microbik.ru
1
Представляем вашему вниманию инструкции по технике безопасности для учащихся при работе в слесарной и столярной мастерских, кабинете кулинарии и мастерской по обработке тканей. Каждая из них содержит перечень общих требований безопасности, которые следует соблюдать в конкретном помещении, требования безопасности перед началом, в процессе проведения и после завершения занятия, а также требования безопасности в аварийных ситуациях, которые могут возникнуть в данной мастерской. Последнее отличает представленные инструкции от тех, которые несколько лет назад публиковались на страницах нашего журнала. Надеемся, что этот материал поможет вам в проведении работ по обновлению локальной нормативной базы школы. Другие инструкции по технике безопасности вы можете найти на диске «Охрана труда», выпущенном Издательской фирмой «Сентябрь».

Инструкции по технике безопасности для учащихся при работе в мастерских

А.И. Ломов, почетный работник общего образования РФ
Инструкция по технике безопасности в слесарной мастерской

1. Общие требования безопасности

1.1. К занятиям в слесарной мастерской допускаются учащиеся 5–11-х классов:

• не имеющие медицинских противопоказаний для занятий в слесарной мастерской;

• прошедшие инструктаж по технике безопасности;

• ознакомленные с инструкциями по эксплуатации оборудования и приспособлений.

1.2. Опасными факторами в слесарной мастерской являются:

физические (опасное напряжение в электрической сети, движущиеся части машин и механизмов, острые кромки, заусенцы на поверхностях заготовок, инструментов, приспособлений и оборудования, шум, вибрация, повышенная температура заготовок и поверхностей оборудования, система вентиляции, режущие, пилящие, колющие инструменты, технические средства обучения (ТСО), неисправная или не соответствующая требованиям СанПиН 2.4.2.1178-02 мебель);

химические (пыль, вредные химические вещества, выделяемые при обработке металлов);

психофизиологические (напряжение внимания).

1.3. При работе в слесарной мастерской должна использоваться следующая спецодежда и средства индивидуальной защиты: халат хлопчатобумажный и берет, рукавицы, защитные очки.

1.4. Учащиеся обязаны соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения, место нахождения аптечки и уметь оказывать первую доврачебную помощь.

1.5. Рабочие места и рабочие зоны должны иметь достаточное освещение, при этом свет не должен слепить глаза.

1.6. Для смены и очистки рабочих приспособлений и механизмов, уборки рабочих мест необходимо использовать вспомогательные инструменты (ключ, крючок, щетка, скребок и т.п.).

1.7. О каждом несчастном случае пострадавший или очевидец обязан немедленно сообщить учителю или иному лицу, проводящему занятия.

1.8. Учащимся запрещается без разрешения учителя или иного лица, проводящего занятия, подходить к имеющемуся в мастерской оборудованию и пользоваться им, трогать электрические разъемы.

1.9. Учащиеся, допустившие невыполнение или нарушение настоящей инструкции, привлекаются к ответственности в соответствии с положением о поощрениях и взысканиях для учащихся.
2. Требования безопасности перед началом занятий

2.1. Перед началом занятий учащийся должен:

• изучить содержание настоящей инструкции;

• надеть спецодежду, заправить волосы под головной убор, приготовить средства индивидуальной защиты;

• подготовить рабочее место, убрав все лишнее с верстаков, а портфель или сумку в специально отведенное место;

• используемые инструменты и приспособления, заготовки разместить таким образом, чтобы исключить их падение и опрокидывание;

• проверить состояние верстаков: их поверхность должна быть горизонтальной, обита листовой сталью, без выбоин и заусенцев;

\• убедиться в исправности защитных экранов;

• проверить исправность тисков и убедиться в том, что:

— подвижные части тисков перемещаются без заеданий, рывков и надежно фиксируются в требуемом положении;

— на рукоятке тисков не имеется забоин и заусенцев;

— тиски оснащены устройством, предотвращающим полное вывинчивание ходового винта из гайки;

• проверить исправность необходимого для работы ручного слесарного инструмента и убедиться в том, что его состояние соответствует следующим требованиям безопасности:

— бойки молотков имеют гладкую поверхность без скоса, сколов, выбоин, трещин и заусенцев;

— рукоятки молотков и другого инструмента ударного действия гладкие, без трещин;

— отвертки имеют исправные рукоятки, прямой стержень, их рабочая часть — ровные плоские боковые грани, без сколов и повреждений.

2.2. Обо всех замеченных нарушениях, неисправностях и поломках учащийся должен немедленно доложить учителю или иному лицу, проводящему занятия.

2.3. Запрещается приступать к работе в случае обнаружения несоответствия рабочего места установленным в данном разделе требованиям, а также при невозможности выполнить указанные в данном разделе подготовительные к работе действия.
3. Требования безопасности во время занятий

3.1. Во время занятий необходимо соблюдать настоящую инструкцию, правила эксплуатации оборудования, механизмов и инструментов, не подвергать их механическим ударам, не допускать падений.

3.2. При работе учащийся обязан:

• поддерживать порядок и чистоту на своем рабочем месте;

• использовать защитные очки при работе инструментом ударного действия;

• прочно закреплять обрабатываемую деталь в тисках при ручной резке металлов ножовкой;

• контролировать правильность регулировки натяжения ножовочного полотна;

• при работе напильником держать пальцы рук на его поверхности.

• использовать рабочий инструмент только по прямому назначению;

3.3. Учащимся запрещается:

• производить резку, правку листового металла без рукавиц во избежание травм рук острыми кромками металлических листов;

• закрывать оборудование и механизмы бумагами и посторонними предметами;

• допускать скапливание посторонних предметов на рабочем месте;

• сдувать стружку и опилки или убирать их руками;

• производить очистку поверхности с применением кислот и щелочей;

• производить уборку над и под работающим оборудованием или в непосредственной близости от движущихся механизмов;

• вытирать рубильники и другие выключатели тока;

• заходить и протягивать руки за ограждения как действующего, так и бездействующего в данный момент оборудования;

• собирать в один ящик тряпки, отходы бумаги и промасленную ветошь;

• сливать в канализацию кислоты, щелочи и их растворы;

• выполнять какие-либо действия без разрешения учителя (иного лица, проводящего занятия);

• выносить из мастерской и вносить в нее любые предметы, приборы и оборудование без разрешения учителя или иного лица, проводящего занятия.

3.4. Обо всех неполадках в работе оборудования и механизмов необходимо ставить в известность учителя или иное лицо, проводящее занятия.
4. Требования безопасности в аварийных ситуациях

4.1. При возникновении чрезвычайной ситуации (появлении посторонних запахов, задымлении, возгорании), обнаружении обрыва проводов питания или нарушения целости их изоляции, неисправности заземления и других повреждений электрооборудования, появлении запаха гари, посторонних звуков в работе оборудования и механизмов немедленно прекратить работу, сообщить об этом учителю или иному лицу, проводящему занятия, и действовать в соответствии с его указаниями.

4.2. При получении травмы сообщить об этом учителю или иному лицу, проводящему занятия.

4.3. При необходимости помочь учителю или иному лицу, проводящему занятия, оказать пострадавшему первую помощь и оказать содействие в отправке пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.
5. Требования безопасности по окончании занятий

По окончании занятия учащийся обязан:

5.1. привести в порядок рабочее место только при отключении всех токонесущих устройств;

5.2. убрать с помощью щетки-сметки стружку и опилки с рабочего места;

5.3. привести в порядок использованное в работе оборудование и приспособления;

5.4. убрать в отведенное место инструменты;

5.5. тщательно вымыть руки с мылом;

5.6. при обнаружении неисправности оборудования, приспособлений и инструментов проинформировать об этом учителя или иное лицо, проводящее занятия;

5.7. покинуть мастерскую только с разрешения учителя или иного лица, проводящего занятия.
6. Заключительные положения

6.1. Проверка и пересмотр настоящей инструкции осуществляются не реже одного раза в пять лет.

6.2. Инструкция должна быть досрочно пересмотрена в следующих случаях:

• при пересмотре межотраслевых и отраслевых правил и типовых инструкций по охране труда;

• при изменении условий обучения в конкретном помещении;

• при внедрении новой техники и (или) технологий;

• по результатам анализа материалов расследования аварий, несчастных случаев;

• по требованию представителей органов по труду субъектов РФ или органов федеральной инспекции труда.

6.3. Если в течение пяти лет со дня утверждения (введения в действие) настоящей инструкции условия труда не изменялись, то ее действие автоматически продлевается на следующие пять лет.

6.4. Ответственность за своевременное внесение изменений и дополнений, а также пересмотр настоящей инструкции возлагается на заведующего мастерской.
Инструкция по технике безопасности в столярной мастерской

1. Общие требования безопасности

1.1. К занятиям в столярной мастерской допускаются учащиеся 5–11-х классов:

• не имеющие медицинских противопоказаний для занятий в слесарной мастерской;

• прошедшие инструктаж по технике безопасности;

• ознакомленные с инструкциями по эксплуатации оборудования и приспособлений.

1.2. Опасными факторами в столярной мастерской являются:

физические (опасное напряжение в электрической сети, движущиеся части машин и механизмов, острые кромки, заусенцы на поверхностях инструментов, приспособлений и оборудования, заусенцы и сколы заготовок, шум, вибрация, повышенная температура поверхностей оборудования, система вентиляции, режущие, пилящие, колющие инструменты, технические средства обучения (ТСО), неисправная или не соответствующая требованиям СанПиН 2.4.2.1178-02 мебель);

химические (пыль);

психофизиологические (напряжение внимания).

1.3. При работе в столярной мастерской должна использоваться следующая спецодежда и средства индивидуальной защиты: халат хлопчатобумажный и берет, защитные очки.

1.4. Учащиеся обязаны соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения, место нахождения аптечки и уметь оказывать первую доврачебную помощь.

1.5. Рабочие места и рабочие зоны должны иметь достаточное освещение, при этом свет не должен слепить глаза.

1.6. Для смены и очистки рабочих приспособлений и механизмов, уборки рабочих мест необходимо использовать вспомогательные инструменты (ключ, крючок, щетка, скребок и т.п.).

1.7. О каждом несчастном случае пострадавший или очевидец обязан немедленно сообщить учителю или иному лицу, проводящему занятия.

1.8. Учащимся запрещается без разрешения учителя или иного лица, проводящего занятия, подходить к имеющемуся в мастерской оборудованию и пользоваться им, трогать электрические разъемы.

1.9. Учащиеся, допустившие невыполнение или нарушение настоящей инструкции, привлекаются к ответственности в соответствии с положением о поощрениях и взысканиях для учащихся.
2. Требования безопасности перед началом занятий

2.1. Перед началом занятий учащийся должен:

• изучить содержание настоящей инструкции;

• надеть спецодежду, заправить волосы под головной убор, приготовить средства индивидуальной защиты;

• подготовить рабочее место, убрав все лишнее с верстаков, а портфель или сумку в специально отведенное место;

• используемые инструменты и приспособления, заготовки разместить таким образом, чтобы исключить их падение и опрокидывание;

• проверить состояние верстаков, их поверхность должна быть горизонтальной, без выбоин и заусенцев;

• убедиться в исправности защитных экранов;

• проверить исправность тисков и убедиться в том, что:

— подвижные части тисков перемещаются без заеданий, рывков и надежно фиксируются в требуемом положении;

— на рукоятке тисков не имеется забоин и заусенцев;

— тиски оснащены устройством, предотвращающим полное вывинчивание ходового винта из гайки;

• проверить исправность ручного столярного инструмента и убедиться в том, что его состояние соответствует следующим требованиям безопасности:

— бойки молотков имеют гладкую поверхность без скоса, сколов, выбоин, трещин и заусенцев;

— рукоятки молотков и другого инструмента ударного действия гладкие, без трещин, имеют по всей длине в сечении овальную форму;

— отвертки имеют исправные рукоятки, прямой стержень, их рабочая часть — ровные плоские боковые грани, без сколов и повреждений.

2.2. Обо всех замеченных нарушениях, неисправностях и поломках учащийся должен немедленно доложить учителю или иному лицу, проводящему занятия.

2.3. Запрещается приступать к работе в случае обнаружения несоответствия рабочего места установленным в данном разделе требованиям, а также при невозможности выполнить указанные в данном разделе подготовительные к работе действия.
3. Требования безопасности во время занятий

3.1. Во время занятий учащемуся необходимо соблюдать настоящую инструкцию, правила эксплуатации оборудования, механизмов и инструментов, не подвергать их механическим ударам, не допускать падений.

3.2. При работе учащийся обязан:

• поддерживать порядок и чистоту на своем рабочем месте;

• выполнять работу только исправным, хорошо заточенным инструментом;

• использовать защитные очки при работе инструментом ударного действия;

• прочно закреплять обрабатываемую деталь в тисках при ручной резке древесины ножовкой;

• использовать для работы лучковую пилу с хорошо разведенным полотном и надежно закрепленным шнуром, обеспечивающим необходимое его натяжение;

• при запиливании материала ножовкой применять направитель для опоры полотна инструмента;

• технологические операции (пиление, обтесывание, долбление и т.п.) выполнять на верстаке в установленных местах, используя специальные упоры и приспособления;

• очищать струги (рубанок, фуганок, и т.п.) от стружки только деревянными клиньями;

• использовать рабочий инструмент только по прямому назначению;

• при работе напильником держать пальцы рук на его поверхности.

3.3. Учащимся запрещается:

• допускать скапливание посторонних предметов на рабочих местах;

• захламлять верстаки отходами и стружкой;

• сдувать стружку и опилки или убирать их руками;

• производить уборку над и под работающим оборудованием или в непосредственной близости от движущихся механизмов;

• вытирать рубильники и другие выключатели тока;

• заходить и протягивать руки за ограждения как действующего, так и бездействующего в данный момент оборудования;

• собирать в один ящик тряпки, отходы бумаги и промасленную ветошь;

• очищать струги (рубанок, фуганок, и. т.п.) от стружки руками;

• выполнять какие-либо действия без разрешения учителя или иного лица, проводящего занятия;

• выносить из мастерской и вносить в нее любые предметы, приборы и оборудование без разрешения учителя или иного лица, проводящего занятия.

3.4. Обо всех неполадках в работе оборудования и механизмов необходимо ставить в известность учителя или иное лицо, проводящее занятия.
4. Требования безопасности в аварийных ситуациях

4.1. При возникновении чрезвычайной ситуации (появлении посторонних запахов, задымлении, возгорании), обнаружении обрыва проводов питания или нарушения целости их изоляции, неисправности заземления и других повреждений электрооборудования, появлении запаха гари, посторонних звуков в работе оборудования и механизмов, немедленно прекратить работу, сообщить об этом учителю или иному лицу, проводящему занятия, и действовать в соответствии с его указаниями.

4.2. При получении травмы сообщить об этом учителю или иному лицу, проводящему занятия.

4.3. При необходимости помочь учителю или иному лицу, проводящему занятия, оказать пострадавшему первую помощь и оказать содействие в отправке пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.
5. Требования безопасности по окончании занятий

По окончании занятия учащийся обязан:

5.1. привести в порядок рабочее место только при отключении всех токонесущих устройств;

5.2. убрать с помощью щетки стружку и опилки с рабочего места;

5.3. привести в порядок использованное в работе оборудование и приспособления;

5.4. убрать в отведенное место инструменты;

5.5. тщательно вымыть руки с мылом;

5.6. при обнаружении неисправности оборудования, приспособлений и инструментов проинформировать об этом учителя или иное лицо, проводящее занятия;

5.7. покинуть мастерскую только с разрешения учителя или иного лица, проводящего занятия.
6. Заключительные положения

6.1. Проверка и пересмотр настоящей инструкции осуществляются не реже одного раза в пять лет.

6.2. Инструкция должна быть досрочно пересмотрена в следующих случаях:

• при пересмотре межотраслевых и отраслевых правил и типовых инструкций по охране труда;

• при изменении условий обучения в конкретном помещении;

• при внедрении новой техники и (или) технологий;

• по результатам анализа материалов расследования аварий, несчастных случаев;

• по требованию представителей органов по труду субъектов РФ или органов федеральной инспекции труда.

6.3. Если в течение пяти лет со дня утверждения (введения в действие) настоящей инструкции условия труда не изменялись, то ее действие автоматически продлевается на следующие пять лет.

6.4. Ответственность за своевременное внесение изменений и дополнений, а также пересмотр настоящей инструкции возлагается на заведующего мастерской.
Инструкция по технике безопасности в кабинете кулинарии

1. Общие требования безопасности

1.1. К занятиям в кабинете кулинарии допускаются учащиеся 5–11-х классов:

• не имеющие медицинских противопоказаний для занятий в кабинете кулинарии;

• прошедшие инструктаж по технике безопасности;

• ознакомленные с инструкциями по эксплуатации оборудования и приспособлений.

1.2. Опасными факторами в кабинете кулинарии являются:

физические (опасное напряжение в электрической сети, движущиеся части машин, механизмов и бытовых электроприборов, шум, вибрация, повышенная температура поверхностей оборудования и приспособлений, горячие жидкости, система вентиляции, режущие и колющие инструменты, стеклянная, фаянсовая и керамическая посуда, технические средства обучения (ТСО), неисправная или не соответствующая требованиям СанПиН 2.4.2.1178-02 мебель);

химические (пыль, продукты горения готовящейся пищи);

психофизиологические (напряжение внимания).

1.3. Учащиеся обязаны соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения, место нахождения аптечки и уметь оказывать первую доврачебную помощь.

1.4. Рабочие места и рабочие зоны должны иметь достаточное освещение, при этом свет не должен слепить глаза.

1.5. О каждом несчастном случае пострадавший или очевидец обязан немедленно сообщить учителю или иному лицу, проводящему занятия.

1.6. Учащимся запрещается без разрешения учителя или иного лица, проводящего занятия, подходить к имеющемуся в мастерской оборудованию и пользоваться им, трогать электрические разъемы.

1.7. Учащиеся, допустившие невыполнение или нарушение настоящей инструкции, привлекаются к ответственности в соответствии с положением о поощрениях и взысканиях для учащихся.
2. Требования безопасности перед началом занятий

2.1. Перед началом занятий учащийся должен:

• изучить содержание настоящей инструкции;

• надеть спецодежду (халат или фартук хлопчатобумажный, косынка или колпак), заправить волосы под головной убор;

• проверить правильность установки стола, стульев;

• подготовить рабочее место, убрав все лишнее со стола, а портфель или сумку в установленное место;

• учебники, используемые инструменты и приспособления, продукты разместить таким образом, чтобы исключить их падение и опрокидывание;

• не включать оборудование и приспособления в электрическую сеть мокрыми и влажными руками.

2.2. Обо всех замеченных нарушениях, неисправностях и поломках учащийся должен немедленно сообщить учителю или иному лицу, проводящему занятия.

2.3. Запрещается приступать к работе в случае обнаружения несоответствия рабочего места установленным в данном разделе требованиям, а также при невозможности выполнить указанные в данном разделе подготовительные к работе действия.
3. Требования безопасности во время занятий

3.1. Во время занятий учащийся обязан:

• при приготовлении пищи на электроплите пользоваться только эмалированной посудой;

• при пользовании режущими инструментами соблюдать максимальную осторожность. Картофель чистить желобковым ножом, рыбу — скребком, мясо проталкивать в мясорубку деревянным пестиком. Передавать ножи и вилки только ручкой вперед. Хлеб, гастрономические изделия, овощи и другие продукты нарезать на разделочных досках, соблюдая правильные приемы резания. Пальцы левой руки должны быть согнуты и находиться на некотором расстоянии от лезвия ножа;

• соблюдать осторожность при работе с ручными терками. Плотно удерживать обрабатываемые продукты (фрукты, овощи и т.д.), не обрабатывать слишком маленькие части;

3.2. При работе с горячими жидкостями (вода, жир и др.) учащийся обязан:

• следить, чтобы при закипании содержимое посуды не выливалось через край;

• своевременно убавлять огонь или выключать плиту;

• крышки горячей посуды брать полотенцем и снимать от себя;

• сковородку ставить и снимать сковородником с деревянной ручкой.

3.3. Кроме того, во время занятий учащийся обязан:

• соблюдать настоящую инструкцию и инструкции по эксплуатации оборудования и инструментов;

• находиться на своем рабочем месте;

• неукоснительно выполнять все указания учителя или иного лица, проводящего занятия;

• соблюдать правила эксплуатации оборудования и инструментов;

• соблюдать осторожность при обращении с оборудованием и инструментами;

• не допускать попадания влаги на поверхность электрического оборудования;

• постоянно поддерживать порядок и чистоту на своем рабочем месте.

3.4. Учащимся запрещается:

• прикасаться к нагретым элементам оборудования и электрическим разъемам;

• выполнять любые действия без разрешения учителя или иного лица, проводящего занятия;

• работать на оборудовании, механизмах и использовать бытовые электроприборы в случае их неисправности, искрения, нарушения изоляции и заземления;

• закрывать оборудование, механизмы и бытовые электроприборы бумагами и посторонними предметами;

• допускать скапливание посторонних предметов на рабочем месте;

• производить самостоятельно вскрытие и ремонт оборудования и механизмов;

• оставлять без присмотра включенное оборудование, приспособления и бытовые приборы;

• производить уборку над и под работающим оборудованием, бытовыми электроприборами или в непосредственной близости от их движущихся частей;

• вытирать рубильники и другие выключатели тока;

• выносить из кабинета и вносить в него любые предметы, приборы и оборудование без разрешения учителя или иного лица, проводящего занятия.

3.5. Обо всех неполадках в работе оборудования необходимо ставить в известность учителя или иное лицо, проводящее занятия.
4. Требования безопасности в аварийных ситуациях

4.1. При обнаружении неисправности в работе оборудования и бытовой электротехники (нагревании, появлении искрения, запаха горелой изоляции, появлении посторонних звуков и т.п.) немедленно прекратить работу и сообщить об этом учителю или иному лицу, проводящему занятия, и действовать в соответствии с его указаниями.

4.2. При возникновении чрезвычайной ситуации (появлении посторонних запахов, задымлении, возгорании) немедленно сообщить об этом учителю или иному лицу, проводящему занятия, и действовать в соответствии с его указаниями.

4.3. При получении травмы сообщить об этом учителю или иному лицу, проводящему занятия.

4.4. При необходимости помочь учителю или иному лицу, проводящему занятия, оказать пострадавшему первую помощь и оказать содействие в его отправке в ближайшее лечебное учреждение.
5. Требования безопасности по окончании занятий

По окончании занятия учащийся обязан:

5.1. отключить электропитание в последовательности, установленной инструкциями по эксплуатации на оборудование, приспособления и бытовую электротехнику с учетом характера выполняемых работ;

5.2. привести в порядок рабочее место только при отключении всех токонесущих устройств;

5.3. при обнаружении неисправности мебели, оборудования, бытовой электротехники проинформировать об этом учителя или иное лицо, проводящее занятия;

5.4. привести в порядок использованную бытовую электротехнику;

5.5. убрать в отведенное место колющие и режущие инструменты, используемую посуду и бытовую электротехнику;

5.6. покинуть кабинет только с разрешения учителя или иного лица, проводящего занятия.
6. Заключительные положения

6.1. Проверка и пересмотр настоящей инструкции осуществляются не реже одного раза в пять лет.

6.2. Инструкция должна быть досрочно пересмотрена в следующих случаях:

• при пересмотре межотраслевых и отраслевых правил и типовых инструкций по охране труда;

• при изменении условий обучения в конкретном помещении;

• при внедрении новой техники и (или) технологий;

• по результатам анализа материалов расследования аварий, несчастных случаев;

• по требованию представителей органов по труду субъектов РФ или органов федеральной инспекции труда.

6.3. В случае, если в течение пяти лет со дня утверждения (введения в действие) настоящей инструкции условия труда не изменялись, то ее действие автоматически продлевается на следующие пять лет.

6.4. Ответственность за своевременное внесение изменений и дополнений, а также пересмотр настоящей инструкции возлагается на заведующего кабинетом.
Инструкция по технике безопасности в мастерской по обработке ткани

1. Общие требования безопасности

1.1. К занятиям в мастерской по обработке ткани допускаются учащиеся 5–11-х классов:

• не имеющие медицинских противопоказаний для занятий мастерской по обработке ткани;

• прошедшие инструктаж по технике безопасности;

• ознакомленные с инструкциями по эксплуатации оборудования и приспособлений.

1.2. Опасными факторами в мастерской по обработке ткани являются:

физические (опасное напряжение в электрической сети, движущиеся части машин и механизмов, шум, вибрация, повышенная температура поверхностей оборудования и приспособлений, система вентиляции, режущие и колющие инструменты, технические средства обучения (ТСО), неисправная или не соответствующая требованиям СанПиН 2.4.2.1178-02 мебель);

химические (пыль);

психофизиологические (напряжение внимания, нагрузка на глаза).

1.3. При работе в мастерской по обработке ткани должна использоваться следующая спецодежда: халат или передник хлопчатобумажный, косынка или колпак.

1.4. Учащиеся обязаны соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения, место нахождения аптечки и уметь оказывать первую доврачебную помощь.

1.5. Рабочие места и рабочие зоны должны иметь достаточное освещение, при этом свет не должен слепить глаза.

1.6. Для смены игл и других рабочих органов швейных машин, очистки приспособлений и механизмов, уборки рабочих мест необходимо использовать вспомогательные инструменты (ключ, крючок, щетка, скребок и т.п.).

1.7. О каждом несчастном случае пострадавший или очевидец обязан немедленно сообщить учителю или иному лицу, проводящему занятия.

1.8. Учащимся запрещается без разрешения учителя или иного лица, проводящего занятия, подходить к имеющемуся в мастерской оборудованию и пользоваться им, трогать электрические разъемы.

1.9. Учащиеся, допустившие невыполнение или нарушение настоящей инструкции, привлекаются к ответственности в соответствии с положением о поощрениях и взысканиях для учащихся.
2. Требования безопасности перед началом занятий

2.1. Перед началом занятий учащийся должен:

• изучить содержание настоящей инструкции;

• надеть спецодежду, заправить волосы под головной убор;

• проверить правильность установки стола, стула;

• подготовить рабочее место, убрав все лишнее со стола, а портфель или сумку в установленное место;

• учебники, используемые инструменты и приспособления, материал, необходимый для работы, разместить таким образом, чтобы исключить их падение;

• не включать оборудование и приспособления в электрическую сеть мокрыми и влажными руками.

2.2. Обо всех замеченных нарушениях, неисправностях и поломках учащийся должен немедленно доложить учителю или иному лицу, проводящему занятия.

2.3. Запрещается приступать к работе в случае обнаружения несоответствия рабочего места установленным в данном разделе требованиям, а также при невозможности выполнить указанные в данном разделе подготовительные к работе действия.
3. Требования безопасности во время занятий

3.1. Во время занятий учащемуся необходимо:

• соблюдать настоящую инструкцию, правила эксплуатации оборудования, механизмов и инструментов, не подвергать их механическим ударам, не допускать падений;

• следить за исправной работой оборудования и механизмов, целостностью изоляции и заземления.

3.2. При работе с иголками и булавками учащийся обязан:

• шить с наперстком;

• хранить иголки и булавки в определенном месте (специальной коробке, подушечке и т.д.), не оставлять их на рабочем месте (столе), ни в коем случае не брать иголки, булавки в рот, не пользоваться ржавыми иголками;

• выкройки к ткани прикреплять острыми концами булавок в направлении от себя.

3.3. При работе с ножницами учащийся обязан:

• хранить ножницы в определенном месте (коробке);

• соблюдать осторожность;

• класть их сомкнутыми остриями от себя.

3.4. При работе на швейной машине учащийся обязан:

• не наклоняться близко к движущимся частям машины;

• не держать пальцы рук около лапки во избежание прокола их иглой;

• перед стачиванием убедиться в отсутствии булавок или иголок на линии шва изделия.

3.5. При работе с утюгом учащийся обязан:

• не оставлять включенный электроутюг в сети без присмотра;

• ставить утюг на асбестовую, мраморную или керамическую подставку;

• следить за тем, чтобы подошва утюга не касалась шнура;

• отключать утюг только за вилку.

3.6. Учащийся в мастерской по обработке ткани обязан:

• находиться на своем рабочем месте;

• неукоснительно выполнять все указания учителя или иного лица, проводящего занятия;

• соблюдать правила эксплуатации оборудования и инструментов;

• соблюдать осторожность при обращении с оборудованием и инструментами;

• не допускать попадания влаги на поверхность электрического оборудования;

• постоянно поддерживать порядок и чистоту на своем рабочем месте.

3.7. Учащимся запрещается:

• прикасаться к нагретым элементам оборудования, электрическим разъемам, проводам и другим токоведущим частям, находящимся под напряжением;

• выполнять любые действия без разрешения учителя или иного лица, проводящего занятия;

• работать на оборудовании, механизмах и использовать бытовые электроприборы в случае их неисправности, искрения, нарушения изоляции и заземления;

• закрывать оборудование, механизмы и бытовые электроприборы бумагами и посторонними предметами;

• допускать скапливание посторонних предметов на рабочем месте;

• производить самостоятельно вскрытие и ремонт оборудования и механизмов;

• оставлять без присмотра включенное оборудование, приспособления и бытовые приборы;

• производить уборку над и под работающим оборудованием, бытовыми электроприборами или в непосредственной близости от их движущихся частей;

• вытирать рубильники и другие выключатели тока;

• выполнять какие-либо действия без разрешения учителя или иного лица, проводящего занятия;

• выносить из кабинета и вносить в него любые предметы, приборы и оборудование без разрешения учителя или иного лица, проводящего занятия.

3.8. Обо всех неполадках в работе оборудования и механизмов необходимо ставить в известность учителя или иное лицо, проводящее занятия.
4. Требования безопасности в аварийных ситуациях

4.1. При обнаружении неисправности в работе оборудования и бытовой электротехники (нагревании, появлении искрения, запаха горелой изоляции, посторонних звуков и т.п.) немедленно прекратить работу и сообщить об этом учителю или иному лицу, проводящему занятия, и действовать в соответствии с его указаниями.

4.2. При возникновении чрезвычайной ситуации (появлении посторонних запахов, задымлении, возгорании) немедленно сообщить об этом учителю или иному лицу, проводящему занятия, и действовать в соответствии с его указаниями.

4.3. При получении травмы сообщить об этом учителю или иному лицу, проводящему занятия.

4.4. При необходимости помочь учителю или иному лицу, проводящему занятия, оказать пострадавшему первую помощь и оказать содействие в его отправке в ближайшее лечебное учреждение.
5. Требования безопасности по окончании занятий

По окончании занятия учащийся обязан:

5.1. отключить электропитание в последовательности, установленной инструкциями по эксплуатации на оборудование, приспособления и бытовую электротехнику с учетом характера выполняемых работ;

5.2. привести в порядок рабочее место только при отключении всех токонесущих устройств;

5.3. при обнаружении неисправности мебели, оборудования, бытовой электротехники проинформировать об этом учителя или иное лицо, проводящее занятия;

5.4. привести в порядок использованную в работе бытовую электротехнику;

5.5. убрать в отведенное место колющие и режущие инструменты, использованную в работе бытовую электротехнику;

5.6. покинуть кабинет только с разрешения учителя или иного лица, проводящего занятия.
6. Заключительные положения

6.1. Проверка и пересмотр настоящей инструкции осуществляются не реже одного раза в пять лет.

6.2. Инструкция должна быть досрочно пересмотрена в следующих случаях:

• при пересмотре межотраслевых и отраслевых правил и типовых инструкций по охране труда;

• при изменении условий обучения в конкретном помещении;

• при внедрении новой техники и (или) технологий;

• по результатам анализа материалов расследования аварий, несчастных случаев;

• по требованию представителей органов по труду субъектов РФ или органов федеральной инспекции труда.

6.3. Если в течение пяти лет со дня утверждения (введения в действие) настоящей инструкции условия труда не изменялись, то ее действие автоматически продлевается на следующие пять лет.

6.4. Ответственность за своевременное внесение изменений и дополнений, а также пересмотр настоящей инструкции возлагается на заведующего мастерской.


Построение системы ПМПС обучающихся со смешанными специфическими расстройствами психологического развития