microbik.ru
1


На правах рукописи



ШАРОНОВ СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

ИЗМЕНЕНИЕ РОЛИ И МЕСТА БАНКОВСКИХ РИСКОВ В СИСТЕМЕ ОБЩЕЭКОНОМИЧЕСКИХ РИСКОВ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

(МИРОВОЙ ОПЫТ В РОССИЙСКОМ ОТРАЖЕНИИ)


Специальность 08.00.14 – Мировая экономика


АВТОРЕФЕРАТ


диссертации на соискание ученой степени

кандидата экономических наук


Москва - 2008


Диссертационная работа выполнена в Дипломатической академии Министерства иностранных дел Российской Федерации на кафедре мировой экономики и международных экономических отношений

Научный руководитель: доктор экономических наук, профессор Кутовой Владимир Михайлович

Официальные оппоненты: доктор экономических наук, профессор

Аникин Владимир Иванович
кандидат экономических наук,

Гузенко Николай Николаевич
Ведущая организация:

Финансовая академия при правительстве Российской Федерации
Защита состоится «09» октября 2008 года в «14:30» часов на заседании Диссертационного совета Д. 209.001.02 в Дипломатической академии МИД России по адресу: г. Москва, ул. Остоженка, д. 53/2.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Дипломатической академии МИД РФ.
Автореферат разослан «08» сентября 2008 года.

Ученый секретарь

Диссертационного совета Б.Б.Логинов

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. В современных условиях активно протекающих процессов интеграции и глобализации мирохозяйственных связей каждому субъекту хозяйствования при осуществлении внешнеэкономической деятельности приходится сталкиваться с возрастающей неопределенностью мирового рынка, порождающей множественность рисков. Эти риски инициируют негативные последствия для иностранных контрагентов в форме потери прибыли и убытков и способствуют поиску оптимальных стратегий управления рисками. Среди внешнеэкономических рисков особую роль играют банковские риски, изменение роли которых в системе внешнеэкономических рисков сопряжено с активно протекающими процессами глобализации кредитно-банковской системы и, как следствие, с ее неустойчивостью, что создает реальную угрозу экономической безопасности страны и снижает привлекательность (прежде всего, инвестиционную) национальной экономики для иностранных контрагентов. Усугубление ситуации в современных условиях мирового финансового кризиса требует поиска новых подходов к оценке места банковских рисков в системе внешнеэкономических рисков с целью созданию более эффективной модели риск-менеджмента. При этом управление финансовыми рисками следует рассматривать неотрывно от процесса развития мировой экономики, поскольку механизм функционирования финансовой системы должен в первую очередь обеспечивать потребности экономики и международной торговли, создавать более благоприятные условия для непрерывного процесса воспроизводства, когда международные торговые отношения тесно переплетаются с международными валютно-финансовыми и кредитными отношениями. Сложившаяся ситуация настоятельно требует переосмысления роли процесса управления рисками в деятельности главных участников мирового финансового рынка - коммерческих банков.

Мировые финансовые институты и международные организации, включая Все­мирный банк, Банк международных расчетов, Базельский комитет по контролю за банковской деятельностью, уделяют все большее внимание решению вопросов по управлению финансовыми рисками и контролю над ними. Так в «Основных принципах эффективного банковского надзора», разработанных Базельским комитетом в 2004г. под­черкивается необходимость наличия в банках информативных систем, которые позво­ляют точно измерять, отслеживать и соответствующим образом контролировать финансовые риски. При этом применение всеми странами принципов, изложенных в рекомендациях Базельского комитета, будет способствовать созданию равных конкурентных условий на международных финансовых рынках, стабильности национальных банковских систем.

Таким образом, в силу объективных перечисленных выше факторов функцио­нирования мировой экономики управление рисками становится не только важнейшей предпосылкой сохранения доходов банка, но и необходимым условием его выжива­ния. Многообразие и сложность изменений, происходящих в банковской сфере, а также практика повседневной работы банков по осуществлению контроля над рисками, вызывают необходимость их глубокого осмысления, и настоятельную потребность разработки эффективных подходов к механизму реализации функций коммерческих банков по управлению рисками. Этим объясняется выбор темы исследования.

Степень научной разработанности проблематики. Проблемы банковских рисков нашли отражение в ряде исследований зарубежных и отечественных специалистов. Наличие достаточно обширного материала позволяет уверенно ориентироваться в связанных с ним проблемах.

При работе над диссертацией автором были изучены работы таких специалистов как Кэрол Александер, Томас Л. Бартон, Марк Баттеруорт, Питер Бернстайн, Соня Брайович Братанович, К. Валравен и др.

Среди российских специалистов, в работах которых уделяется внимание рискам и, в т.ч. финансовым рискам, необходимо отметить Антипову О.Н., Балдина К.В., Воробьева С.Н., Гранатурова В.М., Забелина П.В., Кабушкина С.Н., Кирсанова К.А., Москвина В.А. и многих других. Более глубоко исследовать эволюцию финансовых рисков позволили также работы Красавиной Л.Н., Портного М.А. и Смыслова Д.В.

Особую роль в формировании взглядов диссертанта сыграли положения и нор­мативные документы по управлению финансовыми рисками ведущих мировых фи­нансовых институтов и организаций, включая материалы группы Всемирного банка, Института экономического развития Всемирного банка, Международного валютного фонда (МВФ), Европейского банка реконструкции и развития, Банка международных расчетов, документов Базельского комитета по банковскому надзору, «Группы 30», финансовой группы «Дж. П. Морган» и др.

Таким образом, объективно возникла необходимость нового решения научной задачи, заключающейся в разработке концептуальных основ управления рисками в банковской деятельности в аспекте комплексной оценки места банковских рисков в системе внешнеэкономических рисков на современном этапе и увязки всех видов рисков в единую систему - комплексную систему управления рисками в рамках стратегии банка, обеспечивающую стабильность национальной кредитной системы с целью ускорения темпов развития отечественной экономики.

В работе диссертант, на основе изучения имеющегося опыта по оценке и управлению рисками ведущих мировых финансовых организаций, разработок российских специалистов, а также с учетом полученных собственных практических результатов, предлагает комплексный системный подход к управлению рисками, который может быть применен в российских коммерческих банках.

Цель диссертационного исследования заключалась в выявлении роли и места банковских рисков в системе экономических рисков зарубежных стран, а также возможностей адаптации механизмов и инструментов риск - менеджмента к условиям нестабильного фи­нансового рынка и выработке рекомендаций по организации системы управления рисками в целях обеспечения устойчивости кредитно-банковской системы России в условиях глобальной конкуренции.

В соответствии с поставленной целью были определены и последовательно решались следующие задачи исследования:

- провести ретроспективный анализ банковских рисков с учетом изменения роли их места в системе внешнеэкономических рисков;

- выявить основные виды, формы и методы управления рисками в зарубежных странах;

- выработать концепцию и методику организации системы управления рисками в рамках стратегического развития банковского сектора;

- определить методологические основы повышения потенциала и активности коммерческих банков с точки зрения управления региональными рисками;

- предложить комплекс мероприятий модернизации кредитно-банковской системы России в сфере обеспечения ее устойчивого развития в национальном и глобальном масштабах.

Таким образом, в рассматриваемой научной задаче объектом исследования выступает совокупность рисков зарубежной и отечественной кредитно-банковских систем, функционирующих в условиях глобализации мировой финансовой системы.

Предметом исследования являются экономические механизмы управления рисками в кредитно-банковской системе.

Теоретическая и методологическая основа исследования. Диссертационное исследование основывается на диалектическом методе познания, принципах историко-логического, аналитического и системного подходов. В процессе исследования использовались методы статистического, сравнительного и структурно-графического анализа. Основой написания диссертации послужили: работы зарубежных и отечественных авторов по вопросам теории рисков, банковскому делу, управлению активами и пассивами банка, методологии отечественного и зарубежного бухгалтерского учета, стратегического планирования и финансового менеджмента; законодательные и нормативные документы Российской Федерации по вопросам регулирования экономической, и в частности, банковской деятельности; положения нормативно-регулирующих документов международных органов банковского надзора и других международных финансовых организа­ций; материалы конференций и семинаров, посвященных вопросам управления банковскими рисками; официальные статистические материалы Росстата.

Новизна научных результатов диссертационной работы заключается в разработке теоретических положений, методологических основ и в выработке рекомендаций по использованию организационно-экономических механизмов управления банковскими рисками в целях обеспечения устойчивости отечественной кредитно-банковской системы в условиях интегрирования России в глобализационные процессы в банковской сфере и изменения роли места банковских рисков в системе внешнеэкономических рисков.

Научной новизной обладают следующие результаты диссертационного исследования:

- раскрыто содержание процесса управления рисками в организационном и функ­циональном аспекте с учетом изменения места банковских рисков в системе внешнеэкономических рисков;

- предложена адаптивная модель повышения потенциала и активности коммерческих банков в регионах России;

- выявлены существенные деформации в функционировании отечественной банковской системы.

- предложены пути совершенствования механизмов государ­ственного регулирования банковского сектора в сфере управления кредитными рисками при инвестировании в реальный сектор экономики и механизмы создания ре­зервов на возможные потери по ссудам, увязанные с налогом на прибыль.

Практическая значимость исследования. Полученные в диссертационном исследовании выводы и рекомендации могут быть использованы или учтены ЦБ РФ, Министерством финансов РФ, Министерством экономического развития РФ, участвующими в разработке и реализации кредитно-банковской политики России.

Исследование также может представлять интерес для научных работников и преподавателей, студентов вузов экономических специальностей.

Предложения по формированию комплексной системы управления рисками банка ориентированы на использование в деятельности банков и других финансово-кредитных организаций, а также органов банковского надзора. Практическое применение результатов проведенного исследования может способствовать сокращению рисков, как отдельного банка, так и банковской системы в целом.

Апробация и внедрение результатов. Основные результаты диссертационного исследования прошли апробацию в процессе экспертной проверки и практического использования в деятельности АКБ «Абсолют Банк» (ЗАО).

Предложенные автором новые подходы к решению задач банковской аналитики могут быть положены в основу при разработке методического обеспечения управления рисками любого банка.

Основные выводы и рекомендации, вытекающие из диссертационного исследования, были использованы в выступлениях на практических семинарах.

Публикации. Основные результаты диссертации отражены в пяти публикациях общим объемом 13,7 п.л.

Структура работы. Диссертационная работа выстроена в соответствии с целями, задачами и логикой исследования; состоит из введения, трех глав, заключения, приложений и списка использованной литературы (библиографии).
II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обосновывается тема исследования и ее актуальность, формулируются цель и задачи работы, определяются предмет и объекты исследования, выделяются научная новизна, теоретическая и практическая значимость полученных результатов.

В первой главе «Риски кредитно-банковской системы и актуальные вопросы в управлении ими» рассматриваются риски кредитно-банковской системы: к постановке проблемы, анализируется мировой опыт и практика банковского риска; определены актуальные вопросы управления рисками коммерческих банков в России, определены факторы, влияющие на изменение роли места банковских рисков в системе внешнеэкономических рисков.

Наиболее полным является определение банковского риска как вероятности или угрозы потери банком части своих ресурсов, возникно­вения убытков, недополучения доходов или осуществле­ния непредвиденных расходов в результате проведения определенных финансовых операций по сравнению с прогнозируемым вариантом. Банковские риски имеют отношение ко всему разнообразию ожидаемого дохода по всем видам активных и пассивных операций. Банки стремятся минимизировать риск и максимизировать прибыль. Оптимальное соотношение уровней риска и ожидаемой прибыли различно и зависит от ряда объективных и субъективных факторов.

Изменчивые условия, в которых работают банки, открывают для них множество возможностей, но одновременно подвергают сложным и многообразным рискам, бросающим вызов традиционным подходам к банковскому менеджменту. Банкам, чтобы выжить в рыночно ориентированной среде, устоять в международной конкуренции и внести свой вклад в определяемый частным сектором экономический рост, необходимо быстро научиться управлять рисками.

В общем виде банковские риски разделяются на четыре категории: финансовые, операционные, деловые и чрезвычайные риски.

Начала развиваться концепция риск-менеджмента, заключающаяся в выборе банком допустимых объемов и видов рисков, а также в соблюдении определенных принципов управления ими в условиях конкуренции, инфляции и меняющейся политической и экономической обстановки. Анализ мировой практики управления рисками в этот период позволил вывести характерные черты и недостатки классического риск-менеджмента:

- фрагментарный подход к управлению риском (включая незначительную координацию между различными контролирующими подразделениями и часто возникающие проблемы с покрытием риска);

- недостатки банковской политики (прежде всего при определении стратегических целей риск-менеджмента);

- возможности информационных технологий (критический компонент управления риском) ограничены относительно потребностей измерения риска и отчетности;

- незавершенность анализа;

- устаревший и подчас случайный анализ;

- недостаточная увязка результатов анализа с мерами по реализации принятых решений.

Успех банковского риск-менеджмента, основанный на использовании JP Morgan VAR-технологии1, будет возрастать. Преимущество подобных методов заключается в том, что они основывают принятие решений в большей степени на принципах логики, а не на интуиции банковско­го работника, и делают банковский бизнес более предска­зуемым и стабильным.

Процесс распространения информационных технологий привел к изменению самой технологии банковского обслужи­вания. Они, с одной стороны, позволяют эффективнее орга­низовать деятельность банков и повысить их конкурентоспо­собность, с другой - меняют сами формы ведения бизнеса, позволяют создавать новые услуги, которые начинают оттеснять их традиционные виды. Этот процесс затрагивает и Россию.

Классический подход управления риском учитывает обычно лишь один из параметров/факторов. При использовании ЭВМ нередко происходит негибкое развитие информационных технологий, что не совпадает с фазой наивысшей гибкости и изменчивости задач управления риском. Таким образом, необходим комплексный подход в процессе риск - менеджмента. Это позволит учитывать базовый риск (рыночный, кредитный, операционный и риск потери репутации), а не только инструменты по его измерению; проводить оценку риска и управление им на базе портфеля, а не по каждому инструменту отдельно; повысить качество внутреннего аудита и его роль в контроле за рисками, а также обеспечить финансовую мотивацию персонала (включая систему премирования), который должен соответствовать целям менеджмента в банке.

Сегодня фундаментальная проблема состоит в том, что финансовые инновации в банковском деле, особенно в области внебалансовых инструментов, могут иметь последствия в виде концентрации риска и повышения неустойчивости банковской системы в целом. Это в особенности относится к валютному и процентному риску. Корреляция между различными типами риска, как в рамках отдельного банка, так и в масштабах банковской системы увеличилась и стала более сложной.

Заслуживает внимания и процесс формирования ком­мерческими банками фонда обязательных резервов (ФОР), депонируемых в ЦБ РФ. Создание такого резерва по вкладам и другим пассивам с точки зрения Правительства и ЦБ РФ обеспечивает экономическую безопасность и позволяет контролировать объем активных операций - рост резервов уменьшает предложение кредитных ресурсов и таким образом снижает кредитные риски.

Либерализация и неустойчивость финансовых рынков, возросшая конкуренция и диверсификация подвергают банки новым рискам и проблемам, требуют постоянно обновлять способы управления бизнесом и связанными с ним рисками, чтобы сохранить конкурентоспособность. Растущая рыночная ориентация банков также вызывает необходимость изменений принципов регулирования и надзора. Качество банковского ме­неджмента, и особенно процесса управления риском, является решающим фактором обеспечения безопасности и стабильности, как отдельных бан­ков, так и банковской системы в целом.

Во второй главе «Организационно-экономические императивы управления рисками банков» рассмотрены методологические аспекты прогнозирования и управления банковскими рисками; определена роль производных финансовых инструментов в банковском риск – менеджменте; проведен анализ методов повышения потенциала и активности коммерческих банков в регионах России.

Успешная деятельность банка невозможна без эффективной системы управления рисками, обеспечивающей их анализ, учет и контроль. Базельский комитет уделяет большое внимание этим вопросам. По мере интеграции в мировой фи­нансовый рынок ЦБ РФ внедряет в практику принципы управления рисками, разработанные Базельским комитетом, используя их в методике расчета достаточности капитала и величины рыночных рисков.

С 2000 года государство декларирует необходимость опти­мизации законодательства, в том числе в сфере обращения и кредитных деривативов2. Тем не менее, отсутствует целостная нормативная база регулирования производных финансовых инструментов, в том числе операций с кредитными деривативами. Наиболее проработано законодательство в отношении ва­лютных деривативов, а также сделок, заключаемых на ор­ганизованных торговых площадках (биржах). Разрознен­ность нормативной базы связана с отсутствием единого центра государственного регулирования срочных сделок. Сейчас регулирование рынков производных финансовых инструментов осуществляет ряд го­сударственных органов - ЦБ РФ, Федеральная служба по финансовым рынкам, Федеральная налоговая служба, Федеральная антимонопольная служба.

В работе уделено особое внимание исследованию организационно-экономических императивов управления банковскими рисками, включая разработку способов управления рисками, наиболее приемлемых и имеющих реальную перспективу использования в российских условиях.

Для решения поставленной задачи проанализированы основные методы и инструменты, которые используются для управления рисками в мировой практике, исследована возможность применения этих методов в российских условиях. Оценка предложенных методов позволила сделать следующие выводы. Во-первых, нужно отметить, ограниченность применения методов и приемов хеджирования рыночного риска. Это относится к заключению форвардных, фьючерсных, опционных контрактов и их разновидностей. Поскольку большинство финансовых институтов применяет данные инструменты исключительно в спекулятивных целях, то многие финансовые инструменты, которые призваны снижать риски, являются источниками дополнительного риска. Подтверждением этому является кризис августа 1998 года, когда российские банки понесли значительные убытки по валютным форвардным контрактам. На сегодняшний день финансовая устойчивость поколеблена рисками на мировом рынке и в связи с нарастающим мировым финансовым кризисом эта ситуация может повториться. Во-вторых, широкому использованию данных методов препятствует целый ряд объективных факторов: отсутствие необходимого опыта, сложившихся традиций, достаточ­но развитого рынка и подготовленных кадров, соответствующей организационной и информационной структуры. В-третьих, существенным препятствием к их применению, является то, что на российском финансовом рынке нет общепризнанных рыночных индикаторов, на основе которых принято осуществлять хеджирование. Индикато­ры средних ставок по межбанковским кредитам (MIBID, MIACR и INSTAR) ограничиваются, как правило, сроком кредитования от 1 до 3 дней. Сомнение вызывает и существующий механизм сбора данных для их расчета. Ставка рефинансирования ЦБР служит в отдельных случаях потолком, выше которого предприятия стремятся не привлекать коммерческие кредиты, а банки - межбанковские. Как следствие, полное отсутствие инструментов, позволяющих осуществлять хеджирование процентного риска, включая трансформацию финансовых инструментов с фиксированными процентными ставками в финансовые инструменты с плавающими процентными ставками. При этом главным фактором нестабильности остается отсутствие сформированного рынка ценных бумаг, включая недостаточную надежность государственных ценных бумаг, которые выступают в роли основного инструмента хеджирования с помощью процентных фьючерсов. Проблема хеджирования в данной ситуации заключается в том, что у участников сделки попросту может исчезнуть возможность ее использования (например, потеря ликвидности рынка государственных ценных бумаг в случае непогашения или отсрочки погашения очередной серии). Поэтому в российских условиях особо актуальна разработка организационно-управленческого направления управления рисками посредством создания общей системы лимитов банка.

Первым шагом по созданию общей системы лимитов является этап принятия решений по определению лимита на риск потери капитала. Значение лимита на риск потери капитала соответствует той части собственного капитала, которую банк готов выделить на риск возможных потерь. Второй шаг предполагает принятие решений по ограничению совокупных рисков по каждому отдельному виду. При этом лимиты по отдельным группам рисков устанавливаются так, чтобы их сумма была ограничена общим лимитом на совокупный объем рисков банка - лимитом на риск потери капитала.

Обязательным условием стабильной работы банка является существование органа управления рисками с определенными функциональными обязан­ностями, финансовыми, трудовыми и информационными ресурсами. Деятельность данного органа должна быть подкреплена соответствующими регламентами и организационно - распорядительными документами, определяющими для банка правила и периодичность проведения анализа рисков, способ фиксации, хранения и использования результатов оценки рисков, порядок передачи информации руководству, способы контроля над рисками и т.д.

В третьей главе «Стратегические аспекты обеспечения стабильности национальной кредитной системы с целью укрепления позиций России в глобальной экономике» сформулированы концепция и методика организации системы управления рисками в рамках стратегического развития банковского сектора; предложена модернизация кредитно-банковской системы России для обеспечения ее устойчивости в ракурсе экономической безопасности.

Основу авторской концепции создания интегрированной системы по управлению рисками составляют следующие понятия:

а) интегрированная система управления рисками является базой управления банковской деятельностью, не требующей длительного переходного периода, но требующей существенного роста профессионального уровня банковского персонала;

б) интегрированная система управления рисками является оригинальной разработкой, требующей индивидуальной «настройки» для каждого коммерческого банка.

в) интегрированная система управления рисками должна обеспечить реальное увеличение стоимости коммерческого банка. Необходимо учитывать, что системы управления рисками делятся на две группы:

1) микросистема управления рисками - это управление рисками на уровне «рабочего места» (Desk-Level Risk Systems);

2) макросистема управления рисками, как правило, представлена интегрированными решениями по управлению рисками на уровне всего банка (Enterprise Risk Management Technology Solutions).

В современных условиях и с учетом задач, стоящих перед российской банковской системой, совершенствование интегрированной системы управления рисками возрастает до уровня стратегической задачи.

Внедрение системы управления рисками в практическую деятельность коммерческих банков должно быть реализовано путем планомерного подхода с учетом особенностей функционирования банка. Применение предложенных в диссертационном исследовании рекомендаций и методик поможет руководству коммерческих банков выйти на качественно новый уровень банковской деятельности

Институциональной базой банковской системы должен стать пакет законов, предусматривающих:

- повышение требований к системе страхования рисков по различ­ным видам деятельности кредитных учреждений и по степени взаимной согласованности систем внутри отдельного банка (Стандарты «Базель 2»);

- выделение специализированных кредитных организаций, четкое формальное описание их функций и критериев деятельности и выработка жестких требований по совместимости различных ее видов;

- постепенное увеличение роли саморегулируемых организаций банковского сообщества (типа Ассоциации российских банков),

- создание их по видам банковской деятельности с последующей передачей таким организациям части регулирующих функций от ЦБ РФ, с учетом того, что подобные организации, естественно, могут иметь интересы, не всегда совместимые со стратегически­ми целями развития экономики страны;

- приоритетность развития национальных банков, включая государственную поддержку в информационном, технологическом, методическом обеспечении, а в исключительных случаях - пря­мую протекционистскую защиту (не персонифицированную) или финансовую поддержку всей системы;

- законодательное регулирование вопросов проведения банковско­го аудита;

- последовательное введение форм учета и отчетности, банковских технологий, систем безопасности (в широком смысле), принятых в мировом банковском сообществе.

Мировая практика показывает, что эволюция банковского дела связана с предоставлением экономической свободы и одновременно усилением инсти­тута государственного регулирования банковской деятельности. Поэтому ориентирами в создании действенных механизмов по снижению банковских и инвестиционных рисков, стимулирующих банки к вложению средств в долгосрочные инвестиции, отладку системы их кассовых расчетов и решение хронической проблемы неплатежей, в рамках повышения экономической безопасности кредитно-банковской системы в целом могут стать следующие направления:

1. Разработка и принятие как составной части федеральной программы по активизации банковского кредитования мероприятий по государ­ственному регулированию кредитных рисков при инвестировании в реальный сектор экономики.

2. Учет налоговыми органами в связи с высокой степенью рисков при определении налога на прибыль банков необходимость создания ре­зервов на возможные потери по ссудам в полной мере, наравне с дру­гими издержками банковских операций.

3. Нормализация денежного обращения и активного использования кре­дитной эмиссии в целях финансовой стабилизации производства.

4. Повышение качества портфелей активов российских коммерческих банков за счет:

- повышения эффективности и пропускной способности судебной системы (Государственного арбитража);

- усиления института судебных исполнителей в целях ускоренного исполнения решений Государственного арбитража;

- выработки четкого механизма изъятия залогового обеспечения в пользу кредиторов в случае невозврата кредитов;

- детальной разработки процедуры банкротства, включая институт персонифицированной ответственности и институт гаранта по долгам кредитной организации в случае ее неплатежеспособности, а также определение приоритетов в погашении задолженности, в первую очередь в интересах вкладчиков. Одним из основных направлений реструктуризации банковской системы является избавление системы от неплатежеспособных банков, которые уже не в состоянии восстановить свою деятельность;

- создание (совместно с банками и другими кредитно-финансовыми организациями, а также региональными администрациями и дру­гими правительственными органами) системы гарантий и взаим­ных поручительств для кредитования инвестиционных проектов;

- создание доступной базы данных по достоверной публичной информации как о финансовом состоянии предприятий-клиентов банка и их кредитной истории, так и о самих кредитных организациях;

5. Создание системы государственных гарантий и страхования рисков, включающей:

- создание системы страхования вкладов населения в банках. При этом ЦБ будет обязан осуществлять жесткий надзор за банками, участвующими в системе страхования, а само количество таких банков будет жестко ограничено;

- повышение действенности системы резервирования и гарантий с учетом специфики системных рисков в российском банковском секторе в рамках регулирования банковской деятельности, связанной с минимизацией системных рисков и ограничением возможных каналов распространения кризисных явлений среди КБ. Прежде всего, это может быть связано с обеспечением под проблемные активы, страхованием депозитов и поддержанием достаточности собственного капитала;

- создание системы страхования рисков по всем направлениям деятельности банков для повышения эффективности управления активами и пассивами банков. Значимость этой проблемы требу­ет ее разрешения на государственном уровне и включения в круг стратегических направлений общеэкономической политики;

- страхование политических рисков (резервирование под полити­ческие риски) при их высоком уровне;

- восстановление и последующее усиление института гарантий го­сударства по предоставляемым банками кредитам предприятиям приоритетных отраслей экономики в рамках целевых федераль­ных программ;

- создание системы государственного страхования венчурных кре­дитов при инвестировании венчурных (инновационных) проектов;

- организация выпуска гарантийных обязательств (банковских га­рантий) под обеспеченность их материальными активами пред­приятий приоритетных отраслей экономики с созданием на уровне региональных органов ЦБ РФ стабилизационных резервов;

- предоставление государственных гарантий (поручительства правительства) на конкурсной основе за счет средств бюджетов со­ответствующих уровней под заемные средства для реализации инвестиционных проектов;

- создание и развитие системы страхования сельскохозяйственных товаропроизводителей. Для выполнения функций государствен­ного агента по осуществлению государственной поддержки сельскохозяйственного страхования целесообразно создать ре­гиональные фонды сельскохозяйственного страхования;

- расширение страховых услуг как за счет новых видов (страхование доходов, кредитных и коммерческих рисков и т.д.), так и путем предоставления возможности самостоятельного выбора страховых объектов (страховых рисков и т.д.) заемщиками;

- развитие лизинговых схем кредитования, венчурных схем инвестирования и схем проектного финансирования как методов решения проблемы кредита и его обеспечения;

- решение проблемы надежного заемщика. Требование ликвидно­го залога под выдаваемый инвестиционный кредит - один из наиболее доступных путей минимизации риска банка, кредитующего инвестиционные проекты. Но при этом существуют объективные ограничения, связанные с использованием такого пути минимизации риска (немногие предприятия в состоянии предоставить залог, отвечающий требованиям банка);

- развитие межбанковского сотрудничества, сотрудничества КБ с инвестиционными государственными органами и с предприятиями приоритетных отраслей экономики для выработки гарантийных механизмов и схем совместного кредитования инвестиционных, в том числе государственных, программ и проектов как одного из методов распределения общего риска между несколькими инвесторами;

- развитие механизмов гарантий и страхования по инвестиционным кредитам, в том числе механизма предоставления государственных гарантий КБ, принимающим участие в финансировании инвестиционных проектов, входящих в систему государственных приоритетов;

- проведение политики формирования страховых тарифов в соответствие с реальными потребностями государства и регионов, выравнивание тарифов через дифференциацию ставок государственной поддержки страхования.

Подводя итоги, можно констатировать, что стратегия активизации банковского кредитования должна стать государственной программой, обрести необходимую законодательно-правовую базу. Ключевым направлением этой стратегии должно стать согласование материально-вещественной структуры и финансовых аспектов развития российской экономики, для чего, прежде всего, необходимо создание условий для повышения кредитоспособности предприятий реального сектора экономики независимо от форм собственности.

В заключении обобщены результаты теоретического анализа основных видов, форм и методов управления рисками, сформулированы теоретические выводы и практические рекомендации в области разработки комплексной системы управления банковскими рисками.
III. ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ И ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

Ключевыми направлениями стратегии устойчивого развития банковского сектора являются: осуществление системы мониторинга угроз экономической безопасности в среде банковских услуг; использование всего арсенала средств и методов регулирования банковской деятельности, надзора и контроля; повышение ответственности каждого участника рынка банковских услуг за выполнение принятых ими взаимных обязательств.

Проведенное исследование дает возможность сформулировать некоторые тео­ретические выводы и практические рекомендации в области разработки комплексной системы управления банковскими рисками. Основные результаты, полученные в ходе исследования, можно свести к следующим положениям.

Выработана концепция и методика организации системы управления рисками в рамках стратегического развития банковского сектора. Система управления рисками должна обязательно включать структурные подраз­деления, отвечающие за воплощение и реализацию стратегии управления рисками. При этом к подразделениям, вырабатывающим стратегию риска, относится Прав­ление (или Совет директоров), которое является основным регулирующим органом и несет ответственность за управление рисками. Подразделения, реализующие так­тические решения в рамках стратегии: Комитет по управлению активами и пасси­вами и Кредитный Комитет, которые назначаются Правлением и осуществляют управление рисками на ежедневной основе; Отдел по управлению рисками, кото­рый несет ответственность за определение и воплощение политики банка по управлению рисками; службы поддержки и контроля. Система должна покрывать все аспекты риска, на каждом уровне системы должны быть четко определены права, обязанности и рамки отчетности.

В современных условиях управление рисками не обеспечивает полную гарантию того, что все риски находятся в рамках установленных лимитов, понимаются и оцениваются должным образом еще до момента совершения сделки, а также постоянно контролируются и информирование об этих рисках осуществляется с установленной периодичностью.

Основные методы и инструменты, используемые для управления рисками в мировой практике, имеют определенные границы применимости в российских условиях. В первую очередь, ограниченность приме­нения методов хеджирования рыночного риска. В связи с тем, что финансовые институты, в основном, используют эти инструменты только в спекулятивных целях, возникают дополнительные риски. Кроме того, существует ряд, ограничений, препятствующих к их активному применению: необходимый опыт, традиции, развитость рынка и т.д. Сюда же можно отнести и отсутствие на российском финансовом рынке общепринятых рыночных индикаторов для осуществления хеджирования.

В работе предложен комплекс мероприятий модернизации кредитно - банковской системы России с целью обеспечения ее устойчивого развития в национальном и глобальном масштабах. В качестве ключевых стратегий устойчивого развития банковского сектора рассмотрены: осуществление системы мониторинга угроз экономической безопасности в среде банковских услуг для их своевременного выявления; использование всего арсенала средств и методов регулирования банковской деятельности, надзора и контроля для своевременного предупреждения угроз экономической безопасности в банковском секторе и их устранения; повышение ответственности каждого участника рынка банковских услуг за выполнение принятых ими взаимных обязательств.


IV. ОСНОВНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ

Полученные результаты и выводы диссертации отражены в следующих публикациях автора, общим объемом 13,7 п.л.

  1. Шаронов С.А. Экономические механизмы управления банковскими рисками: мировой опыт в российском отражении. М.: Научная книга, 2008. – 10,5 п.л.

  2. Шаронов С.А. Риски кредитно-банковской системы: к постановке проблемы. / Мировая экономика в ХХI веке: состояние, проблемы, перспективы. Сб. научных статей. Под ред. проф. В.М.Кутового. - М.: Научная книга. - 2006. – Ч.I. - 0,7 п.л.

  3. Шаронов С.А. Подходы базельского комитета к оценке кредитного риска. / Мировая экономика в ХХI веке: состояние, проблемы, перспективы. Сб. научных статей. Под ред. проф. В.М.Кутового. - М.: Научная книга. - 2006. – Ч.II. - 0,9 п.л.


В издательствах из списка ВАК:

  1. Шаронов С.А. Вопросы управления рисками кредитно-банковской системы России. // Современное управление, 2006 - №8. – 0,8 п.л.

  2. Шаронов С.А. Концепция и методика организации системы управления рисками в рамках стратегического развития банковского сектора. // Экономические науки, 2008 - № 6. – 0,8 п.л.



1 VAR-технологии (Value at Risk) активно используют те исследо­ватели, которые считают, что методология более важна, чем любая недостаточная эффективность, в которой остается кон­цепция, достойная похвалы, в ограниченных рамках практиче­ского применения.

2 Заявление Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации "О стратегии развития банковского сектора Российской Федерации" от 30 декабря 2001 г.