microbik.ru
1
Информация

о развитии Диалога по промышленной политике и предпринимательству

России и ЕС
(по состоянию на 1 августа 2012 г.)
Диалог по промышленной политике и предпринимательству (далее - Промышленный диалог) проводится в рамках реализации раздела 1.6 «Дорожной карты» по формированию Общего Экономического Пространства России и ЕС в соответствии с Положением о формировании Диалога между Минпромторгом России и Генеральным директоратом по предпринимательству и промышленности КЕС, подписанным в декабре 2005 года.

За время, прошедшее с начала Промышленного диалога, проведено двенадцать заседаний Рабочей группы. По состоянию на август 2012 года последнее заседание в форме объединенного заседания с Рабочей группой Диалога в области регулирования промышленной продукции (стандартизация, техническое регулирование и процедуры оценки соответствия) (далее - Регулятивный диалог) (пятое объединенное заседание сопредседателей рабочих групп Промышленного и Регулятивного диалогов) прошло 16 ноября 2011 г. в г.Брюссель. Основное внимание в повестке дня было уделено обзору деятельности подгрупп диалогов за период с мая по ноябрь 2011 года, сближению в сфере разработки технических регламентов, ходу выполнения Рабочего плана мероприятий по реализации инициативы Россия-ЕС «Партнерство для модернизации» (пункт 3.3 «Инновационное сотрудничество»). В качестве специальной темы по промышленной политике рассмотрены вопросы в области малого и среднего предпринимательства, в частности, вопросы финансовой поддержки как фактор ускоренного развития малых и средних предприятий.

Двенадцатое заседание Рабочей группы состоялось 31 мая 2012 г. в г. Москва также в форме объединенного заседания с Рабочей группой по Регулятивному диалогу (шестое объединенное заседание сопредседателей рабочих групп Промышленного и Регулятивного диалогов).

В настоящее время в рамках Промышленного диалога действуют шесть секторальных подгрупп. За время, прошедшее с начала Промышленного диалога (с 2006 года), проведено 56 заседаний подгрупп. В том числе:

- подгруппа по автомобильной промышленности провела четырнадцать заседаний;

- подгруппа по текстильной промышленности и лесопромышленному комплексу - двадцать заседаний (из них: четырнадцать заседаний - по вопросам текстильной промышленности и шесть заседаний - по вопросам лесопромышленного комплекса);

- подгруппа по горно-металлургическому комплексу - семь заседаний;

- подгруппа по химической промышленности - семь заседаний;

- подгруппа по малому и среднему предпринимательству - семь заседаний;

- подгруппа по авиационной промышленности - одно заседание.

Работа, проведенная подгруппами Промышленного диалога.

1. Подгруппа по автомобильной промышленности.

Подгруппа по автомобильной промышленности встречается как объединенная подгруппа Промышленного и Регулятивного диалогов.

Последнее заседание подгруппы состоялось 20 апреля 2012 г. в г.Москва.

На заседании подгруппы были рассмотрены следующие вопросы:

- обмен информацией о состоянии автомобильной промышленности в России и ЕС (о статистике производства и продаж транспортных средств в России и ЕС; о мерах по преодолению кризиса в период 2008-2011 годов; об итогах действия программы утилизации и введении новых условий режима промсборки в России; о состоянии автомобильной промышленности России после вступления России в ВТО);

- обмен информацией по разработке нормативно-правовой базы в России и ЕС (о разработка технических регламентов, в т.ч. принятии в декабре 2011 года технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств»; о разработке в России системы экстренного реагирования при авариях (ЭРА-ГЛОНАСС); о планируемых сроках введения в России требований об обязательном оснащении транспортных средств системой ЭРА-ГЛОНАСС; о ходе работ по реализации европейской программы CARS-21; о направлении развития технических требований для транспортных средств, выпускаемых в обращение на территории ЕС; о ходе работ по согласованию Директивы ЕС по установлению автоматического оповещения об авариях eCall; стороны подчеркнули важность гармонизации обеих систем);

- о взаимном признании результатов подтверждения соответствия (обсуждены вопросы, возникшие при сравнении технических требований, действующих в ЕС и России; российской стороной представлены результаты сравнения требований ГОСТ Р, технических регламентов и директив ЕС, не имеющих аналогов среди Правил ЕЭК ООН или глобальных технических правил; с октября 2011 года стороны приступили к обмену информацией о функционировании баз данных о выданных «Одобрениях типа транспортных средств», ведение которой осуществляет ГНЦ Российской Федерации ФГУП «НАМИ» как технический секретариат Административного органа России в Женевском Соглашения 1958 года с одной стороны и баз данных о выданных «Сообщениях об официальном утверждении типа транспортного средства» по директивам ЕС, ведение которой осуществляется в ЕС);

- о координации работ в рамках WP.29 и начале модернизации Женевского Соглашения 1958 года (стороны представили позиции о приоритетах в части перспектив развития технических требований к автомобильной технике и концепции дальнейшего развития Женевского Соглашения 1958 года; стороны согласились с необходимостью пересмотра Женевского Соглашения 1958 года в части повышения ответственности технических служб (испытательных лабораторий), введения процедуры нотификации технических служб в рамках специального органа в структуре Всемирного форума по гармонизации требований к автомобильной технике (WP.29), возможности использования предыдущих серий поправок к Правилам ЕЭК ООН, являющихся приложением к Женевскому Соглашению 1958 года; российская сторона выразила озабоченность намечающимися тенденциями отмены национальных требований, учитывающих особенности эксплуатации автомобильной техники в России и Таможенном союзе в целом, выполняющих функции защитных нетарифных мер, в связи с потенциальным введением процедуры международного одобрения типа полнокомплектного легкового автомобиля (IWVTA); согласовано, что позиция России по указанному вопросу будет представлена на очередном совещании Рабочей группы по IWVTA в г. Париж в июне 2012 года и очередной сессии Всемирного форума WP.29 в июне 2012 года в г. Женева).

По результатам встречи было согласовано, что основными направлениями работ в 2012 году и последующий период будут продолжение согласования действий в автомобильном секторе в рамках ЕЭК ООН, в т.ч. по вопросам модернизации Женевского Соглашения 1958 года, и внедрения процедуры Международного одобрения полнокомплектного легкового автомобиля (IVWTA).

Очередное (пятнадцатое) заседание подгруппы планируется провести в октябре 2012 года в г. Брюссель.

2. Подгруппа по текстильной промышленности и лесопромышленному комплексу.

Подгруппа по текстильной промышленности и лесопромышленному комплексу встречается как объединенная подгруппа Промышленного и Регулятивного диалогов.

Последнее заседание подгруппы состоялось 15-16 мая 2012 г. в г.Брюссель.

На заседании подгруппы были рассмотрены следующие вопросы в области текстильной и легкой промышленности:

- обмен информацией о ситуации в текстильной и легкой промышленности и перспективных направлениях сотрудничества между Россией и ЕС;

- о принятых технических регламентах Таможенного союза Российской Федерации, Республики Казахстан и Республики Беларусь в сфере легкой промышленности;

- о возможных путях сотрудничества между Россией и ЕС в области гармонизации российских стандартов и методов испытаний с международными стандартами после вступления России в ВТО;

- информация европейской стороны о проведении антидемпинговых процедур в ЕС;

- информация европейской стороны о действующих в ЕС мерах поддержки предприятий легкой промышленности; европейская сторона представила доклад о новых финансовых программах Европейской Комиссии, в частности, о программе COSMЕ;

- о проекте сотрудничества между COTANCE (Европейская кожевенная ассоциация) и РСКО (Российский союз кожевенников и обувщиков) и реализации совместных проектов в кожевенно-обувном секторе;

Стороны договорились регулярно (ежеквартально) обмениваться информацией по текущей ситуации в отраслях промышленности. Европейская сторона дала согласие подготовить и направить российской стороне свои вопросы, связанные с техническими регламентами в сфере легкой промышленности, а также предложения по их гармонизации с европейскими регламентами.

Стороны также договорились обмениваться информацией о действующих стандартах и методах испытаний.

Европейская сторона сообщила о готовности организовать обучающие семинары для заинтересованных представителей от российской стороны по вопросам проведения антидемпинговых расследований.

На заседании подгруппы были рассмотрены следующие вопросы в области лесопромышленного комплекса:

- обмен информацией о текущем состоянии и перспективах развития лесопромышленного комплекса в Российской Федерации и странах ЕС;

- об исследованиях и инновациях в рамках Стратегии развития лесной промышленности России на период до 2020 года и механизмах взаимодействия с ЕС;

- о новых технологиях и новых материалах в деревообрабатывающей промышленности России и ЕС;

- о развитии биотопливного рынка в России; европейская сторона представила обзор «Дорожной карты 2050» по развитию низкоуглеродной биоэкономики;

- о противодействии незаконной заготовке древесины; европейская сторона представила информацию о действиях, предпринятых Еврокомиссией в рамках Регламента № 995/2010;

- о промышленных аспектах в лесной и деревообрабатывающей промышленности при вступлении России в ВТО;

- о нормативных документах, включая регулирование тарифных квот на экспорт круглых лесоматериалов

- информация российской стороны о техническом регламенте Таможенного союза на мебель и его совместимость с международными стандартами;

- информация о техническом регулировании в рамках Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.

Очередное (пятнадцатое - по вопросам текстильной промышленности и седьмое - по вопросам лесопромышленного комплекса) заседание подгруппы планируется провести в третьей декаде сентября - первой декаде октября 2012 года в г. Москва.

3. Подгруппа по горно-металлургическому комплексу.

Последнее заседание подгруппы состоялось в ноябре 2011 года в режиме видеоконференции.

На заседании подгруппы были рассмотрены следующие вопросы:

- информация европейской стороны о Комплексной промышленной политике в эпоху глобализации, Сырьевой инициативе и разрабатываемой Сырьевой стратегии ЕС;

- информация российской стороны о Стратегии развития горно-металлургической промышленности России до 2020 года;

- о перспективах научно-технического сотрудничества в освоении рудных месторождений ряда важных промышленных минералов в регионе Баренцева моря;

- о практической реализации регламента REACH в отношении импорта металлопродукции в ЕС;

- о текущей ситуации с экспортом лома черных металлов из России в ЕС.

Очередное (восьмое) заседание подгруппы планируется провести 29 мая 2012 г. в режиме видеоконференции.

4. Подгруппа по химической промышленности.

Последнее заседание подгруппы состоялось в июле 2011 года в г.Москва.

На заседании подгруппы были рассмотрены следующие вопросы:

- состояние реализации регламента ЕС № 1907/2006 по Регламенту REACH;

-состояние реализации регламента ЕС № 1272/2008 по классификации и маркировке;

- о гармонизации законодательных актов и стандартов Российской Федерации и Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в области производства, оборота и потребления химической продукции: решение ОЭСР о взаимном признании данных (MAD), включая рабочую группу GLP;

- о вопросах в области технического регулирования в рамках Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации;

- о разработке проекта технического регламента Таможенного союза «О безопасности химической продукции».

Европейская сторона представила наиболее важные результаты по внедрению Регламента REACH. Было заявлено, что срок первой регистрации по REACH - 30 ноября 2010 г. - стал важной вехой для реализации политики ЕС в области химических веществ. Это касалось: 1) веществ, произведенных или импортированных компанией от 1тыс.т в год; 2) наиболее опасных веществ (например, тех, которые являются канцерогенными, мутагенными или токсичными для репродукции), которые производятся или импортируются в количестве от 1 тонны в год на компанию; 3) токсичных веществ для водной среды, производящихся или импортирующихся в количестве 100 тонн и более в год на компанию. Более 24тыс. файлов регистрации были представлены в Европейское химическое агентство (ECHA), что составляет около 3,4 тыс. веществ. Ряд веществ был зарегистрирован несколько позже, чем ожидалось, и ECHA расследовало причины в тесном сотрудничестве с отраслевыми заинтересованными сторонами. Впереди еще два срока регистрации в 2013 году и 2018 году в отношении химических веществ, производимых или импортируемых в меньших объемах, которые будут касаться малых и средних предприятий. ECHA и Европейская Комиссия будет продолжать работать с отраслевыми организациями по этому вопрпосу.

В настоящее время текст проекта технического регламента Таможенного союза «О безопасности химической продукции» находится в стадии окончательной доработки и согласования. Данный проект технического регламента разработан с учетом рекомендаций Организации Объединенных Наций, а именно: «Согласованной на глобальном уровне системы классификации и маркировки химических веществ (СГС)».

Выход химической продукции на рынок будет сопровождаться применением современных информационных технологий, в частности - использованием Интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли Таможенного союза, составной частью которой является Информационно-аналитическая подсистема «Безопасность химической продукции», аналогичная REACH-IT .

Очередное (восьмое) заседание подгруппы планируется провести 22 июня 2012 г. в г. Брюссель.

5. Подгруппа по авиационной промышленности.

В настоящее время завершена реализация первого этапа совместного проекта «Россия-ЕС: сотрудничество в области гражданской авиации», основной целью которого являлась гармонизация требований к разработке и производству авиационной техники. Отсутствие гармонизации требований к разработке, производству, послепродажному обслуживанию авиационной техники, произведенной в России, ЕС или совместно, является в настоящее время серьезным барьером для развития международной кооперации авиапроизводителей и эксплуатантов воздушных судов.

Основными вопросами, представляющими интерес для Российской стороны при обсуждении в рамках подгруппы по авиационной промышленности, являются следующие.

1). В условиях успешной реализации первого этапа проекта «Россия-ЕС: сотрудничество в области гражданской авиации» центральным вопросом ближайших перспектив сотрудничества является запуск и реализация полноценной программы, а именно: второго этапа, целью которого является гармонизация имеющихся несоответствий в стандартах.

Это позволит в значительной степени облегчить процедуры получения европейских сертификатов для летательных аппаратов российского производства и обеспечит выход готовой продукции российского авиапрома на европейский рынок, с одной стороны, а также упростит взаимодействие европейской и российской промышленности при реализации проектов конвертации пассажирского самолета Airbus A320 в транспортный, программ Airbus A330/340, А380, А350, А30Х - с другой стороны.

2). Российская промышленность крайне заинтересована во вхождении российских поставщиков в европейскую информационную систему поставщиков аэрокосмической промышленности «ОАЗИС».

Решение данного вопроса позволит: унифицировать требования и процедуры к поставщикам и продукции; исключить затраты на адаптацию к различным системам требований и процедур к поставщикам и продукции; снизить затраты на производство поставляемой продукции за счет увеличения количества поставляемой продукции.

3). В связи с ростом объемов совместных работ в рамках промышленной кооперации России и ЕС, российская сторона заинтересована в получении информации о требованиях Евросоюза к системе обслуживания воздушных судов и их эксплуатации с целью последующей гармонизации и/или унификации российских требований.

4). В России в настоящее время ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» приступила к реализации проекта создания нового перспективного среднемагистрального самолета МС-21. В Евросоюзе активно реализуется программа модернизации системы управления воздушным движением (СУВД) Европы SESAR, которая предъявляет ряд требований к бортовым навигационным системам и системам обеспечения безопасности полетов для воздушных судов.

С целью обеспечения безопасности полетов перспективной авиационной техники с учетом требований СУВД России и ЕС, представляется целесообразным в кратчайшие сроки рассмотреть возможность организации технического сотрудничества представителей российской авиационной промышленности с европейскими участниками программы SESAR по вопросам гармонизации российских и европейских требований к бортовому авиационному оборудованию и разработки новых стандартов.

5). В соответствии с Поправкой №101 к Международным стандартам и рекомендуемой практике «Летная годность воздушных судов» Приложения 8 к Конвенции о международной гражданской авиации с 14 ноября 2013 г.:

- в рамках своей программы по безопасности полетов государства требуют, чтобы организация, ответственная за типовую конструкцию или изготовление воздушного судна, внедряла приемлемую для государства систему управления безопасностью полетов, которая, как минимум определяет риски для безопасности полетов; обеспечивает принятие коррективных действий, необходимых для поддержания согласованного уровня безопасности полетов; предусматривает проведение постоянного мониторинга и регулярной оценки уровня безопасности полетов; имеет своей целью постоянное повышение общей эффективности системы управления безопасностью полетов;

- в рамках системы управления безопасностью полетов четко определяется иерархия ответственности по всей организации, ответственной за типовую конструкцию или изготовление воздушного судна, в том числе прямая ответственность за безопасность полетов со стороны старшего руководства.

Российские представители подгруппы принимают участие в работе семинаров по российско-европейскому сотрудничеству в области авиационных исследований, организуемых в рамках рабочей группы по авиационным исследованиям.
6. Подгруппа по малому и среднему предпринимательству.

Подгруппа по малому и среднему предпринимательству является «горизонтальной» подгруппой для всех отраслевых направлений, представленных в Промышленном диалоге.

Последнее заседание подгруппы состоялось 23 мая 2012 г. в г. Москва.

На заседании подгруппы были рассмотрены следующие вопросы:

- об основных направлениях развития малого и среднего предпринимательства (МСП) в Российской Федерации;

- о новой европейской политике в отношении МСП: упрощение процедур и интернационализация;

- о программах поддержки МСП со стороны российских кредитных учреждений;

- о европейских инициативах по поддержке МСП при выходе на глобальный рынок;

- презентация реализуемых российских проектов, профинансированных в 2010-2011 годах за счет средств технической поддержки инициативы Россия-ЕС «Партнерство для модернизации» в рамках Рабочего плана мероприятий по реализации указанной инициативы;

- о Рабочем плане мероприятий по реализации инициативы Россия-ЕС «Партнерство для модернизации»: будущие приоритеты, выбор тем проектов, которые будут развиваться в ближайшие годы;

- информация от российских и европейских бизнес-ассоциаций о результатах совместного сотрудничества и возможных совместных проектах.

Очередное (восьмое) заседание подгруппы планируется провести в ноябре-декабре 2012 года в г. Брюссель.
В заключении отмечается, что отдельные рекомендации в сфере автомобильной и химической промышленности по решению наиболее важных отраслевых проблем, которые вырабатывались в ходе проведения заседаний подгрупп в 2011-2012 годах, находились в соответствии с рекомендациями по регулированию в некоторых отраслях экономики России, которые вырабатывались в этот же период времени отраслевыми и межотраслевыми комитетами Ассоциации Европейского Бизнеса в Российской Федерации и были представлены в меморандумах («весна-лето» и «осень-зима»), которые два раза в год представлялись указанной Ассоциацией в Комиссию Европейских сообществ.