microbik.ru
1
«Поволжская электротехническая компания»







МЕХАНИЗМЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ

ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ОДНООБОРОТНЫЕ

МЭО-99, МЭО-99К
Техническое описание

и инструкция по эксплуатации


POCC RU.ME20.HO1181

Чебоксары – 2005

ООО «Поволжская

электротехническая компания»

Почтовый адрес:

Российская Федерация, Чувашская Республика,

428000, г.Чебоксары, а/я 163


Тел./факс: (8352) 61-05-16, 61-05-19


Электронный адрес Е-mail: piek@cbx.ru

Сайт: www.piek.ru





Приложение Е


1. НАЗНАЧЕНИЕ
1.1. Механизмы исполнительные электрические однооборотные постоянной скорости МЭО-99, МЭО-99К, МЭО-99КБ (в дальнейшем – механизмы) предназначены для перемещения регулирующих органов в системах автоматического регулирования технологическими процессами в соответствии с командными сигналами автоматических регулирующих и управляющих устройств.

1.2. Условия эксплуатации механизмов зависят от климатического исполнения и категории размещения.

Климатическое исполнение «У», категория «2» по ГОСТ 15150-69:

  • температура окружающего воздуха (от минус 30 до плюс 50 0С);

  • относительная влажность окружающего воздуха до 95% при температуре (35 0С) и более низких температурах без конденсации влаги.

Климатическое исполнение «Т» (тропическое), категория размещения «2» по ГОСТ 15150-69:

  • температура окружающего воздуха (от минус 10 до плюс 50 0С);

  • относительная влажность окружающего воздуха до 100% при температуре (35 0С) и более низких температурах с конденсацией влаги.

Механизмы должны быть защищены от прямого воздействия солнечной радиации и атмосферных осадков.

Степень защиты механизмов IР54 по ГОСТ 14254-96 обеспечивает работу механизма при наличии в окружающей среде пыли и брызг воды.

Механизмы не предназначены для работы в средах, содержащих агрессивные пары, газы и вещества, вызывающие разрушение покрытий, изоляции и материалов, и во взрывоопасных средах.

Механизмы устойчивы и прочны к воздействию синусоидальных вибраций по группе исполнения VI ГОСТ 12997-84.

1.3. По желанию заказчика механизмы могут изготавливаться с другими климатическими исполнениями.

3

2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ
2.1. Основные технические данные механизмов приведены в табл. 1

Таблица 1.

Условное

обозначение механизма

Номин. крутящий момент на

выходн.валу, Nm

Номин. время

полн. хода выходн.

вала при частоте

питания 50 Hz, S

Номин. полный ход выходн. вала, обороты

Потребл. мощность механизма в номин. режиме, W, не более

Масса, kg, не более

МЭО-40/10-0,25-99

МЭО-40/25-0,63-99

40

10

25

0,25

0,63

220

27

МЭО-100/10-0,25-99

МЭО-100/25-0,63-99

100

10

25

0,25

0,63

260

27,5

МЭО-100/25-0,25-99

МЭО-100/63-0,63-99

100

25

63

0,25

0,63

220

27

МЭО-250/25-0,25-99

МЭО-250/63-0,63-99

250

25

63

0,25

0,63

260

27,5

МЭО-250/63-0,25-99

МЭО-250/160-0,63-99

250

63

160

0,25

0,63

220

27

МЭО-40/10-0,25-99К

МЭО-40/25-0,63-99К

40

10

25

0,25

0,63

160

27

МЭО-100/10-0,25-99К

МЭО-100/25-0,63-99К

100

10

25

0,25

0,63

240

27,5

МЭО-100/25-0,25-99К

МЭО-100/63-0,63-99К

100

25

63

0,25

0,63

160

27

МЭО-250/25-0,25-99К

МЭО-250/63-0,63-99К

250

25

63

0,25

0,63

240

27,5

МЭО-250/63-0,25-99К

МЭО-250/160-0,63-99К

250

63

160

0,25

0,63

160

27

МЭО-40/10-0,25У-99КБ

МЭО-40/25-0,63У-99КБ

40

10

25

0,25

0,63

160

27

МЭО-100/10-0,25У-99КБ

МЭО-100/25-0,63У-99КБ

100

10

25

0,25

0,63

240

27,5

МЭО-100/25-0,25У-99КБ

МЭО-100/63-0,63У-99КБ

100

25

63

0,25

0,63

160

27

МЭО-250/25-0,25У-99КБ

МЭО-250/63-0,63У-99КБ

250

25

63

0,25

0,63

240

27,5

МЭО-250/63-0,25У-99КБ

МЭО-250/160-0,63У-99КБ

250

63

160

0,25

0,63

160

27

4


Приложение Д




2.2. Электрическое питание:

  • МЭО-99К осуществляется трехфазным током напряжением: 220/380 или 230/415V с частотой 50Hz,

  • МЭО-99 – однофазным током напряжением 220 или 230, или 240V с частотой 50Hz .

Электрическое питание блока питания БП-20 осуществляется однофазным током напряжением 220 или 230, или 240V с частотой 50Hz, или 220V с частотой 60Hz. Допускаемое отклонение напряжения питания от минус 15 до плюс 10%, частоты питания от минус 2 до плюс 2%.

2.3. Режим работы механизмов повторно-кратковременный реверсивный с частотой включения до 630 в час и продолжительностью включений до 25% при нагрузке на выходном органе в пределах от номинальной противодействующей до 0,5 номинального значения сопутствующей. При этом механизмы допускают работу в течение часа в том же режиме с частотой включений до 1200 в час и продолжительностью включений до 25%, с последующим повторением не менее чем через 1h. Интервал времени между выключением и включением на обратное направление – не менее 50 mS. Максимальная продолжительность непрерывной работы механизмов не должна превышать 10 min.

2.4. Пусковой крутящий момент механизмов при номинальном напряжении питания превышает номинальный момент не менее чем в 1,7 раза.

2.5. Выбег выходного органа механизмов при отсутствии нагрузки на выходном органе не превышает:

1% полного хода выходного органа – для механизмов со временем полного хода 10S;

0,5% полного хода выходного органа – для механизмов со временем полного хода 25S;

0,25% полного хода выходного органа – для механизмов со временем полного хода 63S и более.

2.6. Люфт выходного органа механизмов не более:

0,750 - для механизмов с номинальной нагрузкой на выходном органе – более 40Nm;

2.7. Дифференциальный ход электрических ограничителей перемещения выходного органа и выключателей для блокирования и сигнализации не превышает 4% полного хода выходного органа.

2.8. Средний срок службы механизмов не менее 15 лет.

2.9. Габаритные и установочные размеры механизмов приведены в приложении А.

5

3. СОСТАВ ИЗДЕЛИЯ
Механизмы (приложение А) состоят из следующих основных узлов: электропривода 2, редуктора 1, штепсельного разъема 4, блока сигнализации положения 3.

На механизмы может быть установлен один из блоков сигнализации положения: токовый, индуктивный, реостатный или блок концевых выключателей (для МЭО-99М).

Механизмы МЭО-99КБ изготавливаются с токовым блоком сигнализации положения (БСПТ-10М) и встроенным в механизм блоком питания (БП-20).

П р и м е ч а н и е. Техническое описание и инструкция по эксплуатации блока сигнализации положения прикладывается к данному техническому описанию.
4. УСТРОЙСТВО И РАБОТА ИЗДЕЛИЯ
4.1. Принцип работы механизмов заключается в преобразовании электрического командного сигнала во вращательное перемещение выходного органа.

4.2. Редуктор 1 является основным узлом, на котором устанавливаются все остальные узлы, входящие в состав механизма. В корпусе редуктора размещена червячная передача. С помощью шестерни, установленной на червяке, передача связана кинематически с электроприводом.

В механизмах МЭО-250/63-0,25-99, МЭО-250/63-0,25-99К, МЭО-250/63-0,25У-99КБ червяк редуктора связан с электроприводом через промежуточный вал-шестерню.

4.3. Электропривод механизма (приложение Б) состоит из низкооборотного электродвигателя типа ДСР 135.

4.4. Подключение внешних электрических цепей к механизму осуществляется через разъем РП-10-30, который размещен в штепсельном разъеме 4 (приложение А).

Схема электрическая принципиальная и схема подключений механизма приведены в приложениях.

4.5. Ручное перемещение выходного вала механизма осуществляется вращением ручки (приложение А), вставляемой в торец вала электродвигателя. Полному ходу выходного вала механизма соответствует 31 (МЭО-40/10-0,25-99, МЭО-100/10-0,25-99К, МЭО-40/10-0,25-99КБ, МЭО-100/10-0,25-99К, МЭО-40/10-0,25У-99КБ, МЭО-100/10-0,25У-99КБ), 73 (МЭО-100/25-0,25-99,

6
Таблица 2

№№

Наименование неисправности, внешнее проявление и дополнительные признаки

Вероятная причина

Метод устранения

Приме-чание

1

При включении механизм не работает.

Нарушена электрическая цепь.

Проверит цепь и устранить неисправность.




2

Двигатель в нормальном режиме работы перегревается.

Появились короткозамкнутые витки в обмотке.

Заменить электродвигатель.




3

В процессе работы механизма увеличился выбег выходного вала.

Произошел значительный износ фрикционного кольца или на трущиеся поверхности тормозного устройства попала смазка.

Заменить фрикционное кольцо или удалить смазку с трущихся поверхностей тормозного устройства.




4

При работе блока сигнализации выходной сигнал не изменяется или не срабатывает микропереключатель.

Неисправность блока сигнализации положения.

Проверить цепь, устранить неисправность согласно инструкции на блок сигнализации положения.






ВНИМАНИЮ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ !
Предприятие-изготовитель непрерывно проводит работы по совершенствованию конструкции механизмов, поэтому некоторые конструктивные изменения в инструкции могут быть не отражены.

10

МЭО-250/25-0,25-99, МЭО-100/25-0,25-99К, МЭО-250/25-0,25-99К, МЭО-100/25-0,25У-99КБ, МЭО-250/25-0,25У-99КБ), 210 (МЭО-250/63-0,25-99, МЭО-250/63-0,25-99К, МЭО-250/63-0,25У-99КБ) оборота ручки ручного привода. После работы с ручным приводом установить на место заглушку вала электродвигателя
5. УКАЗАНИЯ МЕР БЕЗОПАСНОСТИ
5.1. Приступить к работе с механизмом только после ознакомления с настоящим техническим описание и инструкцией по эксплуатации.

5.2. Все работы с механизмом производить при полностью снятом напряжении питания. На щите управления необходимо укрепить табличку с надписью – «НЕ ВКЛЮЧАТЬ – РАБОТАЮТ ЛЮДИ».

5.3. Корпус механизма должен быть заземлен.

5.4. Если при проверке на цепи механизма подается напряжение, то не следует касаться токоведущих частей.

5.5. Работы с механизмом производить только исправным инструментом.

5.6. В Н И М А Н И Е ! Не допускается подача напряжения питания на двигатель механизма при установленной ручке ручного привода.
6. ПОДГОТОВКА К РАБОТЕ
6.1. Перед установкой механизма на объект необходимо его проверить. С помощью ручки ручного привода повернуть выходной вал механизма на несколько градусов от первоначального положения.

Подать напряжение питания на контакты 1, 2, 3 (при 3-х фазном исполнении), и на контакты 1, 2 (при однофазном исполнении) при этом выходной вал механизма должен прийти в движение. Поменять местами концы проводов, подключенные к контактам 2 и 3, при этом выходной вал механизма должен прийти в движение в другую сторону. В однофазном исполнении – контакт 2 на 3.

6.2. Механизм может устанавливаться на объекте с любым пространственным расположением выходного вала. При установке механизма предусмотреть место для его обслуживания.

6.3. Заземлить корпус механизма. Место присоединения заземляющего проводника должно быть тщательно зачищено. После подключения проводника, для предохранения от коррозии, нанести лакокрасочное покрытие (лак АК-113).

6.4. Электрическое подключение механизма производить через штепсельный разъем проводом (многожильным гибким кабелем) с сечением жил от 0,35 до 0,5 mm2. Провода, идущие к блоку датчика, должны быть пространственно разделены от силовых цепей и экранированы. Сопротивление каждого провода линии связи между механизмом и блоком питания должно быть не более 12 Ω.
7

Пайку монтажных проводов цепей внешних соединений к контактам розетки разъема производить оловянно-свинцовым припоем с применением бескислотных флюсов. После пайки флюс необходимо удалить путем промывки паек спиртом, а места пайки покрыть бакелитовым лаком или эмалью.
7. ПОРЯДОК РАБОТЫ.
Для ввода механизма в действие на месте эксплуатации необходимо произвести его настройку и регулировку.

Настройку и регулировку механизма производить в следующей последовательности:

снять упоры;

отрегулировать длину тяги, перемещая ручным приводом рычаг механизма на рабочем угле.

установить упоры в крайних положениях рабочего угла поворота рычага;

установить регулирующий орган в среднее положение;

произвести настройку блока сигнализации положения в соответствии с его техническим описанием и инструкцией по эксплуатации;

пробным включением проверить работоспособность механизма.

Монтаж, настройка и регулировка механизма должна производиться обслуживающим персоналом, имеющим допуск к эксплуатации электроустановок напряжением до 1000 V и изучившим настоящее техническое описание и инструкцию по эксплуатации.
8. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
Необходимо производить профилактический осмотр. Периодичность профилактических осмотров механизма устанавливается в зависимости от производственных условий, но не реже чем один раз в год Во время профилактического осмотра необходимо произвести следующие работы:

очистить наружные поверхности механизма от пыли и грязи;

проверить затяжку всех крепежных болтов. Болты должны быть равномерно затянуты;

проверить состояние заземляющего устройства. В случае необходимости (при наличии ржавчины) заземляющие элементы должны быть очищены;

проверить настройку блока сигнализации положения. В случае

необходимости произвести его подрегулировку.

Через три года эксплуатации необходимо провести разборку, осмотр и замену смазки. Для этого необходимо отсоединить механизм
от источника питания, снять его с места установки и последующие работы проводить в мастерской.

8

Разобрать механизм удалить старую смазку с деталей редуктора. Собрать редуктор, предварительно смазав подшипники и поверхности трения подвижных частей смазкой ЛИТОЛ-24 или ЦИАТИМ-203. Заменить смазку в подшипниках и трущихся частях блока сигнализации положения.

Попадание смазки на микропереключатели не допускается.

Расход смазки на один механизм составляет 200 g,

После сборки механизма произвести его обкатку. Режим работы при обкатке – по п. 2.3.
9. ВОЗМОЖНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ

И СПОСОБЫ ИХ УСТРАНЕНИЯ.
Перечень возможных неисправностей, вероятные причины их возникновения и методы устранения приведены в табл. 2.
10. ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ
10.1. Механизмы должны транспортироваться в упаковке предприятия-изготовителя всеми видами транспорта при условиях хранения «5» для климатического исполнения «У2» или «6» для климатического исполнения «Т2» по ГОСТ 15150-69, но при атмосферном давлении не ниже 35,6 кРа и температуре не ниже минус 500С, или при условиях хранения «3» по ГОСТ 15150-69 при морских перевозках в трюмах.

Время транспортирования – не более 45 суток.

10.2. Транспортирование на самолетах должно осуществляться в герметизированных отапливаемых отсеках.

10.3. Во время погрузочно-разгрузочных работ и транспортирования упакованные механизмы не должны подвергаться резким ударам и воздействию атмосферных осадков. Способ укладки упакованных механизмов на транспортное средство должен исключать их перемещение.

10.4. Хранение механизмов со всеми комплектующими изделиями производится в законсервированном виде в заводской упаковке изготовителя при температуре окружающего воздуха от плюс 50 до минус 50 0С и относительной влажности до 98% при температуре 35 0С.

9