microbik.ru
1
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ В ВУЗЕ

Картузов А.В.

kartuzov@coop.chuvashia.ru

Чебоксарский кооперативный институт

Российского университета кооперации
В настоящее время во многих учебных заведениях частично решены задачи достижения определенного уровня аппаратного и программного обеспечения, но главная задача руководителя учебного заведения – обеспечить эффективность данных средств для управления образовательным процессом остается актуальной [3].

Отличительной особенностью современной системы образования является резкое возрастание прямых и обратных связей по всей вертикали управления. Традиционные способы работы с информацией практически изжили себя и поэтому альтернативы использованию компьютерных технологий управленческого назначения, по нашему мнению, нет. Поэтому приоритетной задачей высшей школы является внедрение информационных технологий не только в образовательный процесс, но и систему управления учебным заведением в целом.

На основе термина «педагогическое управление» введем новый термин «ИТ-управление», рассмотрим его объект, цели, задачи и функции.

ИТ-управление – это комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления учебно-воспитательным процессом.

Объектом ИТ-управления учебным заведением является учебно-воспитательный процесс. Цели ИТ-управления выражаются в следующем:

  • эффективное и планомерное использование материальных и нематериальных ресурсов учебного заведения (в т.ч. преподавателей) и обучаемых;

  • определение соответствия деятельности руководителей ОУ социально-экономическому и духовному развитию общества;

  • высокая степень автоматизации учебного процесса, всесторонняя информационная поддержка деятельности учебного заведения;

  • подготовка ИТ-компетентных руководителей образования и преподавателей;

  • обучение, воспитание и развитие обучаемых как свободной, ответственной и творческой личности;

  • формирование у готовящихся специалистов готовности к труду, активной жизненной позиции и научного мировоззрения;

  • прививание обучаемым высокого уровня информационной культуры.

Для достижения этих целей ИТ-управление должно решать такие задачи:

  • создать структуру необходимой информации, ее источников и результатов с позиции оптимальности, необходимости и достаточности;

  • благодаря информатизации выработать количественные характеристики требуемых результатов работы, конкретизировав сроки достижения и затраты времени и ресурсов;

  • определить методику непрерывного обновления основных показателей образовательного процесса, установить сроки и ответственных исполнителей;

  • обеспечить высокую доступность и открытость оперативных показателей учебного процесса (посещаемость, успеваемость и др.);

  • проводить анализ качества учебно-воспитательного процесса на основе интегративных показателей;

  • повышать квалификацию исполнителей, оставляя за ними право на инициативу и творческую работу;

  • предусмотреть правила учета и контроля деятельности субъектов учебного процесса;

  • использовать специальные методы оптимизации и регуляционные механизмы управления учебным процессом.

В качестве метода научного исследования процесса ИТ-управления выбрано построение модели. Были исследованы матричная модель, сервисно-ориентированная пирамида [5] и др. В результате моделирования педагогический процесс представляется как система, поддающаяся оценке с помощью качественных и количественных показателей.

Реализация модели образовательного процесса позволила разработать комплексную интегрированную систему управления (ИСУ) вузом [1]. Применение ИСУ позволило решить следующие задачи:

  • автоматизация процессов управления учебным процессом (формирование расписания, распределение нагрузки и занятости аудиторий, формирование учебных планов);

  • поддержка электронной формы документооборота, доступность всех нормативных документов;

  • доступность и открытость результатов учебного процесса (электронные журналы и рейтинги учащихся и учителей);

  • мониторинг качества образования (анализ и формирование отчетов по результатам обучения);

  • хранение личных дел учащихся и учителей в электронном виде;

  • наличие достаточного объема цифровых образовательных ресурсов;

  • обеспечение коммуникации всех участников образовательного процесса, доступность всех информационных ресурсов внутри учебного заведения.

Результатом проектирования является разработка и внедрение следующих модулей ИСУ «Расписание», «Контингент», «Приемная комиссия», «Учет успеваемости», «Учет нагрузки» [4].


Рисунок 1. Схема взаимодействия модулей ИСУ
Модуль «Расписание» предназначен для автоматизации составления расписания занятий. Исходными данными являются: контингент студентов (распределение по группам, подгруппам и потокам); состав дисциплин; профессорско-преподавательский состав (ППС); педагогическая нагрузка, рассчитанная в модуле «Учет нагрузки»; аудиторный фонд; учебные планы и графики учебного процесса. В программе предусмотрены ручной и автоматический режим составления расписания. Для печати расписания групп, преподавателей, аудиторий предусмотрено большое количество печатных форм.

Модуль «Приемная комиссия» предназначен для автоматизации работы приемной комиссии и позволяет заполнять базы данных абитуриентов, формировать и печатать разнообразные документы и статистические сводки. Данные модуля «Приемная комиссия» поступают в «Контингент», где ведется учет разнообразной информации, движение студентов, печать приказов и представлений.

Модуль «Учет успеваемости» предназначен для контроля сдачи экзаменационных сессий, а также курсовых и дипломных работ. Данные модулей «Контингент студентов» и «Учет успеваемости» поступают в модуль «Печать дипломов».

Таким образом, в ИСУ реализован полный цикл работы с главной составляющей учебного процесса – обучающимися. На базе внедренных компонентов проводится анализ и мониторинг успеваемости студентов, оценка качества работы ППС, динамические изменения в расписании. Каждому руководителю учебного заведения необходимы подобные инструменты для совершенствования управления и улучшения образовательного процесса.

Среди инновационных преимуществ данной системы отметим интерактивный поиск расписания через Интернет www.coop.chuvashia.ru/raspis, в том числе с сотовых телефонов через мобильный Интернет (http://coop.chuvashia.ru/WML). Данная услуга востребована студентами и преподавателями, т.к. расписание часто изменяется.

Кроме того, впервые в учебных заведениях республики в фойе института установлен сенсорный монитор. С помощью него студенты и преподаватели могут оперативно получать информацию о расписании. Столь демократичное средство активно используется учащимися и гораздо более популярно, чем бумажная версия расписания.

Кроме того, нами исследованы вопросы профессиональной переподготовки директоров, завучей, преподавателей информатики управлению с помощью информационных технологий. Разработана учебная программа и инструментарий для проведения курсов повышения квалификации [2].

Таким образом, исследовав проблемы информатизации управления образованием, даны конкретные подходы к решениям на базе информационных технологий, построена целостная система подготовки руководителей образовательных учреждений новым механизмам ИТ-управления.
Литература:

  1. Автоматизированная информационная система вуза Номер государственной регистрации: 50200801051, Москва: ОФАП. Дата регистрации: 20 мая 2008 г. Свидетельство № 10634 ОФАП.

  2. Картузов А.В. Вопросы профессиональной подготовки педагогов в области ИТ-управления учебным процессом / А.В. Картузов // Тезисы докладов 3-ей международной конференции «Функциональные пространства. Дифференциальные операторы. Общая топология. Проблемы математического образования», посв. 85-летию Л.Д. Кудрявцева.- М.: МФТИ, 2008.- С. 769-770.

  3. Картузов А.В. Информационная система управления учебным процессом / Андреев В.В., Картузов А.В. / Информационные технологии глобального информационного общества, Тезисы докладов 6-й ежегодной международной научно-практической конференции, Казань, 4-5 сентября 2008 г., Казань: ООО «Центр оперативной печати», 2008.- С. 244-245.

  4. Картузов А.В. Методика профессиональной подготовки специалиста в области применения информационных технологий для управления учебным процессом. Монография.- Чебоксары: ЧКИ РУК, 2007.– 292 с.

  5. Картузов А.В. Сервисно-ориентированная модель информатизации управления образованием.- Казанский педагогический журнал, № 7, 2008.- С. 106-112.