microbik.ru
1
Здоровье сберегающие факторы полноценного роста и развития младших школьников

Здоровый образ жизни – это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.

ЗОЖ включает в себя основные элементы: плодотворный труд, рациональный режим труда и отдыха, искоренение вредных привычек, оптимальный двигательный режим, личную гигиену, рациональное питание и т.д. Чтобы человек вел сознательно ЗОЖ, необходимо приучить его в детстве к ответственному отношению к своей жизни, к своему времени, к главной составляющей ЗОЖ – к режиму дня.

Заведующий отделом научных исследований Сергей Владимирович Попов говорил, что если принять уровень здоровья за 100%, то 20% здоровья зависит от наследственных факторов, 20% - от факторов внешней среды, 10% от деятельности системы здравоохранения, а остальные 50% от самого человека, от того образа жизни, который он ведет.

И ключевым фактором этого является соблюдение режима дня.

Режим дня для детей – это порядок чередования различных видов деятельности и отдыха в течении суток.

Особенно важно научить и приучить к соблюдению режима дня младших школьников. Правильная организация режима дня способствует правильному росту и развитию детского организма, укрепляет их здоровье и в то же время прививает им полезные привычки, навыки, способствует укреплению их воли, выработке определенного режима деятельности.

Все процессы в организме носят ритмичный характер, регулярность отдельных элементов режима и их чередование способствует нормальному функционированию и четкому взаимодействию всех органов и систем. Режим дня – основа нормальной жизнедеятельности ребенка, он обеспечивает высокую работоспособность, повышает общую сопротивляемость организма, способствует сохранению здоровья.

Для младших школьников соблюдение режима имеет особое значение. Их нервная система довольно незрелая и предел истощаемости нервных клеток довольно низок. С приходом в 1 класс ломка старых стереотипов поведения и деятельности и создание новых, предъявляет повышенные требования ко всем физиологическим процессам.

Упорядоченность чередования труда и отдыха, соблюдение режима дня способствует лучшей адаптации к школе, а нарушение приводит к серьезным отклонениям в здоровье ребенка, прежде всего к неврозам.

Чрезвычайно важно, чтобы все элементы режима строго последовательно в одно и то же время. Когда предыдущий этап дневного ритма, является условным сигналом для осуществления последующего – это способствует закреплению системы устойчивых условных рефлексов.

Школьники, соблюдающие режим дня быстрее втягиваются в работу, эффективнее трудятся, менее устают и мало болеют.

Формирование мотивации к ЗОЖ зависит, конечно, прежде всего, от родителей. Именно родители в сотрудничестве со школой должны способствовать воспитанию у детей привычки, а затем и потребности в ЗОЖ.

Важно, чтобы день школьника был правильно организовани удовлетворял важнейшие потребности ребенка в возрасте 6-10 лет:

- движение;

- сон;

- питание;

- обучение.

Сон полноценен, если он периодичен, то есть продолжителен и глубок. Периодичность – привычка ложиться и вставать в одно и то же время. Продолжительность – время, которое необходимо для отдыха.

Сон младших школьников должен быть не менее 10-11 часов. Хорошо, если ребенок днем 1-1.5 часа времени может выделить для сна.

Огромное значение имеет питание. Питание – это пища, которую мы употребляем. Она идет на строительство тканей организма, на снабжение его энергией, на обеспечение возможностей двигаться, работать, учиться.

Организму нужны:

- белки (обеспечивают строительство организма, составляют 20% веса нашего тела);

- жиры (запасной источник энергии);

- углеводы (действующий источник энергии);

- витамины (повышают сопротивляемость организма к болезням).

Недостаток любого из питательных веществ ослабляет организм. Замедляет его рост.

Примерный режим дня:

7.30 - подъем

7.30 -8.15 – утренняя зарядка, умывание, одевание, завтрак (необходим горячий завтрак, для поддержания организма);

8.15-8.30 - дорога в школу;

8.40-12.40 (13.35) – занятия в школе;

14.00-15.00 – дневной отдых (лучше сон) обед;

15.00-16.00 – прогулка;

16.00-17.30 – приготовление уроков;

17.30-19.00 – свободные занятия;

19.00 – ужин;

19.30-20.30 – свободное время;

20.30-21.00 – душ, подготовка ко сну.

В каникулы и в выходные дни основные элементы режима дня должны оставаться такими-же, как и в учебные дни. Максимум времени используется для пребывания на свежем воздухе.

Важный вопрос в организации режима дня это организация досуга. Важно не оставлять ребенка без присмотра, а дать возможность заниматься любимым дело в свободное, от учебы, время.

Режим дня для ребенка с ослабленным здоровьем должен быть щадящим с дневным сном (1-1.5 часа) и дополнительным отдыхом на свежем воздухе (3-4 часа).

Пребывание на продленном дне в школе не рекомендуется детям, имеющим слабую нервную систему и часто болеющим.

Режим дня индивидуален и должен быть построен с учетом возраста ребенка и функциональных возможностей.

Чернышкова Лариса Борисовна,

учитель начальных классов.