microbik.ru
1 2 ... 7 8
Министерство образования и науки Автономной Республики Крым

Крымское республиканское внешкольное учебное заведение

«Центр детского и юношеского творчества»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ РАБОТЫ

С ПЕЧАТНЫМИ ИСТОЧНИКАМИ ИНФОРМАЦИИ НА ЗАНЯТИЯХ КРУЖКОВ И СЕКЦИЙ ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЯ

(Методические рекомендации)


Составитель:

Афанасьева С.И. методист отдела гуманитарного образования

г. Симферополь, 2008 год
СОДЕРЖАНИЕ


Приемы самостоятельной работы с печатными источникам

- упражнения «Работа с текстом» (стандартные)

…………………..

3

- упражнения «Работа с учебным текстом» (интерактивные)


…………………..


3

Памятки-алгоритмы:

- как составлять простой план

…………………..

4

- как составлять сложный план

…………………..

4

- как делать выписки

…………………..

5

- правила оформления библиографического описания

…………………..

6

Способы фиксации информации

- аннотация, примеры оформления аннотации

…………………..

6

- тезисы

…………………..

7

- цитаты, общие требования к цитированию

…………………..

8

- конспект

…………………..

9

- отзыв

…………………..

9

- рецензия

…………………..

10

- тезаурус

…………………..

11

- монологическое высказывание

…………………..

11

Критерии оценивания устного ответа

…………………..

12

Информация для учащихся (формы, виды речи, текст, типы и стили речи)

…………………..

13

Памятки-алгоритмы работы с текстами художественных произведений:

- анализ лирического стихотворения

…………………..

14

- анализ прозаического произведения

…………………..

14

Памятка тому, кто хочет научиться содер­жательно и интересно писать на литературную тему


…………………..


14

Как вести «Дневник чтения»

…………………..

16

Экспертиза современного рассказа

…………………..

16

Рекомендации по написанию журналистских материалов


…………………..


17

Приёмы работы с печатными источниками информации (из опыта работы педагогов Крыма)


…………………..


20

Список использованной литературы

…………………..

22

Приложение

…………………..

23


Приемы самостоятельной работы с печатными источниками


Упражнения «Работа с текстом»

(стандартные)
1. Прочитайте текст разными способами:

  • беспрерывное чтение;

  • повторное чтение;

  • ознакомление с источником;

  • частичное использование источника.

2. Выберите в книге (статье) материал для ответа на любой вопрос:

3. Найдите в книге (статье) ответы на поставленные вопросы, которые требуют конструктивных способов учебной деятельности (сравнение, анализ, обобщение, оценка и т.д.).

4. Выделите основное или второстепенное в тексте:

  • подберите заголовок к абзацам (параграфам, разделам, главам);

  • выделите основную мысль в каждом разделе книги;

  • составьте логический план (простой или сложный) по теме.

5. Сделайте записи прочитанного (из одного или нескольких источников):

  • составьте аннотацию;

  • составьте конспект;

  • составьте тезисы;

  • сделайте выписки, выпишите цитаты и т.д.;

  • составьте рецензию или отзыв.

6. Подготовьте сообщение по проблеме.

Упражнения «Работа с учебным текстом»

(интерактивные)
1. Работа в группах: учащиеся получают свою часть текста. Прочитав ее, они должны пересказать содержание прочитанного другим членам группы. Также участники оценивают качество, доступность пересказа выступающих.

2. Во время знакомства с текстом учащиеся делают карандашом определенные пометки:

! - восклицательный знак (если информация интересная и полезная);

? - вопросительный знак (если информация вызывает возражения или сомнения);

+ - информация новая;

√ - информация известная.

По окончании работы с текстом педагог предлагает его проанализировать, начиная с известных фактов и переходя к новым.

3. Учащимся предлагается внимательно прочитать учебный текст за определенное время. Далее учащиеся распределяются по ролям:

    • редактор;

    • критик;

    • автор;

    • рецензент;

Каждый в своем амплуа должен изложить учебный текст. Остальные учащиеся оценивают выступления.

4. Учащимся предлагается прочитать текст и придумать сказку по данному тексту, но так, чтобы ее главная мысль воссоздавала суть учебного текста.

5. Учащимся предлагается прочитать текст, придумать к нему сложный вопрос и записать его на листке, свернуть в записку. Потом поочередно каждый учащийся вытягивает записку с вопросом и отвечает на него.

6. Педагог предлагает учащимся прочитать текст и передать его содержание с помощью знаков, рисунков.

Затем можно предложить эту запись другому участнику, который в свою очередь делает доклад по данному тексту, используя рисунки или схемы своего товарища.

7. Учащиеся распределяются по группам и читают текст, а потом каждая группа изображает суть текста при помощи любой миниатюры (сценка, песня, пантомима).

8. Педагог предлагает учащимся познакомиться с текстом, выделить в нем ключевые слова, выписать их в столбик и попробовать придумать интересную историю, в которой все эти слова последовательно связаны в сюжетную линию.



следующая страница >>