microbik.ru
1




«Малодетность как социальный феномен современного российского общества»
Содержание

ВВЕДЕНИЕ----------------------------------------------------------------------------------3

1. Исторические предпосылки изменения детности семьи--------------------7

    1. От фамилизма до индустриализации------------------------------------------11

1.1.1. Дофамилистичекая эпоха--------------------------------------------------------12

      1. Семья в доиндустриальную эру------------------------------------------------14

      2. Семья и индустриализация------------------------------------------------------18

    1. Теории феномена малодетности-----------------------------------------------23

2. Социально-экономические факторы снижения рождаемости-----------27

    1. Экономические факторы влияющие на малодетность---------------------30

      1. Жилищная проблема как фактор малодетности-----------------------------34

      2. Профессиональная занятость женщин----------------------------------------37

    2. Социальные факторы влияющие на малодетность-------------------------39

      1. Репродуктивное здоровье населения------------------------------------------42

      2. Социальные проблемы беременности-----------------------------------------46

      3. Проблема детских садов----------------------------------------------------------49

    3. Демографические реформы и связанные с ними процессы---------------50

3. Практическое исследование по выявлению факторов малодетности-53

3.1. Социально-демографические характеристики респондентов-------------55

3.2. Результаты анкетирования--------------------------------------------------------57

4. Рекомендации к социальной политике-----------------------------------------76

5. Философский аспект: многодетность - за и против-------------------------79

ЗАКЛЮЧЕНИЕ----------------------------------------------------------------------------85

ЛИТЕРАТУРА-----------------------------------------------------------------------------87

ПРИЛОЖЕНИЕ----------------------------------------------------------------------------92

ВВЕДЕНИЕ


Актуальность данной работы на сегодняшний день достаточно чётко обозначена. Население – основное богатство любой страны, без него жизнь государства невозможна. Более 10 лет в России идет сокращение численности населения, обусловленное его естественной убылью, главной причиной которой является низкий уровень рождаемости и распространение в современное время малодетности. Данные явления происходящие в нашей стране, имеют ярко выраженный негативный характер и привели к эффекту депопуляции, выразившемуся в естественной убыли населения в подавляющем большинстве регионов страны и в России в целом. По сути, Россия столкнулась с ужасающим по своим масштабам и приближающимся последствиям - глобальным кризисом.

Оказавшись в условиях системного кризиса 90-х годов ХХ столетия, обусловленного рыночными реформами в стране, семья претерпевает известную модификацию. В настоящее время в России, происходит трансформация традиционных стереотипов репродуктивного поведения, меняются паттерны семейных отношений. Создание семьи откладывается на более поздний возраст, уменьшается количество детей в семье, дилемма «ребенок или карьера» все чаще решается женщинами в пользу карьеры.

Данные тенденции негативно влияют на процесс рождаемости. Подобная ситуация во многом обусловлена изменившимся за последние десятилетия социальным положением женщины, трансформацией ее ценностных ориентаций и социально-ролевых установок, в результате функция воспроизводства все чаще отходит на второй план, так как зачастую ее реализация ведет к понижению как личностного, так и социального статуса женщины.

Современная ситуация в России обострила положение семьи. Среди основных тенденций преобразования, которые претерпевает современная семья, отмечается: изменение её функций, сокращение размеров, изменение типа главенства. Распад нормативной системы многодетного родительства

1. Исторические предпосылки изменения детности семьи
На основе проведенных к настоящему времени многочисленных исследований репродуктивного поведения в нашей стране и во многих других странах сложились определенные концепции, объясняющие причины раз­вития массовой малодетности. Эти причины обусловлены историческими изменениями функций семьи в обществе и изменением роли детей в семье.

Предполагается, что основная причина низкой рождаемости — это плохие материальные и жилищные условия жизни семей, и, если улучшить эти условия, то рождаемость непременно повысится. Давно известно, что высокая рождаемость имеет место в бедных странах, а низкая — в самых богатых странах и что экономический подъем отнюдь не ведет к ее повышению. Правда, из этого факта обратной связи не надо делать абсурдный вывод, что снижение жизненного уровня населения приводит к росту рождаемости.

Сначала семья была производственным коллективом. Дети с ранних лет участвовали в семейном производстве и представляли для родителей несомненную экономическую ценность.

Семья была школой, где дети получали от родителей необходимые им для самостоятельной жизни знания и навыки.

Семья была институтом социального обеспечения. В те времена не существовало пенсий. Нетрудоспособные старики и инвалиды могли рассчитывать только на помощь со стороны детей и внуков, всех членов расширенной семьи.

Семья была местом проведения досуга. Как правило, члены семьи отдыхали и развлекались сообща, используя преимущества всей системы родства.

В семье удовлетворялось большинство индивидуальных потребностей, в том числе сексуальная потребность и потребность в детях. Внебрачные связи осуждались общественным мнением. Скрыть их от окружающих в

1.1. От фамилизма до индустриализации
Из выше сказанного, историческое изменение детности семьи можно разделить на: дофамилистическую эпоху, доиндустриальную эру и эпоху индустриализации. Рассмотрим данные эпохи подробнее.

1.1.1. Дофамилистическая эпоха

Слово «фамилистический» (производно от лат. «familia» — семья) является синонимом всего семейного. Термин «фамилизм» употребляется для характеристики просемейных систем ценностей, где наивысшее значение по сравнению с ос­тальными благами жизни придается семье и детям. Фамилизм применитель­но к индивидуальной системе ценностных ориентации означает «устремлен­ность индивида на достижение семейного благополучия, следствием которо­го оказывается индивидуальное благополучие» [1, с.3].

Фамилизм — термин, обозначаю­щий «направленность системы вза­имосвязанных ценностей на семью и семейный образ жизни; на уровне общества, социальных институ­тов, общностей, групп, индивидов характеризует приоритет ценно­сти семьи и детей перед всеми ос­тальными ценностями» [1, с.52].

Зачатки фамилизма как системы ценностей, при которой жизнь и благополу­чие отдельных индивидов зависят от «сплоченности и жизнедеятель­ности первичного микрокруга людей, связанных родственно-брачны­ми отношениями, наблюдаются на первоначальных этапах становле­ния человечества» [2, c.94]. В борьбе за существование человеческие племена создают социальную организацию, ориентированную на выживание рода, на функционирование родовых структур при смене поколений. Выживание индивидов было следствием адаптации рода к среде и следствием успеха обучения индивида общепринятым формам жиз­ни, усвоения правил, проверенных опытом образцов поведения.

Приобщение потомства к адаптивным нормам жизнедеятельности осуществлялось посредством социализации. Проводниками этой социализации оказывались старшие члены рода, а не кровные родители. В

1.1.2. Семья в доиндустриальную эру

Социальная организация, по­строенная на фундаменте системы норм многодетности, подтвердила свою эффективность тысячелетиями исторической практики. Меня­лись времена, конкретным историческим содержанием наполнялись социальные регуляторы поведения людей, в том числе связанного с воспроизводством населения. Семья-род или семья-община, основан­ные на групповом браке, по мере социальной дифференциации и обособления социальных институтов, прежде всего, государства ло­кализуются в хозяйственные объединения родственников, центром которых становится парный брак, парная семья.

Для возникновения семьи необходимо «наличие экономики и соб­ственности, отношений власти и подчинения, укорененных в сложно-иерархизированной социальной структуре» [2, с.97]. В первобытных обще­ствах существуют производственно-потребительские отношения, но нет экономики как таковой. Только при появлении четкой социаль­ной стратификации, классово-групповой дифференциации в рамках командно-распределительной экономики начинает заявлять о себе потенциал парного брака. На ранних стадиях рабовладельческого строя за несколько столетий до новой эры возникает та социокуль­турная форма жизнедеятельности, которая именуется семьей.

Происхождение обусловлено гармоническим сочетанием многообраз­ных функций, укрепляющих посредническую роль семьи на осно­ве автономного семейного домохозяйства, совместной социальной и производственной деятельности всех членов семьи, когда потреб­ность семейного объединения в исполнителях социально-семейных ролей и в работниках одновременно оказывается потребностью чле­нов семьи друг в друге, потребностью родителей в детях и детей — в родителях.

Обширная семья в доиндустриальную эру включала в себя не только парную семью с домочадцами, но и рабов, имущество, домаш­них животных. Она мало походила на патриархальную семью эпохи фамилизма.

1.1.3. Семья и индустриализация

Развитие капитализма вело к глу­боким переменам образа жизни населения, и не только постоян­но растущего городского, но и сельского. Прежняя роль семьи как посредника во взаимосвязи общества и личности, как основной про­изводственной и социальной ячейки общества, способной к поддер­жанию норм многодетности и развитию многообразных стимулов к рождению большого числа детей, стала приходить в упадок под влиянием индустриализации и промышленного производства, вытя­гивающего всех членов из лона семейного производства в сферу наемного труда. Переход ряда функций семьи к другим социаль­ным институтам превращает семью в хозяйственно-потребительскую ячейку, где каждый из ее членов вовлекается в такую деятельность, в которой семейные связи утрачивают свое прежнее значение по­средника.

Рождение большого количества детей постепенно теряет свое эко­номическое значение. Удлинение периода социализации детей и из­менение социальной роли ребенка усиливают экономическую за­висимость детей от родителей и ослабляют репродуктивную моти­вацию, прежде всего экономические и социальные мотивы многодет­ности.

Спонтанному ослаблению норм многодетности содействует постепенное уменьшение детской смертности, сближающее число рожденных детей с числом доживающих до совершеннолетия. Последнее обсто­ятельство окончательно разрушает запрет на вмешательство в ре­продуктивный цикл. Улучшение санитарно-гигиенических условий жизни, успехи медицины и здравоохранения укрепляют здоровье личности, удлиняют срок жизни и непосредственно воздействуют на уменьшение смертности. А это означает, что самосохранение населе­ния в условиях контроля над смертностью непосредственно зависит от сокращения смертности и не нуждается в какой-либо подстраховке через высокую рождаемость.
1.2. Теории феномена малодетности
В современных условиях, когда ускорение темпов падения рождаемости приобретает характер глобального феномена, становятся актуальными гипотезы о механизме воздействия тех или иных факторов на воспроизводство населения, в их числе преобладают факторы, устанавливающие экономическую природу снижения рождаемости.

Безусловно, уровень жизни является не единственным показателем, влияющим на мотивацию репродуктивного поведения. Целый комплекс экономических, социальных, религиозных, психологических и других доводов за и против очередного ребенка может приниматься во внимание женщиной или супружеской парой при планировании семьи. Весомость тех или иных доводов определяется характером потребности в детях и ее местом в иерархии индивидуальных или семейных потребностей.

Большинство существующих теорий рождаемости, основанных на рассмотрении мотивации репродуктивного поведения, подчеркивают экономическую природу потребности в детях.

Сокращение рождаемости, бесспорно, является социально-экономическим феноменом, причем его социальный аспект следует признать доминирующим. Изменение репродуктивных установок и норм, проявляющееся в массовом распространении однодетных семей, ставит под сомнение тот факт, что данная ситуация может разрешиться сама собой без принятия комплекса мер, направленных на изменение ценностных ориентаций населения. Тем не менее, существует и принципиально иная точка зрения. Так, в рамках «теории демографического перехода» (Ф.У.Ноустайн, А.Г. Вишневский, П. Калатбари и др.) [22, с.93] постулируется идея исторической эволюции рождаемости. Согласно этой теории, все страны должны пройти три фазы, каждая из которых соответствует конкретной стадии развития общества и определяет тип воспроизводства населения:

2. Социально-экономические факторы снижения рождаемости
В настоящее время стало нормой иметь максимум двух детей в семье. В былые времена такой нормой было пять-шесть детей. Процесс перехода от многодетной семьи к малодетной проходил не единовременно, а на протяжении нескольких десятилетий, при жизни нескольких поколений. Снижение числа детей в российской семье начинается с конца 1960-х годов. Молодежь все более стремилась к образованию, предпочитала получить производственную специальность, обрести материальную независимость от родителей до того, как вступить в брак. Рост участия женщины в производстве привел к постепенному изменению ее статуса в семье. Женщина в семье стала менее зависимой, а в ряде случаев получила лидерство. Выросли не только материальные и духовные потребности, но и изменились прежние представления, стереотипы и жизненные ориентации. В первую очередь этот процесс затронул наиболее молодые группы женщин.

В 1990-е годы данное явление стремительно набирало обороты, помимо этого кардинально изменилась социально-экономическая ситуация: образование, медицина практически полностью становятся платными, материальная поддержка семей свелась к минимуму. Политический, социально-экономический кризис затронул все слои населения.

Предположим следующие возможные причины снижения рождаемости и развития феномена малодетности в российском обществе:

  1. Намеренная политика советских властей, проводимая через официальную идеологию и создание определенных условий существования людей. Цель данной политики, на наш взгляд – это вовлечение максимального количества населения (в том числе, незадействованную ранее в промышленном производстве его половину - женщин) в построение экономики социализма. Приоритет отдавался насущным текущим задачам в ущерб стратегическим. Элементами этой политики являлись:


2.1. Экономические факторы влияющие на малодетность
Упоминание экономических трудностей как основного объективного феномена малодетности - достаточно распространенное явление. Согласно сообщению первого заместителя министра по труду и социальной политике РФ Валерия Январева, выступившего в Госдуме на совещании с руководителями законодательных органов российских регионов, «почти 40 миллионов россиян имеют доход ниже прожиточного минимума» [13].

Бедность – многостороннее социально-экономическое и психологическое общественное явление. Бедность возникает в том случае, когда часть населения не может удовлетворить минимальные потребности в основных условиях жизнедеятельности, принятых в данном обществе.

Бедность – это не только отсутствие денег или имущества, а прежде всего недоступность важнейших условий жизнедеятельности – жилья, образования, здравоохранения, культуры и т.д.

Рождение ребенка, особенно второго, третьего, открывает современной российской семье дорогу к бедности. Во многих семьях рождение ребенка становится просто роскошью. Многочисленные исследования, проведенные в разные годы, находят самую тесную взаимосвязь между числом детей в семье и доходом, приходящимся на каждого члена семьи, а в более общем плане - степенью ее обеднения. Она проявляется и сохраняется на протяжении многих лет.

«Сегодня треть семей после рождения ребёнка сразу же оказывается за порогом прожиточного минимума» [13], - рассказал «АиФ» старший научный сотрудник Института социально-политических исследований РАН, профессор Леонид Рыбаковский.

На семейные пособия из госбюджета у нас выделяют в 8-10 [35, с.11] раз меньше средств, чем в европейских странах. Молодые российские мамочки, казалось бы, получили надежду на вознаграждение в 250 тыс. руб.: за второго или последующего ребёнка (но только один раз в жизни). Однако

2.1.1. Жилищная проблема как фактор малодетности

Как отмечалось выше, важный объективный фактор - жилищная проблема. Она оказывает существенное влияние на уровень рождаемости. Отсутствие бесплатного жилья в современной России, а также отсутствие вариантов долгосрочного кредитования его приобретения или строительства по приемлемым процентным ставкам, сыграло свою отрицательную роль.

Не надо углубляться в науку, чтобы понимать, что для создания семьи и рождения детей нужно иметь жилище, и желательно хо­рошее и вместительное. И чем больше детей, чем больше семья, тем, впол­не очевидно, больших размеров требуется жилище.

Многое, конечно, зависит от решения жилищной проблемы. За последнее время в России ввод в эксплуатацию жилых домов сократился (с 62,5 млн. м² общей площади жилья до 38,5 млн. м²). При этом доля элитных квартир увеличилась с 7 до 16% [33, c.233].

Для трудящихся приобрести жильё стало практически невозможно. При этом государственные дотации на содержание жилищно-коммунального хозяйства сократились более чем в 3,5 раза, а платежи населения увеличились в 30 раз. Оплата коммунальных услуг съедает большую часть зарплаты или пенсии.

К примеру, было проведено исследование на тему: «Сколько лет надо работать, чтобы накопить на квартиру в Москве (в 60 кв. м)?». Считалась вся зарплата целиком. Вот через столько лет россияне смогут приобрести жильё – при условии, что не будут ни есть, ни пить, ни покупать одежду:

  • космонавт – 20;

  • шахтёр – 23,5;

  • хирург – 26,7;

  • учитель – 30,8;

  • комбайнёр – 40,5;

  • доярка – 267 [55, с.11].


2.1.2. Профессиональная занятость женщин

Князь П.А. Кропоткин писал о женщине: «Она больше не хочет быть вьючным животным своего дома; довольно с нее и того, что она столько лет своей жизни отдает на воспитание детей. Она не хочет больше быть в доме кухаркой, судомойкой, горничной». Освободить женщин предполагалось механизацией домашнего хозяйства, открытием учреждений службы быта и общественного питания, столовых для каждой группы домов. «Освободить женщину, – по словам П.А. Кропоткин, – не значит открыть для нее двери университета, суда или парламента; потому что освобожденная женщина всегда сваливает домашний труд на какую-нибудь другую женщину. Освободить женщину – значит избавить ее от отупляющего труда кухни и прачечной; это значит – устроиться так, чтобы дать ей возможность, кормя и выращивая своих детей, вместе с тем, иметь достаточно много свободного времени, чтобы принимать участие в общественной жизни» [40].

Изучение влияния занятости женщин на рождаемость исходило из того, что каждой семье, как и обществу в целом, присущи три функции:

1 - производственная,

2 - потребительская,

3 - репродуктивная.

Вовлечение женщин в общественное производство порождает противоречие между производственной и репродуктивной функциями, с одной стороны, и между потребительской и репродуктивной - с другой, что и является причиной снижения рождаемости и порождает ее социальную дифференциацию.

Влияние этих противоречий на рождаемость оценивалось с двух точек зрения:

Во-первых, и это отмечалось практически всеми, бытовые условия жизни еще не настолько благоприятны, чтобы женщина могла совмещать работу в общественном производстве с выполнением семейных ролей, прежде всего связанных с рождением и воспитанием детей. Возникает проблема "двойной

2.2. Социальные факторы влияющие на малодетность
Долгое время преобладала точка зрения, что снижение рождаемости связано с экономическими, в том числе жилищными трудностями, возникающими с появлением каждого последующего ребёнка, нехваткой свободного времени и т.д. Ещё в Древнем Риме, было замечено, что в богатых семьях меньше детей, чем в бедных. А Адам Смит, шотландский экономист и философ XVIII в., писал, что «бедность благоприятствует размножению» [9, с.102].

В последние годы семьи нередко решают ограничиваться одним ребёнком. И не только по экономическим соображениям. Порой можно услышать, что единственному ребёнку психологически более комфортно: дескать, у него нет повода для ревности, ему не приходиться делить с братом или сестрой игрушками, да и в плане образования он получит больше, поскольку родителям не надо разрываться между ним и другими детьми, и они могут направить все силы на обучение своего единственного ребёнка.

В исследовании ЦСУ СССР 1969 г. показало, что в семьях с самыми низкими доходами среднее идеальное и среднее ожидаемое число детей составляли соответственно 4,10 и 4,23 ребенка, а в семьях с самыми высокими доходами - 2,57 и 1,87 ребенка. Аналогичная связь была зарегистрирована между уровнем образования матери и намерениями в отношении числа детей: у женщин с высшим образованием идеальное и ожидаемое число детей составили 2,67 и 1,99 ребенка, с начальным - 3,25 и 3,10 ребенка [5, с.146].

Социологические исследования репродуктивного поведения семей в последние 30 лет определили печальную закономерность: более состоятельные классы общества испытывают гораздо меньшую потребность иметь детей, чем менее состоятельные.

2.2.1. Репродуктивное здоровье населения

В ухудшении здоровья решающее значение имеют социальные факторы: отсутствие работы или угроза её утратить, низкий доход на душу населения, плохое жильё и питание, скверная вода и загрязнённый воздух, вредные привычки и т.д. По утверждению экспертов, 70% населения России живет в состоянии затяжного психо-эмоционального и социального стрессов, вызывающих рост депрессий, реактивных психозов, тяжелых неврозов и психосоматических расстройств.

Основные источники стресса - падение доходов, дефицит личной безопасности, преступность, страх перед будущим, конфликты на работе и семейные неурядицы.

Ученые пришли к выводу: чтобы противостоять стрессу, каждый третий взрослый нуждается в психологической поддержке.

Социальное нездоровье населения проявляется в катастрофическом росте аномалий и асоциального поведения: алкоголизме; наркомании, особенно среди молодежи; криминализации социальной среды; резком увеличении числа самоубийств.

Известна строгая корреляция между снижением здоровья женщин, прежде всего беременных, и увеличением вероятности рождения уже больных детей. Кроме того, выявлено, что главная причина младенческой смертности - это пренатальное, т.е. предшествующее рождению, состояние, которое в значительной мере связано со здоровьем матери.

Возникает своего рода социальная воронка, когда больные рожают больных, а бедные воспроизводят бедных. Из этой воронки быстро не выберешься, потребуется смена не одного поколения. Ухудшение здоровья детей и молодежи чревато падением качества человеческого потенциала всей нации на длительную перспективу. Ведь больное поколение не может воспроизводить здоровых. Отмечается постоянный рост количества инвалидов.
2.2.2. Социальные проблемы беременности

В различные исторические периоды место и роль женщины в российском обществе были неоднозначны, однако беременность и последующее материнство повышали как ее личностный, так и социальный статус. Сегодня, в связи с глобальными изменениями, возникшими на рубеже XX-XXI вв., в различных сферах нашего общества, произошло как резкое падение социального статуса женщины, так и явное снижение престижа материнства, негативно повлиявшее на ее репродуктивные установки.

Наиболее важными для женщины в период беременности являются факторы социальной поддержки со стороны семьи и наличия социальных гарантий на производстве у работающих женщин. Поддержка государства и материальные факторы, выделяемые многими специалистами как наиболее значимые, оказывают минимальное воздействие на репродуктивные установки женщин.

Особое значение имеют «социально-экономические правовые, идеологические гарантии прав женщины в период её беременности, а также в первые годы жизни ребёнка, когда мать и дитя составляют одно целое, а от здоровья женщины, условий её жизни зависит физическое, психическое состояние её потомства, его качества» [24, с.273-274]. Так записано в основном законе РФ.

Однако, отсутствие социально-психологической поддержки со стороны малой группы, повышение внутрисемейной конфликтности, обусловленной необходимостью освоения новых социальных ролей всеми ее членами, ведет к осложнениям беременности, негативно сказывается на состоянии здоровья будущих детей, часто является причиной отказа от последующего деторождения.

Наряду с экономической поддержкой рождаемости, которая является сегодня частью демографической политики нашей страны, необходимо внедрение комплексной программы по поддержке семьи в период ожидания ребенка, с участием всех заинтересованных в данной проблеме

2.2.3. Проблема детских садов

Сегодняшняя Россия малопригодна для рождения детей. Поразительно, но факт: при резком сокращении числа детей в России чудовищный дефицит на детские сады. Люди стоят в очереди. Вынуждены давать взятки. Во время большого «хапка» 1992-2000 гг. под коммерческие нужды было распродано огромное число детских учреждений: под офисы, казино, магазины. Да и сегодня их продолжают продавать под элитную застройку, поскольку при советской власти детсады строились в удобных местах.

Кто не успел записаться в садик (по новым правилам это делается только 2 месяца в году) - сиди с ребёнком дома сама или нанимай няню. Понятно, что по семейному бюджету бьют оба варианта.

За год число школ в России сократилось «на 1000, а количество школьников за 5 лет снизилось с 20 млн. до 15 млн.» [17, с.5].

Как сообщил глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко, количество летних оздоровительных лагерей год за годом сокращается. В этом году откроются «47 535 – на 830 меньше, чем год назад». А отдохнуть в них должны «3 мил. 375 тыс. детей - на 1 млн. больше, чем в прошлом году» [14, с.58].

В столице изменили правила приёма первоклашек. Из списка льготников, кому должны предоставлять место за партой в первую очередь, исчезли братья и сёстры детишек, уже обучающихся в данной школе (приказ Департамента образования № 124 от 14.03.07) [49, с.22]. Водить детей в разные школы – это не только проблема времени, но и двойные затраты (на охрану, спонсорские взносы и т.д.).

Елена Л-на.: «У меня двоё детей – 14 и 7 лет. Старший учиться в 7-м классе. И младшего не приняли в эту школу! Неужели детям придётся ходить в разные школы?» [34, с.30]

Сергей Б.: «На Мичуринском проспекте открылась государственная школа. Мы пытались отдать туда ребёнка. Но выяснилось, что школа нехило берёт за поступление: родителям следует заплатить 150 тыс. руб.!

2.3. Демографические реформы и связанные с ними процессы
Падение рождаемости затронуло все развитые страны. В Европе не помогают ни щедрые пособия, ни молитвы священников, ни запреты Ватикана на аборты. Сказывается безудержная пропаганда индивидуализма, культ наслаждения жизнью. А дети всему этому мешают.

Жан-Жак Руссо (1712-1778) французский писатель и философ создал теорию «естественного человека». Согласно его теории, человек представляет собой «изначально хорошее существо, которое затем под воздействием общества портится, становится злым» [20, с.406].

Или взять Э. Дюркгейма. Общество, по его мнению, представляет собой «более богатую и более реальную реальность, чем сам индивид». Общество у Дюркгейма «доминирует над индивидом, создаёт его и является источником всех высших ценностей» [11, с.62].

Семейные ценности нужно закладывать и «вбивать» в головы молодёжи. А у нас происходит всё наоборот. Так, Т. Парсонс видит поведение молодёжи в свете понятия «аномии» - состояния, в котором «ценности и нормы не являются более ясными указателями должностного поведения или теряют свою значимость» [11, с.175]. Центральное место в поведении молодёжи (лиц репродуктивного возраста) занимают ценности личного успеха и его достижения.

Демократические реформы и связанные с ними процессы по изменению сознания людей привели к:

  • пропаганде разврата, свободных отношений между полами. В том числе непристойной рекламе, телевизионных шоу типа «За стеклом», «Дом» и прочее. Блудная жизнь - враг нормальной семьи.

  • дискриминации института семьи, пропаганде извращений (гомосексуализм, лесбиянство). В том числе посредством рекламы соответствующих заведений, материалов в прессе, вызывающим


3. Практическое исследование по выявлению факторов малодетности
Практическая первая часть работы по изучению феномена малодетности проводилась с помощью методов: анализа литературы, анкетирования, беседы. Вся система нашей работы направлена на выяснение причин феномена малодетности, а именно какие факторы в большей или меньшей степени влияют на данный феномен современного общества.

Опрос населения проводился в 8 населённых пунктах России, таких как: Москва, Воронеж, Тула, Серпухов, Пушкино, Анапа, Лыткарино, Люберцы. Выборка являлась случайной, т.е. респондентам предлагалось заполнить анкету на предприятиях, в учреждениях, на улице. Было опрошено 180 человек в период с 01.06. по 01.09. 2010 года.

Поскольку нас интересовали респонденты с достаточно сложившимися репродуктивными ориентациями, т.е. преимущественно взрослое население, в качестве генеральной совокупности мы рассматривали, соответственно, население от 18 лет и старше. В связи с тем, что целью проводимого исследования являлось не описание распределения признаков в генеральной совокупности, а анализ связи между переменными, было принято решение, что поиск респондентов достаточно осуществлять методом доступных случаев с элементом случайного отбора.

Задачи исследования:

  • определить причины снижения рождаемости в зависимости от условий жизни;

  • изучить отношения респондентов к различным мерам демографической политики;

  • исследовать причины распространенности абортов вместо современных средств контрацепции;

  • рассмотреть жилищные проблемы.

Объект исследования: население 8 городов Российской Федерации.
3.1. Социально-демографические характеристики респондентов
Анализ результатов социологического исследования построен на основе обработки 180 анкет.

В таблице 2 отражено соотношение респондентов по полу и возрасту.

Таблица 2

Возрастно-половая характеристика респондентов
Возраст
Мужчины
Женщины

Кол-во (чел.)

Кол-во (в %)

18-25 лет

40

52

92

52

26-35 лет

28

40

68

38

36-45 лет

12

8

20

10

Итого

80

100

100

100%


Более половины респондентов составили лица в возрасте 18-25 лет - 52%, 38% - в возрасте 26-35 лет.

Посемейному статусу респонденты распределились следующим образом: 19% - холостые и незамужние, 67% - женатые (замужние) и живущие в гражданском браке, 10% -разведены, 4% - вдовцы (вдовы).

Среднемесячный доход составляет у 80% респондентов более 20 001 руб, у 15% - 15 000 – 20 000 руб; 5 % - менее 14 999 руб.

Большинство респондентов имеют незаконченное высшее образование (48%) или высшее образование (43%), у 9% - среднее образование (полное, общее, специальное).

По роду занятий большинство респондентов, как мужчины, так и женщины, являются работающими (63%) и студентами ВУЗов (35%). Причем доля тех, кто работает, среди мужчин выше, чем среди женщин.

По городам, в которых проживают респонденты, они распределились следующим образом: Москва – 50 чел., Люберцы – 40, Лыткарино – 30, Анапа – 20, Пушкино – 10, Серпухов – 10, Воронеж – 10, Тула – 10.

Дети есть у большинства опрошенных (71%): примерно по трети респондентов имеют одного и двух детей (30 и 31% соответственно), трое

3.2. Результаты анкетирования

О
тветы на 1 вопрос: «Население России ежегодно уменьшается. Одни считают, что главная причина этого – низкая рождаемость, другие – высокая смертность, третьи – эмиграция. С каким мнением Вы согласны?». Как показано на рис.3, большинство опрошенных считает главной причиной сокращения численности населения России низкую рождаемость (62 %). Не отвергается респондентами и причина высокой смертности (28 %). Причина миграции составляет меньшинство (3%).
Рис.3. Мнение респондентов о сокращении рождаемости.
Варианты ответов на 2 вопрос: «На Ваш взгляд, в последние два-три года уровень рождаемости в Росси растёт, уменьшается или остаётся неизменным?» представлены на рис.4 в виде диаграммы. Как видно, б
ольшинство 97 респондентов считает, что уровень рождаемости у нас падает.

4. Рекомендации к социальной политики
В Конституции РФ в ст.7 ч.1 «Российское государство – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека» [23, с.6].

Но отсутствие продуманной государственной политики приводит к нежеланию женщин иметь детей. Современное обеспечение жизнедеятельности свыше «40 млн семей и 38 млн детей» [41, с.176] нуждается в эффективной реализации государственной семейной политики.

Выше мы остановились на наиболее существенных причинах снижения рождаемости в России. Перейдем к рассмотрению возможных действий по выходу из создавшегося положения.

Повышать престиж семьи, родительского труда задача государства - изо дня в день разъяснять и пропагандировать эти самые ценности. Президент В. Путин, говоря о демографической политике, особо подчеркнул именно эту задачу: «Сделать материнство и отцовство престижными».

Для этого нужно ввести следующие основные инструменты воздействия на рождаемость:

  1. Изменение сознания, формирование установок на многодетную семью. Что и присутствовало всегда в русских семьях до революции 1917 года, и продолжалось еще некоторое время, пока не было искоренено.

  2. Восстановление института традиционной (многодетной) семьи.

  3. Законодательные инициативы со стороны государства:

  • Запрещение деятельности прозападных организаций по сокращению численности нашего населения.

  • Запрещение «уроков отучения от стыда» в школах и внедрение программ воспитания детей аналогичных вводимым в школах США «программам целомудрия» с ориентацией на брак, супружескую верность и многодетность.


5. Философский аспект: многодетность – за и против
Заканчивая данную работу и не претендуя на всеохватность, попробуем проанализировать те реальные сложности и те преимущества, которые вырисовываются в жизни малодетных и многодетных семей. Мы представим обе позиции – «за» и «против» - и попытаемся сформировать объективное отношение к этому вопросу.

1. Многодетная семья в современных условиях жизни.

Позиция «за». Крепкая и многодетная семья, высокий уровень рождаемости и прироста населения залог благосостояния страны.

Позиция «против». Современные условия жизни и тот этап экономического развития России, который совпал с детородным возрастом современной женщины, экономическая непредсказуемость уровня доходов семьи заставляют более ответственно подойти к вопросу планирования количества детей.

2. Материальный достаток и количество детей в семье.

Позиция «за». Вопреки распространенному мнению, деньги - далеко не главная проблема в многодетной семье. Часто те, кто сознательно рожает много детей, реально представляют себе, каким образом они будут этих детей содержать. Чаще всего это успешные, состоявшиеся профессионалы, представители среднего класса, или небогатые, но глубоко верующие люди, полагающие, что Бог, послав им ребенка, даст ему и пропитание.

Позиция «против». Любимый довод сторонников небольшой семьи следующий: нужно для начала хотя бы одного ребенка на ноги поставить, а для этого необходимы средства и условия.

3. Возможность самореализации многодетной матери в профессиональной сфере.

Позиция «за». Основное предназначение женщины - дарить жизнь. Это ей дано самой природой, то есть она биологически, эмоционально настроена на материнство. Для настоящей самореализации женщине нужно родить 5-7

Заключение
Развитие такого феномена как малодетность обусловлена историческими изменениями функций семьи в обществе и изменением роли детей в семье. Если в эпоху фамилизма процветала массовая многодетность, то в современном индустриальном обществе процветает феномен массовой малодетности.

Падение рождаемости в экономически развитых странах началось, когда большая часть населения была вовлечена в индустриальное производство, а экономические и социальные функции семьи радикально изменились.

На развитие малодетности как явления повлияло:

  • появление работы, что сразу же снизило сплоченность и устойчивость семьи;

  • вовлечение женщин в виды профессиональной деятельности;

  • легализация абортов (первыми в мире);

  • облегчение условий домашнего труда женщин;

  • повышение уровня образования женщин;

  • все больше утверждение семейной модели - поздний брак и один ребенок;

  • улучшение медицинского обслуживания;

  • обеспечение доступа к средствам контрацепции;

  • процесс урбанизации.

Но основные причины влияющие на развитие малодетности для современного российского общества – это экономические и социальные.

В настоящее время рождение ребенка, особенно второго, третьего, открывает современной российской семье дорогу к бедности. Главные причины - низкие доходы родителей и отсутствие нормальных жилищных условий. Родители не уверены в своих возможностях обеспечить ребенку достойный уровень жизни, предоставить ему качественные медицинские услуги и достойное образование.

Литература


  1. Антонов А. И. Микросоциология семьи (методология исследования структур и про­цессов): Учебн. пособие для вузов. — М.: Издательский Дом «Nota Bene», 1998. - 360 с.

  2. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. М.: Изд-во МГУ: Изд-во Международ­ного университета бизнеса и управления ("Братья Карич"), 1996. —304 с.

  3. Атьков О. Кто должен платить за медицину. // Аргументы и факты. - 2007 - № 36. – С. 6.

  4. Батенёва Т., Корнев В. Пять главных причин аборта в Росиии. // http://demography.narod.ru/abortions/fivereasons.ru.html (21.09.2010).

  5. Бойко В.В Рождаемость: социально-психологические аспекты. - М.: Мысль, 1985. – 237 с.

  6. Борисов В.А. Демография: Учебник для вузов. – М.: Нота Бене Медиа Трейд Компания, 2003. – 344 с.

  7. Борисов В.А. Перспективы рождаемости. – М.: Статистика, 1976.–248 с.

  8. Буравчикова Д. Москва, знай своё место. // Аргументы и факты. - 2007 - №29. – С. 19.

  9. Бутов В.И. Демография: Учебное пособие / Под ред. В.Г. Игнатова. Второе изд., перераб. и доп. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. – 576 с.

  10. Вязова Е. Как снизить процент по кредиту. Рефинансирование ипотеки: помощь или ловушка. // Аргументы и факты. – 2007. - № 42. – с. 21.

  11. Громов И.А., Мацкевич А.Ю., Семёнов В.А. Западная теоретическая социология. Монография. – СПб: Издательство «Ольга», 1996. – 288 с.

  12. Демография: Учебник для вузов / Под ред. Н.А. Волгина, Л.Л. Рыбаковского. – М.: Логос, 2005. – 280 с.



ПРИЛОЖЕНИЕ



АНКЕТА