microbik.ru
1
Использование Интернет-технологий в преподавании Экологической этики
М.Д.Мартынова, к.ф.н.,

профессор кафедры философии для гуманитарных специальностей

Мордовского государственного университета


«Экологическая этика предполагает изучение нормативных проблем и принципов, касающихся взаимодействия человека с природной средой, а также содержания и последствий такого взаимодействия». (Р.Аттфилд) Иными словами Экологическая этика как прикладная дисциплина призвана научить людей, каждого конкретного человека, совершать экологосообразные поступки, осуществлять экологосообразную деятельность. Важным видом таких поступков является коллективное действие, в котором сочетаются единый интерес всех участников этого действия – сохранение баланса экосистемы, и различные интересы и принципы, которыми они руководствуются в своей деятельности. Как пишет Д. Коннели, к конкретным стратегиям экологической политики относятся принуждение, экономические инструменты и добровольные подходы. (http://www.ecoethics.mrsu.ru/arts/55/) Каждая из этих стратегий по-своему решает проблему коллективного действия. Регуляция направлена на наказание нарушителей; экономические инструменты создают экономические стимулы для защиты окружающей среды; добровольность достигается путем образования, убеждения и поощрения. Нам важно, чтобы экологосообразные действия совершались добровольно, иначе они не станут системой жизни. Для того, чтобы распознать моральную проблему, правильно рассуждать о ней и принимать ответственные решения в профессиональной практике требуется определенная подготовка, которую студенты и получают в процессе изучения этой дисциплины.

Первый шаг в курсе практической этики – научить студентов видеть моральные вопросы. (Кэллахан Дж. От «прикладной» к практической: преподавание практических аспектов этики.// Электронный ресурс: http://www.ethicscenter.ru/biblio.html#10.) Вопросы, имеющие моральное содержание, – это те вопросы, которые касаются прав и благополучия людей (или других чувствующих существ) и характера действующего субъекта. Преподаватель должен объяснять студентам, что их отношение или безразличие к морально приемлемому и неприемлемому проявляется в действиях или бездействии, что серьезно влияет на права и благополучие других.

В связи с этим встает вопрос оптимизации усвоения содержания предмета, развивающего нравственное отношение к окружающей среде, включая все составляющие элементы образовательного процесса. Эффективным способом организации самостоятельной работы студентов выступают задания с использованием Интернет-технологий. Студентам 4 курса в рамках 36 часового курса «Экологической этики» были предложены задания, которые следовало выполнять на форуме сайта www.ecoethics.mrsu.ru. На форуме сайта была открыта специальная страница преподавателя, где было выставлено последовательно шесть заданий. Целью этих заданий было:

- развитие критического мышления в отношении экологического состояния окружающей среды;
- формирование познавательного и этического интереса к состоянию экологии;
- актуализация гражданского самосознания студентов.

Все задания содержали описание той или иной экологической ситуации и вопросы к ней. Содержательно задания различались масштабом (индивидуальный, локальный, региональный, системный) и степенью ущерба, нанесенного человеком окружающей среде или ее элементам, структурно - сложностью задач, поставленных перед студентами. По первому заданию по теме «Экосистема Мордовии» предлагалось собрать материал, отражающий состояние экосистемы республики. В качестве следующего этапа работы над ситуацией студентам было предложено составить классификацию экологических проблем Мордовии, определить заинтересованные стороны в улучшении экологической ситуации Мордовии, обозначить их ценности и интересы, этические принципы, которыми должны руководствоваться заинтересованные стороны в своей деятельности по улучшению экологической ситуации Мордовии. По второму заданию «Массовая гибель тюленей на побережье Каспия» предлагалось привести факты, свидетельствующие о неблагоприятном состоянии Каспийской экосистемы, и сведения о деятельности общественных экологических организаций в защиту Каспийской экосистемы. По третьему заданию «Железнодорожная катастрофа в с. Ичалки» студентам предлагалось найти информацию о последствиях экологической катастрофы (из прессы и самостоятельного опроса жителей этого села) и проанализировать ситуацию,
очертив круг вовлеченных в нее сторон, определив их права, ценности и интересы, сформулировать нравственную проблему, указать стороны, на которые возложен нравственный и гражданский долг ее разрешения. Студентам предлагалось проанализировать ситуацию, используя императивы Г.Йонаса (Йонас Г. Принцип ответственности. Опыт этики для технологической цивилизации. М.: Айрис-пресс, 2004. – 480 с. – С. 57-59).

Задания к ситуациям последовательно усложнялись. Первоначально студенты должны были научиться искать информацию по экологическим проблемам и знакомиться с ней, а затем анализировать и вычленять нравственную проблематику. Ответственное действие, направленное на защиту окружающей среды, предполагает предварительное рассуждение об экологических проблемах как таковых.

Следующая категория заданий предполагала умение применять знание концепций экологической этики к анализу ситуаций. Так, четвертое задание содержало ситуацию из книги Питера Сингера «Освобождение животных», где описывается отношение различных людей к содержанию и забою свиней и коров, и было нацелено на выработку навыка анализа ситуаций, связанных с содержанием животных при помощи экоэтических подходов «права животных» и «благополучие животных». По пятому заданию «Экосистема Амура» студенты должны были дать этическую оценку ситуации с точки зрения антропоцентризма, биоцентризма, экоцентризма; определив круг заинтересованных сторон в разрешении этой ситуации, перечислить экономические, политические и моральные интересы для каждой из них; дать ценностное обоснование их позиций. Кроме того, необходимо было оценить ситуацию с точки зрения государственных органов, биологов, общественных организаций, предложить программу действий для улучшения ситуации.

Задание на форуме студенты должны были выполнять последовательно в течение двух месяцев. Последовательность усложнения заданий сочетается с освоением теоретического и практического материала. К моменту получения Задания 2 студенты изучили сущность трех основных подходов в Экологической этике – антропоцентризма, биоцентризма и экоцентризма; Задание 3 студенты получили после освоения концепции коллективной ответственности Г.Йонаса; Задание 4 выполнялось после изучения концепций «Благополучие животных» и «Права животных».

Практика показала, что целесообразно сочетать работу на форуме с работой на практических занятиях. Так, первоначально по теме «Железнодорожная катастрофа в с. Ичалки» студенты нашли подробный материал о происшествии (всего 28 постов). Затем на семинарском занятии им была предложено проанализировать все материалы по данной теме, используя схему ситуационного анализа Й. Хаттинга (http://www.ecoethics.mrsu.ru/arts/150/), в малых группах. Следует отметить, что схема анализа Й.Хаттинга представляет собой стратегию, способствующую системному осмыслению различных измерений моральных проблем. Ситуационный анализ по Хаттингу занял два семинарских занятия (4 часа). Затем результаты работы группы были выставлены на форуме. Ситуация о железнодорожной катастрофе очень показательна в плане поведения людей, выполняющих различные функциональные обязанности. Здесь реальную угрозу жизни людей и их благополучию представляло не только химическое загрязнение территории, но и несоблюдение профессиональных обязанностей сотрудниками различных служб.

По теме «Массовая гибель тюленей на побережье Каспия» студенты выставили на форуме много материала, относящегося к экологической ситуации Каспия в целом, потому что гибель тюленей есть часть опасной для многих видов животных экологической ситуации Каспия, в том числе и для человека. Всесторонний этический анализ на семинарском занятии был эффективен, поскольку студенты уже достаточно хорошо изучили эту ситуацию.

Представленный анализ был очень показателен. Из него следовало, что не в полной мере был освоен теоретический материал, данный на лекционных занятиях. Трудность представляло вычленение центральной моральной проблемы ситуации, определение принципов, лежащих в основе поведения участников ситуации, норм, которыми они должны руководствоваться. Студенты не всегда успешно соблюдали логику изложения анализа, например, выделение главной моральной проблемы не сочетается с определением норм, которыми должны руководствоваться участники ситуации в последующем, с предложенной программой их действий. Скорее всего, это происходило из-за поверхностного изучения теоретического материала и трудности его «привязки» к конкретной жизненной практике. Эта трудность связана с особенностями усвоения знаний. Можно знать теорию, но не понимать, «что с ней делать на практике». Тем не менее, студенты отмечали, что наличие структуры анализа дает возможность более предметно рассмотреть ситуацию. Очевидно, что ситуационный анализ может способствовать развитию критического мышления студентов. При анализе ситуаций и оценке качества жизни людей и их благополучия актуализируется знание по естественным наукам.

Студенты выделили из всего 36 часового курса «Экологической Этики» как прочно освоенные четыре ситуации, обсуждаемые на форуме. Эти ситуации ярко демонстрировали нанесение индивидуального ущерба животным («Отношение к животным»), локального ущерба окружающей среде («Ж\д катастрофа в с. Ичалки»), регионального ущерба окружающей среде («Экосистема Мордовии»), обширного ущерба окружающей среде («Экосистема Каспия»). Каждая из ситуаций давала в определенной мере представление о характере и масштабах разного рода экологических проблем. На каждом уровне проявилась угроза проживания, которое будет безнадежно испорчено деятельностью человека. В каждой ситуации человек как элемент природы демонстрировал ущербность своей обыденной морали, позволяющей хищническим образом относиться к природе. Здесь не может идти речь просто о сохранении благоприятной окружающей среды, а актуальны вопросы достоинства людей и достойной жизни, безопасности проживания, сохранения биоразнообразия, устойчивости экосистемы. Ситуации демонстрировали ухудшение качества жизни людей и критическое состояние экосистемы. Этот комплексный анализ был направлен на формирование у студентов представления об индивидуальной и разделенной ответственности, о том, что состояние местной экосистемы также оказываются предметом озабоченности, о необходимости принимать во внимание эффект воздействия деятельности человека на окружающую среду.

Проведенная работа оказала значительное личностное влияние на студентов. Обсуждение страданий и прав животных спровоцировало проведение параллели с собственной деятельностью (использование животных для своих дипломных работ, не имеющих научной ценности, содержание животных на факультете). Загрязнение местности в с. Ичалки подвергло сомнению правомочность действий местной власти, состояние экосистемы своего региона вызвало возмущение и страх. По Йонасу, основные принципы ответственного поведения по отношению к природе – надежда и страх. Эти ситуации, особенно ситуация состояния экосистем и ж\д катастрофа вызывают сильный страх, студенты переживают эмоциональное потрясение, о чем и пишут на форуме и говорят на занятиях. Но, если у Йонаса человек испытывает страх за будущее детей, то в данном случае это страх за себя, за настоящее, а не за будущее.

Студенты разрабатывали структуру коллективного действия в решении определенных экологических ситуаций. Происходило осознание необходимости коллективного участия различных институтов сообщества со своей долей обязанностей и ответственности в решении экологических проблем. Для каждого из институтов сообщества (участников ситуации) было высказано предположение о нравственных нормах и принципах, которыми они должны руководствоваться в этом процессе.

Такой способ выполнения заданий студентами имеет ряд особенностей и преимуществ. Все результаты такой работы можно разделить на три большие группы – те, что относятся к специфике освоения предмета «Экологической Этики», к содержанию предмета «Экологическая Этика», и те, что относятся к организации образовательного процесса. Специфика освоения предмета выражается в следующем:

  1. В рамках предмета «Экологическая этика» работа в Интернете и на форуме эффективна для того, чтобы научить студентов оперативно находить нужную информацию, выбирать информацию, относящуюся к теме обсуждения, уметь пользоваться оперативной информацией, например, газетными публикациями, актуальной непродолжительное время. Это специфично для дисциплин, содержание которых зависит от реальной практики жизни.

  2. Интернет-технологии применимы в изучении Экологической этики в части решения задач – применения этического теоретического материала к анализу конкретной экологической ситуации. ИТ эффективны в обсуждении проблематики практической экологической этики.

  3. Работа с конкретными темами по Экологической этике на форуме способствовала более глубокому их пониманию. Из всех тем, изученных на занятиях, студентами были отмечены темы, обсужденные на форуме.

  4. Формируется определенное отношение к институтам общества. Например, четко оценивается профессионализм/непрофессионализм работы прессы в отношении освещения экологических проблем, оценивается работа государственных органов.

  5. У студентов развивается умение видеть ситуацию с точки зрения разных позиций, различая интересы, ценности и принципы деятельности. Студенты приходят к пониманию необходимости учета мнений разных сторон в принятии управленческого решения.

  6. Студенты самостоятельно приходят к пониманию тесной взаимосвязи между различными сторонами жизни, различными институтами общества, элементами экосистемы. Происходит понимание-ощущение обширной экосистемы. Например, обнаружилось, что жители Мордовии имеют непосредственное отношение к загрязнению Каспия (река Сура, протекающая по территории Мордовии, является притоком Волги). Так приходит осознание целостности.

  7. У студентов формируется способность вычленять моральные проблемы из перечня всех проблем в анализируемой ситуации и критически их исследовать. Формируется заинтересованное отношение к моральным проблемам.


Относительно содержания предмета Экологической этики у студентов сформировались следующие представления:

  1. Связность и последовательность этического анализа ситуаций обеспечена структурой «расширяющегося морального круга» (мои собственные интересы, интересы нашей профессии, интересы всех чувствующих существ).

  2. Оценивая работу на форуме, студенты постоянно употребляют слово «понимание». Они осознают, что они не просто осведомлены о эко-этических проблемах, но начали их понимать. Из эко-этических подходов наибольшее понимание получил биоэтическй подход, а также права животных. Хотя далеко не все студенты стали разделять это мнение.

  3. Рассмотрение экоэтических ситуаций привлекает внимание к внутренним проблемам факультета, где ради экспериментов убиваются много животных. Студенты начинают рассматривать животных с точки зрения их интересов и прав, животные в их глазах приобретают моральный статус.

  4. Изучив тему Права животных, студенты пересмотрели собственное отношение к экспериментальным животным, целесообразность их использования для написания дипломов, которые не имеют особого значения для развития науки.

  5. Рассмотрение экологической ситуации собственного региона вызвало наибольший интерес и эмоциональные реакции - разочарование, недоумение, обиду, страх. Пришло реальное осознание опасности, которой подвергаются жители региона. Обсуждение состояния экосистемы региона подвергло сомнению эффективность общественных коллективных усилий в целях рационального использования, сохранения и устойчивого развития региона.

  6. Студенты пришли к выводу, что серьезные угрозы для устойчивого развития региона, благополучия людей и сохранения биоразнообразия представляют непрофессионализм чиновников и сотрудников ведомств, ответственных за принятие тех или иных решений, не выполнение ими профессионального долга.


Для организации образовательного процесса важно было следующее:

  1. Студенты постоянно находятся в ситуации диалога. Они очень заинтересованы в высказывании собственного мнения по анализу ситуаций.

  2. Необходимость выполнять последовательно появляющиеся задания на форуме держат студента в «напряжении» - он постоянно находится «в теме». Формируется привычка постоянной работы.

  3. Чередование очной и заочной форм работы (на занятии поэтапно работали в группе, затем – размещали результаты работы в форуме) способствует прочному усвоению знаний.

  4. Происходит изменение позиций преподавателя и студента. Преподаватель при такой организации обучения – не ретранслятор знаний: обучающийся может найти их самостоятельно. Происходит изменение статуса преподавателя - он перестает быть авторитетом в своей области, а становится организатором образования. Такая работа требует от преподавателя создания не иерархических, а партнерских отношений.

  5. Преподаватель получает определенный результат в конце семестра – возможность сделать задание более совершенным. Пересмотреть свой кейс, увидев его сильные и слабые стороны.

  6. Очевидно повышение профессионального уровня преподавателя. Происходит реализация познавательной и образовательной активности преподавателя в том числе, поскольку составление материалов для ситуационного анализа, его проведение и обсуждение со студентами всегда открывает новое применение известного преподавателю теоретического материала к конкретной ситуации.

  7. Студенты выступают в роли преподавателей для сокурсников. Поскольку чтение информации, выставленной на сайт другими студентами, обсуждение ситуации в малых группах, принятие решений по ситуации создает ситуацию обучения сверстников сверстниками.

  8. Все более очевидным становится понимание необходимости перехода от классической системы образования, в основе которой лежал императив подготовки человека знающего, к новой системе, готовящей не только знающего, но и понимающего – понимающего других людей, другие культуры, специфику современного бытия, способного к диалогу, осознающего ответственность за последствия своих действий.

  9. Выполняя задания на форуме специального сайта, посвященного экологической этике, студенты пользуются Библиотекой сайта и иными материалами, которые там выставлены.

  10. Задания, осуществляемые с помощью Интернет, сочетают в себе две функции – это сочетание индивидуальной работы преподавателя со студентами и самостоятельной работы студентов. Полнее осуществляется и та, и другая функции – индивидуальная работа дополняется самостоятельностью, самостоятельная работа протекает поэтапно и в постоянном диалоге не только с преподавателем, но и с сокурсниками.

  11. ИТ предоставляет адресность, возможность для преподавателя работать с позицией каждого. Возможность работать с лучшими студентами «дополнительно».

  12. Интернет-форум является определенным выходом для застенчивых студентов, не склонных к публичным выступлениям, но способных к рассуждениям.

  13. Массовая доступность: все могут следить за ходом обсуждения, даже не участвуя в дискуссии.