microbik.ru
1 2 3


Обзор нормотворчества субъектов Российской Федерации, входящих в Центральный федеральный округ, по вопросам защиты прав субъектов предпринимательской деятельности при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, а также информация о результатах проведения правовых экспертиз нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (в том числе повторных), уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований субъектов Российской Федерации, входящих в Центральный федеральный округ, по вопросам государственного контроля (надзора) и муниципального контроля и принятых мерах по их приведению в соответствие с федеральным законодательством
Защита прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) в настоящее время стала востребованной и актуальной.

С одной стороны без контрольно-надзорных полномочий невозможно реализовать функцию государственного управления – неотъемлемую составляющую государственной власти, с другой стороны невозможно обеспечить и защитить права граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Таким образом, защита и охрана прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора), также как и своевременное устранение выявленных нарушений и применение соответствующих мер юридического воздействия в отношении нарушителей, напрямую зависят от эффективной реализации органами государственной власти предоставленных им полномочий.

Согласно части 1 статьи 8 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

В соответствии со статьей 34 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности; не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

В соответствии с пунктами «в», «ж» статьи 71 Конституции Российской Федерации регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина, установление правовых основ единого рынка находятся в ведении Российской Федерации. Защита прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности, административное и административно-процессуальное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункты  «б» и «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).

Согласно части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Основополагающим нормативным правовым актом, направленным на защиту прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации государственного контроля (надзора), является Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ).

В статье 3 указанного Федерального закона определены основные принципы защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля:

1) преимущественно уведомительный порядок начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности;

2) презумпция добросовестности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;

3) открытость и доступность для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей нормативных правовых актов Российской Федерации, муниципальных правовых актов, соблюдение которых проверяется при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, а также информации об организации и осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, о правах и об обязанностях органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, их должностных лиц, за исключением информации, свободное распространение которой запрещено или ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации;

4) проведение проверок в соответствии с полномочиями органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц;

5) недопустимость проводимых в отношении одного юридического лица или одного индивидуального предпринимателя несколькими органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок исполнения одних и тех же обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами;

6) недопустимость требования о получении юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями разрешений, заключений и иных документов, выдаваемых органами государственной власти, органами местного самоуправления, для начала осуществления предпринимательской деятельности, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами;

7) ответственность органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, их должностных лиц за нарушение законодательства Российской Федерации при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля;

8) недопустимость взимания органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля с юридических лиц, индивидуальных предпринимателей платы за проведение мероприятий по контролю;

9) финансирование за счет средств соответствующих бюджетов проводимых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок, в том числе мероприятий по контролю;

10) разграничение полномочий федеральных органов исполнительной власти в соответствующих сферах деятельности, уполномоченных на осуществление федерального государственного контроля (надзора), органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствующих сферах деятельности, уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля (надзора), на основании федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации.
Немаловажную роль в принятии этого Федерального закона сыграл Указ Президента Российской Федерации от 15.05.2008 № 797 «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности». Поставленные в Указе Президента Российской Федерации задачи нашли свое дальнейшее отражение и раскрытие в Федеральном законе от 26.12.2008 № 294-ФЗ.

Предметом правового регулирования указанного нормативного правового акта являются общественные отношения, возникающие между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями и органами государственного контроля (надзора) при проведении проверок соблюдения субъектами предпринимательской деятельности обязательных требований к товарам (работам, услугам), установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, а также отношения в области защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора).

Принятие Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ было направлено на снятие излишних административных барьеров в сфере малого и среднего предпринимательства в России.

Кроме того, следует отметить распоряжения Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» и от 10.06.2011 № 1021-р об утверждении Концепции снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг на 2011 - 2013 годы и Плана мероприятий по реализации указанной Концепции.
В целях реализации мер по защите прав субъектов предпринимательской деятельности при осуществлении государственного контроля (надзора) продолжена работа по формированию и совершенствованию правовой базы в указанной сфере.
Так, на федеральном уровне в период с 05.03.2012 по 05.06.2012 (далее - отчетный период) в целях совершенствования системы защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, сокращения уровня необоснованного административного вмешательства в предпринимательскую деятельность, реализации мер по дополнительному снижению административных барьеров, принят ряд нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения в рассматриваемой сфере.

Так, принят Федеральный закон от 23.04.2012 № 34-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственного регулирования деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации», которым к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации отнесен региональный государственный контроль в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси. Данным законодательным актом рассмотрение дел об административных правонарушениях в части нарушения правил перевозок пассажиров и багажа легковым такси передано от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере транспорта, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим региональный государственный контроль в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси. Также установлено, что разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси выдается на основании заявления, поданного в форме электронного документа с использованием регионального портала государственных и муниципальных услуг или документа на бумажном носителе. Уточнен перечень документов, представляемых заявителем.

Со дня вступления в силу данного Федерального закона по 30 июня 2012 года включительно приостановлено действие нормы, предусматривающей наложение административного штрафа в размере 5000 рублей за перевозку пассажиров и багажа водителем, не имеющим при себе разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси.

Федеральный закон от 03.05.2012 № 44-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» расширил круг лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в сфере природопользования (использования и охраны недр и водных объектов). Так, кроме руководителей (и заместителей руководителей) органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих региональный государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, а также осуществляющих региональный государственный надзор в области использования и охраны водных объектов, дела об административных правонарушениях от имени этих органов вправе рассматривать руководители их структурных подразделений и заместители руководителей структурных подразделений.

Федеральным законом от 03.05.2012 № 47-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения, в том числе, в Федеральный закон № 294-ФЗ. Так, начало осуществления турагентсткой деятельности предполагает уведомительный порядок. Государственный надзор за деятельностью туроператоров и объединения туроператоров в сфере выездного туризма осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с Федеральным законом № 294-ФЗ. Кроме того, указанным актом определено, что при осуществлении туристской деятельности федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей.

Из принятых в рассматриваемом периоде нормативных правовых актов необходимо отметить также постановление Правительства Российской Федерации от 23.04.2012 № 373 «Об утверждении Положения о режиме постоянного государственного надзора на объектах использования атомной энергии», которым определен порядок осуществления постоянного государственного надзора на объектах использования атомной энергии повышенной опасности. Режим надзора на объектах обеспечивается Ростехнадзором при осуществлении федерального государственного надзора в области использования атомной энергии. Режим предусматривает постоянное пребывание на объектах повышенной опасности уполномоченных должностных лиц Ростехнадзора и проведение ими мероприятий по контролю за состоянием безопасности. Руководители организаций, эксплуатирующих объекты повышенной опасности, обязаны предоставлять уполномоченным лицам беспрепятственный доступ к таким объектам, документам и средствам контроля безопасности на них по предъявлении уполномоченными лицами служебного удостоверения.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2012 № 402 «Об осуществлении контроля и надзора в сфере правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения, созданных за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а также контроля и надзора в установленной сфере деятельности в отношении государственных заказчиков и организаций - исполнителей государственных контрактов, предусматривающих проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ» определяется, что плановые и внеплановые проверки государственных заказчиков и исполнителей, финансируемых из бюджета НИОКР военного, специального и двойного назначения будет проводить Федеральная служба по интеллектуальной собственности. Предметом данных проверок является соблюдение требований, касающихся, в частности: включения в контракты и договоры условий распределения и закрепления прав на результаты интеллектуальной деятельности; осуществления государственного учета результатов интеллектуальной деятельности в едином реестре результатов НИОКР военного, специального и двойного назначения, права на которые принадлежат Российской Федерации; обеспечения защиты прав Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности; предоставления иностранным заказчикам права использования результатов интеллектуальной деятельности при производстве продукции военного, специального и двойного назначения; соблюдения условий лицензионных договоров. Установлен перечень правовых, бухгалтерских, статистических документов и материалов, которые Федеральная служба по интеллектуальной собственности вправе запрашивать в ходе проверок у заказчиков и исполнителей НИОКР.

Также следует отметить ряд постановлений Правительства Российской Федерации, устанавливающих положения по лицензированию отдельных видов деятельности:

- от 22.02.2012 № 155 «О лицензировании деятельности по хранению и уничтожению химического оружия»;

- от 22.02.2012 № 160 «О лицензировании космической деятельности»;

- от 03.03.2012 № 171 «О лицензировании деятельности по разработке и производству средств защиты конфиденциальной информации»;

- от 06.03.2012 № 193 «О лицензировании отдельных видов деятельности на морском и внутреннем водном транспорте»;

- от 21.03.2012 № 221 «О лицензировании отдельных видов деятельности на железнодорожном транспорте»;

- от 28.03.2012 № 240 «О лицензировании разработки, производства, испытания и ремонта авиационной техники»;

- от 28.03.2012 № 255 «О лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности»;

- от 28.03.2012 № 257 «О лицензировании производства маркшейдерских работ»;

- от 02.04.2012 № 278 «О лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности)»;

- от 02.04.2012 № 280 «Об утверждении Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)»;

- от 12.04.2012 № 287 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по разработке, производству, реализации и приобретению в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации»;

- от 16.04.2012 № 291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)»;

- от 16.04.2012 № 313 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнению работ, оказанию услуг в области шифрования информации, техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)»;

- от 16.04.2012 № 314 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по выявлению электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)»;

- от 16.04.2012 № 317 «О лицензировании деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности, осуществляемой в замкнутых системах»;

- от 19.04.2012 № 349 «О лицензировании деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации».
Кроме того, на федеральном уровне в рассматриваемом периоде приняты акты, вносящие изменения в документы, непосредственно связанные с порядком проведения проверок при осуществлении государственного контроля (надзора) в определенной сфере деятельности и подготовкой соответствующих материалов по проверкам:

- постановление Правительства Российской Федерации от 21.03.2012 № 225 «О внесении изменений в Правила подготовки докладов об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля (надзора)»;

- приказ Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков от 15.03.2012 № 98 «О внесении изменения в Административный регламент Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по исполнению государственной функции по проведению проверок при осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, утвержденный приказом ФСКН России от 02.11.2011 № 468».
Из ведомственных актов следует выделить приказ от 19.03.2012 Федерального медико-биологического агентства Российской Федерации № 52 и Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Российской Федерации № 169 «Об утверждении Административного регламента взаимодействия Федерального медико-биологического агентства и Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору при проведении совместных плановых проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», которым регламентирован порядок взаимодействия ФМБА России и Ростехнадзора при проведении совместных плановых проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Определены принципы, направления и порядок информационного взаимодействия. В частности, установлено, что ведомства представляют в порядке обмена информацией проекты ежегодных планов проведения проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии и обращения с источниками ионизирующего излучения.

Принят также приказ Федерального агентства лесного хозяйства Российской Федерации от 02.04.2012 № 121 «О комиссии по рассмотрению вопросов отмены результатов проверок, проведенных территориальными органами Россельхоза», которым в соответствии с частью 1 статьи 20 Федерального закона № 294-ФЗ утверждается Положение о комиссии по рассмотрению вопросов отмены результатов проверок, проведенных территориальными органами Рослесхоза, а также форма решения, принимаемого данной комиссией.
Подобное регулирование призвано исключить произвол правоприменительных структур при осуществлении контрольно-надзорных полномочий, сократить уровень необоснованного административного вмешательства в предпринимательскую деятельность, сократить возможности для коррупционных проявлений, обеспечить условия для развития российской экономики, направлены на реализацию мер по дополнительному снижению административных барьеров.
В данной сфере имеется обширная судебная практика, которая носит как разъяснительный, так и правоприменительный характер:
За отчетный период сложилась следующая судебная практика в данной сфере деятельности:

- определение Верховного Суда Российской Федерации от 22.02.2012 № 48-Г12-3 «Об оставлении без изменения решения Челябинского областного суда от 20.12.2011, которым было удовлетворено заявление о признании недействующими подпункта 17 пункта 8 раздела 4 Положения о Главном контрольном управлении Челябинской области, утвержденного постановлением Губернатора Челябинской области от 30.08.2010 № 252»;

- определение Верховного Суда Российской Федерации от 05.04.2012 № АКПИ12-247 «Об отказе в удовлетворении заявления об оспаривании отдельных положений постановления Правительства Российской Федерации от 10.06.2011 № 459 «О внесении изменений в стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами», пункта 18 указанного Стандарта, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 № 731, и приказа Минрегиона России от 21.12.2011 № 591 «Об утверждении регламента раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, путем ее опубликования в Интернет»;

- определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.04.2012 № ВАС-1447/12 по делу № А62-6204/2010 «О пересмотре в порядке надзора судебных актов по делу о признании незаконными действий по проведению внеплановой выездной проверки, результатов проверки». В передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации отказано, поскольку суды сделали правильный вывод о том, что заявителю делегированы полномочия по сохранению и восстановлению окружающей среды, предотвращению негативного воздействия и ликвидации негативных последствий воздействия хозяйственной и иной деятельности на среду путем проведения соответствующих мероприятий, спорные действия совершались в отношении заявителя как структурного подразделения органа местного самоуправления, а не юридического лица;

- определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.04.2012 № ВАС-5000/12 по делу № А70-4209/2011 «О пересмотре в порядке надзора судебных актов по делу о признании незаконным предписания административного органа». В передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации отказано, поскольку суды сделали правильный вывод о том, что в ходе выездной внеплановой проверки исполнения ранее выданного предписания, указанным органом фактически проведена повторная выездная проверка деятельности общества с нарушениями требований к ее организации и проведению;

- определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.04.2012 № ВАС-5027/12 по делу № А41-26513/11 «О пересмотре в порядке надзора судебных актов по делу о признании недействительным распоряжения органа местного самоуправления о проведении плановой проверки». В передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации отказано, поскольку суд сделал правильные выводы о законности распоряжения, отсутствии нарушения прав и законных интересов общества в предпринимательской сфере проверкой, проведенной в соответствии с законом и другие.
Анализ судебной практики отражает необходимость разграничения функций контроля и надзора в целях сокращения административных барьеров при осуществлении предпринимательской деятельности. При этом прослеживается соблюдение принципа справедливости и равенства, а также возможность законодателя использовать дифференцированный подход.
Федеральным законодательством достаточно подробно и всесторонне регламентированы отношений в рассматриваемой сфере. Вместе с тем, в настоящее время на федеральном уровне

следующая страница >>