microbik.ru
1
БОУ г.Омска «СОШ № 47 с углублённым изучением отдельных предметов»

Игнатович Наталья Сергеевна, учитель начальных классов

Тема урока: Экосистема озера

Творческое название: Озеро и его обитатели, или история загадочного превращения»

Тип урока: изучение нового

Вид урока: урок-проект

Место урока в учебном плане: второй урок в разделе «Экологическая система- ячейка живой оболочки земли». Ему предшествует урок по теме: «Жизнь экосистемы», в котором учащиеся узнают, что такое экосистема, какими признаками она обладает, «профессии» живых организмов.

Задачи:

  •  познакомить с растениями и животными озер и их «профессиями», объяснить роль круговорота веществ в экосистеме озера;

  • формировать ключевые компетенции;

  • воспитывать бережное отношение к природе

Оборудование: презентация, разрезные картинки, клей, ножницы, фломастеры, карточки с названиями групп.
Ход урока:

  1. Создание проблемной ситуации

Приветствие учителя. Определение темы урока

Загадки: Слайд 2.

Посреди поля лежит зеркало:

Стекло голубое, рама зелёная.

Глядятся в него голубые рябинки,

Цветные свои примеряя косынки.

Глядятся в него молодые берёзки,

Свои перед ним поправляя причёски.

И месяц, и звёзды – всё в нём отражается,

- Как это зеркало называется?

Слайд 3.

- Значит, что будет темой нашего урока? (озеро)

- Как вы думаете, что мы узнаем сегодня об озере? (Узнаем о его обитателях, о круговороте веществ. Кто и как живёт в озере.)

- Вы ответили правильно, посмотрим, кто здесь обитает, как живёт озеро. Я предлагаю вам творческую тему нашего урока «Озеро и его обитатели, или история загадочного превращения» Слайд 4. А что же это за загадочное превращение? (????)

2. АОЗ

-Для начала, давайте вспомним, что называют экосистемой? (Единство живой и неживой природы, в котором живые организмы разных «профессий» способны совместными усилиями поддерживать круговорот веществ.)

- Какие «профессии» могут быть у живых организмов? (Производители, потребители, разрушители)

- Сегодня мы посмотрим, есть ли в озере организмы разных «профессий», и узнаем, является ли озеро экосистемой.

-Но это ещё не всё.

Посмотрите на фотографии. Слайды 5,6, 7,8 .Это одно и то же место, только с разницей в несколько десятков лет. Чем отличаются эти фотографии? Как изменилось это место?

-Как такое могло произойти? (На второй озеро превратилось в болото, заросло травой.)

-Мы должны ответить сегодня и на этот вопрос и узнать, почему же так произошло, по какой причине? Это наша вторая задача.

Итак, у нас с вами есть два основных вопроса: Слайд 9.

  1. Является ли озеро экосистемой?

  2. Как на месте озера могло появиться болото?

Чтобы ответить на эти вопросы мы будем работать в группах. Всего 5 групп.

  1. Открытие нового знания, работа в группах

3 группы:

Общее задание: распределить обитателей по их «профессиям».

Задание для 1 группы: рассказать о производителях в озере и их роли;

Задание для 2 группы: рассказать о потребителях в озере и их роли;

Задание для 3 группы: рассказать о разрушителях в озере и их роли;

4 группа: ответить на вопрос как на месте озера могло появиться болото?

5 группа: Смену одной экосистемы другой мы с вами можем наблюдать в нашем городе, у парка Победы. Следующая группа (5) нам расскажет, что это за озеро. (Вырезают рисунки и наклеивают в таблицу, 1 группа – производители (водоросли, элодея, кувшинка, рогоз), 2 группа – потребители (карась, щука, окунь, лягушка), 3 группа – разрушители (бактерии, рак). Выполняют задание, подбирая и обсуждая варианты, готовят презентацию)

- Сейчас внимательно слушайте, что расскажут ребята, а затем проверим, как вы запомнили обитателей озера. Итак, нужно рассказать о представителе, найти его место в озере.

Прикрепляют к тому месту, где обитает этот представитель (на доске плакат с изображением озера). Слайд 10.

Какая чудесная картина у нас получилась!

Так является ли озеро экосистемой? (Да)

Мы ответили на первый вопрос.

А сейчас проверим, как вы запомнили обитателей озера.

Кроссворд. Вопросы с № 1-4. Слайд 11.

4 группа: - Как могло произойти, что на месте озера появилось болото? (4 группа рассказывает о сукцессии – смена одной экосистемы другой. Если разрушители не справляются со своей работой, то накапливаются мёртвые организмы, и постепенно озеро превращается в болото.) (Возможно дублировать 14 слайдом)

На доске термины: сплавина, сукцессия (просмотр схемы зарастания озера)

Итак, мы ответили на второй наш вопрос. Если разрушители не будут справляться со своей работой, то рано или поздно озеро превратится в болото.

Кроссворд: № 5, 6. Слайд 11.

Мы доказали, ребята, что озеро является экосистемой и узнали как оно и почему может превратиться в болото.

Смену экосистемы озера на другую экосистему - болота мы с вами можем наблюдать не только на фотографиях, но и вживую. Потому, что в нашем городе есть место, где происходят процессы этого превращения. Расскажет нам о том, как называется это место, чем оно интересно 5 группа. (5 группа представляет Птичью Гавань. Проблемы озера. Знаки поведения на природе.)
4. Итог проекта. Выводы

- Что мы узнали сегодня на уроке? (Озеро – экосистема. Есть представители разных «профессий» и т.д.) Слайд 12.

- Установили правила поведения на озере. Какие?

- Вернёмся к теме нашего урока. Слайд 13. Теперь понятно о каком загадочном превращении шла речь?

Анализ урока

Тема урока: Экосистема озера

Творческое название проекта: «Озеро и его обитатели, или загадочное превращение»

Это второй урок в разделе «Экологическая система- ячейка живой оболочки земли». Ему предшествует урок по теме: «Жизнь экосистемы», в котором учащиеся узнают, что такое экосистема, какими признаками она обладает, «профессии» живых организмов.

Урок преследовал цели формирования ключевых компетенций: информационной (работа с информацией), коммуникативной (работа в группах, публичное выступление), логических общеучебных умений и навыков (работа с понятиями, сравнения, выводы, умозаключения (классификация), компетенция решения проблем (сами планировали деятельность работы групп)

Основная часть урока была организована в форме групповой работы.

Самая сложная работа при организации деятельности групп заключается в том, чтобы все дети усвоили весь материал темы, а не только то, с чем они работали в группе. Поэтому, на этапах рефлексии после выступления 1-3 групп, 4 группы и в конце урока была организована проверка знаний в форме кроссворда. Организуя работу с кроссвордом, я старалась задавать вопросы тем группам, которые с данным материалом не работали.

В содержании урока я отобрала материал экологического краеведческого характера. Именно он в большей степени помогал решать воспитательные задачи, показывал практическую значимость изучаемого материала, связь теории с практикой.

Оценивая урок по уровню научности, я считаю, что принцип научности был реализован в полной мере: изучались научные понятия «СПЛАВИНА», «СУКЦЕССИЯ», которые понять и осмыслить учащиеся в силах.

На уроке формировались ключевые компетенции, но, конечно в разной степени. Больший акцент был сделан на работу с информацией: ребята работали и с текстовым материалом, и с иллюстративным материалам, и со схемами, присутствовал и материал игрового характера.

Информационные ресурсы


«…Ради людей, ради животных» www.floranimal.ru, уникальный каталог растений и животных. Представлены новости, интересные факты, тесты и игры. Информация может быть использована на уроках окружающего мира.

http://www.floranimal.ru/pages/animal/shch/3370.html

http://www.floranimal.ru/gallery_his.php?flid=3959

http://www.floranimal.ru/pages/animal/r/7015.html

поисковая система Google