microbik.ru
1
Юрьева А.А., к.э.н.

С.н.с., УРАН Институт экономики КарНЦ РАН, г. Петрозаводск

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РЕГИОНЕ: УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ1

Условия развития информокоммуникационного рынка значительной степени обусловлена внешней средой, включающей государственную политику, деятельность местной (региональной) законодательной и исполнительной власти, внешние условия конкретных регионов.

Государственная политика региональной информатизации осуществляется в направлении, во-первых, создания электронного правительства региона как комплекса информационных систем и ресурсов, интеграции информационно-технологической инфраструктуры региона с общей информационно-технологической инфраструктурой электронного правительства на федеральном уровне. Во-вторых, в обеспечении открытости и функциональной информативности местной (региональной) законодательной и исполнительной власти. То есть управление развитием ИКТ включает деятельность всех возможных участников рыночной коммуникационной среды региона, в направлении, как вертикального соподчинения, так и горизонтального сотрудничества.

На федеральном уровне решаются концептуальные вопросы информационно-коммуникационного пространственного управления – законодательное обеспечение развития ИКТ в РФ и на уровне субъектов РФ, вопросы информационно-консультационной, методической, организационной и финансовой поддержки регионов. В 2007 г. на федеральном уровне были одобрены такие важнейшие документы, как «Стратегия построения информационного общества», «Концепция формирования в РФ электронного правительства до 2010 года», «Концепция развития телерадиовещания в РФ на 2008–2015 годы».

На уровне Субъекта Федерации определяются задачи управления развитием ИКТ как регионального комплекса информационных систем и ресурсов (с учетом возможностей и условий развития каждого конкретного региона) с целью интеграции информационно-технологической инфраструктуры региона с федеральной информационно-технологической инфраструктурой и формированием общего информационно-коммуникационного пространства. В настоящее время в большинстве субъектов РФ приняты законы об информатизации, формировании информационных ресурсов, информационно-технологическом обеспечении органов власти. Например, в Республике Карелия действует Соглашение о сотрудничестве в области инфотелекоммуникации, в рамках которого разработаны республиканские целевые программы «Информатизация Республики Карелия на 2004-2007 годы» и «Информатизация Республики Карелия на 2008-2012 годы».

На местном уровне выстраивается коммуникативная цепочка логистических связей субъектов ИКТ-среды с учетом собственных приоритетов экономического, социального и экологического развития.

По результатам мониторинга 2008 и 2009 годов, проводимого Институтом развития свободы информации, процент информационной открытости федеральных органов исполнительной власти РФ в 2008 г. варьировался в пределах от 5,11 % (официальный сайт Главного управления специальных программ Президента РФ (ГУСП) до 38,4 % (официальный сайт Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент). В 2009 г. степень информационной доступности составила от 10,63 % (сайт Службы внешней разведки РФ (СВР России) до 55 % официальный сайт Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент). Кроме того, по состоянию на 01.01.2009 г. отсутствовали официальные интернет-сайты у трех федеральных органов исполнительной власти – агенств Россотрудничества, Рособоронпоставка и Минэнерго России. К 01.01.2010 г. отсутствует интернет-сайт только Федерального агенства по поставкам вооружений, военной, специальной техники и материальных средств (Рособоронпоставка) [2, 4].

В сводном рейтинге информационной открытости исполнительных органов государственной власти субъектов РФ в 2008 г. – распределение от 11,27 % (Республика Ингушетия, 83 место) до 73,1 % (Ханты-Мансийский автономный округ, 1 место). В целом, средний процент информационной открытости по федеральным округам РФ распределился следующим образом (в порядке убывания) [3]:

- Северо-Западный федеральный округ – 47,29 % (максимум – г. Санкт-Петербург (64,93 %, 4 место в сводном рейтинге), минимум – Ненецкий автономный округ (22,95 %, 70 место)). Республика Карелия занимает шестую позицию – 61,87 %, что значительно выше других регионов Северо-Западного федерального округа РФ (кроме г. Санкт-Петербурга);

- Уральский федеральный округ – 43,7 % (максимум – Ханты-Мансийский автономный округ - Югра (73,1 %, 1 место в сводном рейтинге), минимум – Челябинская область (28,63 %, 64 место));

- Центральный федеральный округ – 41,28 % (максимум – Воронежская область (65,51 %, 2 место в сводном рейтинге), минимум – Ивановская область (26,2 %, 69 место));

- Приволжский – 39,1 % (максимум – Республика Татарстан (65,09 %, 3 место в сводном рейтинге), минимум – Республика Мородовия (21,56 %, 75 место));

- Сибирский – 38,2 % (максимум – Томская область (54,11 %, 8 место в сводном рейтинге), минимум – Забайкальский край (18,6 %, 79 место));

- Южный – 34, 59 % (максимум – Ростовская область (45,61 %, 21 место в сводном рейтинге), минимум – Республика Ингушетия (11,27 %, 83 место));

- Дальневосточный федеральный округ – 33,52 % (максимум – Республика Саха (Якутия) (51,16 %, 11 место в сводном рейтинге), минимум – Камчатский край (21,75 %, 74 место)).

Замедление темпов развития российской экономики во второй половине 2008 г. привело к существенному снижению расходов на информационные технологии в целом, что не могло не сказаться и на состоянии рынка ИТ-услуг.

В 2009 г. большинство компаний отложили внедрение крупных проектов, а те, что все же занимались новыми проектами, отдали предпочтение менее масштабным решениям. Наименьшее влияние кризис окажет на те услуги ИТ, без которых заказчики просто не могут обойтись, а также те, которые приносят ощутимую экономию затрат в краткосрочной перспективе или способствуют расширению бизнеса. К таким услугам относится ИТ-консалтинг (в особенности – услуги по оценке эффективности затрат на ИТ-инфраструктуру и обеспечение ее безопасности), а также различные формы аутсорсинга.

В разрезе федеральных округов, лидирующие позиции по доли ИТ-рынка занимают Центральный (46 %), Северо-Западный (19 %), Сибирский (11 %) и Уральский (10 %). В Северо-Западном федеральном округе проникновение голосовых услуг (фиксированная и мобильная связь) и услуг выделенного доступа в Интернет превышает средний по России уровень на 12 % [5].

Крупнейшими потребителями ИКТ-услуг в России в 2008 г. были государственные организации, а также финансовые, телекоммуникационные и энергетические компании. Наибольший акцент потребления ИКТ выражается использовании в текущей производственно-хозяйственной деятельности персональных компьютеров, глобальных (в основном – Интернет) и локальных вычислительных сетей.

Таким образом, современное материальное производство и другие сферы деятельности все больше нуждаются в информационном обслуживании, переработке огромного количества информации, т.е. в развитии рынка инфокоммуникационных технологий на уровне субъекта федерации и отдельных муниципальных образований.

Широкое применение информационно-коммуникационных технологий имеет решающее значение для повышения производительности и оптимизации деятельности предприятий и организаций практически всех отраслей экономики, а также модернизации и повышения эффективности основных институтов государственного управления.

Список литературы

  1. Затраты на информационные и коммуникационные технологии в 2007 г. // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики РФ – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/B08_14p/IssWWW.exe /Stg/d3/20-04.htm.

  2. Итоговый сводный рейтинг информационной открытости федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации в 2009 году // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики РФ – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.svobodainfo.org/info/page/rus?tid=633200216&nd=458224789

  3. Итоговый сводный рейтинг информационной открытости исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации в 2008 году // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики РФ – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.svobodainfo.org/info/page/?tid=633200191&nd=458219919

  4. Итоговый сводный рейтинг информационной открытости федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации в 2008 году // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики РФ – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.svobodainfo.org/info/page/rus?tid=633200188&nd=458219923.

  5. Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Федерации – 2008 г. Республика Карелия // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики РФ – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/b08_14s/IssWWW.exe/Stg/sz/01.htm.



1 Исследование проводится при финансовой поддержке РГНФ № 09-02-00362а/И Инновационное предпринимательство в регионе с невысоким инновационным потенциалом