microbik.ru
1 2 ... 15 16

1. Игра «Умники и умницы»

2. Экспресс-игра

3. Игра «Поле чудес»

4. Своя игра

5. Игра «Лестница»

6. Игра «Что? Где? Когда?»

7. Игра «Золотая пятёрка – 7 класс»

8. Игра «Золотая пятёрка – 8 класс»

9. Игра «Золотая пятёрка – 9 класс»

10. Конкурс «Физики шутят»

11. Конкурс «Знатоки истории техники»

12. Конкурс «Имена, имена, имена»

13. Викторина «Физика + астрономия»

14. Пресс – конференция «Дню космонавтики посвящается»

15. Конференция «История науки в средние века»

16. Конференция «Нобелевская премия»

17. Конференция «Портретная галерея учёных»

18. Заседание любителей латыни

19. Заседание любителей загадок. Тема «Египетские пирамиды»

20. Заседание любителей афоризмов





Игра «Умники и умницы»

9 класс

Цели:

1) расширить знания учащихся по теме «Построение физической кар­тины мира в Древней Греции»;

2) воспитывать интерес к истории науки;

3) создать условия для развития умений учащихся анализировать предложенную ситуа­цию, работать с дополнительной литературой.

Межпредметные связи: философия, история.

Наглядные пособия: портреты древнегреческих учёных, сообщения о греческих учёных, греческий алфавит.

Ход игры:

1) отборочный тур, в ходе которого выделяем трёх лидеров;

2) игра лидеров на зелёной, жёлтой и красной дорожках;

3) заключительный тур;

4) игра со зрителями.

Представление жюри.

Первый отборочный тур.

(За правильный ответ участники получают жетоны)

1. Кого из древнегреческих учёных мы можем считать отцом «физи­ки»?

2. Кто является автором афоризма «Эврика»? Как переводится это сло­во на русский язык?

3. Кто является автором известной апории об Ахилле и черепахе?

4. Кто является изобретателем детской погремушки?

5. Кому принадлежит афоризм «Познай самого себя»?

6. На могиле какого ученого был изображён шар, вписанный в ци­линдр?

7. Кто из древних греков утверждал, что Земля имеет шарообразную форму?

8. Кто из древнегреческих учёных был создателем гелиоцентрической картины мира?

9. Кто из философов ходил днём по Афинам с фонарём в руках, со словами «Ищу человека»?

10. Кто является автором афоризма «Платон мне друг, но истина дороже»?

11. Кто из древнегреческих учёных первым предложил идею об атомарном строении веществ?

12. Кто из древнегреческих учёных утверждал, что атомы находят­ся в постоянном движении?

13. Именем какого древнегреческого учёного назван кратер на Лу­не?

14. Кто из древнегреческих учёных исследовал электризацию ян­таря?

15. Кто из древнегреческих учёных создал устройство, являющееся прообразом паровой машины?

16. Кто из древнегреческих учёных был создателем солнечных ча­сов?

17. Кто является автором изречения: «Всё течёт, всё изменяется»?

18. Кто является автором изречения: «Дайте мне точку опоры, и я переверну мир»?

19. Кто из древнегреческих учёных определил развитие науки на 2000 лет?

20. Кто из древнегреческих учёных утверждал, что Вселенная бес­конечна?

Ответы: 1. Аристотель, 2. Архимед, 3. Зенон Элейский, 4. Архит Таренский, 5. Сократ, Фалес, 6. Архимед, 7. Пифагор, 8. Аристарх Самосский, 9. Диоген, 10. Аристотель, 11. Демокрит, 12. Эпикур, 13. Клеомед, 14. Фалес, 15. Герон Александрийский, 16. Анаксимандр, 17. Героклит, 18. Архимед, 19. Аристотель, 20. Архит Таренский, Эпикур.

Подведение итогов - подсчёт количества жетонов, выбор трёх лидеров.

Отборочная игра среди победителей первого тура.

1. У кого бы вы учились в Академии и в Лицее?

Ответ: У Платона, у Аристотеля.

2. При каком условии вы бы стали учеником в школе Пифагора?

Ответ: после двух лет молчания.

Дополнительный вопрос:

3. Как по-гречески звучит слово собака?

Ответ: циник.

Вопросы для игрока на зелёной дорожке:

1. Вы - Архимед. Ваш родной город Сиракузы захвачен римскими войнами. В ваш дом врывается солдат с оружием и требует отдать деньги. Чем вы в этот момент занимаетесь, и что вы ему говорите?

Ответ: Архимед чертит на песке схему, после угроз солдата, гово­рит: «Не трогайте моих чертежей».

2. Вы - Александр Македонский. Оцените роль Аристотеля в вашей жизни?

Ответ: «Отец, воспитав моё тело, низвёл меня с неба на землю, а Аристотель, воспитав мою душу, поднял с земли на небо».

3. Вы - Фалес. Вы шли тёмной улицей и упали в яму. Народ начал по­тешаться над вами: «Ты философ, смотришь на звёзды, а что у тебя под ногами не видишь». Как вас защитил философ Гегель через 2000 лет?

Ответ: «Те, кто смеются над философом, никогда не упадут в яму, потому, что они находятся в ней».

Вопросы игроку на жёлтой дорожке:

1. Вы - Фалес. Как вы умудрились за одну осень стать самым богатым жителем города Милета, хотя до этого жили довольно скромно?

Ответ: Фалес на основании метеорологических наблюдений сделал вывод, что будет хороший урожай маслин. Летом он скупает масло­бойни города, осенью на его маслобойни свозят маслины и Фалес получает прибыль от производства масла.

2. Вы - Архимед. Римские войска осаждают город. Флот неприятеля сосредоточен у стен города. С какой просьбой вы обратились к жителям города?

Ответ: Архимед попросил жителей города принести зеркала на крепостную стену. Солнечные зайчики от всех принесённых зеркал были направлены на римские галеры. Смола под действием света расплавилась, начала кипеть и корабли загорелись.

Вопрос игроку на красной дорожке:

Опровергните утверждение Зенона о том, что движения не сущест­вует?

Ответ: когда оппонент Зенона исчерпал все слова для того, чтобы доказать существование движения, он встал и начал ходить перед упрямым учёным.

Подведение итогов.

Игра со зрителями.

1) Дайте ответы на вопросы Фалеса:

- Что больше всего на свете? (Пространство)

- Что быстрее всего? (Ум)

- Что сильнее всего? (Необходимость)

- Что мудрее всего? (Время)

- Что труднее всего? (Познать самого себя)

- Что легче всего? (Давать советы другим)

2) Прочитайте имена учёных, написанных на греческом языке:

Вопрос:

  1. Αρχιμηδης

  2. Σοκρατης

  3. Πλατων

  4. Δημοκριτος

  5. Διογενος

  6. Αριστοτελης

  7. Αρισταρχοσ

  8. Αρχυτας




Ответ:

1. Архимед

2. Сократ

3. Платон

4. Демокрит

5. Диоген

6. Аристотель

7. Аристарх

8. Архит




3) Найдите аналогию между русским и греческим словом:

1. бесформенный (рус) – аморфный (греч)

2. разбор – анализ

3. слуховой – акустика

4. звезда, закон – астрономия

5. жизнь – био

6. тяжесть - баро

7. измеряю – метр

8. равновесие – статика

9. гидро – вода

4) Назовите имена учёных, утверждавших;

1. Вселенная бесконечна. (Эпикур, Архит Таренский)

2. Материя слагается из атомов. (Демокрит)

3. Атомы непрерывно двигаются. (Эпикур)

4. Земля имеет шарообразную форму. (Пифагор, Аристотель)

5. Земля вращается вокруг Солнца. (Аристарх)

6. Диалектика: всё существует в движении; борьба противоположно­стей - сущность материи. (Героклит)

7. Логика - основной метод познания. (Аристотель, Зенон)

8. Физика - теоретическая и практическая наука. (Архимед, Герон Александрийский)

9. Человек и природа - едины. Познаёшь природу, познаёшь себя. (Платон, Сократ)

Подведение итогов игры.

Литература:

1. Бутромеев В. Всемирная история в лицах. Древний мир. Москва: ОЛЬМА-ПРЕСС, 1998.

2. Енохович. А.С. Справочник по физике. Москва: Просвещение, 1990.
Экспресс-игра

«Физика + …»

10 класс
Цели:

  1. создать условия для проверки знаний учащимися научных терминов;

  2. показать связь физики с химией и географией;

  3. создать условия для формирования диалоговой культуры учащихся.

Условия игры: учащиеся формируют две команды, ответы на вопросы оценивает жюри.

Первый раунд «Физика +химия»

  1. Температура, которая определяется по формуле t + 273.

  2. Итальянский учёный, именем которого названа постоянная величина.

  3. Самое твёрдое вещество в природе.

  4. Составляющая радиоактивного излучения в виде потока ядер гелия.

  5. Прибор для измерения силы тока.

  6. Твердые тела, молекулы или атомы которых имеют беспорядочное расположение в пространстве.

  7. Зависимость физических свойств от направления внутри кристалла.

  8. Положительно заряженный электрод.

  9. Газовая оболочка Земли.

  10. Составляющая радиоактивного излучения в виде потока электронов.

  11. Безвоздушное пространство.

  12. Прибор для измерения массы тела.

  13. Химический элемент, имеющий наименьшую атомную массу.

  14. Агрегатное состояние, которое не сохраняет форму и объём.

  15. Составляющая радиоактивного излучения в виде электромагнитного излучения.

  16. Модификация углерода.

  17. Единица измерения энергии.

  18. Распад молекул на ионы.

  19. Перемешивание веществ в результате движения молекул.

  20. Агрегатное состояние вещества, которое сохраняет объём, но не сохраняет форму.

  21. Химические элементы, ядра которых имеют одинаковое количество протонов, но различное количество нейтронов.

  22. Заряженная частица, образующаяся в результате присоединения электронов к атому или отщепления электронов от атома.

  23. Отрицательно заряженный электрод.

  24. Единица измерения абсолютной температуры.

  25. Переход вещества их газообразного состояния в жидкое.

  26. Физическая величина, которая измеряется в молях.

  27. Твердое вещество, атомы или молекулы которого располагаются в определённом порядке.

  28. Учёные, которые открыли торий, полоний, радий.

  29. Учёный, создавший первую химическую лабораторию в России.

  30. Физическая величина, которая измеряется в килограммах.

  31. Прибор для измерения объёма жидкости.

  32. Создатель периодической системы элементов.

  33. Класс веществ с хорошей проводимостью.

  34. Мельчайшая частица данного вещества.

  35. Масса одного моля данного вещества.

  36. Составляющая атомного ядра, не имеющая заряда.

  37. Объединение ионов в атомы.

  38. Учёный, создавший планетарную модель атома.

  39. Составляющая атомного ядра, имеющая положительный заряд

  40. Вещества, которые проводят электрический ток при определённых условиях.

  41. Добавка к веществу.

  42. Агрегатное состояние вещества, которое сохраняет форму и объём.

  43. Мера движения молекул.

  44. Составляющая атома, имеющая отрицательный заряд.

  45. Окислительно-восстановительная реакция, протекающая на электродах при прохождении тока через электролит.

  46. Раствор или расплав солей, кислот, оснований.

  47. Превращения атомных ядер.

Ответы: 1. Абсолютная температура. 2. Авогадро. 3. Алмаз. 4. Альфа-частица. 5. Амперметр. 6. Аморфные тела. 7. Анизотропия. 8. Анод. 9. Атмосфера. 10. Бета-излучение. 11. Вакуум. 12. Весы. 13. Водород. 14. Газ. 15. Гамма-излучение. 16. Графит. 17. 1 Джоуль. 18. Диссоциация. 19. Диффузия. 20. Жидкость. 21. Изотопы. 22. Ион.. 23. Катод. 24. 1 Кельвин. 25. Конденсация. 26. Количество вещества. 27. Пьер и Мария Кюри. 28. М.В. Ломоносов. 30. Масса. 31. Мензурка. 32. Д.И. Менделеев. 33. Металлы. 34. Молекула. 35. Молярная масса. 36. Нейтрон. 37. Рекомбинация. 38. Э. Резерфорд. 39. Протон. 40. Полупроводники. 41. Примесь. 42. Твёрдое тело. 43. Температура. 44. Электрон. 45. Электролиз. 46. Электролит. 47. Ядерные реакции.

Второй раунд «Физика + география»

  1. Наука, изучающая физические свойства Земли в целом и физические процессы в оболочках Земли.

  2. Воздушная оболочка Земли.

  3. Прибор, измеряющий атмосферное давление.

  4. Прибор, измеряющий температуру воздуха.

  5. Содержание водяного пара в атмосфере.

  6. Прибор для измерения влажности воздуха.

  7. Электрический разряд в атмосфере.

  8. Коронный разряд в атмосфере.

  9. Осадки, образующиеся в результате конденсации водяного пара.

  10. Осадки, возникающие в результате кристаллизации воды.

  11. Водная оболочка Земли.

  12. Автономное подводное судно для исследования Мирового океана.

  13. Гидротехническое сооружение для переправы кораблей через плотины.

  14. Гидротехническое устройство для выработки электроэнергии.

  15. Магнитное поле Земли.

  16. Звезда, указывающая направление на северный полюс.

  17. Места на земном шаре, где происходит разориентация компаса.

  18. Прибор для фиксирования колебаний в земной коре.

  19. Гигантская волна, образующаяся в результате землетрясений.

  20. Нулевой меридиан.

  21. Оптическое явление в атмосфере, образующиеся в результате преломления света на каплях воды.

  22. Оптическое явление, часто наблюдающееся в пустыне.

  23. Оптическое явление, возникающее в результате преломления света в кристаллах льда.

  24. Определение глубины моря с помощью ультразвуковых волн.

  25. Повышение температуры атмосферы Земли в результате загрязнения.

  26. Самый холодный материк.

  27. Фонтан горячей воды.

  28. Известковая сосулька, растущая вниз.

  29. Масса льда, сползающая по склону горы.

  30. Прибор для ориентации в магнитном поле Земли.

  31. Явление, позволяющее определить возраст земных пород.

  32. Оптическое явление, которое вызывает сила Лоренца.

  33. Слой атмосферы, который позволяет осуществлять радиосвязь на средних радиоволнах.

  34. Устройство, позволяющее обнаруживать препятствия в условиях плохой видимости.

  35. Русский учёный, создатель первой метеорологической лаборатории в России.

  36. Русский учёный, поднявшийся на воздушном шаре в воздух для исследования грозы.

  37. Итальянский учёный, который первым измерил атмосферное давление,

  38. Французский изобретатель акваланга.

  39. Первый исследователь Марианской впадины.

  40. Русский учёный, выдвинувший одну из гипотез образования Солнечной системы.

Ответы: 1. Геофизика. 2. Атмосфера. 3. Барометр. 4. Термометр. 5. Влажность. 6. Гигрометр, психрометр. 7. Молния. 8. Огни св. Эльма. 9. Роса. 10. Снег. 11. Гидросфера. 12. Батискаф . 13. Шлюз . 14. Гидроэлектростанция. 15. Магнитосфера. 16. Полярная. 17. Аномалии. 18. Сейсмограф. 19. Цунами. 20. Гринвичский меридиан . 21. Радуга . 22. Мираж. 23. Гало. 24. Эхолокация. 25. Парниковый эффект. 26. Антарктида. 27. Гейзер. 28.Сталактит. 29. Ледник. 30. Компас. 31. Радиоактивность. 32. Полярное сияние. 33. Ионосфера. 34. Радар. 35. М.В. Ломоносов. 36. Д.И. Менделеев. 37. Э. Торричелли. 38. Ж. Кусто. 39. Ж. Пиккар. 40. О.Ю.. Шмидт.
Игра «Поле чудес»

9 класс
Цели:

  1. в игровой форме проверить знания учащимися научных терминов;

  2. создать условия для развития мышления учащихся;

Материалы: волчок, игровое поле, карточки с буквами, коробка для призов.

Ход игры:

  1. Объяснение правил игры – три тройки игроков, финальная игра.

  2. Игра.

1 тур

Задание: как бы на латыни вы произнесли «пространство, обширность»

а

м

п

л

и

т

у

д

а


2 тур

Задание: греч. – разграничивающий

г

о

р

и

з

о

н

т


3 тур

Задание: лат. – работающий

л

а

б

о

р

а

н

т


4 тур

Задание: лат. – привоз, доставка

к

о

н

в

е

к

ц

и

я


5 тур

Задание: греч. – познание, наука.

м

а

т

е

м

а

т

и

к

а


6 тур

Задание: лат. – дающий отзвук

р

е

з

о

н

а

н

с

7 тур

Задание: греч. – искусство, мастерство

т

е

х

н

и

к

а


8 тур

Задание: греч. – свет + пишу

ф

о

т

о

г

р

а

ф

и

я


9 тур

Задание: лат. – бегство

ц

е

н

т

р

и

ф

у

г

а


10 тур

Задание: греч. – смола, янтарь

э

л

е

к

т

р

и

ч

е

с

т

в

о


Подведение итогов игры. Награждение победителей.

Литература: Енохович А.С. Справочник по физике. Москва: Просвещение, 1990.


Своя игра



следующая страница >>