microbik.ru
1 2 3 4
УО «Борисовский государственный медицинский колледж»

Теоретическое занятие

(лекция – атака мыслей)

для учащихся третьего курса специальности

2-79 01 01 «Лечебное дело»

ДИФТЕРИЯ

методы – наглядный (иллюстративно-демонстрационный), проблемно – поисковый.

http://www.cispimmunize.org/mediapgs/slides/117.jpg

Преподаватель: Татарченко

Светлана Анатольевна

2010г

ИНСТРУКЦИЯ

для преподавателя по проведению занятия технологии

«Атака мыслей»

Технология «Атака мыслей» решает учебные проблемы посредством объединения творческих мыслей учащихся, создание «коллективного мозга». Данная технология воспитывает сотрудничество и развивает креативность учащихся. Предполагается, что в ничем не стеснённой обстановке возникает эффект «пинг–понга идей», раскрепощается воображение, которое подсказывает новые идеи. Поскольку тема «Дифтерия» изучалась учащимися на 3-м курсе, то данная технология позволяет повторить и обобщить пройденный материал темы с точки зрения инфекционных болезней, одновременно изучить новые стороны темы с точки зрения эпидемиологии.

Трудоёмкость подготовки занятия оправдывается педагогическими результатами. Затруднение может вызвать отсутствие навыков преподавателя стимулировать деятельность учащихся, не оценивая их, не критикуя. Не опасаясь отрицательной обратной связи, негативных замечаний преподавателя, учащиеся учатся творить, повышают свою самооценку. Это положительно влияет на умение говорить, вызывает позитивные эмоции и формирует положительную Я – концепцию.

Ход занятия:

  1. Сообщается тема, цель и пробуждается интерес.

  2. Сообщаются общие правила сотрудничества.

  3. Сообщаются критерии оценки. Указывается, что на занятии будут оцениваться только правильные ответы, которые будут фиксировать секретари.

  4. Назначаются или выбираются научные эксперты и секретарь. Секретарей может быть несколько. Это делается для того, чтобы они успевали записывать высказываемые мысли учащихся.

  5. Преподавателем излагается новый материал и даётся исходная проблемная ситуация. В ней говорится о том, что предстоит обсудить.

  6. Учащимся предлагается высказывать любые идеи. Все предложения будут записаны секретарями. Предлагается, не думать о том, реальны они или не реальны.

  7. Указывается, что нельзя критиковать другие предложения.

  8. Поведение преподавателя должно быть доброжелательным, с чувством юмора. Критики не допускается.

  9. Проводится атака мыслей. Каждый учащийся выступает с краткими деловыми предложениями в свободной форме. Секретари фиксируют предложения, указывая фамилии выступающих.

  10. Эксперты помогают кратко формулировать мысли, которые секретари фиксируют.

11.Преподаватель постоянно поддерживает атаку мыслей с помощью реплик, констатирующих и одобряющих замечаний, стимулирующих напряжение и продуктивное мышление.

12.На предложения учащихся никто не отвечает, по их поводу не дискутируют, их не оценивают и не анализируют, а записывают в том виде, в котором они излагаются.

13. Когда активность учащихся иссякла и предложения не поступают, атака мыслей заканчивается.

14.Преподаватель сообщает правильное решение проблемной ситуации.

15.Эксперты фиксируют фамилии учащихся, высказывания которых соответствуют правильному решению проблемы.

16.Преподаватель даёт следующую часть теоретического занятия и сообщает следующую проблемную ситуацию.

17.Атака мыслей возобновляется.

18.В конце занятия эксперты доводят до сведения преподавателя фамилии учащихся, чьи высказывания соответствовали правильному решению проблемной ситуации.

19.Преподаватель совместно с экспертами в соответствии с рейтинговой шкалой занятия выставляет отметки за теоретическое занятие.

20.Преподаватель подводит итоги занятия и выдаёт домашнее задание к следующему занятию.

ИНСТРУКЦИЯ

для самостоятельной работы учащихся с методическим комплексом по теме «ДИФТЕРИЯ».

1.Прежде чем приступить к изучению темы внимательно изучите вопросы, входящие в неё.

2.Ознакомтесь с основным материалом темы (прочитайте, останавливая внимание на тех абзацах или отрывках, которые вас больше всего заинтересовали)

3.Разбейте весь материал на части, удобные для более детального изучения.

4.Разделите вопросы темы соответственно выделенным вами частям.

5.Составьте краткий конспект по вопросам темы.

6. Попытайтесь решить предложенные проблемные ситуации, не заглядывая в правильное решение проблемы

7. Сравните свой ответ с итоговым ответом. Если расхождения значительны, просмотрите соответствующие материалы .

7.Внимательно прочитайте тему заново.

8.Ответьте на вопросы домашнего задания.

9.Выборочно постарайтесь воспроизвести ответы на вопросы вслух.

10.В случае, если воспроизведение затруднительно, внимательно прочитайте материал ещё раз.

11. Ознакомьтесь с темами рефератов.

12. Если какая - то из предложенных тем вас заинтересовала, просмотрите материалы темы ещё раз, выберите те материалы, которые соответствуют выбранной теме.

13.Ознакомьтесь с дополнительными материалами темы.

14.Кратко законспектируйте заинтересовавшие вас вопросы.
ПЛАН ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

ТЕМА: «Дифтерия»

ВИД ЗАНЯТИЯ: лекция – атака мыслей

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ: Сформировать представление об эпидемиологических особенностях дифтерии и организации мероприятий по профилактике этой инфекции.

РАЗВИВАЮЩАЯ: Овладеть методикой самостоятельного составления плана противоэпидемических мероприятий в очаге дифтерии.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ: Привить учащимся чувство ответственности по отношению инфекционной безопасности своей страны, помочь осознать свою роль как будущего медицинского работника в профилактике инфекционных заболеваний.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ:

  • Мультимедийная установка

  • Действующие приказы и постановления практического здравоохранения.


ХОД ЗАНЯТИЯ:

1. Организационно воспитательный момент: оценка готовности группы к занятию (наличие медицинской формы, журнала группы, дневника старосты, необходимого оснащения, готовность аудитории, знакомство с группой)(5 мин).

2. Фронтальный устный опрос по вопросам домашнего задания (10 мин) :
1.Что такое эпидемический очаг? Каковы задачи и методы эпидемиологического обследования очага?

2.Что такое грипп? (Эпидемиология, патогенез, клиника, лечение).

3.Какие эпидемиологические мероприятия проводятся в очагах гриппа?

4.Что такое ОИВДП? (Эпидемиология, патогенез, клиника, лечение)

5.Какие эпидемиологические мероприятия проводятся в очаге ОИВДП?

6.Что такое менингококковая инфекция? (Эпидемиология, патогенез, клиника, лечение)

7.Какие эпидемиологические мероприятия проводятся в очаге менингококковой инфекции?

8.Что включает в себя менингонастороженность фельдшера ФАПа при объективном обследовании детей с признаками ОИВДП?

9.Каковы особенности независимых сестринских вмешательств при уходе за больным менингококковой инфекцией?

10.В чём заключается работа фельдшера ФАПа по профилактике менингококковой инфекции?

2.Рассмотрение выполненных творческих заданий, заслушивание рефератов.(10 мин)
3. Сообщение темы, цели и хода теоретического занятия. (3 мин)
4. Назначение из числа учащихся экспертов и секретаря.(2 мин)
6. Изложение нового материала. (60 мин)

6.1. Дифтерия. Определение, история.

6.2.Эпидемиология дифтерии.

6.3.Механизмы и пути передачи.

6.4.Восприимчивость и иммунитет.

6.5.Патогенез дифтерии.

6.6.Исходная проблемная ситуация: Учитывая механизм и пути передачи дифтерии составить перечень источников инфекции, обосновав каждый из них.

6.7.Клиника дифтерии.

6.8.Исходная проблемная ситуация: Учитывая клинику дифтерии составить перечень возможных осложнений болезни.

6.9.Исходная проблемная ситуация: Учитывая клинику дифтерии составить перечень методов диагностики заболевания.

6.10.Лечение дифтерии.

6.11.Профилактика дифтерии.

6.12.Мероприятия в очаге дифтерии.

6.13. Исходная проблемная ситуация: Фельдшер ФАПа, вызванный к ребенку 5 лет, диагностировал у него дифтерию. Ребенок болен 3 дня. Мать заболевшего — учительница 1-го класса школы - сообщила фельдшеру, что она сама за 10 дней до заболевания ребенка перенесла ангину, однако работы в школе не прекращала и к врачу не обращалась. Семья больного занимает комнату в общежитии. Кроме заболевшего в семье есть еще один ребенок; 2 лет, не посещающий детского учреждения, вакцинированный против дифтерии в соответствии с календарём прививок. В соседней комнате живет продавщица отдела детских игрушек и ее мать — санитарка детской соматической больницы. На этаже находятся еще 4 детей, из них ребенок 4 лет, посещающий детский сад, вакцинированный и ревакцинированный год тому назад, и двое школьников 10 и 11 лет, ревакцинированные против дифтерии 4 года тому назад. Установите возможный источник инфекции. Составьте план противоэпидемических мероприятий в очаге.

6.14. Выставление преподавателем совместно с экспертами в соответствии с рейтинговой шкалой занятия выставляет отметки за теоретическое занятие.
7. Домашнее задание.(5минут)

8.Литература для учащихся

9.Литература для преподавателей

10.Дополнительная информация по теме «Дифтерия»

Технологическая карта урока

Структура урока

Технология урока

Дидактическая структура

Методическая подструктура

Методы обучения

Средства обучения

Формы организации деятельности уча-хся

1

2

3

4

5

1.Контроль усвоения материала по предыдущей теме «Грипп. ОИВДП. Менингококковая инфекция».

1.1.Устный опрос по вопросам домашнего задания

Репродуктивный

Конспект лекций

Фронтальная

2.Подготовка к проведению атаки мыслей. Формирование представления о системе противоэпидемических и дезинфекционных мероприятий в очагах

дифтерии.

2.1Работа учащихся по ответам на проблемные ситуации.

2.2. Объяснение нового материала преподавателем.

Проблемный

Проблемный





Индивидуальная

Групповая


3.Изучение организации и проведения противоэпидемических и дезинфекционных мероприятий в очагах инфекционных заболеваний.

3.1 Объяснение нового материала преподавателем

Инструктивно-практический

Мультимедийная установка

Фронтальная

Индивидуальная


3.2.Рефлексия усвоенного материала. Подведение итогов мнемотурнира.

Репродуктивный




Фронтальная.

1

2

3

4


5

3. Применение знаний на практике.

3.1 Обсуждение места и роли фельдшера в профилактике инфекционных заболеваний.

Выработка согласованного мнения.

Продуктивно-практический




Парно–

индивидуальная

3.2 Домашнее задание. Комментирование..

Информационно–рецептивный.

Темы сообщений для самостоятельной рабо-ты. Темы рефератов по проблемам эпидемиологии.

Фронтальная.


следующая страница >>