microbik.ru
1
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Агинская средняя общеобразовательная школа №2»
Интерактивная доска на уроке истории

 Новое надо созидать в поте лица, а старое само продолжает существовать

и твердо держится на костылях привычки.

А. Герцен (1812-1870) - русский писатель, публицист.
Мультимедийные технологии – непременное условие современного учебного процесса. Они позволяют сделать обучение наглядным, увлекательным, более эффективным. Вслед за компьютером, мультимедиа проектором, в школах появился еще один инструмент – интерактивная доска.
Интерактивная доска может быть использована в активном и пассивном режиме. Пассивно интерактивную доску можно использовать как экран для демонстрации компьютерных презентаций, видео, Интернет-ресурсов и т. д. 
Активно использовать интерактивную доску позволяет функция «Электронное перо» (создание рукописных текстов, заполнение пропусков в тексте, рисование объектов и т. п.) и функция «Перетаскивание».

Все типы заданий, используемых мною можно условно разделить на 7 групп:

  1. «Отметьте»

  2. «Заполни пропуск»

  3. «Кроссворд»

  4. «Личности в истории»

  5. «Работа с рисунками»

  6. «Соотнесите»

  7. «Контурная карта»

  8. «Расположи в хронологической последовательности»

  9. «Тесты»

  10. «Схемы и таблицы»

Рассмотрим примеры заданий для работы на интерактивной доске при изучении истории России с древнейших времён до конца XVI века. При составлении заданий было использовано содержание пособия А.А.Данилов, Л.Г. Косулина «История России с древнейших времён до конца XVI века. Рабочая тетрадь. 6 класс», М., «Просвещение», 2009г.


1.
 Задание «Отметьте предложения, которые характеризуют правление Ярослава Мудрого» (к § 6 «Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром») можно использовать на этапе закрепления новых знаний или при проверке домашней работы на следующем уроке. Это задание на сортировку верных и ложных позиций. Задание «отметь» можно использовать при работе с лентой времени. Ученики отмечают даты событий. Ученик должен отметить маркером или использовать функцию «Электронное перо».

 2. Удобно работать на интерактивной доске с небольшими текстами, которые помещаются на экран. Текст может быть набран в Word и размещен на интерактивной доске или создан при помощи инструмента «Текст» в среде интерактивной доски. Задание «Заполни пропуск» использует ассоциативное мышление. Ученик должен вписать ответ. При работе использую задания, выполненные в программе Power Point.

 3. Для закрепления или проверки знаний используем игровой элемент: кроссворд из «Рабочей тетради» задание №4 «Решить кроссворд». Задание выполнено в программе Notebook. Ответы ученик вписывает в сетку кроссворда. Также кроссворд может быть создан в программе Power Point. Вопросы кроссворда анимированы. Вопросы появляются и исчезают при последовательном нажатии на соответствующую цифру. Ответы ученик вписывает в сетку кроссворда. После ответа на все пронумерованные вопросы появляется контрольный вопрос, требующий объяснить понятие «курултай». Устный ответ дает отвечающий у доски или любой другой ученик класса. 

4. Задание «Портретная галерея» (Личности в истории) на уроке итогового повторения возможно в нескольких вариантах. Учащиеся должны выбрать любой портрет, определить личность исторического деятеля, составить характеристику.  В другом варианте задания нужно определить имена всех, кто изображен на портретах, записать. Также путём перемещения надписей, ученики соотносят исторические личности и события. Задание можно использовать для проведения игры между командами.

5. Задание «Работа с рисунками» может выполняться в различных вариантах: написать названия, используя функцию «Электронное перо», соотнести рисунки с названиями и т.д.

6. Задание «Соотнесите» ученики выполняют, используя функцию «Перетаскивание» или «Электронное перо».

 7. Интерактивная доска позволяет работать с контурной картой. Отсканировав и разместив контурную карту, предложим ученикам выполнить задание, используя инструменты рисования. Задания могут быть простыми: « Написать названия морей, омывающих Грецию», до более сложных « Нанести на карту море, в котором погиб отец Тесея».

8. Задание «Расположи в хронологической последовательности» можно выполнить, используя функцию «Перетаскивание» в нескольких вариантах.

 9. Задания «Заполни схему», «Заполни таблицу» можно использовать на уроке в старших классах. Данное задание можно использовать при объяснении нового материала, учитель сам заполняет таблицу, ученики в тетрадях. Так же при проверки домашнего задания заполняют ученики.

 

   Использование интерактивной доски позволяет активизировать учебную деятельность на уроке, создать ситуацию заинтересованности. Интерактивная доска позволяет использовать задания разного уровня сложности, тем самым способствует успешности учеников. 
Работа с интерактивной доской дает широкий простор для творчества учителя и учеников

Программы по истории для интерактивной доски

 Для интерактивной доски годятся любые компьютерные программы и демонстрационные материалы, потому что доска – это интерактивный проекционный компьютерный экран.

 Посмотрите, пожалуйста, коллекцию цифровых образовательных ресурсовhttp://school-collection.edu.ru/ , там много материалов по истории, напримерhttp://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/f470809d-1db0-4590-9a77-85dac76d75cc/?interface=pupil&class[]=49&class[]=50&subject[]=20 

или http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/6f294ed6-b780-11db-8314-0800200c9a66/  

http://historydoc.edu.ru/

 http://artclassic.edu.ru/

 Посмотрите также http://int-edu.ru/index.php?m2=144&m1=0&ms=1




Разработка урока

Тема урока:

Победа греков над персами в Марафонской битве.

Цель урока:

1. Показать героическую борьбу греков против персидской агрессии, подвести учащихся к пониманию причин победы греков в Марафонской битве. 2. Продолжить формирование умений составлять рассказ, анализировать исторические документы, делать выводы.

3.Способствовать воспитанию у учащихся умения общаться, тактичности, вежливости и уважения к собеседнику.

Оборудование:

Карта «Древняя Греция», исторический документ Геродот «История, VI»,

Фильм «300 спартанцев».

Форма урока: урок - путешествие.

Обоснование выбора формы урока: данная форма урока обеспечивает реализацию поставленных целей и способствует активизации учащихся.

Ожидаемые результаты:

  • установить причины победы греков над персами в Марафонской битве;

  • уметь анализировать исторический источник и давать развернутый ответ;

  • совершенствовать навыки работы с исторической картой.

Ход урока:

1. Организационный момент

-Приветствие учащихся.

-Проверка готовности к уроку.

2. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Древняя Спарта»

А) Подготовка устного ответа по карточке :

Карточка

Подготовь развернутый ответ на вопрос: «Как воспитывали детей в Спарте?»

Для этого вспомни:

- Кто нес большую ответственность за воспитание детей в Спарте: государство или родители?

- Кто решал вопрос жить или нет маленькому спартанцу?

- С какого возраста мальчиков отбирали у родителей?

- Почему питание мальчиков было скудным?

- Почему дети были плохо одеты и обуты, спали на подстилках?

- Учили ли спартанцев грамоте?

- Какой должна была быть речь спартанцев?

Сделай вывод, для чего нужна была такая система воспитания?

Что тебе в ней нравится?


Б) Дифференцированная работа учащихся по рабочей тетради, выпуск 2

- задание №23, стр.17 (проверить в классе)

В) Работа с классом:

- Если бы вы оказались в Древней Спарте, понравилось бы вам жизнь в ней? Обоснуйте свой ответ.

Динамическая пауза

3. Изучение нового материала.

Ребята, сегодня мы отправляемся в путешествие. А куда и зачем вы определите сами, посмотрев фрагмент фильма.

Фрагмент фильма «300 спартанцев»

Вопросы классу:

- Куда мы отправляемся в путешествие?

-Попытайтесь определить участников войны.

Древние греки были сильными, выносливыми, ловкими. Все эти качества нужны были войнам при защите своей родины от нападения персов. Дело в том, что в начале V в. до н.э. владыка огромной Персидской державы могущественный царь Дарий Первый задумал подчинить себе всю Элладу. Первым серьезным испытанием для греков стало Марафонское сражение.

- Почему греки смогли победить в Марафонской битве?

4. Изучение новой темы

План:

1) Угроза порабощения греков

2) Марафонская битва

3) Причины победы греков.
1) Работа по карте и беседа с учащимися стр.88, 157 учебника (работа в парах)

- Где находится территория, на которой проживали племена персов?

- Какие крупные государства покорили персы?

- Кто был самым могущественным царем Персидской державы?

- Какие государства Балканского полуострова покорили персы?

- К границам какого государства приблизились персы?

- Почему персы стремились к новым завоеваниям?

2) Рассказ учителя

Персидский царь Дарий отправляет своих послов в города Греции для того, чтобы жители без сопротивления покорились ему. Многие полисы Греции так и сделали, посчитав, что сопротивление бесполезно. Лишь Афины и Спарта решили оказать сопротивление сильному противнику. Первыми вступили в бой при Марафоне афинские войны. Это произошло летом 490 г. до н.э.

3) Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника.

- Прочитать п. 2 на стр.155

- Как проходила битва?

4) Работа с историческим документом.

Геродот. ИсторияVI

Вопросы и беседа по прочитанному:

- Как началась битва?

- Как сражались греки?

- Чем закончилась битва при Марафоне?

- Что помогло Грекам победить сильного противника?

5. Закрепление изученного материала

- Решение задачи:

В честь победителей пи Марафоне была сделана надпись на гробнице:

Доблесть этих мужей освещает бессмертная слава.

Здесь поразили они гордые персов войска.

Пешими подняли против Азии Конницы сильной,

Чтобы Эллады земли рабского дня не узнать.

? Объясните смысл этой надписи. Можно ли догадаться на ее основе , какова была причина победы греков над персами?

6. Подведение итогов урока. Рефлексия.

7. Домашнее задание

микроисследование по теоретическому материалу &34: «Какое спортивное состязание проводится в наши дни в память о подвиге афинского юноши, принесшего весть о победе в Марафонской битве?»
Т. В. Рубцова

Учитель истории МБОУ «Агинская СОШ №