microbik.ru
1
Исследовательская деятельность учащихся по химии

Сморчкова Т. Н., учитель химии МОУ Вознесеновская СОШ

Исследовательская деятельность может послужить отправной точкой к возникновению интереса к химической науке. Нестандартные ситуации исследования активизируют деятельность учащихся, делают восприятие учебной информации более активным, целостным, эмоциональным, творческим. Вовлечение ситуаций исследования дает наибольший эффект в классах, где преобладают ученики с неустойчивым вниманием, пони­женным интересом к предмету. Исследовательская деятельность вно­сит разнообразие и эмоциональную окраску в учебную работу, снима­ет утомление, развивает внимание, сообразительность, взаимопомощь; способствует становлению мировоззренческой позиции учащихся.

Вовлеченный в исследовательскую деятельность ребенок находится на пути продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению, то есть осознает смысл и результат своих усилий (Осницкий, 1986. С. 41). Только те знания, которые добыты исследовательским путем, стано­вятся прочно усвоенными и осознанными, образующими научную картину мира в сознании ребенка (Верзилина, 1955. С. 88). Развивающийся потенциал исследовательской деятельности реализуется не сразу, а поэтапно.

Первая ступень - ситуация теоретико-экспериментального исследования на уроке, стимулирование интереса к исследовательской деятельности, осознание ее значимости для успешной адаптации к обучению в школе, для самореализации. Условиями, осваивающимися на этой стадии, выступают: возбуж­дение эмоционального отношения, внутреннего стремления к осмыслению и усвоению добытых знаний; развитие самостоятельности и активности; вовлечение в практическую деятельность Эффективным способом организации выполнения исследователь­ских заданий в нашей работе стали проблемные мини-эксперименты. На уроках химии и заседаниях химического кружка -это выполнение краткосрочного эксперимента по готовому алгоритму. Эксперимент при этом не всегда обладает профессиональной направленностью, по­скольку в одном классе собираются ребята разной профессиональной ориентации. В нашей практике учащийся 10-го класса Иван Б., не отличающий­ся особым стремлением к приобретению знаний по химии в 9-м клас­се, после серии проведенных самостоятельно экспериментов букваль­но стал меняться на глазах в течение двух месяцев. Действуя по пред­ложенным алгоритмам, он получал удовольствие от достигнутых ре­зультатов, от осознания того, что он справляется, что он может. В ка­кой-то момент эти действия перестали приносить ощущение радости. Иван потянулся к дополнительной литературе, обнаруживая для себя, что каждый конкретный исследователь в науке использовал индиви­дуальные способы достижения порой одного и того же результата.

Вторая ступень - ситуация частично-поискового исследования, научение образцам исследовательской деятельности на основе получения новой информации. Педагог знает направление поиска, но не знает конечного результата, предлагая ребенку самостоятельно ре­шить проблему или комплекс проблем. Условиями, наиболее полно осваивающими на этой ступени, явля­ются: соблюдение принципа историзма при добывании знаний; развитие самостоятельности и активности; возбуждение эмоционального отношения, внутреннего стремления к осмыслению и усвоению; во­влечение в практическую деятельность. Оптимальной формой организации исследовательской деятельно­сти на этой ступени является работав малых группах. Обсуждение результатов исследования происходит тогда в форме диалога, который предполагает обмен информацией о ходе исследования и его результатов, то есть обмен смыслами. Группа учащихся 10-го класса на факультативных занятиях занимается изучением качественных реакций органических веществ. Для теоретического выявления большего числа реагентов не достаточно только одного текста учебника, поэтому обращаются к предложенной учителем дополнительной литературе, обнаруживают для себя, что каждая такая реакция плод многолетнего труда какого-то ученого.

Третья ступень - ситуация поисковой исследовательской деятельности, основанием для создания которой служит исследование с неопределенным содержанием. На данном этапе происходит преобразование сложившихся стереотипов исследовательской деятельности на индивидуально-личностном уровне, идет формирование объектив­ной оценки предметов и явлений, самостоятельное определение целей будущего эксперимента и механизмов своей деятельности для достижения этих целей. В основе технологии на данном этапе лежит коллективно-распределительная деятельность учащихся, позволяющая создавать атмосферу совместного исследования. Это позволяет избавиться от стереотипных подходов к исследованию и шаблонной мыслитель­ной деятельности. На вы ходе такая деятельность дает результат с необходимой новизной и элементами открытия. Оговоримся о том, что результат всегда нов для исследователей, но не всегда нов для науки. Учащийся 11-го класса Артем П., отличающийся завышенной самооценкой, после непродолжительных занятий в такой группе заметно изменил свое отношение к окружающим: исчезла излишняя самоуве­ренность, появилось чувство сопричастности к общему делу, способ­ность сопереживать, он стал более комфортно ощущать себя не только в исследовательской группе, но и в классе.

Четвертая ступень -ситуация научно-исследовательской деятельности. Деятельность учащегося в этой ситуации характеризу­ется проявлением субъективного, мировоззренческого отношения к изученным фактам и способам их объяснения, самостоятельным поиском противоречий, проблем, выявлением парадоксов, проявлением мировоззренческой позиции в учебном процессе и внешкольной дея­тельности. Старшеклассник сам определяет степень готовности к этой ступени. На этой ступени учащийся самостоятельно задается проблемой исследования, определяет его цели, находит механизмы действий по их достижению. На первое же заседание научного общества в сентябре месяце уча­щиеся приходят с самостоятельно выбранной ими проблемой, процес­сом разрешения которой они заинтересовались; конструируют свою деятельность. Так, ученица 10-го класса Мария А. заявила, что в этом году будет заниматься проблемой клонирования. Лишь изредка де­вушка обращалась с просьбой помочь ей в подборе литературы. На конкурс она предоставила интересную исследовательскую работу. Единственным замечанием было: «Почему отсутствует практическая часть?». Мария нисколько не разочаровалась. Главным для нее был процесс познания и результат, выражающийся в увеличении знаний, осознании своей индивидуальности. Мировоззренческая позиция Марии приобрела в процессе исследования устойчивость, несмотря на такие мелкие, на ее взгляд, неприятности, она продолжает заниматься в научном обществе учащихся.

Реализация означенной логики разворачивания исследовательской деятельности учащихся на практике выявила характерные затруднения. Среди характерных затруднений старшеклассников обнаружены: интеллектуальные, экспериментальные, технические, трансляционные и межличностные. Для преодоления интеллектуальных затруднений старшеклассни­ков в процессе исследовательской деятельности эффективным оказался метод консультаций. Отрицательный результат возникает тогда, когда ребятам предлагается использовать знания всех химических свойств веществ, поскольку при интеллектуальных затруднениях, они не склонны их проанализировать в совокупности. Необходимо было дать актуальный на данный момент совет: взять на рассмотрение только специфические свойства веществ. Это помогало им самостоятельно осмыслить причины своих затруднений и осуществить дальнейшую работу. Педагогическая поддержка в преодолении экспериментальных затруднений выражается в разъяснении учащимся пре­имуществ групповой, совещательной формы работы, а также в виде советов и рекомендаций обратиться к дополнительной литературе. Технические затруднения возникают в процессе исследовательской деятельности у учащихся. Миропонимание таких учащихся характе­ризуется тем, что не происходит освоение всего воспринятого, не подвергается творческой переработке. Старшеклассники, занимающиеся в НОУ, самостоятельно готовят лабораторное оборудование к своему экс­перименту, доказывая эффективность такого рода поддержки и ре­зультативность ее однократного применения. Трансляционные затруднения возникают у учащихся при проеци­ровании полученного в исследовании результата на внешкольную деятельность. Ощущение себя частью мира у таких старшеклассников явно затруднено, поскольку и сам мир не обладает в их сознании целостностью. Педагогическая поддержка выражается: в поддержании беседы, желании учителя сотрудничать с учащимися; в совокупности советов, предъявляемых учащимся с правом выбора: принятии или отвержении идей; в применении специальных приемов сравнения, сопоставления научных открытии и их влияния на общественную жизнь; в предоставлении возможности высказаться, обосновать свое оригинальное решение. Межличностные затруднения могут возникать у учащихся на любой ступени развития ситуации исследовательской деятельности. Процесс исследования предполагает субъект-субъектное взаимодействие (учащийся-учащийся, учащийся-учитель), в котором проявляет­ся неумение вести диалог, прислушиваться к мнению других, готов­ность принимать точку зрения товарищей. Педагогическая поддержка в этом случае выражается в организа­ции взаимодействий между учащимися и между учащимися и педаго­гом. В организации и проведении исследования учащийся приклады­вает усилия. Педагог со своей стороны должен заметить эти усилия, поддержать ученика, обеспечить ему условия для дальнейшего продвижения впереди каждый раз, делая «шаг навстречу», подниматься вместе с воспитанником на новую ступень знаний и отношений. В этом случае можно говорить о педагогике встречных усилий, то есть о ценностном отношении педагога и воспитанника к личности и деятельности друг друга, что отражается во взаимной доброжелательности, поддержки, в готовности к совместной деятельности, развитии навыков сотрудничества, в определенных учебных достижениях