microbik.ru
1


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КАЗУСОВ КАК ДИДАКТИЧЕСКИЙ МЕТОД КОНКРЕТНЫХ СИТУАЦИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН

Егоров В.Е., доцент, кандидат педагогических наук,

Профессор РАЕ, заслуженный работник науки и образования
В России, как известно, уровень образованности населения является одним из ее наиболее значимых конкурентных преимуществ в мировой экономике. Вот почему уровень образованности населения, развитость образовательной и научной инфраструктуры становятся непременным условием формирования экономики и общества в целом. Их ведущими ресурсами выступают новое знание, инновационная деятельность, новые технологии производства. Современный рынок работ предъявляет требования не только и не столько к уровню теоретических знаний потенциального работника, сколько к той степени ответственности, профессиональной компетентности и коммуникабельности, которую он может продемонстрировать.

Одним из приоритетных направлений государственной политики модернизации российского образования определено повышение качества профессионального образования, которое возможно только на основе активизации инновационных процессов в данной среде.1

Специфического подхода требует высшее юридическое образование, которое, как утверждает академик РАН Б. Н. Топорнин, занимает, особую нишу высшей школы. Подготовка высококвалифицированных юристов, по его словам, оказывает существенное воздействие на самые важные стороны развития российского общества, в том числе на экономику, культуру, социальные и политические факторы. Это обусловлено важнейшей ролью права в жизни государства, а также проблемами проводимой в настоящее время правовой реформы. Указанные обстоятельства детерминируют обостренный интерес общества к юридической профессии и, как следствие, – повышение требований к ее представителям.2

По мнению многих ученых обучение будущих юристов сегодня уже не может носить отвлеченный, теоретический характер. «В условиях, когда основная законодательная база была почти неизменной, пассивное обучение юристов все же позволяло готовить достаточно квалифицированные кадры. На современном этапе развития законодательства и постоянного усложнения правовых отношений такое состояние юридического образования нельзя признать удовлетворительным», - подчеркивает Л. В. Туманова.3 Поэтому большинство ученых-правоведов высказываются в пользу усиления практической, прикладной направленности правовой подготовки.

Одной из форм внедрения дидактических методов в правовой подготовке на современном этапе, по нашему мнению, может быть решение казусов. Большой интерес представляют рекомендации, которые давал по этому поводу профессор З. М. Черниловский (1914-1995), известный специалист по истории права и римскому праву. Изучение римского права, по Черниловскому, требует немалых умственных усилий. В этой связи он рекомендовал снабдить весь учебный курс казусами (задачами), при решении которых, студент вырабатывает юридическое мировоззрение, то есть способность видеть тот или иной факт (случай) сквозь призму права, в его юридической интерпретации, включая вопрос о соответствии или противоречии закону, соответствии или противоречии его духу, его цели и даже такому критерию действительности права, каким является критерий нравственный. «Казусы (задачи) – для тренировки ума».4

«Право, - писал выдающийся русский философ и правовед И. А. Ильин, - говорит на языке сознания и обращается к сознательным существам: оно утверждает и отрицает, оно формирует и требует – для того, чтобы люди знали, что утверждено и что отринуто, и сознавали формулированное требование… Самая сущность, самая природа права в том, что оно творится сознательными существами и для сознательных существ, мыслящими субъектами и для мыслящих субъектов».5

Смысл решения казусов – усвоить привычку соединять свои теоретические познания с конкретными случаями действительной жизни. Речь идет о том, чтобы ознакомить студента с законодательным материалом. Профессор должен приучить студента, - писал Л. И. Петражицкий, - всякое юридическое положение, взятое из лекций, уметь обосновывать законодательными источниками. Далеко не всякий наделен юридическим мышлением. Суть последнего состоит в умении в каждом бытовом отношении, в каждом вопросе выделить юридическую сторону, умении в каждом споре определить больное в правовом смысле место, то есть поставить юридический диагноз, умении быстро восходить от данной нормы к более широким правовым категориям или от последних спускаться к конкретному случаю.6

Решение казусов, то есть задач с конкретными ситуациями «развивают способность к анализу нерафинированных задач и умение их формулировать самостоятельно. Сталкиваясь с задачей, студент, прежде всего, должен определить, в чем она состоит, уточнить свою позицию, выяснить, что следует решить и есть ли в этом необходимость».7

Сегодня решение казусов, то есть применение дидактического метода конкретных ситуаций, находит достойное применение в педагогической практике вузовских специалистов-правоведов. Так, по утверждению профессора Ю.М. Ткачевского, на кафедре уголовного права в МГУ им. М.В. Ломоносова требуют от студентов письменного решения казусов. Причем желательно, - пишет Ю. М. Ткачевский, - чтобы хотя бы одно решение было развернутым, подробным, мотивированным, со ссылками на необходимый нормативный материал, на руководящее постановление пленума Верховного суда Российской Федерации. Письменное решение казусов служит одним из доказательств самостоятельной работы студента.8

Определенный интерес в решении казусов по курсу «Римское право» представляет логическая схема их анализа, разработанная преподавателем Современного гуманитарного университета А. А. Вологдиным.

При анализе конкретных задач (конкретных ситуаций), А.А. Вологдин предлагает, применяя логическую схему, определить:

во-первых, существует ли в данной ситуации нарушение норм права;

во-вторых, каким образом осуществляется защита нарушенного права (если такое нарушение есть);

в-третьих, определить действия, которые должна предпринять сторона, чье право нарушено, для его защиты;

в-четвертых, к какой категории процессуальных действий относится разрешение данного спора;

в-пятых, определить сторону, по инициативе которой будет разрешаться спор, и ответчика;

в-шестых, определить инстанцию, куда будет направлено исковое заявление;

в-седьмых, определить этапы рассмотрения спора;

в-восьмых, определить, кто и где выносит решение по делу;

в-девятых, определить, возможно ли обжалование судебного решения;

в-десятых, определить, как должно исполняться судебное решение.9

Такая логическая схема, по нашему мнению, действительно поможет студентам-первокурсникам юридического факультета, так как именно на первом курсе они изучают римское право и еще в недостаточном объеме владеют вопросами юриспруденции. Количество пунктов приведенной логической схеме можно увеличить, учитывая более объемные конкретные ситуации, затрагивающие отдельные институты курса римского права.

В рамках метода конкретных ситуаций студент работает с предлагаемым материалом, сборником с развернутыми описаниями реальных, а не схематизированных ситуаций. Есть основания полагать, что текст каждого казуса (задачи) может быть достаточно объемным. При этом требуется произвести развернутый анализ – выделить симптомы проблемы, важную информацию и решить, что нужно уточнить дополнительно. В описаниях ситуаций представляется целесообразным использовать форму диалога – так оживляется подача ряда важных проблем, которые в другой форме выглядели бы менее интересно.

Ситуации желательно предоставлять таким образом, чтобы студент мог самостоятельно определить, что «дано» и что «требуется доказать». Задача может иметь несколько вариантов решения, в равной степени близких к оптимальному и приемлемых в описанных обстоятельствах. На этом базируется заключительная дискуссия, в которой сравниваются различные варианты решения. Обсуждение вариантов решения одного и того же казуса существенно углубляет опыт студентов: каждый может ознакомиться с их разнообразием, выслушать и взвесить множество оценок, дополнений и изменений. Это в известной степени способствует приобретению жизненного опыта.

В практике преподавания таких дисциплин, как «Трудовое право» и «Муниципальное право», метод анализа конкретных ситуаций (решения казусов) стимулирует обращение студентов к источникам права, консультациям и усиливает стремление к приобретению теоретических знаний для получения ответов на поставленные вопросы. Указанный метод закрепляет сведения, получаемые на лекциях, и дает примеры практического использования новых идей и знаний, тактику отдельных приемов в правовой практике.

Заметим, однако, что его цель не сводится к простому закреплению теоретических знаний. Решение казусов должно развивать у студентов инициативу, аналитические способности, способствовать правильному использованию имеющегося в их распоряжении конкретных норм права, информации и умению аргументированию обосновывать свои решения.

Главная задача этого метода, - по мнению профессора Р. М. Грановской, - развить умение анализировать нерафинированные задачи, вырабатывать самостоятельные решения.10

Действительно, процесс выработки решения составляет сущность метода конкретных ситуаций и имеет гораздо большее значение, чем само решение. Студент должен сам выявить сущность конфликта, сформулировать задачу (казус) и уточнить значимые факты и нормы права, помогающие ее решить. Для этого ему необходимо тщательно рассмотреть и взвесить каждый факт, обстоятельства, нормативно-правовые акты, ограничивающие решения, разработать несколько альтернативных способов действия, произвести разбор положительных последствий каждого и, наконец, аргументированно обосновать лучший вариант решения.

Таким образом, решение казусов дает возможность развивать юридическое мышление, оттачивать аргументацию, владеть мастерством правовой критики.

Уважение к профессии и компетентность юриста являются объективной необходимостью. Высший профессионализм сегодня, по определению профессора Н. Я. Соколова, требует не только высокой квалификации юридических работников в их «узкой» сфере, но и включения всего творческого потенциала личности в профессиональную деятельность, ответственности за результаты принимаемых решений, их соответствия требованиям законности. Все это требует, по нашему мнению, качественной перестройки профессионально-юридической ориентации молодежи, более углубленной подготовки юридических кадров, а также повышения квалификации юристов с тем, чтобы поднять их профессиональный класс на уровень современных потребностей российского общества.11

Вышеизложенное дает основания для вывода о том, что решение казусов как дидактический метод был известен педагогической науке с давних времен и не является нововведением. Этот метод был известен отечественной юриспруденции еще в середине ХIХ века и в отдельные исторические периоды успешно применялся учеными-правоведами при подготовке юристов.12 Иногда он незаслуженно забывался и через десятилетия вновь возвращался в педагогическую практику. В связи с этим уместно вспомнить слова В. Г. Белинского: «Новое, чтобы быть действительным должно исторически развиваться из старого»13. Прав также С. И. Гессен, говоря о том, что «будущее, желающее прочно утвердить себя на месте настоящего, должно укрепить себя в прошлом…»14

Таким образом, прислушиваясь к наставлениям выдающихся мыслителей и педагогов и применяя старые, но еще актуальные и дающие реальный результат методы преподавания, каждый преподаватель и каждый студент могут надеяться на успех. Отметим также, что основополагающей для нашего исследования является концепция активных методик преподавания правовых дисциплин, составной частью которых и является рассмотренный нами метод конкретных ситуаций. Именно при решении казусов в процессе обучения происходит смещение акцента в сторону активизации умственной деятельности студентов.


1 О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации.//Официальные документы в образовании. №1. 2005. с. 6-14.

2 Топорнин Б. Н. Правовая реформа и развитие высшего юридического образования в России//Государство и право. 1996, №7. с. 34.

3 Туманова Л. В. Сделать образование практическим//Российская юстиция. 1999, №5. с. 54.

4 Черниловский З. М. Римское частное право. Элементарный курс. – М.: Новый юрист, 1997, с. 9-10.

5 Ильин И. А. О сущности правосознания// Соч. в 2-х т. Т. 1. М., 1993. с. 83-84.

6 Петражицкий Л. И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. Т. 1. СПб., 1909.

7 Грановская Р. М. Элементы практической психологии. – 4-е изд., с изм. и доп. – СПб.: Свет, 2000, с. 583.

8 Ткачевский Ю. М. Размышления о методике проведения семинарских занятий по уголовному праву//Вестн. Моск. ун-та. Сер. 11, право, 2000. №1. с. 43-54.

9 Вологдин А. А. Римское право: Активное занятие. М.: СГУ, 1996, с. 28-30.

10 Грановская Р. М. Элементы практической психологии. – 4-е изд., с изм. и доп. – СПб.: Свет, 2000, с. 586.

11 Соколов Н. Я. Юридическая профессия: понятие, сущность и содержание//Государство и право, 2004, №9, с. 27.

12 Скрипилев Е. А. О юридическом образовании в дореволюционной России (XVIII – начало XX вв.)// Государство и право, 2000, №9, с. 87.

13 Белинский В. Г. О воспитании детей вообще и о детской книге// Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. М., 1997, с. 294.

14 Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М., 1995, с. 379.