microbik.ru
1



ГУО «Гожская средняя общеобразовательная школа»


Исследование экологической обстановки окрестностей Гожской СШ

Держановская Гражина, Рапейко Екатерина, Машковская Марина.

Руководитель: учитель биологии Репина О. Г.
Целью данного исследования являлось изучение экологической обстановки территории, прилегающей к Гожской СШ.

Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:

1. составить географическую, геоботаническую и зоогеографическую характеристику изучаемой территории;

2. установить степень загрязнённости атмосферы, используя метод лихеноиндикации, изучив влияние автотранспорта и состояние зелёных насаждений;

3. определить кислотность почв, используя химический анализ;

4. составить экологический паспорт изучаемой территории.
Исследования проводились 2005 – 2006 гг. на территории, прилегающей к Гожской СШ (приложение 1). Для описания экологической обстановки данной местности использовались следующие методики:

1. лихеноиндикация загрязнения воздуха (учёт видового состава, наличия повреждений, частоты встречаемости и степени покрытия слоевищами каждого вида поверхности ствола в %, проведение расчётов средних баллов встречаемости и покрытия для каждого типа лишайников) (Ашихмина Т. Я. , 2000; Денисова С. И., 1999);

2. изучение влияния дорог на окружающую среду (количество машин за 1 час и за 1 сутки) (Денисова С. И., 1999);

3. определение реакции почвы (рН) (Ашихмина Т. Я. , 2000; Денисова С. И., 1999);

4. изучение состояния зелёных насаждений населённого пункта (определение видового состава, состояние каждого дерева и древостоя в целом) (Ашихмина Т. Я. , 2000).

В ходе исследований получены следующие результаты.

1. Лихеноиндикация загрязнения воздуха.

На пришкольной территории было обнаружено 5 видов лишайников (леканора, ксантория, пармелия, пармелиопсис, эверния) всех форм.
Таблица 1. Состояние лишайников на исследуемой территории.

зона иссл.

Наличие лишайников

Загрязнение

Зона загр.

накипные

листоватые

кустистые

вид

%

Повр.

вид

%

Повр.

вид

%

Повр.

1

Л.

50

-

К.

40

+

Эв.

1

-

Нет

1

2

Л.

40

+

К.

П.

40

10

+

-

-

-




Слабое

2

3

-

-




К.

П.

20

40

+

+

Эв.

5

+

Слабое

2

4

Л.

70

+

К.

П.

15

1

+

-

Эв.

1

+

Нет

1

5

Л.

50

+

К.

3

-

Эв.

1

-

Нет

1

6

Л.

50

+

К.

П.

5

30

+

-

Эв.

6

-

Нет

1

7

Л.

25

+

К.

П.

4

55

+

+

Эв.

4

+

Нет

1

8

Л.

30

+

К.

П.

8

45

+

+

Эв.

4

+

Нет

1

9

Л.

20

+

К.

П.

5

30

+

+

Эв.

7

+

Нет

1

10

Л.

25

-

К.

П.

20

20

-

-

Эв.

3

-

нет

1


где Л. – леканора, К. – ксантория, П. – пармелия или пармелиопсис,

Эв. – эверния, «+» - есть повреждения, «-» - нет повреждений.

Т.о.. по наличию видов лишайников пришкольную территорию можно отнести к слабо загрязнённым (зона 2 – отсутствуют кустистые виды, зона 3 – накипные) или незагрязнённым (все остальные зоны). Однако следует отметить наличие повреждений и следы погибших лишайников, особенно в зонах 3, 4, 7, 8 и 9.
Таблица 2. Частота встречаемости и степень покрытия лишайниками зон.

Зона иссл.

Формы лишайников

накипные

листоватые

кустистые

%

Встреч.

Пок

балл

%

встреч.

покр.

балл

%

встреч.

покр.

балл

1

50

Часто

Выс.

4

40

Часто

Выс.

4

1

Оч.

Ред.

Оч.

Низ.

1

2

40

Редко

Ср.

4

50

Часто

Выс.

4

-

Оч.

Ред.

Оч.

Низ.

1

3

-

-

-

1

60

Часто

Выс.

4

5

Оч.

Ред.

Оч.

Низ.

1

4

70

Очень

Часто

Оч.

Выс.

5

16

Редко

Низ.

2

1

Оч.

Ред.

Оч.

Низ.

1

5

50

Часто

Выс.

4

3

Оч.

Ред.

Оч.

Низ.

1

1

Оч.

Ред.

Оч.

Низ.

1

6

50

Часто

Выс.

4

35

Редко

Ср.

3

6

Ред.

Низ.

2

7

25

Редко

Ср.

3

60

Часто

Выс.

4

4

Оч.

Ред.

Оч.

Низ.

1

8

30

Редко

Ср.

3

55

Часто

Выс.

4

4

Оч.

Ред.

Оч.

Низ.

1

9

20

Редко

Ср.

3

35

Редко

Ср.

3

7

Ред.

Низ.

2

10

25

редко

Ср.

3

40

редко

Ср.

3

3

Оч.

Ред.

Оч.

Низ.

1

Ср. балл

4

3

1


Где встреч. – частота встречаемости, пок. – степень покрытия, выс. – высокая, ср. – средняя, низ. – низкая, оч. выс. – очень высокая, оч. низ. – очень низкая, оч. ред. – очень редко.

Т.е. большую площадь поверхности деревьев занимают накипные (от 0 до 70%) и листоватые (от 3 до 60%) формы, меньшую – кустистые (от 0 до 7%).

Показатель относительной чистоты атмосферы ОЧА = 0,6, т.е. довольно высокий (близок к 1), что говорит о чистоте воздуха на исследуемой территории.

Таблица 3. Средняя площадь покрытия всеми видами лишайников.

Зона

исследования

%

Частота

встречаемости

Степень

покрытия

Балл

оценки

1

90

Очень

Часто

Очень

Высокая

5

2

90

Очень

Часто

Очень

Высокая

5

3

65

Очень

Часто

Очень

Высокая

5

4

90

Очень

Часто

Очень

Высокая

5

5

55

Часто

Высокая

4

6

90

Очень

Часто

Очень

Высокая

5

7

90

Очень

Часто

Очень

Высокая

5

8

90

Очень

Часто

Очень

Высокая

5

9

60

Очень

Часто

Очень

Высокая

5

10

70

Очень

часто

Очень

высокая

5


Несмотря на невысокие показатели встречаемости и покрытия по отдельным формам лишайников, средняя площадь покрытия и частота встречаемости всеми видами лишайников велики, а балл оценки равен 5 (кроме зоны № 5 – 4 балла).
2. Влияние дорог на пришкольную территорию.

При определении загруженности автодороги (приложение 1) на изучаемую территорию в течение 1 часа в разное время суток, были получены следующие результаты (среднее) (таблица 4).
Таблица 4. Загруженность автодороги изучаемой местности.

Тип

дороги

Вид транспорта (авт./ час)

Время

учёта

грузовые

легковые

автобусы

мотоциклы

велосипеды

Асфальти-

рованная

дорога

2

9

1

-

1

14ºº-15ºº

1

10

-

-

-

9ºº-10ºº

3

18

2

-

-

18ºº-19ºº

-

8

-

-

-

13ºº-14ºº


Т.о., в среднем загруженность дороги равна 14 автомобилей в час, за сутки - 324, что соответствует норме. При этом необходимо отметить, что возрастает активность движения транспорта в вечернее время суток.

3. Определение реакции почвы.

В результате определения рН почвы в 11 зонах с помощью индикаторной бумаги, были получены следующие результаты (табл. 5).
Таблица 5. Значение реакции и актуальной (активной) кислотности почвы в исследуемых зонах.

Исследуемая

зона

Реакция почвы

(рН)

Степень кислотности

почв

1

3.0

сильнокислые

2

3.5

сильнокислые

3

4.0

сильнокислые

4

5.0

среднекислые

5

5.0

среднекислые

6

4.0

среднекислые

7

4.0

среднекислые

8

4.0

среднекислые

9

3.5

сильнокислые

10

3.0

сильнокислые

11

4.0

сильнокислые


Т.о., большая часть территории имеет среднекислые почвы, но почва зон № 1, 2, 3 ,9, 10, 11 сильнокислая.
4. Оценка состояния зелёных насаждений.

При оценке состояния зелёных насаждений на пришкольной территории (приложение 2) было установлено, что деревья и кустарники искусственно посаженные, имеют средний возраст 30 лет. Результаты исследования были занесены в таблицу (таблица 6).
Таблица 6. Состояние древостоя на пришкольной территории.



п/п

порода

Общее

количество

Диаметр ствола (среднее), см.

Состояние

(балл)

1

Липа мелколистная

77

59

1.9

2

Клён остролистный

73

65

2.3

3

Берёза бородавчатая

17

103

2.3

4

Ясень обыкновенный

17

49

2.4

5

Робиния

12

55

2.1

6

Туя западная

1

47

2.0

7

Ель колючая

3

54

3.0


всего


200


62


2.3


Т.о., состояние древостоя можно оценить как ослабленное. Данный факт объясняется скорее возрастом деревьев, чем неблагоприятными условиями произрастания.

На 1 человека (учащегося или учителя) приходится в среднем 0,5 дерева, что соответствует норме.
На основании полученных результатов был сделан вывод, что экологическая обстановка на изучаемой территории однородна и относительно благоприятна, о чём свидетельствуют следующие факты:

1. Степень загрязнённости воздуха изучаемой местности оценивается как слабая. Флора лишайников разнообразна. Встречаются относительно устойчивые к загрязнениям виды (леканора, ксантория, пармелия), но также было обнаружено большое количество чувствительных к загрязнению атмосферы кустистых форм (эверния).

2. Степень загруженности автодорог не превышает допустимые по гигиеническим нормам показатели. Однако следует отметить близость дороги непосредственно к зданию школы, отсутствию защитных рвов или полосы.

3. Реакция почвы территории среднекислая или сильнокислая. Кислотность повышается при приближении к автодороге, а также возле мусорных ящиков и сараев.

4. Состояние древостоя ослабленное, что объясняется скорее возрастом (около 30 лет). Количество деревьев соответствует норме.
Практические предложения.

Однако не смотря на относительное благополучие изучаемой территории, необходимо принятие специальных мер с целью улучшения экологической обстановки на территории, прилегающей к школе:

1. дальнейшее длительное и комплексное исследование экологической ситуации микрорайона (ведение экомониторинга);

2. озеленение территории, омоложение древостоя школьного сада;

3. рациональное ведение сельского хозяйства, прежде всего это касается использования пестицидов (ядохимикатов) и удобрений в связи с близостью к территории школы животноводческого комплекса;

4. известкование почв для понижения кислотности;

5. воспитание экологической культуры поведения у жителей деревни.
Литература.

1. Денисова С. И. Полевая практика по экологии: Учеб. Пособие – Мн.: Унiверсiтэцкае, 1999.

2. Школьный экологический мониторинг. Учебно-методическое пособие / под ред. Т. Я. Ашихминой. – М.: АГАР, 2000.