microbik.ru
1



Центр гуманистических исследований в Москве

Moscow Center of Humanist Studies

Centro de Estudios Humanistas de Moscú


Интенциональность – основа гуманистического мировоззрения
Уго Новотный

hugonov@yandex.ru
Всеобщая история Вселенной начиная с Большого взрыва до сих пор, показывает эволюционный процесс спирального восхождения, где цикличность ускоряется при устойчивом движении энергии, материи и жизни от простых ко все более сложным формам организации.

Когерентность и актуальность этой картины обеспечиваются передовыми теориями и экспериментальными данными последних десятилетий в областях синергетики, квантовой механики, астрономии, астрофизики, биологии, антропологии.

По нашему мнению, парадигма, рождающаяся на междисциплинарной почве Универсальной истории, потенциально способна обосновать развитие земной цивилизации на несколько веков вперед, тем более, если в этот процесс моделирования включать также знания и опыт глубинной психологии, или психология Глубины. Работы в этой области Юнга, Гуссерля, Грофа, Торчинова, Сило, являются фундаментальными.

Хотелось бы коротко рассмотреть некоторые вопросы, заслуживающие внимания с точки зрения тематики нашего сегодняшнего круглого стола – основа гуманистического мышления.
Первый вопрос: эволюция Вселенной, жизни, человека – случайность или интенциональность?

Случайность – это понятие, которое не нуждается в сложных определениях. Случайность есть случайность; «неожиданное обстоятельство, явление», согласно толковому словарю русского языка.

Можно, например, думать, что это просто случайность, что тяжелые элементы возникли в ходе эволюции звезд. Как справедливо замечает А. Панов в своей статье о Мультиверсе:

«Если бы этого уровня энергии 7,65 МэВ в ядре углерода не было, тяжелые химические элементы в нашей Вселенной никогда не были бы синтезированы, и возникновение жизни стало бы невозможным. То, что от какого-то случайного уровня зависит столь многое, кажется совершенно невероятным».

Да, действительно. Такое же можно наверно сказать и о возникновении атомов из нуклонов и электронов, формировании звезд, и о возникновении жизни на Земле, человека и т.д.; то есть перед каждым решающим моментом, когда происходит бифуркация, выбор альтернатив, и начало новой ветви эволюции…

Что же касается понятия «интенциональности», можно проследить его развитие, начиная с древнегреческих философов, на уровне индивидуума, сознания человека. Аристотель сказал: "То, что дано глазам, являет нацеленность (intentio) души".

Схоластика, комментировавшая Аристотеля, использовала также это понятие. А в конце XIX века, Брентано вел его в западную психологию. Он полагал, что сознание определяется тем фактом, что оно интенционально - устремлено на что-то, указывает на нечто, находящееся вне его самого - то есть, предполагает объект. Таким образом, интенциональность придает значимое содержание сознанию, привносит в него смысл.

Но именно у Гуссерля, ученика Брентано, исследование интенциональности в начале XX века принимает исчерпывающий характер, в частности в его «Идеях по поводу чистой феноменологии» и «Картезианских размышлениях». Он считал что «сознание никогда не существует в субъективном вакууме, а всегда является осознанием чего-то. Сознание не только не может быть отделено от мира своих объектов, более того, на самом деле оно конституирует этот мир». Согласно его концепции, невозможно понять, как устроена реальность, не понимая сущность интенциональности сознания, которая эту реальность создает. Гуссерл открыл дорогу мышлению к достижению независимости по отношению к материальности феноменов.

Американский психолог Ролло Мэй этимологически определяет «интенциональность» как движение по направлению к чему-то, некую склонность, тенденцию. Главным в этом понятии является небольшое слово "tend" [клониться, направляться]. «Наши действия - пишет Мэй - не являются исключительно результатом побуждений, идущих из прошлого; мы движемся по направлению к чему-то». И это слово также означает, "заботиться о" - мы заботимся о наших близких, о нашей работе, направляем заботу на самих себя. И то и другое есть проявление нашей склонности, тенденции».

Ролло Мэй приводит простой пример из обыденной жизни: «На столе, за которым я сижу, лежит лист бумаги. Если я собираюсь изложить на бумаге некоторые заметки для своей рукописи, то я вижу лист с точки зрения его чистоты; не исписан ли он уже? Если же мое намерение состоит в том, чтобы сложить из листа игрушечный самолетик для моего внука, то я вижу бумагу с точки зрения ее плотности. Или же, если я собираюсь рисовать на ней, то вижу шероховатую текстуру бумаги, приглашающую мой карандаш и обещающую сделать мои линии более интересными. В каждом случае это один и тот же лист бумаги, и я всегда тот же человек, реагирующий на него. Но я вижу три совершенно различных листа бумаги. Конечно же, нет никакого смысла называть это "искажением": это просто пример бесконечного разнообразия смыслов, которые может иметь для нас данный случай, данное сочетание раздражителя и ответа. Намерение - это обращение внимания человека к чему-то. В этом смысле восприятие направляется интенциональностью».

Таким же образом, память, воображение, поведение, направляются интенциональностью.

В свою очередь, латиноамериканский мыслитель Марио Родригес – Сило, основатель Нового гуманизма, считает что «сознание и есть интенциональность» и подчеркивает «активности сознания, способного изменять мир и самого себя в соответствии с его устремлениями; примат будущего над настоящем». «Представления о возможном и лучшем будущем, позволяют изменить настоящее – пишет он. Чтобы произошли перемены, недостаточно давления обстоятельств, но необходимо осознавать, что перемены возможны и зависят от человеческих действий. Это не борьба механических сил, а столкновение человеческих устремлений».

На наш взгляд, интенциональность, пространственность и темпоральность сознания, это ключевые понятия, объясняющие структуру человеческой жизни; без которых сегодня не обойтись для описания явлений, как и внутреннего, так и окружающего мира человека.

Конечно, существуют и другие взгляды на эту тему, прямо противоположные данному, согласно которым от людей ничего не зависит, все уже предопределено, все решено… Но, думаю, нет необходимости здесь на этом останавливаться.

Также часто бывает, что при прогнозировании возможных сценариев будущего, ставится вопрос о том, какие из этих сценариев более вероятны, а какие менее. Как будто бы разрешение этой альтернативы - дело статистики, независимо от нашего отношения к будущему.

Гуманистический взгляд делает акцент на возрастающей роли интенциональности человека в эволюционном процессе системы Человек-Земля, решающей в момент выбора, перед каждой исторической точки бифуркации. С нашей точки зрения, стремление к преодолению боли и страдания, к преодолению пространственно-временных ограничений, обусловлены телесностью, является двигателем человеческой истории.

Но с самого начала мы поставили вопрос об интенциональности не только в рамках эволюции человека. Параллель очевидна - тенденция, движение по направлению к чему-то, стремление к чему-то, действительно прослеживается на протяжении всего эволюционного процесса нашей Вселенной.

В своих работах, Сило выходит за пределы индивидуума, человеческого, и уделяет внимание на некую Эволюционную интенциональность (по испанский “intencion evolutiva”, по английский “evolutionary intentionality”), которая порождает время и задает направление движения нашей Вселенной, где энергия, материя и жизнь эволюционируют от простых ко все более сложным формам.

И объясняет эту концепцию: «Когда материя начинает двигаться, питаться и размножаться, появляется жизнь. И живая материя создает энергетическое поле, которое традиционно называется "душой". Душа или, иными словами, энергетический двойник физического тела, действует внутри и вокруг жизненных центров живых существ. Живые существа размножаются, и посредством этого акта передается, благодаря слиянию клеток, энергетическое поле. На основе этого поля формируется новое существо, которое в дальнейшем становится полностью независимым. Последовательная эволюция нашего мира создала человеческое существо также в постоянном движении и изменении. В нем, в отличие от других видов существ, генерируется общественный опыт, способный быстро изменять его. Таким образом, человеку удается достичь условий, выходящих за рамки строгих законов природы, преобразуя себя, строя себя физически и психологически».

Действительно, кроме движения от простого к сложному, в эволюции человека можно также наблюдать устойчивую тенденцию к увеличению степени свободы. Профессор Назаретян называет этот процесс «последовательной исторической тенденцией "удаления от естества"».

Начиная с полного подчинения наших древних предков природным условиям, человек на своем пути спиралевидного восхождения прошел через овладение огнем, землей, энергией, физико-химическими и биологическими процессами. Так продолжалось и до настоящего времени, когда человек не только научился управлять ядерными реакциями (как теми, что происходят в недрах звезд), погодой, процессами искусственного воспроизводства жизни, но и готовиться к манипуляции генетическими кодами, к перестройке своей телесности, перестройке собственной психической структуры, к освобождению психических функций от физического носителя…

Невиданный скачок к высшей степени недетерминизма и свободы. Все благодаря интенциональности человека, в процессе его развития на нашей планете.
Мы говорим о необходимости сегодня нового, гуманистического взгляда на историю, на настоящее и на будущее. И мы стараемся это осуществить, например, через научно-образовательные фильмы. Но в чем же заключается особенность этого взгляда?

Речь здесь также идет об интенциональности. Мы считаем активное участие человека решающим фактором в определении курса истории, в построении настоящего. Мы считаем возможность и способность выбирать направление, решающим фактором в определении сценария будущего, к которому мы двигаемся.

Но нужно выяснить очень важный момент. Нашими фильмами, из серии «Маяки человечества» или «Гуманисты в истории России», например, мы не хотим научить или помогать людям лучше выбирать правителя. Мы глубоко уверены, что живем в такое особое время, в таком перекрестке пространственно-временных координат, когда в душе каждого человека может рождаться Фридрих II, Николай или Елена Рерих, Лев Толстой… В каждом человеке, будь он ученый, правитель, художник, рабочий или школьник, может появляться Сила, вдохновение, сигнал Глубины, может рождаться Дух.

В индийском храме Боробудур, расположены три круга в форме колокола шатра; заключающие в себе «Будд медитации», которые напоминают о том, что мудрость Будды кроется в каждом из нас и лишь ожидает того момента, когда разум пробудится ото сна.

Возможно, как еще один знак наступившего времени, рождаются сегодня все больше дети индиго, которые начинают с ранних лет рассказать нам о строении вселенной и смысле жизни на Земле… Вот, в какое время мы живем…
Интенциональность определяет восприятие мира. Интенциональность определяет видение будущего. Интенциональность определяет поведение человека. Интенциональность человека определяет историю, открывая всегда дорогу в будущее; и ничто не может ее остановить.

Осознание этого факта дает нам огромную силу, неограниченную законами материального мира душевную и творческую свободу. Полноценное осознание этого факта дает нам ключ для построения совершенно новых, немыслимых ныне миров.

Конечно, возникает сразу перед нами острейший вопрос, вопрос об этике. Об этике в науке, этике в политике, этике в обществе в целом. Мы будем посвящать этому животрепещущему вопросу наш следующий семинар в Москве; а возможно, целый мировой форум Центров гуманистических исследований в Пунта-де-Вакас, Аргентина, в следующем году.

Но, конкретно, когда в повседневной жизни задумаешься о необходимости придать жизнью конструктивное направление, рост, смысл, и в тоже время хочется помогать другим, своим близким, сразу вспоминается слова Сило на открытии Парка Ла Реха в Аргентине; то, что он назвал «небольшая просьба, почти рецепт»:

«В любой момент дня или ночи, вдохни струю воздуха и представь себе, что воздух достигает твоего сердца, Тогда проси всеми силами души за себя и за своих дорогих людей. Проси внутри себя избавиться от всего того, что заставляет тебя мучиться противоречиями; проси, всем сердцем, чтобы жизнь твоя приобрела единство».
*******
Литература


  1. Гроф С. - Психология будущего. Уроки современных исследований сознания. М., 2001.

  2. Гуссерль. Э. – Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии – М., 1999.

  3. Гуссерль Э. – Картезианские размышления. С-Пб., 1998.

  4. Кэмпбелл Д. – Мифический образ. М., 2004.

  5. Мэй Р. – Любовь и воля. М., 1997.

  6. Назаретян А.П. – Цивилизационные кризисы в контексте Универсальной истории. М., 2004.

  7. Панов А.Д. – Универсальный эволюционизм и проблема SETI. М., 2007.

  8. Сило – К вопросу о мышлении. М., 1992.

  9. Сило - Речь на открытии Южноамериканского парка Ля-Реха, Аргентина, 07/05/2005. www.poslaniesilo.ru

  10. Торчинов Е. – Пути философии Востока и Запада: познание запредельного. С-Пб., 2005.

  11. Юнг К.Г. – Психология и алхимия. М., 2003.

  12. Silo – Apuntes de Psicología. Ed. Ullrica, 2007.

  13. Silo – Obras Completas, T. 1 y 2. Ed. Plaza y Valdés, 2002.

  14. Silo – www.silo.net