microbik.ru
1


МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

ИНСТИТУТ АРХИТЕКТУРЫ, ДИЗАЙНА И ВИЗУАЛЬНЫХ ИСКУССТВ

КАФЕДРА МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И АНИМАЦИИ
«УТВЕРЖДАЮ»

Директор института

_______________ Г.В. Вершинин

«___» __________2011 г.

О.Г. КОРОТКОВА

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«КОМПЬЮТЕРНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ»

1-2 КУРСЫ, 1, 3-4 семестры

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 070602 – ДИЗАЙН

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КОД ДИСЦИПЛИНЫ ДФ. 04


Всего по курсу: 106 часов

из них: 106 часов – аудиторные занятия


Тюмень, 2011


ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «КОМПЬЮТЕРНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ»

1-2 курсы, I, III-IV семестр

Программу составила Ольга Геннадьевна Короткова

Рецензенты:
ст. преподаватель кафедры средового и графического дизайна

___________________ Г.Г. Короленко

проф. кафедры индустриального дизайна

УралГАХА ___________________ В.А. Брагин

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры мультимедийных технологий и анимации 30 августа 2011 г., протокол № 1,

зав. кафедрой ________________/П.Р. Олин /
Утверждена на заседании учебно-методической комиссии ИАДВИ

_________________ 2011 г, протокол № ___ ,

председатель ______________/ И.Е. Чердынцева /


© О.Г. Короткова, 2011

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


I.1. Организационно-методический раздел
Рабочая программа по учебной дисциплине «Компьютерное моделирование», 1 - 2 курсs, составлена в соответствии с требованиями ГОС СПО 2002 г. и предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 070602 «Дизайн» (по отраслям / в области культуры и искусства) по специальности среднего профессионального образования.

Изучение основ компьютерных технологий, приобретение навыков в решении проектных задач посредством компьютерной графики позволяет расширить диапазон средств, инструментов и технологий исполнительского мастерства будущих специалистов-дизайнеров. Освоение программы осуществляется на лекционных занятиях, где излагается теоретическая часть, а также путем выполнения практических упражнений и работ.

I.1. Цели и задачи дисциплины «Компьютерное моделирование»
Цель обучения: освоение базовых навыков и формирование у студентов профессиональных компьютерных знаний, умений, необходимых для прикладных действий и визуализации проектов при изучения дисциплин «Композиция», «Основы исполнительского мастерства», а также иных дисциплин на начальном этапе обучение профессии дизайнера.

Задачами реализации программы являются:

  • обучение функциям и возможностям использования информационных и мультимедийных технологий в профессиональной деятельности;

  • выработка навыков использования программных продуктов различного рода и технологического оборудования в профессиональной деятельности в соответствии с избранными профессиональными квалификациями и потребностями регионального рынка труда и профессиональных услуг;

  • выработка умения применять компьютеры, программы и технические средства для воплощения творческих замыслов и реализации дизайн-проектов, как в направлении визуализации и моделирования проектов, так и в части их осуществления в сферах культуры и искусства.

Реализация учебной программы позволит раскрыть творческий потенциал и реализовать профессиональные запросы обучаемых при помощи осваиваемых компьютерных программ; побудить студентов к творческим разработкам и экспериментированию, расширению возможностей визуализации творческих фантазий.

Одной из задач является развитие пространственного мышления как одного из основных инструментов графического проектирования, создания произведений современного графического дизайна.
I.2. Требования к уровню освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины «Компьютерное моделирование» студенты должны:

знать:

  • функции и возможности использования информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности;

  • программные и творческие возможности базового офисного пакета, программы CorelDRAW, их интерфейс и возможности;

  • основы информационных технологий и пользования компьютером и мультимедийными устройствами;

  • логику основных компьютерных систем, служебных программ и программы CorelDRAW;

  • возможности программы CorelDRAW, применяемые для корректировки и обработки как векторных, так и растровых изображений;

уметь:

  • использовать программное обеспечение в профессиональной деятельности;

  • применять компьютеры и периферийное оборудование, телекоммуникационные средства в профессиональной деятельности.

  • работать во взаимодействии с другими программами;

  • методически последовательно вести работу;

владеть:

  • навыками достижения качественной визуализации и подготовки изображения, текстов, презентаций, схем и таблиц, соответствующих современным требованиям, применяемым в творческой практике и на производстве.


I.2. Место курса в профессиональной подготовке
Дисциплина «Компьютерное моделирование» и полученные в результате ее изучения навыки является основным инструментом дизайнера (как ранее карандаш, кисть, или аэрограф) для создания готового произведения. Владение ею позволяет подавать и раскрывать решаемую тему на современном графическом уровне, показывает высокую профессиональную подготовку и дает перспективы в дальнейшем профессиональном росте.

Дисциплина тесно связана с базовыми профессиональными дисциплинами (модулями) профессиональной подготовки дизайнеров, такими, как «Композиция (проектирование)», «Основы исполнительского мастерства», «Производственная практика», «Дипломное проектирование».

Изучение дисциплины позволяет расширить изобразительные возможности студентов, облегчить моделирование образов, учебно-творческих заданий, а также возможности репрезентации собственных творческих идей; работать в мировой информационной среде; использовать средства обработки и хранения информации.


  1. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ

«КОМПЬЮТЕРНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ»


No

Наименование тем и разделов

Часы

Лекции

Практические занятия




I семестр, 18 недель







1

Введение. Информационные технологии. Операционные системы. Интерфейс. Создание и сохранение документов, архивов. Визуальные, и вербальные документы. Офисные программы: Word, Excel, Power Point.

1

5

2

Основы работы в Интернете, виды и формы программных продуктов. Поисковые системы. Копирование и сохранение информации. Авторские права

1

1

3

Визуальные документы. Программы, оборудование для работы с цифровыми изображениями. Требования к визуальной информации; ее трансформация в программных продуктах

1

1

4

Инструменты редактирования визуальных объектов. Работа с текстом. Программы расшифровки. Программы презентации проектов.

1

5

5

Начальные навыки обработки текстовой и визуальной информации

2

8




Итоговое задание: Создание сложного документа в офисных программах и программах презентации

1

9




Итого в семестре

7

29




III семестр, 18 недель







6

Основы работы в программах CorelDraw и пакtте Adobe. Инструменты редактирования объектов CorelDraw.

2

2

7

Основные инструменты редактирования объектов

1

1

8

Работа с инструментами выравнивания и распределения

2

10

9

Работа с кривыми

1

7

10

Инструменты эффектов

1

1

11

Применение изученного материала для создания календарной программы

1

9




Итого в семестре

8

28




IV семестр, 17 недель







12

Вид и правка документов

2

2

13

Трансформация и корректировка растровых изображений

2

18

14

Помещение объекта во фрейм

1

1

15

Трассировка

1

2

16

Создание штрих-кода

1

2

17

Подготовка файла к печати

1

1




Итого в семестре

8

26




Итого по дисциплине:

23

83


Формы контроля:

Текущий контроль – оценка практических заданий,

Промежуточный контроль в 1, 3 и 4 семестрах – дифференцированный зачёт.


  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«КОМПЬЮТЕРНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ»
Раздел 1.

Введение. Информационные технологии. Операционные системы. Интерфейс. Создание и сохранение документов, архивов. Визуальные, и вербальные документы. Офисные программы: Word, Excel, Power Point.

Создание и сохранение документов различного формата.

Раздел 2. Основы работы в Интернете.

Виды и формы программных продуктов. Поисковые системы. Копирование и сохранение информации. Авторские права

Раздел 3. Визуальные документы и программы.

Программы, оборудование для работы с цифровыми изображениями. Требования к визуальной информации; ее трансформация в программных продуктах

Раздел 4. Инструменты редактирования информации и визуальных объектов.

Работа с текстом, таблицами, изображениями. Программы расшифровки текстов. Сканеры. Программы презентации проектов.

Раздел 5. Базовые навыки и требования к обработке текстовой, графической, визуальной информации.

Итоговое задание: Создание сложного документа в офисных программах и программах презентации

Раздел 6. Основы работы в программах CorelDraw и пакtте Adobe.

Инструменты редактирования объектов CorelDraw.

Раздел 7. Редактирования объектов.

Возможности программ, основные принципы работы с CorelDraw, структура программы. Задачи, решаемые программой редактирования векторной и растровой графики.

Интерфейс программы. Меню, панели инструментов, палитры.

Разрешение, тип и формат изображения.

Выделение объекта.

Редактирование: масштабирование, поворот, сдвиг, отражение, размер.

Фигуры и автофигуры.

Заливка фигуры и контура цветом.

Градиентная заливка.

Вырезать. Объединить.

Раздел 8. Работа с инструментами выравнивания и распределения.

Использование инструментов выравнивания и распределения для объектов и для текста. Работа с текстом.

Выбор гарнитуры.

Размер шрифта. Жирность, Наклон.

Трансформация шрифта.

Текст во фрейме. Связь фреймов.

Свободный текст.

Текст по пути.

Перевод в кривые.

Раздел 9. Работа с кривыми

Рисование в кривых.

Использование инструментов редактирования кривых.

Перевод в кривые стандартных фигур и их редактирование.

Отрисовка растрового логотипа известных компаний.

Исправление ошибок в тексте, преобразованном в кривые.

Создание собственного логотипа. Отрисовка и размещение его на сувенирной продукции.

Раздел 10. Инструменты эффектов.

Прозрачность

Искажение

Выдавливание

Контур

Тень

Градация

Копирование эффектов.

Раздел 11. Применение изученного материала для создании календарной программы

Карманные календари с горизонтальной и вертикальной сеткой.

Шрифтовые композиция для лицевых сторон карманных календарей.

Календарь-домик с сеткой на выбор и изображением.

Раздел 12. Вид и правка документов

Копирование свойств объектов

Найти и заменить

Выбрать все: направляющие, текст, объекты.

Привязка к направляющим.

Вид просмотра.

Раздел 13. Трансформация и корректировка растровых изображений

Настройка. Контраст. Коррекция.

Преобразование векторного изображения в растровое.

Растровая цветовая маска.

Режимы и цветовые пространства.

Фильтры для растровых изображений:

Раздел 14. Помещение объекта во фрейм

PowerClip.

Редактирование объекта внутри фрейма.

Извлечение объекта из фрейма.

Раздел 15. Трассировка

Трассировка растровых объектов в векторные.

Раздел 16. Создание штрих-кода

Создание штрих-кода

Раздел 17. Подготовка файла к печати

Подготовка файла для цифровой и полиграфической печати.

Экспорт файла и отдельных объектов.

IV. ТЕМЫ И КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ
Раздел 1.

  1. Введение. Возможности операционных систем, служебных и рабочих программ, основные принципы работы с офисным пактом, структура программ. Задачи, решаемые программами создания текстов, бизнес-планов и таблиц, презентаций.

  2. Интерфейсы программ. Меню, панели инструментов, основные операции.

  3. Типы и форматы документов. Гипертексты и макросы. Проверка орфографии и словари. Работа с помощью функциональных клавиш.

  4. Создание и сохранение документов в различных программах офисного пакета, создание и сохранение архивов. Кодировки файлов. Визуальные, и вербальные документы. Работа в офисных программах: Word, Excel, Power Point. Создание и сохранение документов различного формата.

Разделы 2 – 5. Основы работы в Интернете.

  1. Виды и формы программных продуктов. Поисковые системы. Копирование и сохранение информации. Авторские права

Раздел 3 – 4 . Визуальные документы и программы.

  1. Программы, оборудование для работы с цифровыми изображениями. Требования к визуальной информации. Трансформация файлов изображений в различные форматы. Их свойства. Понятие гистограммы. Свойства объектов и их трансформация в программных продуктах

  2. Работа с текстом, таблицами, изображениями. Программы расшифровки текстов. Сканеры. Их параметры и свойства.

  3. Программы презентации проектов – PowerPoint и др.

Раздел 5. Базовые требования к информации.

  1. Итоговое задание: Создание сложного документа в офисных программах и программах презентации

Раздел 6.

  1. Основные принципы работы с CorelDraw, структура программы. Задачи, решаемые программой редактирования векторной и растровой графики.

  2. Интерфейс программы. Меню, панели инструментов, палитры.

  3. Разрешение, тип и формат изображения.

  4. Создание и сохранение документа.

  5. Инструменты редактирования объектов

  6. Выделение объекта. Редактирование (точное и ручное): масштабирование, поворот, сдвиг, отражение.

  7. Создание фигур и автофигур, таких как круг, квадрат, эллипс, прямоугольник, многоугольник и звезда с заданным количеством углов, сртелки, флаги и пр.

  8. Заливка фигуры и контура цветом. Создание градиентных заливок: линейных, радиальных, конических, квадратных.

  9. Создание объемного шара с падающей тенью при помощи градиентных заливок.

Раздел 7.

  1. Работа с инструментами выравнивания и распределения.

  2. Вырезать. Объединить. Использование инструментов выравнивания и распределения для объектов и для текста.

  3. Создание блокнота по заданным параметрам.

Раздел 8.

  1. Работа с текстом.

  2. Выбор гарнитуры. Размер шрифта. Жирность, Наклон.

  3. Трансформация шрифта. (точное и ручное)

  4. Текст во фрейме. Связь фреймов.

  5. Свободный текст.

  6. Текст по пути. Расположение текста по заданному пути произвольной направляющей.

  7. Перевод в кривые.

  8. Создание собственной визитки (вертикальный, горизонтальный форматы)

Раздел 9.

  1. Работа с кривыми

  2. Рисование в кривых.

  3. Использование инструментов редактирования кривых.

  4. Перевод в кривые стандартных фигур и их редактирование.

  5. Отрисовка растрового логотипа известных компаний. Импортирование растрового изображения логотипа.

  6. Исправление ошибок в тексте, преобразованном в кривые.

  7. Создание собственного логотипа. Отрисовка и размещение его на сувенирной продукции.

Раздел 10.

  1. Инструменты эффектов.

  2. Применение инструментов эффектов в программе CorelDRAW

  3. Прозрачность. Искажение. Выдавливание. Контур. Тень. Перетекание.

  4. Копирование эффектов.

Раздел 11.

  1. Применение изученного материала для создании календарной программы

  2. Создать карманные календари с горизонтальной и вертикальной сеткой.

  3. Создать шрифтовые композиция для лицевых сторон карманных календарей.

  4. Создать календарь-домик с сеткой на выбор и шрифтовой композицией.

Раздел 12.

  1. Вид и правка

  2. Копирование свойств объектов: копирование контура и его цвета, заливки объекта, свойств текста.

  3. Найти и заменить: заливку, контур, свойства текста.

  4. Выбрать все: направляющие, текст, объекты.

  5. Привязка к направляющим, к объектам, сетке. Динамические направляющие.

  6. Вид просмотра: упрощенный каркас, каркас, черновой, обычный, расширенный, расширенный с наложениями.

Раздел 13.

  1. Трансформация и корректировка растровых изображений

  2. Цветокоррекция: Настройка. Контраст. Коррекция.

  3. Преобразование векторного изображения в растровое. Параметры преобразования.

  4. Растровая цветовая маска.

  5. Использование режимов цветовых пространств: черно-белый, оттенки серого, двухцветный, палитра, CMYK, RGB, LAB.

  6. Создание приглашения со сложной вырубной формой (лицо и оборот) .

  7. Создание открытки с применением 2 красок Pantone.

  8. Применение фильтров для растровых изображений:

  9. Трехмерные эффекты;

  10. Художественные мазки;

  11. Размытость;

  12. Камера;

  13. Преобразование цвета;

  14. Контур;

  15. Творческие;

  16. Искажения;

  17. Шумы;

  18. Повышение резкости.

  19. Создание плаката с применением растровой, векторной графики и шрифта.

Раздел 14.

  1. Помещение объекта во фрейм

  2. Помещение объектов в заданный фрейм PowerClip произвольной формы, в том числе и текст.

  3. Редактирование объекта внутри фрейма.

  4. Извлечение объекта из фрейма.

  5. Создание буклета, листовки с использованием помещения объектов во фрейм.

Раздел 15.

  1. Трассировка

  2. Трассировка растровых объектов в векторные.

  3. Быстрая трассировка

  4. Трассировка абрисом: штриховой рисунок, логотип, подробный логотип, картинка, изображение низкого качества, изображение высокого качества.

Раздел 16.

  1. Создание штрих-кода

  2. Создание штрих-кода EAN-13 и его подготовка к печати.

  3. Создание этикетки для напитков с использованием обязательной информации и штрих-кода.

Раздел 17.

  1. Подготовка файла к печати

  2. Подготовка файла для цифровой печати

  3. Подготовка файла для полиграфической печати

  4. Экспорт файла и отдельных объектов в различные форматы (pdf, eps, psd, tif, jpg, gif, ai, bmp и пр.). Параметры экспорта.


V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
5.1. Учебники и учебные пособия

Донцов Д., Жвалевский А. Серия: Начали! CorelDRAW X4. – СПБ.: Издательство Питер, 2008.

Пономаренко С. И. Adobe Illustrator 9 в подлиннике. — СПБ.: БХВ-Петербург, 2000.

Пономаренко С. И. Adobe Photoshop 6 в подлиннике. — СПБ.: БХВ-Петербург, 2001.

5.2. Дополнительная литература

Айден К., Фибельман X., Крамер М. Аппаратные средства PC. — СПБ.: БХВ-Петербург, 1996.

Айриг С., Айриг Э. Сканирование – профессиональный подход. – Минск: Попурри, 1997.

Блатнер Д., Флейшман Г., Рот С. Сканирование и растрирование изображений. — М.: ЭКОМ, 1999.

Гурский Ю., Гурская И., Жвалевский А. CorelDRAW 12. Трюки и эффекты. – СПБ.: Издательство Питер, 2004.

Шлихт Г. Ю. Цифровая обработка цветных изображений. — М.: ЭКОМ, 1997.

5.3. Периодические издания

Журнал “Архидом». – М., 1998 - 2001.

Журнал “Forma”. – СПб., 2000-2001.

Журнал “Greatis”. – М., 1990-е годы.

Журнал “Gratis”. – N.Y., 1998–2000.

Журнал “Domus”. – Milano, 1990-е – 2001.

Журнал «Как». – М., 1997-2001 гг.

Журнал «Мир дизайна». – СПб., 1997-2001.

Журнал «Проект-Россия». – Москва, 1996 – 2001.

КомпьюАрт — журнал издательства "КомпьютерПресс".

КомпьюПринт — журнал издательства "МАКРОС-Принт".

Курсив — журнал издательства "Курсив".

Publish — журнал издательства "Открытые системы".


    1. Перечень сайтов разработчиков программного обеспечения

для цифровой графики:

Adobe - http://www.adobe.com http://www.adobe.ru

Corel http://www.corel.com http://www.corel.ru

Macromedia http://www.macromedia.com

Quark http://www.quark.com

Alias |Wavefront http://www.aw.sgi.com

Discreet http://www.discreet.com



    1. Методический иллюстративный материал:


Методический фонд лучших курсовых и дипломных работ.

Слайды, разделы «Композиция», «Дипломные проекты».

Дисковый накопитель, фонды «DESIGN», «Архив ТКИ, ИД», «Просмотры» и др.
VI. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
2 компьютерных класса с компьютерами Apple (14 штук) и лицензионным программным обеспечением; компьютеры под Windows (10 штук) и лицензионным программным обеспечением. Все компьютеры обеспеченным выходом в сеть Интернет с помощью проводной связи и Wi-Fi.

Отдел научной библиотеки ТГАКИСТ – отдел литературы по дизайну, обеспеченный учебной литературой и компьютерами с выходом в сеть Интернет с помощью беспроводной сети Wi-Fi.
Автор ___________________________ О.Г. Короткова
Согласовано:
зав. научной библиотекой __________________________Н.П. Соколова