microbik.ru
1 2 3 4


4

История образования финансовых органов Московской области начинается с конца 20-х годов прошлого столетия.

До 1929 года Московская область входила в состав Московской губернии, которая делилась на 17 уездов, а они, в свою очередь, на 193 волости. Организация и управление финансами на всей территории Московской губернии были возложены на Московский финансовый отдел Московского Совета рабочих и крестьянских депутатов, который был создан 12 декабря 1918 года.

Постановлением Всероссийского центрального исполнительного комитета от 14 января 1929 года № 116 с 1 октября 1929 года была образована Центрально-промышленная область из нескольких губерний, куда вошла, в том числе, и Московская губерния. А в июне этого же года (постановлением ВЦИК от 3 июня 1929 года № 437) Центрально-промышленная область была переименована в Московскую область. Объединив всю систему финансовых органов области, был создан Московский областной финансовый отдел (МОФО), работавший под началом Московского областного исполнительного комитета и Наркомфина РСФСР. Ему по «ведомственной вертикали» подчинялись 10 окружных финансовых отделов, 6 районных финотделов Москвы и 122 налоговых участка Москвы. В состав округов входило 144 района, где были созданы райфинчасти. Начиная с 1931 года, после выделения г. Москвы в самостоятельную административно-территориальную единицу с самостоятельным бюджетом, Московский областной финансовый отдел ведал уже только деятельностью финансовых органов, находившихся на территории Московской области.

Финансовая система области, как и в целом по стране, постоянно изменялась, перестраивалась, с учетом выполнения конкретных народно-хозяйственных задач, стоящих перед областью в тот или иной период в истории. Но главной задачей на протяжении деятельности финансовых органов Московской области со дня их создания было и остается проведение финансово-бюджетной политики, направленной на создание условий экономического роста, повышение уровня жизни и благосостояния жителей Московской области.

Финансовые органы в различные периоды становления и развития Московской области выполняли возложенные на них обязанности по формированию и исполнению бюджета Московской области. До создания налоговых органов они осуществляли контроль финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций, находящихся на территории Московской области и соблюдением ими налогового законодательства с целью выявления внутрихозяйственных резервов для более полной мобилизации денежных средств и доходов в бюджет Московской области. Также, в функции финансовых органов входило осуществление контроля соблюдения штатно-сметной дисциплины и эффективным расходованием средств на содержание бюджетных учреждений.

Конкретные формы финансовых взаимоотношений, использование их в интересах области видоизменялись в соответствии с задачами, возникавшими перед страной в целом в тот или иной исторический период и вытекающими новыми требованиями, предъявляемыми к финансовой системе. Все это находило отражение в бюджетах Московской области, формирование и исполнение которых на всех этапах истории возлагалось на финансовые органы Московской области.

Как складывались доходы областной казны, на что направлялись бюджетные средства на различных этапах развития Московской области можно проследить из имеющихся бухгалтерских отчетов по исполнению бюджетов Московской области за различные периоды.

Осознавая особую значимость этих документов, архивное дело построено государством таким образом, что сегодня мы имеем возможность, ознакомиться с бюджетами нашей области почти с момента ее создания.
Довоенный период (1936-1940г.г.)
Характерной особенностью этого периода являлись значительные изменения в административно-территориальном делении Московской области. Так, в 1935-1937 годах из 144 районов области 26 районов были переданы в Калининскую область, 38 – в Тульскую область и 39 – в Рязанскую область.

К началу 1937 года составлением и исполнением бюджетов занималось в областном аппарате всего 40 человек и 361 человек по финансовым органам области.

Среди работающих в областном аппарате высшее образование имели только 10 человек. Коллектив финансистов в то время состоял на 80 процентов из мужчин и только на 20 – из женщин. В настоящее время в составе финансистов области в основном женщины, их доля составляет 88 процентов от общей численности.

В числе 10 мужчин-финансистов был Журавлев Степан Акимович, который в 1922 году начинал работать в Московском губернском финансовом отделе. Именно он начислял и взыскивал налоги с доходов с самого Владимира Маяковского. Это ему поэт посвятил свое стихотворение «Разговор с фининспектором о поэзии», в котором имеются такие строчки:

В ряду имеющих

лобазы и угодья

и я обложен

И должен караться.

Вы требуете с меня

пятьсот в полугодие

и двадцать пять

за неподачу деклараций.

Но уже к концу 1937 года было принято постановление Правительства РСФСР об освобождении сельских Советов депутатов трудящихся от обязанностей по исчислению и сбору налоговых и страховых платежей. И эта большая работа была возложена на финорганы, в связи с чем, был увеличен штат налоговых агентов на 1647 единиц, т.е. по одному агенту на 1-2 сельсовета.

Основными источниками формирования доходов бюджетов Московской области данного периода являлись поступления от предприятий легкой, пищевой и местной промышленности, предприятий коммунального хозяйства, торговли и других отраслей народного хозяйства в виде отчислений от прибыли и изъятий излишков оборотных средств. Следует отметить, что в областной и местные бюджеты зачислялись платежи именно от предприятий областной и местной промышленности, которые непосредственно были связаны с выпуском продукции и товаров для населения. И не случайно, что платежи от данных предприятий в составе бюджета составляли почти 40 процентов от всех доходов бюджета.

Местная промышленность в этот период развивалась значительными темпами, в результате чего, соответствующими федеральными решениями были значительно сокращены размеры отчислений от регулирующих налогов в бюджет области. Поэтому в этот период бюджет области был не дотационным.

Уже в этот период для развития народного хозяйства привлекались средства, используя механизм выпуска займов: такие как заем второй Пятилетки (выпущен в 1936-1937 годах), заем Укрепления Обороны СССР (1937-1938 годов), заем третьей Пятилетки (1938-1939 годов). Отчисления в бюджет области доходов от их реализации достигали 6 процентов доходов бюджета.

Кроме того, взимались и зачислялись в бюджет такие налоги как налог с оборота, поступления культсбора городского, отчисления от государственных займов и другие. В местные бюджеты в это время зачислялись подоходный налог с обобществленного сектора, подоходный налог с частных лиц, налог с наследства, госпошлина и другие налоги.

Интенсивное развитие промышленности в этот период требовало вовлечения в производство и экономику более квалифицированных кадров.

Поэтому основная доля расходов бюджетов довоенного времени приходилась на финансирование народного образования (свыше 30 процентов от всех расходов).

Справкой МК ВКП(б) от 1937 года, рост на душу населения рассматривался как положительный результат расходования бюджетных средств: в 1934 году они составляли 24 руб. 55 коп., в 1936 году – 53 руб. 72 коп., а в 1937 году планировалось израсходовать – 60 руб. 91 коп.

Несколько меньше тратилось на здравоохранение (от 22 до 31 процента). Расходы бюджета на душу населения на здравоохранение в 1934 году составили 16 руб. 59 коп., в 1936 году – 32 руб. 49 коп., в 1937 году уже планировалось потратить бюджетных средств в размере 40 руб. 65 копеек.

Сейчас эти цифры кажутся не столь значительными, а в то время они характеризовались, как существенным ростом этих расходов бюджета Московской области.

Значительно больше в этот период, чем сейчас, тратилось на развитие отраслей народного хозяйства - от 13 до 18 процентов. Бюджетные средства направлялись на финансирование промышленности стройматериалов, организаций пищевой, текстильной и легкой промышленности, организаций торговли, на поддержку сельского хозяйства и других отраслей народного хозяйства. И, наверно, это не случайно. Ведь экономика региона находилась на этапе своего становления.

Несмотря на то, что развитие экономики требовало увеличения бюджетных расходов, выплата заработной платы и пенсий инвалидам труда осуществлялась своевременно и в установленных объемах.
Период Великой отечественной войны (1941 –1945г.г.)
С первых дней войны меняется экономическая политика развития народного хозяйства страны. Важнейшими задачами того периода становятся развертывание мобилизационных планов и ориентация отраслей экономики Московской области на наращивание выпуска военной продукции. С эвакуацией крупнейших машиностроительных заводов, авиационных заводов, предприятий других отраслей производства области в глубь страны, а таких на территории области было немало, была эвакуирована часть рабочих и инженерно-технических работников. На их местах разворачивалось строительство новых производств по выпуску необходимого для фронта вооружения и другой продукции.

Эвакуация предприятий, сокращение выпуска предметов широкого потребления, сокращение пассажирского автотранспорта, снижение объемов бытовых услуг и розничного товарооборота, уменьшение контингента плательщиков подоходного налога – все это, повлекло за собой изменение источников, формирующих доходы бюджета Московской области. Сократились платежи от предприятий отраслей экономики, упали объемы поступлений налога с оборота, городского и сельского культсбора, подоходного налога с частных лиц. Поэтому, в первый военный 1941 год, доходная часть бюджета Московской области была выполнена всего на 86,3 процента к плану. Доходы от промышленных предприятий области составили лишь около 70 процентов годовых заданий, от торговли – 82,2 процента, отчислений от государственных налогов – 73,2 процента, от налогов, сборов и пошлин, зачисляемых в местные бюджеты – 66,2 процента к плану. Невыполнение доходов, а также положение военного времени сказались на исполнении расходов областного бюджета, которые были выполнены за этот год всего на 86,5 процента.

Военная обстановка, особенно в ее начальный период, потребовала от финансовых органов Московской области незамедлительных действий по изысканию и мобилизации колоссальных средств для нужд обороны. В этот период были введены новые и дополнительные налоги (налог на холостяков, одиноких и бездетных граждан, военный налог). Одновременно проводилась жесткая бюджетная политика по минимизации расходов, не связанных с военными действиями.

Ситуация с исполнением бюджета контролировалась так строго, что для всех регионов нашей страны Верховным Советом РСФСР были установлены годовые задания по доходам и расходам бюджета. Предпринятые меры сказались на итогах выполнения бюджетов области в 1942 –1945 гг. Установленные задания по доходам были выполнены и перевыполнены. В структуре доходов бюджетов увеличились поступления подоходного налога с кооперативов и общественных организаций, госпошлины, местных налогов и неналоговых доходов (налог на строения, земельная рента, налог с киноустановок, разовый сбор на колхозных рынках, налог со зрелищ, налог со скота, отчисления от доходов издательств, организаций культуры и искусства и др.).

В связи с тем, что отрасли народного хозяйства нуждались в увеличении финансовых средств для проведения капитальных работ и пополнения оборотных средств, расходы на народное хозяйство намного превышали установленные годовые планы. Особенно нуждались в финансовой поддержке предприятия промышленности строительных материалов, легкой, текстильной и пищевой промышленностях, бюджетные расходы по которым перевыполнялись в 1,5-2,5 раза выше плановых назначений, благодаря постоянному наличию сверхплановых остатков оборотной кассовой наличности.

Как свидетельствуют данные за военные годы (1941-1945 гг.) на территории Московской области было построено и восстановлено 12 крупных заводов и фабрик. В эти годы были пущены в эксплуатацию Подольский аккумуляторный завод, Балашихинский кислородный завод, Воскресенский завод «Машиностроитель» и другие. Уже в 1945 году промышленность Московской области произвела 71 процент довоенного объема продукции.

Характерной особенностью расходов бюджета является то, что в составе расходов предусматривались средства на мобилизацию трудоспособного населения на сельскохозяйственные работы и на хозяйственное устройство эвакуированного населения.

Московская область явилась рубежом, где в 1941 году был остановлен враг, рвущийся к Москве.

В ряды защитников Родины встали и финансисты Подмосковья.

Некоторые из них не вернулись с фронта – это Константинов И.К., Пантюхов И.Е. и Серебренников С.Д. Все они достойны народной памяти.

Арсений Григорьевич Зверев - с 1938 года свыше 20 лет возглавлявший Министерство финансов СССР, был выходцем из Подмосковья, в своей книге «Записки Министра» очень тепло отзывался о финансовых органах Московской области. Касаясь, периода Великой Отечественной войны Арсений Григорьевич пишет:

«Многие финансовые работники области проявили себя подлинными героями. После оккупации врагом Верейского района Московской области заведующая райфинотделом О.Д.Чубарова ушла в партизанский отряд и храбро сражалась там. Также поступил заведующий Новопетровским райфинотделом Г.А. Поликаропов. Оба они после изгнания фашистов стали председателями райисполкомов. Четко и организованно трудились многие другие товарищи...»

Многие работники Мособлфинотдела и Контрольно-ревизионного управления воевали на фронтах войны и были награждены боевыми наградами. Это: Волченков Иван Михайлович, Ермолаев Алексей Алексеевич, Комар Григорий Васильевич, Курнос Исаак Борисович, Куликова Клавдия Ивановна, Крючков Юрий Петрович, Левкин Михаил Александрович, Разгулов Иван Владимирович. Светлов Петр Сергеевич, Гайдуков Иван Сергеевич, Шишков Василий Степанович, Евтухович Николай Антонович, Тараканов Алексей Иванович, Голубович Зенон Антонович, Сазонов Иван Константинович, Улахович Платон Сидорович, Чекалов Леонид Анатольевич.

А Чунтонов Николай Григорьевич за боевые заслуги был удостоен высокого звания Герой Советского Союза.

Самоотверженный труд финансистов во время Великой Отечественной войны также отмечен правительственными наградами. Многие из них были награждены медалями «За оборону Москвы», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов».
Большая заслуга в том, что финансисты выполнили в этот период стоящие перед ними задачи, принадлежит Захарову Михаилу Петровичу.

Свой трудовой путь он начал в 1923 году в уездном финансовом отделе Тульской области, по путевке комсомола в 1935 году направлен на работу в финансовые органы Московской области, а, начиная с 1940 года до 1971 года, он возглавлял Московский областной финансовый отдел. Захаров Михаил Петрович характеризовался как инициативный, настойчивый и высококвалифицированный специалист, хороший организатор и умеющий правильно решать вопросы, связанный с деятельностью финансовых органов; он был награжден орденом Ленина, тремя орденами Трудового Красного Знамени и многочисленными медалями. Одним из орденов Трудового Красного Знамени он был награжден в наиболее тяжелый период – во время Великой Отечественной войны - в 1942 году.
Послевоенный период (1946-1950 гг.)
В ходе ожесточенных боев народному хозяйству Московской области был нанесен огромный ущерб, были разрушены целые населенные пункты и города, такие как Верея, Можайск, Наро-Фоминск, Руза, Истра, Волоколамск, полностью разрушены объекты социальной сферы. Для их восстановления требовались значительные финансовые средства.

На этот период (1946-1950 гг.) был принят пятилетний план восстановления народного хозяйства, который и определил пути дальнейшего развития страны.

В послевоенные годы трудящиеся области восстанавливали разрушенные города и районы. Большие строительные работы проводились по восстановлению разрушенных заводов и фабрик.

Свыше 70 процентов объема капитальных вложений было направлено на строительство промышленных и сельскохозяйственных объектов. На восстановительные работы, на ремонт жилого фонда и коммунального хозяйства было вложено более 300 млн. руб.

Немаловажное значение при достижении единой цели послевоенных лет – быстрейшего восстановления и развития хозяйства Московской области, имело формирование бюджетов того времени со строгой увязкой ежегодных планов восстановления и развития хозяйства Московской области. Проекты бюджетов области рассматривались и утверждались решениями сессий Московского областного Совета депутатов трудящихся одновременно с упомянутыми планами.

Исходя из поставленных задач по скорейшему преодолению трудностей военного и послевоенного времени в отраслях народного хозяйства области, определялась и направленность расходов бюджетных средств. Доля расходов на поддержку промышленности в бюджетах того времени составляла свыше 12 процентов от общего объема расходов и занимала второе место после расходов на социально-культурные мероприятия. Для решения проблем по восстановлению жилищно-коммунального хозяйства, проведению капитальных ремонтов жилого фонда, восстановлению уличного освещения и благоустройству территории области из бюджета выделялось свыше 5 процентов от всех затрат, т.е. столько сколько сегодня выделяется на такую отрасль как правоохранительная деятельность.

Вместе с тем, немалые расходы требовались на финансирование народного образования, здравоохранения, социального обеспечения населения области в послевоенные годы в части восстановления и капитального ремонта разрушенной сети образования и здравоохранения. Как уже отмечалось выше, доля этих расходов составляла (по разным послевоенным годам) значительный удельный вес – 75-80 процентов от всех расходов.

Для обеспечения немалых расходов требовались соответствующие доходы бюджета. В этих целях местными Советами изыскивались резервы и бюджеты Московской области по доходам (соответственно и расходам) принимались сверх установленных Верховным Советом РСФСР годовых планов.

Первое место по величине поступлений доходов занимали отчисления от налогов и сборов (налог с оборота, от сумм реализации государственных займов, налога на холостяков, одиноких и малосемейных граждан СССР, подоходного налога с населения, сельскохозяйственного налога и других). Доля этих налогов в доходах бюджетов области за 1946-1950 гг. составляла 57-65 процентов. Из данных налогов основная масса доходов приходилась на налог с оборота, удельный вес которого составлял почти четверть доходов бюджета области. Надо сказать, что этот налог с момента его введения был бюджетообразующим для нашей области вплоть до 2001 года, когда налог на добавленную стоимость, как наиболее стабильный, в полном объеме стал зачисляться в федеральный бюджет.

В целях привлечения средств населения на восстановление народного хозяйства страны были выпущены облигации I-го и II-го Государственных займов Восстановления и Развития Народного Хозяйства СССР. Особенностью формирования доходов бюджета того времени было то, что отчисления в доходы бюджета от сумм реализации займов среди населения области являлись вторым источником доходов бюджета, после налога с оборота, а их удельный вес в структуре доходов в среднем составлял около 19 процентов.

Если в довоенный период основными источниками доходов областного бюджета являлись платежи областной и районной промышленности, доля которых в бюджете 1938 года составляла 20,1 процента, а в бюджете 1939 года – 37 процентов, то в годы войны и после ее окончания (в 1950 году), платежи отраслей промышленности составили около 10 процентов. Причиной этому послужила эвакуация крупных предприятий промышленности в этот период, а также освобождение промышленных предприятий от уплаты некоторых видов налогов.

В течение четвертого пятилетнего плана (1946-1950 гг.) почти полностью разрушенное народное хозяйство Московской области было восстановлено и заметно продвинулось вперед. Было построено и заново восстановлено: 138 общеобразовательных школ, 66 детских дошкольных учреждений, 11 больниц и поликлиник, 78 кинотеатров, домов культуры и клубов. К концу сороковых годов за счет нового строительства жилищный фонд в городах и сельских местностях возрос до 20 млн. кв. метров общей (полезной) площади. В соответствии с пятилетним планом товарооборот в области увеличился почти на тридцать процентов к уровню 1940 года, сейчас такие темпы достигаются за 1 год.

Знаменательным событием этих лет явилось Постановление Совета Министров СССР и Центрального Комитета ВКП(б) от 14 декабря 1947 года «О проведении денежной реформы и отмене карточек на продовольственные и промышленные товары», которое имело важнейшее политическое и хозяйственное значение. Денежная реформа была направлена на упорядочение денежного обращения, на укрепление советского рубля, а переход от снабжения населения по карточкам к развернутой советской торговле знаменовал новый этап в послевоенном развитии страны.



следующая страница >>