microbik.ru
1 2 ... 31 32


Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

Департамент научно-технологической политики и образования

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Красноярский государственный аграрный университет»

Хакасский филиал




История религиозных верований тюрков Саяно-Алтая




Курс лекций




Абакан 2009




Содержание




Модуль 1. Шаманизм……….………………………………………………….3

    1. Адам-Хан……………………………………………………………………3

    2. Наследственный дар хакасских шаманов……………………………….12

    3. Личная гвардия……………………………………………………………22

    4. Ритуальный жезл шамана………………………………………………...40

    5. Лечебная практика………………………………………………………..50

    6. Обряд оживления шаманских атрибутов………………………………..61

    7. Шаман и его общественный статус ...…………………………………...69

    8. Шаманский костюм……………………………………………………….87

    9. Шаманское горное жертвоприношение в Хонгорае…………………..101

    10. Дорога к богине Умай………………………………………………...116

    11. Мифическое путишествие в иной мир………………………………124

    12. Обряд посвящения в шаманы………………………………………...142

    13. Образ жизни посвященных…………………………………………..150

    14. Эзотерический мир шаманов………………………………………...170

Модуль 2. Бурханизм………………………………………………………..181

2.1 Астральный мир и атмосферные явления.......………………………...181

2.2 Жертвоприношения водной стихии…………………………………….195

2.3 Культ каменных изваяний………………………………………………201

2.4 История хрестианизации Хонгорая…………………………………….212

2.5 Мир невидимой нечестии, окружающей человека……………………223

2.6 Музыкальные инструменты…………………………………………….246

2.7 Освященный скот – «ызых»…………………………………………….270

2.8 Служительи бурханизма и их функции………………………………...286

2.9 Проводы черной души…………………………………………………..294

2.10 Бурханистские заповеди……………………………………………….300

2.11 Живой мир………………………………………………………………306

2.12 Бурханизм и древние религии Средней Азии………………………...336

2.13 «Конец света» и мессионерские чаяния………………………………345

2.14 Мировоззрение и пантеон божеств……………………………………350

2.15 Небесное жертвоприношение…………………………………………362

2.16 Земля и вода…………………………………………………………….374

2.17 Сотворение земли и человека………………………………………….395

2.18 Хонгорский фетишизм…………………………………………………401




Модуль 1. Шаманизм




1.1 Мифический глава шаманов Адам-Хан


Мифический босс всех шаманов, главный повелитель духов и великий патриарх, в шаманской речи носит имя «Адам-хан» - т.е. Мой Отец – Повелитель. Идентичное наименование «Адам-хан» (Адам-хам) применяли для главы шаманов или для первого шамана все тюрки Саяно-Алтая (алтайцы, шорцы, телеуты и тувинцы).34 В сагайской части Хонгорая для него существовало дополнительное обозначение «Адам Хара Кdс хан» (т.е. Ясновидящий), а среди качинцев и кызыльцев - «Адам Хараты хан». Слово «хараты» вероятно восходит к монгольскому термину «хайраты» - господин. Среди фольклорных записей Н.Ф. Катанова не отмечается персона Адам-хана, но встречается подобный ему образ горного духа Хубай-хана. Хубай-хан, по его сведениям, обитает за девятью огненными морями и девятью горными хребтами. Он, по качинским понятиям, одевался в черный бархат, носил шапку из черного камчатского бобра и отдыхал в тени березы, имеющей золотые листья. Хубай-хан является хозяином гнедого коня – «ызыха».35 Возможно, шаманы, в данном случае, применяли иносказание по отношению к Адам-хану, ибо под словом «хубай» в хакасском языке передаются значения: злой дух; душа; судьба; участь. Согласно сведениям наших информаторов, Хубай-хан являлся повелителем душ живого мира, а также души матери огня и горных хозяев. В речи рядовых хакасов Адам-хан слыл под названием «Хам ханы» - шаманский царь, «Ddн хан» - генеральный повелитель, «Ddy flf» - главный отец, но чаще «Хам адазы» - отец шаманов. Согласно шаманским представлениям мифический глава камов проявлял в основном заботу о благополучии их рода. Поэтому каждая родовая гора имела своего Адам-хана. Например, в горе Падын-Тасхыл находился Адам-хан каргинцев, в Харлыгане – сеока том, в Хооргысе – бельтыров и т.д.

Шаманы в молитвах не делают различия между мифическим боссом всех шаманов «Адам ханом» и главою духов нижнего мира Ирлик-ханом.

В шаманской мифологии повелитель подземного царства Ирлик-хан изображается создателем или даже отцом камов.36 Согласно указанным представлениям фигура Адам-хана становится тождественной образу Ирлик-хана. Отличительной чертой разделяющей указанных двух персон остается владение одним из них - Ирлик-ханом, всеми черными силами «айна» (айналарныa ханы), а другим – Адам-ханом, всеми духами – тёсями (ndcnthywa [fys). В разноречивых сведениях наших информаторов происходит путаница – оба образа то совмещаются между собой, то выдаются как иные.

Аналогичное совмещение образов мы встречаем на Алтае. У телеутов Эрлик- хан чаще назывался «Адам хан» и пользовался особым почитанием. Северные алтайцы и шорцы в своих призывах Эрлик - хана величали или «Эрлик- Ада», или «Адам».37

Внешний вид Адам-хана изображается следующим образом. Он великан, носящий короткие черные усы (хара миик), но, также как и горные духи, лысый и не имеет бровей. Он имеет выпученные глаза. Один глаз воспринимался в виде утренней Венеры, а другой – как вечерняя Венера. Адам-хан имел громадный живот наподобие каменной бочки. Адам-хан носит черную бобровую шапку, одевается в халат из черного бархата, ходит в черных сафьяновых сапогах. Он спит на постели из шкуры черной выдры. Адам- хан ездит на карем коне, опираясь на посох из трехлетней березы. Он отдыхает в тени молодой березовой поросли, имеет поводырей из семи черных жеребят. Если Адам-хан рассердится, то из его рта вырывается огненное пламя.38 Он напоминает внешностью Ирлик-хана. Особенный интерес вызывает наличие коротких черных усов «хара миик», которые характерны и для Эрлик хана у телеутов и алтайцев (кара мыйык).

Супругой Адам-хана выступает царица «Инем-хан», повелительница злых сил «айна» ([fv fqyfpsysa wztpw)\ Она старшая над богиней Умай (Ыvfq wztpwywa [fys). Шаманы, бросая великий клич к прародительнице Инем-хан, просили ее не направлять в подлунный мир нечисть «чик-айна». Их сыном считался златоглавый Сыргай-хан. Голова его была окружена свечением пламенеющего нимба. В связи с этим, среди хакасов бытовала следующая загадка: «Flfv [fyysa jjkos fknsy gfcnso Cshofq [fy» - сын Адам-хана златоглавый Сыргай-хан (отгадка - горящая свеча).39 Подобный персонаж - «Шагай хан» встречается среди телеутского шаманизма, где Шагай-хан, как и Сыргай-хан, являлся сыном Адам-хана.40 Интересно провести параллели с материалами бурятской мифологии, в которой под именем Хан- Шаргай подразумевали сына неба.41

Адам-хан обитает на западе, в стороне заходящего солнца, где находится вершина Абакана. Его храм расположен за горой «Xbnw gennso Gekfy nfo» - семиногая Лось гора (в других вариантах - «Xbnw gennso Gekfq nfo» - семиногий Пулай хребет; «xbnw gennso {fv nfo» - семиногая шаманская гора), отождествляемая с горой Шаман, стоящей в истоках р. Кызас. Адам-хан обитает на вершине снежного пика «{fv [fvyfzfa {fhf csy» - Шаманящий Черный Хребет или «Хам Адазы Хара Тасхыл» - Черный Тасхыл Отца Шаманов, в золотом дворце «алтын орда». Его золотая кровать находится за золотым пологом в спальне с золотыми дверями.

Согласно представлениям жителей долины Енисея храм Адам- хана располагается на одной из высоких вершин священной пятиглавой горы Борус в Западных Саянах под названием «Xbnw gennso Gekfy nfo» - Семиногая Лось гора, обозначаемой по-русски Буланташ. Великий Борус являлся местом происхождения шаманских тёсей и первоначального сотворения шаманов. Здесь находится место зарождения белых шаманов, т.е. обладающих «чистыми» тёсями, что считалось особенно престижным среди хакасов. Шаман, получивший служебных духов на Борусе, назад сдать их уже не мог, ибо обратной связи не было, священная гора их не принимала. Духи закреплялись за шаманским родом навеки. На поклонение к Адам-хану на великий Борус с южной стороны поднимались и тувинские шаманы. Они приобретали в дар духов- тёсей, унося полученное наследство в Туву. В недрах Боруса находится жизненная сила «хут» скота, которым наделялись шаманы по распоряжению Адам-хана от духа-хозяина горы. Во времена сотворения мира Царский Борус - «Хан Пургус» был создан раньше остальных тасхылов Хонгорая. Поэтому во время камланий в молитвах шаманы сначала обращаются к Борусу, как самой главной вершине земли.42 Культ этой горы в дальнейшем был принят и в хакасском бурханизме.

Другой почитаемой горной вершиной в Саянах являются снежные пики «Ырoах-Тарoах» (Ергаки). Согласно представлениям койбалов и качинцев, здесь находилось царство умерших душ, а также, наряду с Борусом, было место сотворения шаманов. Исходя из текстов некоторых молитв, храм богини Умай с зародышами детских душ отождествлялся с горным массивом «Ырoах-Тарoах». Снежные пики «Ырoах-Тарoах» представляли границу между силами хакасских и тувинских шаманов. Духи Хонгорая не имели права переходить за их пределы.43

Адам-хан владел своей личной гвардией духов, обладавших большей силой по сравнению с шаманскими тёсями. К ним относились, например, «адары» - название небесных духов - помощников, принадлежавших Адам-хану (Адам ханныa адарлары). Вполне возможно хакасское название имеет единый корень с тувинским именем «азар» - небожители. Вероятно, слово связано с санскритским термином «азар» - класс демонических существ. Приказной дух, в виде электрических разрядов, носил имя «пузур». Например, «Адам хан пузурлары» - приказные духи Адам-хана, «Инем хан пузурлары» - приказные духи Инем-хана.

Во владениях Адам-хана действует персонаж «Кормес- хан», который выполняет роль главного стражника при дворце. Он является покровителем коней – «ызыхов» гнедой масти. Согласно мифологии, гнедую масть создал Ирлик хан. В шаманских молитвах освящаемый конь «ызых» гнедой масти принадлежал мифическому главе шаманов Адам- хану. Камы при молениях душу гнедого «ызыха» отправляли в верховья Абакана в сторону Кузнецкой тайги (Аба-тура чир), где находился призрачный дворец Адам – хана и где обитал Кормес-хан. Гнедые кони – «ызыхи» служили также верховыми лошадьми шаманов. Их они получают от Адам-хана (или Ирлик-хана) и поэтому шкуру гнедых лошадей использовали на обтягивание шаманских бубнов.

Кормес-хан, называемый шаманами «чарылыс чолныa ханы» - ханом развилистых путей, зорко следит за дорогой ведущей к воротам золотого дворца Адам хана. Его контрольный пункт находится на развилке путей, которая носит название «хан чарылыс» - царская развилка дорог. Кормес-хан встречает путников, расспрашивает их происхождение и цель прихода. Шаманы объясняют ему, какого они роду-племени и зачем идут. Кормес-хан проверял истинность будущего кандидата в шаманские мастера. Он щупает пульс, рассекает тело неофита и узнает наличие лишней кости «артых сddк». Молодой шаман угощает вином или абыртхой ханского наместника. Угостив напитком, шаман рассказывает о трудностях пути: «мясо наших подошв осталось на камне, мясо голени осталось на дороге». После контрольной проверки и достойного угощения Кормес-хан дает разрешение на вход во владения и показывает путь к Адам-хану.44

Дорога после развилки «хан-чарылыс» разделяется на девять троп, одна из которых носит название «Адам хан чолы» - дорога к Адам-хану. Получив разрешение от Кормес-хана путники отправлялись по «тропе Адам-хана». Путь к нему пролегает через большие препятствия и волшебные преграды, называемые «поолта» или «поом». Их могут пройти только настоящие камы. По дороге к Адам хану шаман преодолевал клейкую степь «чилwм чазы»; проходил через преграду «чирнеa nbuwh поолтазы», где земля сходится с небом; проникал сквозь отверстие горы Юттиг- тас (Mnnwu nfc), стоявшей в устье р. Аны по р.Абакан; посещал страну духов умерших людей "mpmт чир" и, наконец, пересекал волосяной мост, натянутый над Ог­ненным и Отравленным морями (Оо талайнаa От талай).45

Дворец Адам-хана расположен в устье девяти морей, над которыми натянут волосяной мост. На подходе к мосту дорога к Адам-хану проходила между двумя медными скалами «Ачылар - Умулар», стоявшими близко друг к другу. Они беспрерывно сдвигались вместе и раздвигались. Нужно было очень ловко успеть проскочить этот отрезок пути, пока скалы раздвинулись, иначе гибель была неизбежна. Слабые шаманы, дойдя до скал «Ачылар-Умулар», возвращались назад, так и не попав к Адам-хану. После преодоления преграды «Ачылар-Умулар», дорога подходила к устью девяти морей, над которыми был натянут волосяной мост, где нельзя оступиться (хыйа паспас хыл rd,whnrw). Перейти море по мосту нужно в три прыжка. Если шаман оступится и упадет, то он или сгорит в Огненном море - «От талай», или замерзнет в Холодном море - «Соох талай», или отравится в Ядовитом море - «Оо талай».

Двери золотой орды Адам-хана, как и у Ирлик-хана, охраняли две свирепые черные собаки, величиной с теленка, и носящие названия «Игер- Кизер» (Изер-Кизер) или «Хазар – Пазар» (Изер-Пазар). Одна из них самка, другая - кобель. Их лай звучал как гром, отдаваясь эхом от окружающих гор. Они привязаны на железную цепь с двух сторон дверей дворца к священному дубу и не пропускают неофита к хозяину.46

Только пройдя через различные испытания, «наа паспах» попадает в храм Адам-хана. Начинающий шаман обязательно должен предстать перед ликом своего грозного мифического патрона. Глава шаманов сидя за черным столом, читал книгу судьбы «хара пwxwк» (букв. черное письмо), по которой узнавал предначертание прибывшего кама. Новый избранник кланяется Адам-хану и упрашивает принять его. Если пренебречь ритуалом поклонения, то патриарх разгневается и может бросить неофита в котел с кипящей смолой, куда кидают грешников. В таком случае пользу от встречи ждать не приходилось.

Адам-хан вручает будущему шаману недостающих на его взгляд духов-тёсей, т.е. нужное количество наследства «инzw». Он определял его атрибуты: костюм, ритуальные инструменты и жезл. Адам-хан заводил прибывшего во внутрь храма, где находились залы священных жезлов - «орба туразы», шаманских костюмов - «хамдых тон туразы», музыкальных инструментов - «тmmр туразы». На стенах указанных огромных залов висели сотни бубнов и жезлов - орба, разных размеров и разных образцов. Среди них встречались бронзовые и медные бубны. Адам-хан определял общее количество ритуальных инструментов, которое шаману необходимо иметь в течение жизни. Молодой неофит хорошо запоминал число, образцы и размеры рекомендованных атрибутов.

Кроме атрибутов и духов-тёсей, Адам-хан вручал молодому шаману особую душу под названием «пугра» (gmuht| gsoshf| vsoshf), служившую ему жизненной силой. Далее Адам-хан совершал особый обряд, отправлялся на место рождения «наа паспаха» и там находил его заблудшую душу - «пугра».

Шаманская душа «пугра» имеет способность превращаться в нечистого духа - «айна». Благодаря ее способности шаман мог принимать различный облик зверей, птиц, насекомых и рыб. «Пугра» пряталась внутри своего родового дерева или родовой горы. Если другой шаман ее найдет и проглотит, то неминуема гибель. Например, душу «пугра» шаманки Тапай Кидиековой (Амзораковой) из аала Халар обнаружил один матурский кам. Он ее забрал себе вместе с тёсями. После чего Тапай распрощалась с жизнью.

При отделении души «пугра» наступала смерть кама. Если после битвы шаманов, один из них побеждал, то обязательно забирал себе «пугру». Победитель включал ее в состав своего войска, где она служила ему в качестве тёся. В случае смерти шамана, его «пугра» разливалась по поверхности земли, что приводило к резкой смене погоды. Начинала бушевать стихия, гремел гром, шел дождь, снегопад и свирепствовал буран.47

В заключение аудиенции Адам-хан приказывал выбить родовую тамгу шамана на стоящей во дворце девятигранной черной ели (или железной лиственнице) с белой хвоей (ах сабаллыo хара сыбы). Данный заключительный акт удостоверял способность нового шамана камлать и способствовал его общественному признанию. Тамга служила своего рода «дипломом», удостоверяющим права шамана на службу. Только тот кам, у которого поставлена тамга на черной ели во дворце Адам-хана, считается «ddy хам» - т.е. настоящим. Знаки при его жизни светились на стволе «дипломного» дерева. Но после смерти шамана, они тускнели, приобретая цвет черной ели. Чем выше по стволу «дипломной» ели располагалась тамга шамана, тем величественнее и почитаемей становился посвящаемый претендент. Поэтому каждый шаман желал выбить тамгу как можно выше своих предшественников. Например, тамга шамана Кечука Мойнагашева находилась выше 200 шаманских знаков, выбитых на «дипломном» дереве. Тамга Пысхи Амзоракова была выбита выше ста трех шаманов. Кроме того, Адам-хан специально для тёсей ставил свою тамгу на правое запястье избранника и писал письмо на правой его подошве. Некоторым шаманам он для этого ставил свою метку на правое ухо, а тамгой клеймил правое плечо. По знакам Адам-хана духи легко находят своего хозяина и ориентируются на его вызов.

В конце встречи Адам-хан напутствовал молодого шамана словами: «Сильным не поддавайся в борьбе, говорливым не уступай в споре; живи долго на этом свете, пока твоя черная голова не побелеет, пока твои белые зубы не пожелтеют!». Попрощавшись с Адам-ханом «наа паспах», получивший заслуженное звание истинного шамана, покидал резиденцию. Когда путник подходил к золотым воротам, то они сами открывались, а затем сами захлопывались. На обратном пути шаман произносил: «Пусть наш путь будет открытым, пусть наш подол будет чистым»! Этими речами шаман напоминал горным духам, чтобы они открытым держали обратный путь, чтобы они охраняли дорогу от злобных шаманов и злых духов. При возвращении шаманы двигались быстро как ветер или птица, нигде не задерживаясь. «Адам - хан» (в вариантах Ирлик хан, являющийся главой всей нечисти) забирал души «хут» заболевших или умерших (суне) людей к себе во дворец и закрывал их на дно девятислойного черного сундука или отдельно в треугольном каменном доме. Он совершал Страшный суд над людьми (nmutyzw xfhos) и определял грешников. У него на службе находились двое слуг «сарылов» или «сарыгов», имеющих один глаз и одну руку. Они сидели на железной цепи под замком. «Адам - хан» отпускал их за душами умирающих людей. Если «сарыл» прыгнет вперед, то пролетит трехдневный путь, если назад – то однодневный. Шаман отправляется к Адам-хану иногда выпрашивать душу «хут» для того, чтобы вернуть здоровье или, даже, оживить человека. Для похода к нему нужна была дополнительная помощь пением при камлании девяти юношей и семи девушек.48 Хакасские мифы повествуют о шаманах, которые засыпали на три, семь или девять суток и во время сна отправлялись к Адам-хану, чтобы получить необычную способность властелина, или приобрести кровожадных духов, чтобы стать пожирателем душ «чеек хамом». Как правило, испугавшиеся люди заживо хоронили их в могилах.

Итак, образ главы шаманов Адам-хана неразрывно связан с представлением об Ирлик-хане. Близкие функции, одинаковые дворцы в устье девяти морей, стерегущие две собаки «Игер-Кизер», бронзовые котлы с кипящей смолой для грешных людей или шаманов и другие факты, свидетельствуют о недавнем разграничении их властей, или даже указывают на одну персону, но под разными именами. Главным разграничительным маркером служит руководство армией шаманских духов – тёсей у Адам-хана и владение Ирлик-ханом всей отрицательной силой «айна». Адам-хан является мифическим главой как хонгорских, так и тувинских шаманов. Этот факт свидетельствует об общих истоках шаманизма двух соседних народов.



следующая страница >>