microbik.ru
1
Использование ИКТ на уроках биологии в целях формирования ключевых компетенций обучающихся.

Алексеева Татьяна Викторовна (varfolomei4ik@mail.ru)

Учитель биологии высшей категории

МОУ «Гусиноозёрская гимназия», г. Гусиноозёрск республика Бурятия

Аннотация

В данное время меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием, вместо усвоения знаний, усилия направляются на формирование компетентностей. Но, тем не менее, урок был и остается главной составной частью учебного процесса. Качество подготовки учащихся определяется применение новых педагогических технологий, в том числе ИКТ. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе урока, для формирования умений: обобщать, анализировать, систематизировать информацию; работать в группе; находить информацию в различных источниках. Таким образом, формируются ключевые компетентности, предъявляемые Гос. стандартами образования.

Цели и задачи использования ИКТ.

В данное время меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием, - происходит смещение усилий с усвоения знаний на формирование компетентностей, акцент переносится на личностно-ориентированное обучение. Но, тем не менее, урок был и остается главной составной частью учебного процесса. Учебная деятельность учащихся в значительной мере сосредоточена на уроке. Качество подготовки учащихся определяется содержанием образования, технологиями проведения урока, его организационной и практической направленностью, его атмосферой, поэтому необходимо применение новых педагогических технологий в образовательном процессе, в том числе ИКТ.

Цели использования информационных технологий:

  1. Развитие личности обучаемого, подготовка к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества через:

  • развитие конструктивного, алгоритмического мышления, благодаря особенностям общения с компьютером;

  • развитие творческого мышления за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности;

  • формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации (при использовании табличных процессоров, баз данных).

  1. Реализация социального заказа, обусловленного информатизацией современного общества

  • подготовка обучаемых средствами информационных технологий к самостоятельной познавательной деятельности

  1. Мотивация учебно-воспитательного процесса:

  • повышение качества и эффективности процесса обучения за счет реализации возможностей информационных технологий.

Информационные технологии позволяют:

  • построить открытую систему образования, обеспечивающую каждому школьнику собственную траекторию обучения;

  • коренным образом изменить организацию процесса обучения учащихся, формируя у них системное мышление;

  • рационально организовать познавательную деятельность школьников в ходе учебно-воспитательного процесса;

  • использовать компьютеры с целью индивидуализации учебного процесса и обратиться к принципиально новым познавательным средствам;

  • представлять в удобном для изучения масштабе различные физические, химические, биологические процессы, реально протекающие с очень большой или малой скоростью.

ИКТ на конкретном уроке.

К наиболее эффективным формам представления материала по биологии, следует отнести мультимедийные презентации. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока.

Работа с мультимедийными пособиями дает возможность разнообразить формы работы на уроке за счет одновременного использования иллюстративного, статистического, методического, а также аудио- и видеоматериала, и позволяет сформировать умение:

  • обобщать, анализировать, систематизировать информацию по интересующей теме;

  • работать в группе;

  • находить информацию в различных источниках;

  • формирует коммуникативную компетентность;

  • позволяет осознать полезность получаемых знаний и умений.

Такая работа может осуществляться на разных этапах урока:

  • как способ создания проблемной ситуации;

  • как способ объяснения нового материала;

  • как форма закрепления изученного;

  • как форма проверки домашнего задания;

  • как способ проверки знаний в процессе урока.

Таким образом, у учащихся формируются ключевые компетентности, предъявляемые Государственными стандартами образования.

В работе с презентациями осуществляется индивидуальный подход к обучению, активнее идет процесс социализации, самоутверждения личности, развивается научно-естественное мышление. Решение задач интегративного и проблемного обучения с помощью информационно-коммуникационных технологий.

Урок Интеллектуальная дуэль 8 класс

Н.И.Сонин, М.Р. Сапин; Биология.8 кл. Человек: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений.-2-е изд., испр.-М.: Дрофа, 2000.-216с.:ил.

Тема урока: Состав пищи.

Цели:

Образовательные: Систематизация знаний, полученных при изучении темы, закрепление ее наиболее важных положений

Развивающие:

    1. Продолжить формирование монологической речи, умения на научной основе излагать накопленные знания;

    2. реализовать мыслительную деятельность, способность сравнивать, обобщать, анализировать;

    3. развивать познавательную активность.

Воспитательные: воспитание умений и навыков уважительного отношения к одноклассникам, мнениям других, объективного подхода к оценке чужих знаний, соблюдению дисциплинарных установок.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран, презентация, плакаты, эмблемы, стикеры.

Ход урока:

Участники образуют 5 групп: Белки Б., Жиры Ж., Углеводы У., Микроэлементы М., группа экспертов, модератор М.-учащийся класса (или старшеклассник).

Организационный момент.

Модератор: Здравствуйте, дорогие друзья и уважаемые гости. Рад приветствовать вас на интеллектуальной дуэли.

Разрешите представиться – я, Усольцев Влад, учащийся гимназии– постоянный посетитель школьной столовой.

Участники дуэли: господа Белки (аплодисменты), господа Жиры (аплодисменты), господа Углеводы (аплодисменты) и господа Микроэлементы (аплодисменты).

Проблема урока:

Ежедневно передо мной встаёт вопрос: Что съесть на завтрак, чтобы чувствовать прилив сил и энергии на весь учебный день.

У меня много любимых блюд: люблю шоколад, мясо, пирожные, жареную картошку, пирожки и многое другое.

Но, изучая вопрос рационального питания, я пришёл к выводу, что не всё что я люблю полезно. Что же делать?

Чтобы ответить на этот вопрос был проведён социологический опрос среди учащихся 8 класса. Результаты перед вами(слайд с диаграммой).

Модератор: О! Первое место в рационе школьников принадлежит Углеводам! Поздравляю! (аплодисменты)

(недовольный ропот и возгласы несогласия Жиров)

М-р: Жиры, а вы, я вижу, не все согласны с этими данными?!

Ну что ж, к барьеру господа!

В вашем распоряжении 2 минуты, чтобы высказать свою точку зрения. (музыка)

Жиры: Да, мы не согласны! Почему занижена наша значимость?! На каком основании?! (Приводят аргументы в свою защиту – пиар-акция, в сопровождении слайдовой презентации: Значение жиров для организма)

М-р: Выслушаем мнение другой стороны. Прошу, Углеводы, вам слово

Углеводы: Ну что вы, как можно не доверять потребителю! (Приводят аргументы в свою защиту – Пиар – акция, в сопровождении слайдовой презентации. Значение углеводов для организма).

М-р: У сторон есть вопросы. Пожалуйста, Жиры…

Жиры: («компромат», приготовленный заранее в виде презентации о вреде переизбытка углеводов)Информация о традициях национальной кухни

Модератор: Ваш ответ, Углеводы…

Углеводы: («компромат», приготовленный заранее в виде презентации о вреде переизбытка жиров) Информация о традициях национальной кухни

М-р: А что скажут остальные участники дискуссии?

Б. и М. задают вопросы в стиле: «А правда ли, что…»

М-р: Благодарю оппонентов! И прошу слушателей выразить свою поддержку стороне, которая была наиболее убедительной

Учащиеся из групп Белки и Микроэлементы прикрепляют свои стикеры к эмблемам Ж. и У.

М-р: Ну а теперь мы готовы выслушать вас, Белки и Микроэлементы. Господа белки, вам слово.

Б. Информация о традициях национальной кухни

(Приводят аргументы в свою защиту – Пиар – акция, в сопровождении слайдовой презентации. Значение углеводов для организма)

М-р: Слово вам, Микроэлементы

М. Информация о традициях национальной кухни

(Приводят аргументы в свою защиту – Пиар – акция, в сопровождении слайдовой презентации. Значение углеводов для организма)

М-р: А что скажут остальные участники дискуссии?

У. и Ж.. задают вопросы в стиле: «А правда ли, что…»

М-р: Благодарю оппонентов! Прошу слушателей выразить свою поддержку стороне, которая была наиболее убедительной и обосновать свой выбор.

Учащиеся из групп Жиры и Углеводы прикрепляют свои стикеры к эмблемам Б. и М.

М-р: Голоса разделились относительно поровну. Что же мы получили в итоге?

Вывод (может сделать любой из участников)

- Все элементы необходимы организму, важно соблюдать пропорции

М-р: Но позвольте, господа, ведь каждый из вас утверждал только о своей значимости. Получается, вы были не совсем правы?

Так давайте составим правильный завтрак для меня

Вывод (может сделать любой из участников)

Завтрак школьника должен содержать белки для построения организма и его иммунной системы. Углеводы – для энергии. Жиры – основной источник энергии. Микроэлементы необходимы для поддержания жизненного тонуса.

М-р: Благодарю всех участников дискуссии!

Теперь, придя в столовую, для меня не составит труда выбрать СВОЁ меню!

Музыка, аплодисменты участников