с внезапными изменениями правил регулирования. Европейская сторона рекомендовала применение ясных переходных правил, чтобы позволить бизнесу приспособиться к новым обстоятельствам. Российская сторона ответила, что проект каждого технического регламента предусматривает надлежащий переходный период (не менее 12 месяцев), который содержится в тексте решения Комиссии Таможенного союза при принятии технического регламента. Кроме того, все разрешения, уже примененные в предыдущих российских технических регламентах, будут оставаться в силе на срок до 5 лет в зависимости от специфики конкретного вопроса регулирования.

3.8.Европейская сторона заявила, что значительные результаты были получены при реализации финансируемого по линии программы ТАСИС проекта по техническому сотрудничества ЕС по выравниванию технических регламентов. Европейская сторона готова рассмотреть новый проект, т.к. настоящий проект заканчивается в конце 2011 года. Российская сторона выразила признательность за техническую помощь, предоставляемую по линии упомянутого проекта, а также выразила заинтересованность в новом проекте.

4. Прогресс в подгруппах рабочих групп.

4.1. Автомобильная промышленность: обе стороны отметили удовлетворение в связи с хорошими рабочими отношениями и выработкой общих подходов по глобальным нормам в контексте ЕЭК ООН. Разногласия остались только по вопросу российского режима сборки автомобилей в контексте ВТО. Европейская сторона выразила необходимость быстрого решения указанного разногласия.

4.2. Текстильная и лесная промышленность: обе стороны отметили общий положительный характер действий подгруппы. Развитие контактов между отраслевыми ассоциациями и лабораториями является хорошим признаком прогресса. Обе стороны выразили удовлетворение в связи с двусторонним соглашением России и ВТО в декабре 2010 года, связанным со снижением на двухсторонней основе экспортных субсидий. Европейская сторона призвала Российскую сторону участвовать в разработке Совместных энергетических потребностей лесной промышленности и Европейской перспективы развития лесного сектора для повышения сопоставимости статистических данных. По поводу безопасности игрушки, Европейская сторона отметила, что новый технический регламент Таможенного союза по безопасности игрушек находится в стадии подготовки и призвала Российскую сторону работать по улучшению взаимодействия по нему с Европейской стороной, т.к. этот технический регламент входит в число семи технических регламентов, которые в 2011 году могут быть сближены с европейскими.

4.3. Горнодобывающая и металлургическая промышленности: Российская сторона выразила заинтересованность в углублении сотрудничества, в том числе по вопросам воздействия промышленности на окружающую среду, принимая во внимание Стратегию развития металлургической промышленности России.

4.4. Химическая промышленность: По поводу нового технического регламента Таможенного союза по безопасности химических веществ, Российская сторона заявила, что 60-дневный срок, отведенный на проведение публичного обсуждения по регламенту, уже истек. Европейская сторона сообщила, что готовит письменные замечания по предлагаемым в указанном проекте видам регулирования. Российская сторона сообщила, что она рассмотрит эти замечания, но они должны быть представлены в возможно короткий срок. Европейская сторона подтвердила свое разочарование отсутствием выравнивания (по линии REACH) в российском законодательстве о химических веществах и выразила надежду, что новые правила Таможенного союза будут улучшением в этой области. Однако, проведенный Европейской стороной анализ правил Таможенного союза показал некоторые отклонения от логики REACH. Письменные замечания по этому вопросу будут представлены Европейской стороной. Европейская сторона также призвала Российскую сторону присоединиться к системам ОЭСР-MAD (взаимное признание данных) и GLP (наилучшая лабораторная практика). Российская сторона ответила, что она ожидает полного членства в ОЭСР в ближайшее время, поэтому не было необходимости в частичном применении некоторых инструментов ОЭСР.

4.5. Малое и среднее предпринимательство: обе стороны сообщили о проведении 12 мая очередного заседания подгруппы и выразили удовлетворение в связи с наметившимся прогрессом в сотрудничестве в указанной области. Следующее заседание (будет проведено в г.Москве осенью 2011 года) будет направлено на рассмотрение конкретных приоритетов и проектов в области малого и среднего предпринимательства, отмеченных в Рабочем плане инициативы Россия-ЕС «Партнерств для модернизации».

4.6. Оценка соответствия и стандартизация: Российская сторона отметила, что в настоящее время она официально представила соглашение с предлагаемым перечнем из семи областей, где в 2011 году сотрудничество будет направлено на выравнивание технических регламентов. Европейская сторона подтвердила, что указанное выравнивание будет также индикатором сотрудничества в этом году по линии инициативы «Партнерство для модернизации». Стороны высказались за дальнейшее сотрудничество по предложенному списку на 2012 году, сотрудничество между организациями по стандартизации по линии CEN/CENELEC/Росстандарт. Российская сторона также призвала к более тесному сотрудничеству по вопросам в области метрологии.

4.7. ИКТ, радио- и телекоммуникации: Европейская сторона отметила сохраняющиеся трудности в общении с недавно назначенным (ноябрь 2010 года) новым российским сопредседателем подгруппы. Российская сторона сообщила, что она подтверждает эти трудности и предложила рассмотреть вопрос о закрытии подгруппы. Европейская сторона приняла это предложение к сведению, но подтвердила свою заинтересованность в этой подгруппе, т.к. указанный сектор играет важную роль в российско-европейских торговых отношениях и в ланах по модернизации в России. Европейская сторона призвала представителей Министерства промышленности и торговли Российской Федерации связаться по данному вопросу с российским сопредседателем подгруппы.

4.8. Строительство: Европейская сторона подтвердила, что контакты между обеими сторонами были восстановлены после назначения нового российского сопредседателя подгруппы. Очередное заседание подгруппы планируется провести в г. Брюсселе 31 мая 2011 г., в связи с которым Европейская сторона ожидает оживления работы подгруппы.

4.9. Аэрокосмическая промышленность: Российская сторона предложила перенести рассмотрение вопросов российско-европейского сотрудничества в области авиационной промышленности из Промышленного диалога России-ЕС в Транспортный Диалог между Россией и ЕС. Европейская сторона сообщила, что данный вопрос будет рассмотрен с руководством соответствующих генеральных директоратов КЕС.

4.10. Фармацевтика: Европейская сторона отметила, что передача полномочий в указанной сфере от Генерального директората по предпринимательству и промышленности КЕС в Генеральный директорат по здравоохранению теоретически возможна, но в то же время выразила готовность продолжать сотрудничество по вопросам, касающимся фармацевтической промышленности, под эгидой Диалога по здравоохранению России и ЕС, которым от КЕС занимается Генеральный директорат по здравоохранению. Этот диалог начался с первого заседания, которое прошло в г. Брюсселе 18 февраля 2011 г., на котором присутствовали представители Генерального директората по предпринимательству и промышленности КЕС.

5. Более глубокое сотрудничество в области сырьевых материалов.

5.1. В соответствии с рекомендациями предыдущего совместного заседания сопредседателей рабочих групп Промышленного и Регулятивного диалогов России и ЕС, на заседании 24 мая 2011 г. Европейская сторона выступила с докладом по специальной теме в области стратегической промышленной политики, а именно: по сотрудничеству в области сырьевых материалов.

Европейская сторона сообщила об опубликовании 2 февраля 2011 г. Информационного доклада КЕС Европейскому Парламенту, Совету Европы, Европейскому экономическому и социальному комитету и Комитету регионов под названием «Пути решения проблем товарных и сырьевых рынков».

5.2. Особое внимание было уделено региону Баренцева моря и инновационному партнерству по сырьевым материалам как двум потенциальным вопросам для сотрудничества России и ЕС. Другие возможные области для сотрудничества: политика, связанная с полезными ископаемыми, планированием землепользования, разрешениями на переработку; экологические вопросы; исследования и инновации в цепочке создания сырьевых материалов; информация о двусторонних торговых потоках и совместных позициях на международном уровне.

5.3. Европейская сторона также выразила озабоченность по поводу принятия Российской стороной ограничений на экспорт металлолома из России, сославшись на письмо из Генерального директората по торговле КЕС.

5.4.Российская сторона отметила некоторые основные моменты в указанной сфере, которым отводит главное место, в частности, намерение привлекать прямые иностранные инвестиции в лесной сектор России и обязательное участие России в комитетах экспертов ОЭСР по горнодобывающей промышленности.

5.5. В ходе последовавшей дискуссии, обе стороны согласились, что имеются значительные возможности для расширения сотрудничества. Сосредоточение на ограниченном количестве тем для рассмотрения является оправданным. Продолжение обсуждения темы будет проходить в сентябре 2011 года на очередном заседании подгруппы по горно-металлургическому комплексу Промышленного диалога России и ЕС. Эксперты обеих сторонон могут принять участие в выборе конкретных тем для обсуждения. В частности, Российская сторона выражала заинтересованность в теме, связанной с вопросами утилизации. Стороны сочли целесообразным подготовить возможный список тем для дальнейшего обсуждения по указанной проблеме уже к следующей встрече Сопредседателей Промышленного и Регулятивного диалогов России и ЕС Министра промышленности и торговли Российской Федерации В.Б. Христенко и Заместителя Председателя КЕС А. Тайани.

6. Сотрудничество в области инноваций.

В соответствии с рекомендациями предыдущего совместного заседания сопредседателей рабочих групп Промышленного и Регулятивного диалогов России и ЕС, на заседании от 24 мая 2011г. Европейская сторона проинформировала о подготовке российско-европейского совещания по инновациям, которое состоится в г. Москве 25 мая 2011 г.

На указанной встрече предполагается рассмотреть презентации российской и европейской сторон о текущей инновационной политике, обсудить европейские механизмы European Innovation Scoreboard и Innovation Policy Trend Chart, направленные на реализацию пункта 3.2.1. Совершенствование законодательной среды для инновационного развития Рабочего плана Партнерства для модернизации Россия-ЕС, а также интеграцию России в указанные европейские механизмы.

7. Выводы и совместные рекомендации.

7.1. Сопредседатели подтвердили необходимость и в дальнейшем активизировать диалог по промышленным проблемам путем дополнения специальной сессии по промышленной политике к проводимым два раза в год пленарным заседаниям сопредседателей рабочих групп. Следующее заседание сопредседателей в Брюсселе во втором полугодии 2011 года должно будет стать первой возможностью сделать это.

    1. Сопредседатели отметили, что работа по сближению технических регламентов, принятых на 2011-2012 годы, будет находиться на особом контроле сопредседателей и рассматриваться в приоритетном порядке.

    2. Сопредседатели также отметили, что в приоритетном порядке будут рассматриваться и вопросы, связанные с ходом реализации разделов Рабочего плана Партнерства для модернизации Россия-ЕС, находящихся в компетенции рабочих групп Промышленного и Регулятивного диалогов России и ЕС.

    3. Обе стороны выразили заинтересованность в усилении диалога по инновационной политике.

    4. Обе стороны также выразили заинтересованность в усилении диалога в области сырьевых материалов.

    5. В заключение пленарного заседания сопредседатели обсудили вопросы о встрече Министра В.Б. Христенко и Заместителя Председателя КЕС А. Тайани в г. Санкт-Петербурге 30 июня 2011 г., а также проведении очередного (пятого) совместного заседания сопредседателей рабочих групп Промышленного и Регулятивного диалогов России и ЕС в г.Брюсселе осенью 2011 года.

    6. Сопредседатели согласились представить итоговые рекомендации Сопредседателям Промышленного и Регулятивного диалогов России и ЕС Министру промышленности и торговли Российской Федерации В.Б. Христенко и Заместителю Председателя КЕС А. Тайани.




Д. Херберт



В.Б. Бойцов

В.В. Семенов


Сопредседатель



Сопредседатель


Сопредседатель

Исполнительный Директор


Директор Департамента

Директор Департамента

Генеральный Директорат по предпринимательству и промышленности и Европейской Комиссии

Министерство промышленности и торговли Российской Федерации

Министерство промышленности и торговли Российской Федерации





Совместный доклад