microbik.ru
1 2 ... 9 10
"Экономико-правовой бюллетень", N 10, 1999
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ КАК ТОВАР
В.Хурматуллин
ВВЕДЕНИЕ
Характерной чертой сегодняшнего времени являются перемены и преобразования, которые охватили практически все сферы деятельности человека. Глубинные изменения претерпела и отечественная экономика. Все мы были участниками и очевидцами программы приватизации государственного имущества - зданий и сооружений, предприятий, транспорта, средств связи, словом всего, что носит материальный характер. В настоящее время такого рода объекты являются полноценным рыночным товаром, который может быть продан, куплен, обменен, заложен, использован в финансово - хозяйственной и производственной деятельности предприятий. Это материальные объекты, в которые вложены результаты интеллектуальной деятельности. Однако и сами по себе результаты интеллектуальной деятельности также могут выступать в качестве товара.

К сожалению, в России эффективно функционирующий рынок интеллектуального товара - новых научно - технических разработок, технологий, изобретений - в настоящее время отсутствует. Традиционно у нас остается приоритет за рынком материального товара, в то время как опыт становления и развития экономики ряда стран показывает ведущую роль в современном обществе "интеллектуальной начинки" - интеллектуальной собственности, представленной в самых различных видах. Это подтверждается также хорошо развитым в этих странах институтом интеллектуальной собственности, учитывающим ее инициирующую роль в производстве товаров народного потребления, продукции производственно - технического назначения.

Однако в нашей стране пока очевидны неритмичность и эпизодичность коммерческих сделок с интеллектуальным товаром. Кроме того, недостаточно проработаны правовые и методические основы использования интеллектуальной собственности в качестве товара в финансово - хозяйственной деятельности предприятий. Одним из существенных факторов, в негативном плане влияющих на становление рынка интеллектуальной собственности, является отсутствие опыта активного маркетинга и внедрения такого специфичного товара, как интеллектуальные наработки, созданные в самых различных областях.

Общеизвестно, что в России накоплен огромнейший научно - технический, творческий потенциал, выраженный в виде массива конкретных технических, технологических, производственных, научных, творческих результатов интеллектуальной деятельности и имеющий действительно огромную ценность на внутреннем и внешнем рынках. В этой связи стоит задача грамотного и умелого применения результатов интеллектуальной деятельности в качестве товара высокого качества, дающего реальную экономическую отдачу.

Предлагаемая книга призвана способствовать решению этой задачи. В ней обобщен научно - практический опыт использования и оценки интеллектуальной собственности как товара. Безусловно, в одной книге невозможно охватить все случаи практического применения интеллектуальной собственности как нематериальных активов, поэтому проблема потребует дальнейшего развития.

ПОНЯТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
В соответствии со ст.138 ГК РФ под интеллектуальной собственностью понимается исключительное право (интеллектуальная собственность) гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции выполняемых работ или услуг (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и т.п.).

Понятие "интеллектуальная собственность" изначально связано со становлением и развитием института охраны интеллектуальной собственности, в рамках которого осуществляют свою деятельность многие международные организации, в том числе и Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС), расположенная в Женеве. Деятельность ВОИС направлена на содействие охране интеллектуальной собственности во всем мире путем сотрудничества государств и в соответствующих случаях во взаимодействии с любой другой международной организацией (ВОИС. Общая характеристика. Женева, 1987). По терминологии ВОИС, интеллектуальная собственность включает права, относящиеся к промышленной собственности и объектам авторского права.

Интеллектуальная собственность может быть определена также как и система институтов исключительных прав, относящихся к патентоспособным (или регистрируемым в особом порядке) правовым объектам или к нерегистрируемым объектам, но охраняемым от незаконного копирования или присвоения. К последним могут быть отнесены объекты авторского права, технические, технологические, производственные секреты, коммерческая информация - то, что принято называть "ноу - хау". По сути, понятие "интеллектуальная собственность" включает в себя все результаты интеллектуальной деятельности в самых различных сферах.

К результатам интеллектуальной деятельности относятся также и такие объекты, как идеи, гипотезы, открытия (ранее регистрируемые), методы, методики. Однако они как товар в явном виде не могут быть предложены для коммерческой реализации.

Статья 128 ГК РФ определяет результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность), как объекты гражданских прав.

Специфика участия объектов интеллектуальной собственности в гражданском обороте заключается в двойственной природе прав, лежащих в ее основе. С одной стороны, создателю творческого результата принадлежит исключительное право на его использование, с другой стороны - существуют личные неимущественные права (право на авторское имя), которые отчуждению не подлежат в силу самой их природы. То есть особенностью интеллектуальной собственности является наличие имущественной и неимущественной (личной) составляющих.

Другой специфической особенностью является то, что объектом интеллектуальной собственности являются нематериальные, неосязаемые объекты.

Так как владелец интеллектуальной собственности обладает исключительными правами в отношении конкретного объекта интеллектуальной собственности как результата его интеллектуальной деятельности, то все отношения по передаче, уступке и использованию объектов интеллектуальной собственности осуществляются при помощи специальных видов договоров, в то время как использование, передача, продажа материальных объектов регулируются договорами аренды, мены, купли - продажи, в основе которых лежит право собственности. Кроме того, в отношении материальных объектов интеллектуальной собственности исключается возможность одновременного многократного использования, в то время как для объектов интеллектуальной собственности допускается такая возможность (передача права пользования объектом интеллектуальной собственности по неисключительной лицензии).
ВИДЫ ОБЪЕКТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
Так как результаты интеллектуальной деятельности могут быть получены в самых широких областях человеческой деятельности, целесообразно их упорядочить и классифицировать. При этом понятие "объект интеллектуальной собственности" подразумевает конкретный результат интеллектуальной деятельности.

Объекты интеллектуальной собственности могут быть разделены по следующим признакам:

- по виду собственности (промышленная собственность, авторское право);

- по форме охраны (охраняемые и регистрируемые в рамках патентного права; охраняемые в рамках авторского права и смежного права; охраняемые в рамках "конфиденциальности");

- по виду результатов (гуманитарные, научные, технические);

- по виду документов (отчет, описание, чертеж, схема, электронное представление).
Объекты интеллектуальной собственности


Объекты
патентного права


Объекты
авторского права


Научная
интел-
лекту-
альная
соб-
ствен-
ность


Ноу - хау

Объекты
промышленной
собственно-
сти


Се-
лек-
цион-
ные
до-
сти-
жения


Гуманитар-
ные


Техни-
ческие


Научный
резуль-
тат


Резуль-
таты
научно -
техни-
ческой и
произ-
вод-
ственной
деятель-
ности


Резуль-
таты
(опыт)
финансо-
вой, ад-
минист-
ратив-
ной,
коммер-
ческой
деятель-
ности


- изобрете-
ния
- промышлен-
ные образцы
- полезные
модели
- товарные
знаки
- знаки об-
служивания
- наименова-
ние мест
происхожде-
ния товара





- произве-
дения
- литерату-
ры
- искусства
- живописи
- музыкаль-
ные произ-
ведения


- кон-
струк-
тор-
ская и
техно-
логи-
ческая
доку-
мента-
ция
- от-
четы
по
НИОКР
- то-
поло-
гии
ИМС
- про-
грам-
мные
про-
дукты


- науч-
ная идея
- ре-
зультаты
научного
экспери-
мента
- зако-
номер-
ность
- откры-
тие


- техно-
логия
- рецеп-
тура
- конс-
трукция
- мето-
дики
монтажа
и налад-
ки
- состав
вещества






При достаточно большом разнообразии, как это видно из таблицы классификации, объекты интеллектуальной собственности целесообразно разделить на два больших класса: содержащие "аналитическое" знание, и содержащие "созидательное" знание. Зачем необходимо делать такое разделение?

Аналитическое знание обычно является основой или базой системы образования, входной информацией для других научных и экспериментальных работ. И так как аналитические научные результаты используются главным образом в фундаментальной науке и образовании без непосредственного и прямого приложения к экономике, то вполне понятно, что использование аналитических научных результатов не приводит к прямому и просчитываемому сразу экономическому эффекту на микроуровне, на уровне субъектов финансово - хозяйственной деятельности - предприятий и фирм. То есть невозможно использовать объекты интеллектуальной собственности, содержащие аналитическое знание, в качестве нематериальных активов в финансово - хозяйственной деятельности предприятия.

С другой стороны, результат созидательных исследований - созидательное знание - в своей основе сразу сориентирован на социально - экономическую сферу приложения с определенным экономическим эффектом. Как правило, такое созидательное знание используется прежде всего в научно - производственных, производственных, научно - технологических предприятиях, где научные созидательные исследования объединены с опытно - конструкторской и производственно - технологической частью.

Определенный экономический эффект может быть получен от воплощения созидательного знания в конкретном изделии. В упрощенном виде это выглядит следующим образом. В результате выполнения НИОКР может быть создано изобретение - конструкция износостойкого нефтяного насоса. Конструкция патентуется, на нее получают патент. На основе исключительных прав на патент его владелец, как владелец определенных технических знаний, выступает продавцом и совместно с инвестором (банком, заинтересованной фирмой) разрабатывает инвестиционный проект. Целью проекта является разворачивание масштабного производства насосов, получение прибыли. При этом решается несколько задач:

- инновационная - внедрение новой техники, технологии;

- инвестиционная - использование финансовых ресурсов;

- коммерческая - извлечение прибыли;

- социально - экономическая - производство необходимого товара и устранение товарного дефицита, создание новых рабочих мест и социальной инфраструктуры;

- макроэкономическая - получение синергетического эффекта (увеличение поступлений в бюджет за счет налогов, развитие региона и др.).

Отнесение объекта интеллектуальной собственности к тому или иному классу позволяет понять возможно ли использовать его в качестве нематериального актива и получить от этого использования коммерческий эффект и прибыль.
ВОПРОСЫ МАРКЕТИНГА ОБЪЕКТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ

СОБСТВЕННОСТИ
Специфика интеллектуальной собственности
Потребительная стоимость объектов интеллектуальной собственности существует чисто в номинальном плане, в отличие от стоимости материальных объектов, предметов, вещей. Она реально возникает в случаях, когда происходит определенное стечение обстоятельств (существует социальный заказ, появляется инвестор или потребитель). В то же время каждый объект интеллектуальной собственности имеет свою стоимость (в том числе рыночную) и может быть реализован как товар при наличии определенного спроса. При этом существуют определенные потребности в новых технологиях и разработках, но фактически рынок интеллектуальной собственности находится в зачаточном состоянии, обмен и продажа объектов интеллектуальной собственности происходят эпизодически, нерегулярно.

Тем не менее маркетинг интеллектуальной собственности как вид самостоятельной деятельности имеет хорошую перспективу поскольку предполагает возможности:

- получения большой прибыли в случае купли - продажи перспективной разработки;

- доминирования на рынке предприятий с перспективными разработками и на их основе - с качественными товарами;

- получения хороших комиссионных при оказании посреднических услуг в торговле технологиями и разработками;

- доступа через сеть Интернет практически во все страны мира с минимальными затратами.

Маркетинг такого вида товара может быть осуществлен только квалифицированными специалистами. В составе их группы должны быть аналитики, эксперты - оценщики, патентоведы, переводчики.



следующая страница >>