microbik.ru
1 2 3 4


Информационно-справочный материал

по вопросам внедрения стратегии индустриализации и

диверсификации экономики Республики Казахстан


Цель:
Сфокусировать внимание населения на интенсивной индустриализации экономики, как единственно верном пути для результативного посткризисного развития Казахстана с целью обеспечения вхождения в число конкурентоспособных стран.
Ключевые моменты:


  • Индустриализация – один из важных факторов качественного развития Казахстана в современном глобализирующемся мире. Она представляет Казахстану уникальный шанс войти в число государств – лидеров посткризисного мира. В связи с этим на внеочередном съезде партии «Нур Отан», Президент определил в качестве первоочередной и важнейшей задачи для нации вопрос проведение форсированной индустриализации.

  • Глава государства Н.А.Назарбаев поставил общенациональную задачу – закрепиться на завоеванных в области экономики позициях, перегруппировать силы и перейти в наступление. Именно сейчас Казахстан может занять стратегические высоты, преодолеть излишнюю сырьевую ориентированность национальной экономики, преодолеть критическую зависимость от конъюнктуры мировых рынков.

Зачем это необходимо?

  • Основным условием для успешного и быстрого проведения индустриализации является консолидация усилий всего общества. От этого зависят и устойчивость государства в условиях циклической мировой нестабильности и будущее казахстанцев.

  • Правительство создало гибкую и эффективную экономическую модель, выдержавшую ряд сложнейших испытаний, и, прежде всего, –текущим глобальным кризисом. С момента начала реализации антикризисной программы Правительство своими действиями подтверждает, что новая индустриальная политика - основной вектор развития казахстанской экономики.

  • Главный (узловой) элемент новой, посткризисной экономики любого государства в мире – ориентация на собственное потребление. Решив текущие антикризисные и стабилизационные задачи, Правительство Казахстана понимает, что необходимо создавать производства конечных продуктов, прежде всего, ориентированные на внутреннее потребление. Именно это и стало предпосылкой реализации новой программы индустриализации отечественной экономики. Ее основная цель – создание в Казахстане на государственные и привлеченные государством средства производств конечной продукции, которая будет потребляться в первую очередь в нашей стране.

Примеры:

      • Фармация: Производство собственных лекарств (например, от диабета, которые закупает государство)

      • Машиностроение: сборка локомотивов, вагонов и производство к ним запасных частей, их ремонт и сервисное обслуживание (которые будет закупать государственная компания «КТЖ» для использования транспортного потенциала Казахстана)

      • Высокие технологии: Производство телепередающего и принимающего оборудования (TV-приставок) для перехода на цифровое телевидение




  • Обновленный Казахстан должен в полной мере использовать, открывшиеся в связи с глобальной переоценкой ценностей и перенастройкой мировой экономической системы возможности для того, чтобы занять достойное его место в обновляющемся мире.

Что для этого требуется (как это обеспечено)?

  • Для реализации президентского плана индустриализации имеется вся необходимая база. Созданная за годы независимости экономическая модель показала свою эффективность в условиях тяжелейшего мирового кризиса и сможет обеспечить форсированную диверсификацию экономики.

  • Правительство создало гибкую и эффективную экономическую модель, выдержавшую ряд сложнейших испытаний, и, прежде всего, –испытанием текущим глобальным кризисом.

  • Несмотря на трудности кризисного периода, продолжилась модернизация экономики и проведение опережающих реформ: налоговой, бюджетной, административной, таможенной. Сделаны серьезные шаги к диверсификации экономики.

  • В ходе антикризисных мер усилена роль государства. Государственные активы сконцентрированы в ФНБ «Самрук - Казына». Установлен контроль над системообразующими банками. Созданы государственные механизмы доведения бюджетных средств до реального сектора экономики.

  • Выстроен новый режим постоянного диалога власти с предпринимательским сообществом. Снижены административные барьеры для бизнеса, введен мораторий на проверки МСБ на 2008-2009 гг. Усилено «казахстанское содержание» в государственных закупках. Удешевление ресурсов создает возможность продвижения прорывных технологий и инноваций. Все это – новые возможности для мобилизации и создания сильного индустриального плацдарма для качественного рывка в посткризисном мире. Они будут эффективно использоваться.

  • Переход к форсированной индустриализации требует перегруппировки сил и инновационо-технологической перенастройки экономики.

  • Основными инструментами реализации данной политики является Стратегия индустриально-инновационного развития на 2003-2015 годы, а также программа «30 корпоративных лидеров».

  • В настоящее время реализуется 2 этап Стратегии индустриально-инновационного развития (2006-2010 годы) или «фаза активной реализации», которая ставит конкретную задачу по реализации проектов по модернизации промышленности и диверсификации экономики. Поэтому ключевым направлением текущей деятельности является создание обрабатывающих технологичных производств в приоритетных отраслях.

  • С целью обеспечения сбалансированности инвестиционных программ правительством разрабатывается Схема территориально-пространственного развития страны на соответствующий период, а также Карта рационального размещения производственных мощностей.

  • Схема будет являться инструментом реализации Стратегии 2020 и станет основанием формирования системы постоянно актуализирующихся архитектурно-планировочных документов. Принятие и реализация Схемы позволит обеспечить:

- сбалансированное и рациональное использование ресурсов в экономике;

- скоординированное развитие производственной, транспортной, инженерной, социальной, рекреационной инфраструктур и системы расселения населения;

- предоставление ориентиров для бизнес-инициатив частного сектора.


  • Разработка Карты рационального размещения производственных мощностей позволит определить оптимальные места реализации крупных инвестиционных проектов с учетом их отраслевых особенностей. Кроме того, Карта является дополнительным механизмом по созданию дополнительных условий развития отечественного бизнеса, а также инструментом для принятия управлеченских решений.

  • В настоящее время на территории Казахстана функционируют 6 специальных экономических зон, основной задачей которых является стать местом концентрации новых технологий: «Морпорт Актау», «Астана – новый город», «Парк информационных технологий», «Онтустік», «Национальный индустриальный нефтехимический технопарк» и «Бурабай».

  • В рамках финансовой инфраструктуры в 2003 году создан и функционирует АО «Национальный инновационной фонд» основной деятельностью, которого является содействие в развитии высокотехнологичных и наукоемких производств. В 2006 году
    АО «Национальный инновационный фонд» вошел в состав АО «Фонд устойчивого развития «Казына». Начиная с 2009 года казахстанские венчурные фонды будут основным финансовым инструментом работы НИФ.

Как это будет делаться?

  • Государство посредством своих институтов (и прежде всего, ФНБ «Самрук-Казына») напрямую инвестирует финансовые средства в создание новых предприятий в нужные сектора. Это даст дополнительные рабочие места и позволит создать собственную промышленность.


Почему этого не делали раньше?потому что уповали на рынок - создавали условия, а все инвестиции шли только в высокоприбыльные отрасли типа нефтедобычи и горно-металлургического комплекса.


  • В целом по стране под контролем Правительства реализуется и прорабатывается 382 проекта в рамках Плана индустриально-инновационного развития. Общая сумма их финансирования составляет 8,5 трлн. тенге.

37из этих проектов – прорывные, на общую сумму 6,5 трлн. тенге. Они реализуются в рамках программы «30 корпоративных лидеров Казахстана». При этом будет создано 11,4 тыс. рабочих мест.

В регионах будут реализованы 331 индустриальный проект на общую сумму 3 трлн. тенге, с созданием 47,8 тысяч рабочих мест.

В 2008 году в целом по Республике в рамках индустриально инновационного развития уже введены 227 проектов на сумму 508,1 млрд. тенге. Создано 14,7 тысяч рабочих мест.

Это 7 прорывных проектов в рамках программы «30 корпоративных лидеров Казахстана» и 286 региональных проектов в сфере индустрии и АПК.

На сегодняшний день мониторингом охвачено 186 региональных проектов с общим объемом инвестиций 2,5 трлн.тенге с созданием 33 рабочих мест по семи приоритетным направлениям:

- АПК и сельхозпереработка;

- стройндустрия;

- нефтепереработка;

- металлургия;

- химическая промышленность и фармацевтика;

- энергетика;

- транспортная и телекоммуникационная инфраструктура.

В 2009 году будет запущено 78 проектов на сумму 464 млрд.тенге с созданием 9589 рабочих мест.

Приоритетные направления (где это будет делаться?):


  1. АПК и сельхозпереработка

    • Экономические и демографические особенности в развитии современного мира вывели на передний план проблему дефицита продовольствия и повышения цен на продукты питания.

Складывающиеся тенденции на мировом продовольственном рынке поставили перед Казахстаном задачу повышения конкурентоспособности агропромышленного комплекса для расширения экспортного потенциала страны.

Правительство приступило к активной реализации региональных инвестиционных проектов агропромышленного сектора, ориентированных на создание экспортного производства. Главная цель - занять ведущие позиции в центрально-азиатском регионе в качестве основного поставщика продовольственных товаров по Центрально-азиатскому региону.


    • В 2008 году введено в действие 65 проектов на сумму 10,2 млрд. тенге, создано 1071 рабочих мест.

Всего под контролем находится 177 проектов на общую сумму 148,4 млрд. тенге. В 2009 году будет введено в действие 101 объектов на сумму 37,1 млрд. тенге. Будет создано 3993 рабочих мест.

В 2010 году будет введено 76 проектов на сумму 111,3 млрд. тенге. Будет создано 6479 рабочих мест.
(дополнительно см. информационно-справочный материал, раздел 1)


2. Строительная индустрия

    • Овладение передовыми строительными технологиями и обеспечение полного цикла производства строительных материалов в Казахстане позволит существенно ускорить процесс индустриализации страны. Правительством осуществляются интенсивные меры по развитию производства строительных материалов:

    • В 2008 году введено в действие 45 объектов на сумму 31.3 млрд. тенге, создано 3508 рабочих мест. Всего под контролем 38 проектов на сумму 250 млрд. тенге, создано 8056 рабочих мест.

    • В 2009 году будет введено в действие 26 объектов на сумму 81.5 млрд. тенге. Будет создано 3428 рабочих мест.

(дополнительно см. информационно-справочный материал, раздел 2)

3. Нефтеперерабатывающая отрасль и инфраструктура

  • В соответствии с приоритетами, определенными Главой государства, с 2009 года началось строительство взаимосвязанных нефтехимических комплексов мирового уровня. Реализация проектов осуществляется в рамках специальной экономической зоны «Национальный индустриальный нефтехимический технопарк».

  • В настоящее время по данному направлению реализуются 6 проектов на сумму 1,2 трлн. тенге с потенциалом создания свыше 600 рабочих мест: реконструкция и модернизация всех трех НПЗ на общую сумму 3,6 млрд. долларов США; строительство битумного завода в Мангистауской области с инвестициями в размере 317 млн долларов США (2009-2011 гг.); строительство магистрального газопровода Бейнеу – Бозой – Акбулак стоимостью более 3,5 млрд. долларов США (2009-2012 гг.); завершение строительства и ввод в эксплуатацию второй очереди нефтепровода Казахстан – Китай.

(дополнительно см. информационно-справочный материал, раздел 3)
4. Металлургия

  • Всего в металлургической сфере планируется осуществить 26 проектов на общую сумму 1 622,5 млрд. тенге, что даст возможность создать 10723 рабочих мест.

В 2008 годусозданы 7 объектов на сумму 50 млрд. тенге, создано 1105 рабочих мест.

В 2009 году будет реализовано 9 объектов на сумму 93,9 млрд. тенге. Будет создано 2649 рабочих мест.
(дополнительно см. информационно-справочный материал, раздел 4)
5. Химическая промышленность и фармацевтика

  • Всего в химической промышленности планируется осуществить 18 проектов на сумму 1160,4 млрд. тенге и создать 5165 рабочих мест.

В 2009 году будет реализовано 5 проектов на сумму 18,3 млрд. тенге. и создано 433 рабочих мест.

В фармацевтике реализуется проект на сумму 14,1 млрд.тенге с созданием 1000 рабочих мест. Проект вводится после 2010 года.
(дополнительно см. информационно-справочный материал, раздел 5)


6. Энергетика

  • Масштабная модернизация энергетической отрасли позволит в будущем покрыть энергодефицит страны, проявившийся в период бурного экономического роста.

  • Всего в сфере энергетики будут реализованы 13 проектов на общую сумму 1 078,6 млрд. тенге, при реализации которых будет создано 1352 рабочих мест.

В 2008 году реализован проект на сумму 19,9 млрд. тенге, создано 50 рабочих мест.

В 2009 году будет реализован проект на сумму 43,6 млрд. тенге и создано 73 рабочих места.

После 2010 года будет реализовано 11 проектов на сумму 1 035 млрд. тенге и создано 1229 рабочих мест.

(дополнительно см. информационно-справочный материал, раздел 6)
7. Транспортная и телекоммуникационная инфраструктура

  • Правительство в текущих условиях снижения себестоимости капвложений намерено использовать преимущества, которые дает кризисный период для модернизации инфраструктуры, где высока степень изношенности ресурсов и высока востребованность в инвестициях, и направляет значительные инвестиции на масштабное строительство и модернизацию инфраструктуры, что позволит решить системные проблемы экономического развития и поддержать уровень занятости.




  • Создание развитой инфраструктуры – стратегически выгодно для государства, так как дает мультипликативный эффект для развития национальной экономики уже в послекризисный период.

  • Всего будет реализовано 9 проектов на общую сумму 1 248 млрд. тенге. На стадии строительства будет задействовано 61 тысяча рабочих.

В 2008 году реализовано 6 проектов на сумму 46,2 млрд. тенге.

В 2009 году будут реализованы 3 транспортных проекта на сумму 154 млрд. тенге.
(дополнительно см. информационно-справочный материал, раздел 7)


Информационно-справочные материалы:

Общие данные по инвестиционным проектам, реализуемым в Казахстане
На сегодня мониторингом охвачено 186 региональных инвестиционных проектов со сроком реализации в 2009-2015 гг., не входящих в программу «30 лидеров», с общим объемом инвестиций более 2,5 трлн. тенге (16,6 млрд.долл.) с созданием более 33 тысяч рабочих мест. Из них на 2009 год приходится сдача 107 объектов с созданием 11 292 рабочих мест.

Инвестпроекты финансируются в основном за счет кредитных ресурсов (44%) и за счет собственных средств (49%). Доля институтов развития составляет 2%, а госбюджета - 4%.

В региональном разрезе наибольшее количество реализуемых проектов зафиксировано в Павлодарской (34) Костанайской (26) и Актюбинской (23) областях.

Наибольший объем финансирования в региональном приходится на Атыраускую область (921,2 млрд. тенге).

В отраслевом разрезе лидируют проекты по производству стройматериалов (57) металлургической промышленности (23) и инфраструктурных (26).

Планируется создать 32944 рабочих мест, с наибольшим количеством в Костанайской области - 5650 рабочих мест.

Наибольшее количество создаваемых рабочих мест приходится на стройиндустрию (11031) и горнодобывающую отрасль (6742).

За первый квартал 2009 года реализовано 12 инвестиционных проектов на общую сумму 2,3 млрд. тенге с созданием 308 рабочих мест. Это в таких областях как, Акмолинская (3), Карагандинская (6), Костанайская (1) и Северно-Казахстанская (2).

До конца 2009 года планируется завершение строительства еще 95 инвестиционных проектов на сумму 491,2 млрд. тенге за счет всех источников финансирования, с созданием 10 984 рабочих мест.

Необходимо отметить, что в региональном разрезе наибольшее количество реализуемых проектов в 2009 году зафиксировано в Павлодарской (18) Актюбинской (23) и Акмолинской (11).

Лидирующие положения по созданию рабочих мест занимают Актюбинская область (2428), Акмолинская (1726) и Жамбылская (1295) области.

Наибольший объем финансирования в 2009 году в региональном разрезе приходится на Актюбинскую область (209,5 млрд. тенге) и Акмолинскую область (107,6 млрд. тенге).
Создание и развитие инновационной инфраструктуры

На сегодняшний день созданы региональные технопарки в г.г. Алматы, Караганды и Уральске. Кроме того, ЦИТТ переданы активы СЭЗ «Парк информационных технологий» и Технопарка КАЗНТУ, что расширило потенциальные возможности компании по развитию инновационной инфраструктуры в республике.

Инфраструктура технопарков в основном сформирована. Они оснащены современными офисными и лабораторными помещениями (лаборатории микроскопии, прототипирования, неразрушающих методов контроля, САПР, и т.п.).

За период деятельности региональных технопарков поступило около 280 проектных предложений, оформленных в свободной форме. Экспертными советами рассмотрено 40 проектов (наиболее подготовленные, инициаторы которых проявляли активность), из них 34 одобрены для реализации при содействии технопарков.

Всего в НИФ было направлено проектов ТОО «Технопарк «Алгоритм» - 27, ТОО «Технопарк «UniScienTech» - 10. Внешнее финансирование получили 3 проекта.

Сотрудники технопарков совместно с учеными ВУЗов регионов (в Караганде - КарГТУ, КарГУ им. Букетова, Уральске – ЗКАТУ, в Алматы - КазГАСА), оказывают консультационную, методологическую и техническую помощь инноваторам, в том числе, при создании и развитии инновационных предприятий.

Кроме того, технопарки оказывают услуги по трансферту технологий, инжинирингу, лабораторного комплекса, образовательного центра и другим услугам, которые недостаточно развиты в регионе.

ЦИТТ, наряду с действующими технопарками, разработаны ТЭО и начата работа по созданию четырех региональных технопарков в Северо-Казахстанской, Южно-Казахстанской, Восточно-Казахстанской областях и г. Астане.

Завершены организационные совещания с участием представителей Акиматов трех областей и города Астаны, региональных Социально-предпринимательских корпораций, высших учебных заведений и производственных предприятий. Определены учредители региональных технопарков, завершается работа по регистрации учредительных документов в органах юстиции.

Проведена работа по привлечению к деятельности технопарков международных экспертов из Всемирного банка, Ассоциации итальянских технопарков, Корейского трастового фонда и технополиса «Sophia Antipolis» (Франция), которые будут оказывать, как консультационную, так и финансовую помощь в их становлении.

следующая страница >>