microbik.ru
  1 ... 15 16 17 18

Уход за генератором. За работой генератора необходим систе­матический контроль. Регламентные работы проводятся через каждые 700 час эксплуатации в ремонтной мастерской квалифи­цированным персоналом.

Для проведения регламентных работ следует снять генератор с дизеля, очистить его и продуть коллектор и щеткодержатели су­хим воздухом.

Очистить щетки от пыли, грязи и протереть тряпочкой, слегка смоченной в бензине. Если высота щетки стала меньше 18 мм, щетки заменить новыми той же марки (М-20). Размер новых ще­ток должен быть 8X22X25 мм. Новые щетки должны быть при­терты к коллектору не менее, чем на 2/3 прилегаемой площади стек­лянной шкуркой зернистостью № 20 ГОСТ 6456—75.

Протереть коллектор чистой сухой тряпкой. При наличии сле­дов подгара снять их смоченной в бензине чистой неворсистой тряпкой.

Снять с обоих концов генератора кожухи, вентиляторы и крыш­ки с войлочными кольцами, закрывающие подшипники.

Промыть в чистом бензине и просушить шарикоподшипники, после чего набить их смазкой № 158 МРТУ 12Н № 139-64.

В подшипник со стороны коллектора закладывается 6 +1 г, а со стороны привода 15+2г.

В случае износа или выхода из строя шарикоподшипников, они должны быть заменены новыми: со стороны коллектора № 206, а со стороны привода № 306 ГОСТ 8338-57.

Собрать генератор. Мягкой проволокой связать попарно болты крепления крышек и проверить исправность работы генератора.

Контроль производится но показаниям амперметра. Нормаль­ный зарядный ток от 5 до 35а в зависимости от степени заряженности аккумуляторных батарей.

Более падежной проверкой качества сборки генератора является испытание его на холостом ходу в режиме электродвигателя: при напряжении 24в генератор должен потреблять ток не более 18а. При этом минус источника тока должен быть подсоединен к мину­се -ому выводу генератора Г-732А или к корпусу генератора Г-731А.

В случае изменения полярности произойдет перемагничивание и генератор перестанет возбуждаться.

В этом случае, для намагничивания полюсов генератора Г-732Л нужно подключить провода от минусового зажима батареи к выводу «—Я», к корпусу генератора для Г-731Л, включить разъ­единитель стартерной цепи и оголенным концом провода, идущим от плюсового зажима батареи, мгновенно коснуться соединенных вместе оголенных концов проводов, идущих от штепсельных разъ­емов «Ш». После намагничивания полюсов выключить разъедини­тель стартерной цепи и проверить соединение проводов в соответст­вии со схемой электрооборудования.

Уход за реле-регулятором. Систематический контроль за рабо­той реле-регулятора производится по вольтамперметру. Колебания тока при зарядке аккумуляторных батарей от генератора не долж­ны превышать +2,5а. Допустимы лишь отдельные «толчки» то­ка в каждую сторону не более 5а. Напряжение генератора, поддер­живаемое реле-регулятором, должно находиться в пределах 27—29 в при частоте вращения коленчатого вала дизеля выше 700 об/мин. Следует производить очистку наружной поверхности реле-ре­гулятора от пыли, масла и влаги чистой ветошью, слегка смочен­ной в бензине. В случае неисправности реле-регулятора необходи­мо проверить состояние его контактов, подгоревшие контакты ос­торожно зачистить надфилем.. После зачистки контактов произвес­ти регулирование реле-регулятора.

Напряжение, поддерживаемое регуляторами напряжения в холодном состоянии (при токе 37 а), регулируется в пределах 27—29 в при 1500 об/мин коленчатого вала дизеля, замкнутых кон­тактах ограничителей тока и отключенных аккумуляторных бата­реях. Натяжение пружин якорей регулируется эксцентриковыми приспособлениями. Перед настройкой регуляторов напряжения необходимо установить зазоры 0,6—0,9 мм между якорями и сер­дечниками при замкнутых (прижатых пружинами вверх) контак­тах. Ограничители тока регулируют на максимальную силу тока 43—53 а, так же, как регуляторы напряжения, но при заклиненных контактах регуляторов напряжения.

Реле обратного тока регулируют изменением натяжения пру­жины якоря эксцентриком. Зазор между контактами устанавли-

вается в пределах 0,6—1,0 мм. Реле обратного тока должно вклю­чаться при напряжении 25—27 в и выключаться при токе из бата­реи в генератор силой 2—8 а. В случае сильного износа контактов они должны быть заменены новыми.

Уход за стартером. Тщательно готовить дизель к пуску.

Включать стартер на время не более 5 сек. После каждой по­пытки пуска делать перерыв на 25—30 сек, для охлаждения старте­ра и сохранения работоспособности аккумуляторных батарей.

После трех неудачных попыток пуска осмотреть дизель, устра­нить неисправности и только после этого повторить пуск стартером.

В момент пуска дизеля (появления вспышек в цилиндрах) не­медленно отпустить рычажок включателя стартера. Если после пуска дизеля шестерня стартера не вышла из зацепления с венцом маховика (слышен характерный резкий шум шестерен), следует немедленно выключить разъединитель стартерной цепи. Включать стартер при работающем дизеле запрещается.

Осмотр коллектора и щеток производить не реже одного раза в 3 месяца и продувать их сухим воздухом для удаления щеточ­ной пыли. При загрязнении коллектора протирать его чистой тряп­кой, смоченной в бензине, и проверять прилегание щеток к кол­лектору. В случае большого пригорания коллектора зачистить его стеклянной шкуркой № 20 ГОСТ 6456—75 и после зачистки проте­реть тряпкой, слегка смоченной в бензине. Необходимо строго сле­дить за торцовым зазором между зубьями шестерни стартера и венца маховика дизеля, который на участке максимально прибли­женного венца к стартеру должен быть 3+1,5 мм. При нарушении этого зазора возможно повреждение зубьев. Торцовый зазор ре­гулируется за счет осевого перемещения стартера. Боковой зазор между зубьями должен находиться в пределах 0,6—1,2 мм. При проворачивании маховика допускается местно наибольшая вели­чина торцового зазора между шестерней стартера и венцом махо­вика 5,2 мм.

В случае необходимости стартер подвергается текущему ре­монту, во время которого производится замена износившихся ще­ток новыми, замена смазки в шарикоподшипниках.

Щетки заменяются в том случае, если высота их стала меньше 17 мм. При замене щетки должны быть притерты к коллектору не менее, чем на 2/з прилегаемой площади стеклянной шкуркой зерни­стостью № 20 ГОСТ 6456—75. Новые щетки марки МГ-4С имеют размеры 32X12X27 мм.

Заложенная в подшипники стартера смазка предприятием-из­готовителем обеспечивает работу стартера на 5000 пусков или в

течение 6 лет, после чего подлежит замене. В качестве смазки для подшипников применять ЦИАТИМ-221 ГОСТ 9433-60, ЦИАТИМ-203 ГОСТ 8773-73 или смазку ВНИИ НП-220 по ВТУ HII-17-58. Количество смазки должно быть таким, чтобы сепаратор был покрыт смазкой примерно на 2/3 до внутренней фаски наружного кольца подшипника.

В случае износа или выхода из строя шарикоподшипников они должны быть заменены: со стороны коллектора шарикоподшипни­ком № 60205 ГОСТ 7242—70, а со стороны привода -- № 1210 ГОСТ 5720-51.

После сборки стартер должен быть проверен на холостой ход от аккумуляторной батареи напряжением 24 в. Ток холостого хода не более 115 а.

Уход за контактором. В процессе эксплуатации зачистка кон­тактов запрещается. Проверку состояния поверхностей контактов подвижной и неподвижной шип производить через каждые 1000 часов работы дизеля.

При обнаружении пыли или посторонних предметов на контак­тах и шинах контактор продуть сжатым воздухом и закрыть кол­пак.

Если же на контактах обнаружены углубления или наплывы из меди, контактор заменить. Регулирование контактов запрещается.

Не допускать попадания дизельного топлива, масла, воды и других жидкостей на контакты контактора.

Обслуживание аккумуляторных батарей при эксплуатации

Приведение аккумуляторных батарей в рабочее состояние дол­жно осуществляться специализированной зарядной станцией, а пос­ледующее обслуживание в процессе эксплуатации—обслуживаю­щим персоналом силовой установки.

1. Батарею ежедневно очищать от пыли и грязи. Электролит, пролитый на поверхность батареи, вытирать чистой ветошью, смо­ченной в 10% водном растворе кальцинированной соды или наша­тырного спирта. Окислившиеся выводные клеммы, перемычки меж­ду аккумуляторами и наконечники проводов очищать и смазывать тонким слоем технического вазелина.

2. Ежедневно проверять крепление батарей, плотность контакта наконечников проводов с выводными клеммами батарей. Не до­пускать натяжения проводов во избежание порчи выводных клемм и образования трещин в мастике.

3. Регулярно прочищать вентиляционные отверстия в пробках заливных отверстий аккумуляторов.

4. При установке батарей рекомендуется подложить под них п между ними резиновые прокладки.

5. Трещины, появившиеся на мастике батарей, устранять путем оплавления мастики, нагретой металлической гладилкой. Приме­нять открытое пламя воспрещается. Поврежденные поверхности деревянных футляров или металлической арматуры окрасить черным кислотостойким лаком.

6. Не реже, чем раз в 10—15 дней проверять степень разряженности батарей по плотности электролита и напряжению под нагруз­кой, а также уровень электролита.

Плотность электролита измерять ареометром,

В полученные показания ареометра необходимо внести температурные поправки для приведения их к +15°С.

Величина поправки 0,01 — на каждые 15°С.

Начало отсчета +15°С.

При температуре электролита в аккумуляторах выше + 15°С по­правку прибавлять к показаниям ареометра; при температурах ниже +15°C — поправку вычитать.

Приведенные показания ареометра сравнивают с принятой плот­ностью электролита полностью заряженного аккумулятора (с уче­том температуры окружающей среды) и определяют степень разряженности батарей, учитывая, что плотность электролита при раз­рядке аккумулятора на каждые 25% емкости снижается примерно

на 0,04 г/см3

Батарею, разряженную более чем на 25% при температуре окружающей среды ниже 5°С и более чем на 50% при температуре окружающей среды выше 5°С, зарядить при работе дизеля или на зарядной станции, если дизель не работает.

Рекомендуется раз в месяц, независимо от степени разряженности батареи, произвести зарядку ее. Степень разряженности дополнительно проверять нагрузочной вилкой.

Разрядке на 50% соответствует устойчивое в течение 5 секунд показание вольтметра вилки 1,65—1,7 в при включенной нагрузке.

При разряженных аккумуляторных батареях показание вольтамперметра, включенного в схему электрооборудования дизеля, при включенном стартере, падает до 17 в и ниже.

Уровень электролита в каждом аккумуляторе (10—15 мм вы­ше предохранительного щитка) поддерживать доливкой дистилли­рованной или дождевой (снеговой) воды.

Проверку производить открытой стеклянной трубкой диаметром 3—5 мм, имеющей две риски на высоте 10—15 мм от одного из ее концов.

Собирать дождевую воду с железных крыш и хранить воду в железных сосудах не рекомендуется.

Доливать в аккумуляторы электролит (раствор дистиллирован­ной воды ГОСТ 6709—72 и аккумуляторной серной кислоты ГОСТ 667-73) разрешается только в тех случаях, когда снижение уровня электролита произошло вследствие его выплескивания или течи.

Плотность доливаемого раствора должна быть равна плотности электролита в аккумуляторах в момент доливки.

Приготовление электролита производить в эбонитовой, керамической или свинцовой посуде. Заливать необходимо кислоту и воду, непрерывно помешивая состав стеклянной или эбонитовой палоч­кой, чтобы кислота не оседала на дно.

Категорически запрещается вливать воду в кислоту!

При вливании воды в кислоту происходит местное повышение температуры кислоты, вода нагревается и вскипает, при этом она разбрызгивается вместе с кислотой. Во время работы с кислотой необходимо надевать очки, резиновые перчатки, резиновый передник и галоши или резиновые сапоги.

7. При температуре в машинном помещении ниже +5° обеспечить утепление и обогрев батарей.

8. При прогреве дизеля работой на холостом ходу поддерживать частоту вращения, обеспечивающую зарядку батареи от гене­ратора дизеля.

9. Наиболее частыми причинами неисправности батарей являются: сульфатация пластин, короткие замыкания, вредные приме­си в электролите.

Признаками сульфатации пластин батарей служит: высокое против обычного напряжение в начале зарядки, преждевременное обильное газовыделение, незначительное повышение плотности-электролита, повышенная температура и пониженное напряжение в конце зарядки пониженная емкость и низкое напряжение при разрядке.

Признаками короткого замыкания являются: незначительное повышение плотности электролита и напряжения в процессе и в конце зарядки, отсутствие или слабое газовыделение при наличии низкого напряжения и низкой плотности электролита, быстрое повышение температуры, сильное снижение напряжения при кратковременном разряде. При разомкнутой цепи — низкое напряжение у отдельных аккумуляторов при нормальной плотности электролита. Батареи с такими неисправностями следует сдавать на ремонтно-зарядные станции.

10. При неработающем агрегате батареи отключать с помощью разъединителя цепи.

Проверка состояния электродвигателя МУ-320

1. Разобрать электродвигатель. Осмотреть рабочую поверхность коллектора и щеток.

2. При загрязнении коллектора протереть его замшей или хлопчатобумажной тряпкой, смоченными чистым бензином. При обнару­жении на коллекторе следов подгорания или других неровностей удалить их стеклянной шкуркой №00 и протереть тряпкой, смочен­ной в бензине.

3. Через окна в корпусе продуть электродвигатель сжатым

воздухом.

4. Износившиеся (высота менее 10 мм) или поврежденные щет­ки заменить новыми той же марки. При замене щетки притереть к коллектору не менее, чем на % своей поверхности путем протягивания под щеткой по поверхности коллектора плотно прилегающей полоски стеклянной шкурки зернистостью № 20. После притирания щетки и коллектор продуть сухим сжатым воздухом.

5. Замерить номинальный ток электродвигателя. Он не должен
превышать 10 а.

Замена смазки в подшипниках электродвигателя ДТ-75М

1. Разобрать электродвигатель.

2. Тщательно промыть подшипники в бензине, не снимая их с ротора, и высушить.

3. Заложить в подшипники по 0,35—0,4 г смазки ЦИАТИМ-201 ГОСТ 6267—74 или ЦИАТИМ 221 ГОСТ 9433—60.

4. Собрать электродвигатель и проверить вращение ротора от руки.

Проверка состояния электродвигателя МН-1

1. Разобрать электродвигатель.

2. Осмотреть рабочую поверхность коллектора и щеток, очи­стить от щеточной пыли.

3. При загрязнении коллектора протереть его замшей или хлопчатобумажной тряпкой, смоченными чистым бензином. При нали­чии следов подгорания или других неровностей, удалить их стеклянной шкуркой № 20 и протереть тряпкой, смоченной в бензине.

4. Износившиеся (высота менее 9 мм) или поврежденные щетки заменить новыми той же марки. При замене щетки притереть к кол лектору не менее, чем на 2/з своей поверхности путем протягивания под щеткой по поверхности коллектора плотно прилегающей полоски стеклянной шкурки зернистостью № 20. После притирания щетки и коллектор продуть сжатым воздухом.

5. Промыть подшипники в бензине и просушить

6. Заложить в подшипники смазку ЦИАТИМ-201.

7. Собрать электродвигатель и проверить вращение ротора от руки.

Регулировка точек срабатывания микропереключателей

Проверку срабатывания производить после первого пуска вначале эксплуатации, при выполнении ТУ № 1 и после каждой подре­гулировки наклона регуляторной характеристики дизеля.

Проверка регулировки блока микропереключателей в указан­ные сроки должна производиться на работающем дизеле при ос­новном наклоне регуляторной характеристики и при дистанцион­ном управлении органами топливоподачи.

При правильно отрегулированном блоке микропереключателей отключение электродвигателя МУ-320 должно обеспечивать топливоподачу дизеля соответствующую:

— остановке дизеля до прихода рычага к упору не менее чем

на 2 мм

— пуску дизеля на частоте вращения 600—1300 об/мин

—— частоте вращения холостого хода соответствующей основному наклону регуляторной характеристики.

(При наклоне регуляторной характеристики отличной от основной, частота вращения холостого хода должна соответствовать

этому наклону).

При смене блока микропереключателя, топливного насоса, или полной регулировке по другой причине, настройка производится как указано ниже.

Настройка блока микропереключателей производится при прогретом дизеле и основном наклоне регуляторной характеристики, в следующей последовательности:

а) по положению фиксатора на зубчатом диске щитка управле­ния сделать отметки, соответствующие:

— среднему положению между точкой соответствующей нуле­вой подаче топлива и положение рычага регулятора на внешнем упоре (во избежание возможных случаев прихода внешнего рыча­га на упор до срабатывания микропереключателя ВО

— подаче топлива при частоте вращения 600—1300 об/мин — номинальной частоте вращения холостого хода;

б) поворотом кулачка установить его в положение срабатыва­ния микропереключателя b1 соответствующее отметке на зубчатом диске (момент срабатывания определяется по щелчку).

Для поворачивания кулачков блока микропереключателей приведенного на рис. 60 нужно предварительно ослабить затяжку болтов 2, а. у блока микропереключателей рис. 60 а вывернуть вороточек 4 и вставить его в отверстие кулачка.

в) установить фиксатор ручки управления в положение отметки соответствующей частоте вращения 600—1300 об/мин коленчатого вала и установить средний кулачок на момент срабатывания микро­переключателя В2;

г) установить фиксатор ручки управления в положение cooт-

ветствующее частоте вращения холостого хода, после чего сместить его против часовой стрелки на 1—2 зуба;

л) вращением кулачка установить его в положение срабатыва­ния микропереключателя Вз;

е) плавным перемещением ручки управления проверить пра­вильность регулировки микропереключателей при неработающем дизеле. При этом моменты срабатывания микропереключателей «щелчки» должны соответствовать указанным выше положениям

фиксатора.

Окончательная проверка настройки блока микропереключате­лей производится при работающем дизеле при дистанционном управлении органами подачи топлива, как указано выше.

<< предыдущая страница