microbik.ru
1


Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Уфимский государственный авиационный технический университет»

Кафедра экономической информатики

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЭКОНОМИКЕ

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ В ЭКОНОМИКЕ
Методические указания

к выполнению контрольной работы

Уфа-20011

Составитель: доцент Л.П. Фандрова

Оглавление


Предисловие 4

1. Рекомендации по выполнению контрольной работы 5

2. Методика выполнения контрольной работы 6

3. Варианты заданий 7

4. Литература, рекомендуемая для изучения курса и выполнения контрольной работы 12

Приложение А 15

Предисловие


Методические указания предназначены для студентов заочной формы обучения специальностей «Финансы и кредит» и «Экономика и управление на предприятии» полного и сокращенного цикла обучения и составлены в соответствии с программой по дисциплинам «Информационные технологии в экономике» и «Информационные системы в экономике». Контрольная работа предназначена для практической апробации теоретических знаний, полученных в процессе изложения лекционного курса и закрепления практических навыков, приобретенных на лабораторных занятиях.

В контрольной работе для студентов, обучающихся по полной форме (5 лет), решаемая задача должна состоять из трех частей, а именно: Часть 1: «Подготовительная», Часть 2: «Создание функциональной модели бизнес-процессов проекта» и Часть 3: «Составление и отслеживание хода выполнения плана проекта». В ходе выполнения контрольной работы студенты познакомятся с особенностями создания функциональной модели бизнес-процессов в среде BPWin (IFEF0), а также составления плана проекта с использованием программы MS Project 2003 (2007), решат задачи, связанные с оптимизацией плана проекта с помощью метода PERT (Program Evaluation and Review Technique).

В контрольной работе для студентов, обучающихся по сокращенной форме (4 года), решаемая задача должна состоять из двух частей, а именно: Часть 1: «Подготовительная»; Часть 2: «Составление и отслеживание хода выполнения плана проекта». В ходе выполнения контрольной работы студенты познакомятся с особенностями составления плана проекта с использованием программы MS Project 2003 (2007), решат задачи, связанные с оптимизацией плана проекта с помощью метода PERT (Program Evaluation and Review Technique).

1. Рекомендации по выполнению контрольной работы



В ходе выполнения контрольной работы студент должен ознакомиться по материалам лекций и литературным источникам с теоретическими основами информационных технологий и систем в экономике, связанных с профессиональной деятельностью студента.

Темы контрольных работ приведены в таблице 1. Выбор номера темы определяется порядковым номером студента в списке группы (по согласованию с преподавателем может назначаться свободная тема в соответствии с местом работы студента).

Выполненная работа в установленные графиком сроки сдается на рецензию преподавателю, ведущему данную дисциплину. Преподаватель оценивает ее содержание, степень самостоятельности. Если работа признана неудовлетворительной, то студент обязан выполнить новую работу с учетом сделанных замечаний.

При выполнении и оформлении контрольной работы рекомендуется следующая структура:

    • титульный лист (не нумеруется);

    • часть первая – подготовительная (данные по бизнес-процессам, функциям (работам) проекта, управляющим, входным и исполнительным воздействиям на работы и другие материалы для выполнения контрольной работы);

    • части 2 и 3 – выполняемые в компьютерных средах (создание функциональной модели бизнес-процессов, составление плана проекта, отслеживание хода выполнения плана проекта и описание хода выполнения всех этапов);

    • выводы по работе;

    • список использованной литературы.

2. Методика выполнения контрольной работы


Цель: закрепление практических навыков, полученных в ходе обучения по данной дисциплине. Контрольная работа выполняется в следующей последовательности:

Подготовительный этап

Составьте план проекта, согласно вашему варианту. Добавьте к каждой фазе недостающие подзадачи (общее количество задач должно быть не менее 20), определите длительность каждой задачи, при необходимости, добавьте недостающие материальные ресурсы. Определите для каждой задачи входные, управляющие и трудовые ресурсы. Оформите их в виде таблицы. Также укажите стандартную ставку для трудовых и примерную стоимость для материальных ресурсов.

Этап, выполняемый на компьютере

Постройте функциональную модель задач в BPWin, выполняя декомпозицию бизнес-процессов до третьего уровня. В процессе моделирования необходимо соблюдать синтаксис IDEF0 моделирования, в частности, правильное именование функциональных блоков, внешних и внутренних стрелок; рациональное расположение функциональных блоков; логически обоснованное объединение подзадач в бизнес-процессе и т.д.

Введите ресурсы в Microsoft Project, назначьте их соответствующим задачам. Заполните лист ресурсов представленными трудовыми ресурсами. Постройте диаграмму Ганта. Постройте сетевую диаграмму проекта. Получите общую статистику по проекту. Составьте необходимые отчеты. Проанализируйте и оптимизируйте полученный проект.

Подготовка пояснительной записки

Пояснительная записка по контрольной работе должна содержать в твердом и электронном виде: Лист задания на контрольную работу (Приложение А); Содержание; все полученные в ходе выполнения каждого из этапов: диаграммы, таблицы, экранные копии; Выводы по КР; Список использованной литературы.

3. Варианты заданий


Таблица 1

№ варианта и наименование

Задания

Фазы

Трудовые ресурсы

Отчеты

1. Создание ООО в сфере торговли


а) бизнес планирование

б) разработка товара

в) разработка концепции рекламной компании по выводу товара на рынок


Руководство

Разработчики продукта

Маркетинг

Руководитель проекта

Инженер по производству

Бухгалтерия

Заказчик


1. Сводка по проекту

2. Дела по исполнителям и времени

2. Создание малого предприятия


а) Бизнес-планирование

б) регистрация предприятия

в) подготовка к началу функционирования предприятия

Учредители

Главный бухгалтер

Исполнительный директор

Главный экономист

Инспектор по кадрам

Грузчики, кладовщики

Системные администраторы

Бухгалтеры

1. Рабочие дни

2. Перекрестная таблица

3. Открытие собственного предприятия


а) анализ и требования к обеспечению

б) проектирование и разработка

в) подготовка необходимой документации

д) пилотный этап

е) развертывание и постреализационный анализ


Руководство

Руководитель проекта

Аналитик

Разработчик

Инструкторы

Специалисты по распространению информации

Группа развертывания

1. Неначатые задачи (на дату середины проекта)

2. Использование трудовых ресурсов

4. Ремонт офиса


а) получение разрешения на работы

б) отделка стен

в) наружная отделка и прокладка сетей

г) внутренняя отделка

д) покупка и установка сантехники и мебели


Грузчики

Рабочие

сантехники

Владелец

Инспектор


1. Выполняющиеся задачи (на дату середины проекта)

2. Использование материальных ресурсов

5. Устройство на работу в малом предприятии

а) подготовка к собеседованию

б) день собеседования с будущим руководителем

в) анализ результатов собеседования

Администратор

Бухгалтер


1.Запаздывающие задачи (на дату середины проекта)

2. Базовый календарь

6. Внедрение системы управления качеством на предприятии


а) разработка идеи

б)бизнес планирование

в) проектирование и разработка

г) подготовка необходимой документации


Испытатели

Инженеры

Оператор

Руководитель маркетингового отдела

1. Движение денежных средств

2. Задачи

7. Создание малого предприятия по производству керамической плитки из отходов производства стеклотары

а) разработка методики производства плитки

б) подготовка необходимой документации

в) пилотный этап

г) развертывание и постреализационный анализ

д) настройка производства

е) производство первой партии



Инженеры

Рабочие

Руководители

Испытатели


1. Бюджет

2. Использование задач

8. Постройка нового здания для офиса

а) подача документов на получение разрешения

б) работы на участке, возведение фундамента и стен

в) наружная отделка и прокладка инженерных сетей

г) внутренняя отделка

Подрядчики

Архитектор

Владелец

Инспектор


1. Освоенный объем

2. Использование ресурсов

9.Подготовка абитуриента к поступлению в экономический институт

а) подготовка к экзаменам

б) проведение экзаменов

в) подведение итогов

Руководители

Репетиторы

Корреспонденты

Аналитики

1. Список предметов

2. Движение денежных средств

10. Включение нового маршрута в коммуникационную структуру предприятия

а) подготовка к включению маршрута

б) включение маршрута

в) анализ эффективности включения нового маршрута

Руководитель

Аналитики

Юристы

Менеджеры по турам


1. Дела по исполнителям

2. Бюджет

11. Создание нового продукта на предприятии

а) бизнес планирование

б) разработка товара

в) разработка концепции рекламной компании по выводу товара на рынок

г) производство пробной партии товара и анализ результатов испытания

Руководство

Разработчики продукта

Маркетинг

Руководитель проекта

Инженер по производству

Бухгалтерия

Заказчик


1. Сводка по проекту

2. Дела по исполнителям и времени

12. Создание нового предприятия по производству металлоизделий

а) Бизнес-планирование

б) регистрация предприятия

в) подготовка к началу функционирования предприятия

Учредители

Главный бухгалтер

Исполнительный директор

Главный экономист

Инспектор по кадрам

Грузчики, кладовщики

Системные администраторы

Бухгалтеры

1. Рабочие дни

2. Перекрестная таблица

13. Разработка нового программного обеспечения

для военной промышленности

а) анализ и требования к программному обеспечению

б) проектирование и разработка

в) тестирование программного обеспечения

г) тестирование и подготовка необходимой документации

д) пилотный этап

е) развертывание и постреализационный анализ

Руководство

Руководитель проекта

Аналитик

Разработчик

Тестеры

Инструкторы

Специалисты по распространению технической информации

Группа развертывания

1. Неначатые задачи (на дату середины проекта)

2. Использование трудовых ресурсов

14. Строительство жилого дома

а) подача документов на получение разрешения

б) работы на участке, возведение фундамента и стен

в) наружная отделка и прокладка инженерный сетей

г) внутренняя отделка

д) ландшафтные и земляные работы

Генеральный подрядчик

Подрядчики

Архитектор

Владелец

Инспектор


1. Выполняющиеся задачи (на дату середины проекта)

2.Использование материальных ресурсов

15. Переезд офиса при укрупнении предприятия

а) подготовка к переезду

б) день переезда

в)анализ после переезда

Администратор систем связи

Руководитель сетевой поддержки

Бухгалтер

Служба уборки

Перевозчики

1. Запаздывающие задачи (на дату середины проекта)

2. Базовый календарь

16. Подготовка и съемка рекламного ролика


а) разработка идеи рекламного ролика

б) создание ролика

в) показ ролика на телевидении

Сценаристы

Актеры

Режиссер

Оператор

Руководитель маркетингового отдела

1. Движение денежных средств

2. Задачи

17. Разработка и производство новой модели автомобиля

а) разработка новой модели автомобиля

б) настройка производства

в) производство первой партии


Инженеры

Рабочие

Руководители

Испытатели


1. Бюджет

2. Использование задач

18. Строительство торгового здания


а) подача документов на получение разрешения

б) работы на участке, возведение фундамента и стен

в) наружная отделка и прокладка инженерный сетей

г) внутренняя отделка

Генеральный подрядчик

Подрядчики

Архитектор

Владелец

Инспектор


1. Освоенный объем

2. Использование ресурсов

19. Снос старого здания в центре большого города и постройка на его месте мно­гоэтажного гаража

а) подготовительные работы

б) установочные работы

в) отделочные работы

Руководители

Заказчики

Рабочие

Подрядчики



1. Список дел

2. Движение денежных средств

20. Включение нового маршрута в туристическое обслуживание компании

а) подготовка к включению маршрута

б) включение маршрута

в) анализ эффективности включения нового маршрута

Руководитель

Аналитики

Юристы

Менеджеры по турам


1. Дела по исполнителям

2. Бюджет



4. Литература, рекомендуемая для изучения курса и выполнения контрольной работы


а) основная литература

1. А.А.Козырев Информационные технологии в экономике и управлении: Учебник, Издание 3-е, перераб. и доп. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2003. - 496 с.

2. Автоматизированные информационные технологии в экономике: учебник /под ред. Г.А.Титоренко – М.: ЮНИТИ, 2003. – 399 с.

3. Патрушина С.М. Информационные системы в бухгалтерском учете: Учебное пособие. – М. ИКЦ «МарТ». Ростов-н/Д: Издательский центр «МарТ», 2003. -368 с. (Серия «Информационные системы»)

4. Информационные технологии управления: Учеб. Пособие для вузов/ Под ред. Г.А.Титоренко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 280 с.

6. А.А.Козырев Информатика: Учебник для вузов, – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2002.

7. Богатырева О.Н., Козырев А.А., Шмулевич Т.В. Технико-экономический анализ деятельности предприятия. – СПб.: Издательство СПбГТУ, 1997.

8. Экономическая информатика и вычислительная техника / Под ред. В.П.Косарева, А.Ю.Королева.- М.: Финансы и статистика, 1996.

9. Вендров А.М. Проектирование программного обеспечения экономических информационных систем. – М.: Финансы и статистика, 2000.

10. Семенов М.И. и др. Автоматизированные информационные технологии в экономике: Учебник для вузов/ Под ред. И.Т.Трубилина. – М.: Финансы и статистика, 1999.

11. Смирнова Г.Н., Сорокин А.А., Тельнов Ю.Ф. Проектирование экономических информационных систем: Учебник/ Под ред. Ю.Ф.Тельнова.– М.: Финансы и статистика, 2001.

12. Экономическая информатика / Под ред. В.П.Косарева, Л.В.Еремина –М.: Финансы и статистика, 2001.

13. Мишенин А.И. Теория экономических информационных систем: Учебник.- 4-е изд., доп. И перераб. – М.: Финансы и статистика, 1999.– 240 с.

14. Кораблин М.А. Информатика поиска управленческих решений. – М.: СОЛОН-Пресс, 2003. – 192 с. – (Серия «Библиотека студента»).

15. Панов А.В. Разработка управленческих решений: информационные технологии. Учебное пособие для вузов /Под ред. Т.Н.Афанасьевой. –М.:Горячая линия – Телеком, 2004. – 151 с.

16. Смирнова Г. Н. Проектирование экономических информационных систем: [учебник для экономических вузов] / Г. Н. Смирнова, А. А. Сорокин, Ю. Ф. Тельнов; под ред. Ю. Ф. Тельнова.-М.: Финансы и статистика, 2005.-509 с.

17. Саак А. Э. Информационные технологии управления: учебник для вузов/ А. Э.Саак, Е. В. Пахомов, В. Н. Тюшняков. - СПб: Питер, 2005.- 320 с.

18. Автоматизированные информационные технологии управления: Учеб. пособие для вузов / под ред. проф. Г.А. Титоренко. -2-е изд., доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

4.1.2 Дополнительная литература

1. Вендров А. М. Практикум по проектированию программного обеспечения экономических информационных систем: учебное пособие для студ. вузов / А.М. Вендров. - М.: Финансы и статистика, 2004.-190 с.

2. Практикум по экономической информатике: Учеб. пособие: Ч. 1 /Под ред. Е.Л. Шуремова, Н.А. Тимаковой. Е.А. Мамонтовой – М.: Перспектива, 2004. – 300 с.

7. Символоков Л.В. Решение бизнес-задач в Microsoft Office. – М.: ЗАО «Издательство БИНОМ», 2001. – 512 с.

8. Лигачева Л.А. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. – М.: Юриспруденция, 2002. – 320 с.

9. Коцюбинский А. О. 1С: Бухгалтерия. Версия 8.0 / А. О. Коцюбинский, С. В. Грошев.-М.: Триумф, 2006.-395 с.

10. Экономика инноваций: Учеб. пособие / Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля.-М.: Вузовский учебник, 2008.

11. Богданов В.В. Управление проектами в Microsoft Project 2003. – СПб.: Питер, 2004.
4.2 Информационные ресурсы в сети Интернет

  1. www.gov.ru - Сервер органов государственной власти РФ "Официальная Россия";

  2. www.nalog.ru - Сайт МНС РФ;

  3. www.bashnalog.ru - Сайт Управления МНС РФ по РБ;

  4. www.bashkortostan.ru - Официальный информационный портал Республики Башкортостан;

  5. www.bashinform.ru - Информационное агентство "БАШИНФОРМ";

  6. www.finsoft.ru - Компьютерные программы для бизнеса: подбор, новости, анализ;

  7. www.provodki.ru - Ссылки на бухгалтерские ресурсы Интернета;

  8. www.buhgalter.ru - Полезные ссылки для экономистов;

  9. www.connect.ru - Технологии бизнеса;

  10. www.garant.ru - Справочная правовая система "Гарант"

  11. www.consultant.ru - Общероссийская сеть распространения правовой информации "Консультант Плюс";

  12. www.referent.ru - Правовая система нового поколения "Референт";

  13. www.rbc.ru - Российское информационное агентство "РосбизнесКонсалтинг";

  14. www.uba.ru - Банковская деятельность

  15. www.bcs.ru - Финансовые новости

  16. www.moneylink.ru - Банки мира

  17. www.ifin.ru - Финансовый интернет, технологии и услуги

  18. www.cofe.ru - Энциклопедия Банковского дела и Финансов

  19. www.aurora.ru - Банки России

  20. www.galaktika.ru

  21. www.pro-invest.ru

  22. www.boss.ru

  23. www.baan.ru

  24. www.oracle.ru

  25. www.1C.ru

  26. www.sap.com,

  27. www.microsoft.ru

  28. www.cfin.ru

  29. www.citforum.ru

  30. inftech.webserveris



Приложение А


Министерство образования Российской Федерации

Уфимский государственный авиационный технический университет

Кафедра экономической информатики


З А Д А Н И Е
на контрольную работу по дисциплине «Информационные системы 1 в экономике»

Студент Группа _______________

Вариант:_________________
Тема контрольной работы: ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­____________________________________________________

Основное содержание:

  • обзор, изучение и подготовка материалов по бизнес-процессам по варианту;

  • выполнение этапов работы в соответствующем программном продукте (продуктах);

  • оформление результатов работы в виде пояснительной записки.


Примечание.

  1. Пояснительная записка должна быть оформлена в редакторе Microsoft ® Word в соответствии с требованиями стандарта предприятия.

  2. Пояснительная записка должна содержать в печатном и электронном виде:

  • лист задания на КР (см. Приложение А);

  • автоматически сформированное содержание работы;

  • описание этапов работы в программных средах в т.ч. таблицы, экранные копии, отчеты и т.д;

  • выводы по проделанной работе;

  • список использованной литературы и электронных ресурсов.

  1. Общий объем пояснительной записки, должен составлять не менее 10 страниц печатного текста.




Дата выдачи ________________ Дата окончания ________________

Консультант___________________________


1 Либо «технологии», в зависимости от изучаемой дисциплины