microbik.ru
  1 2 3 ... 31 32

1.2 Наследственный дар хакасских шаманов.
Способности, делающими людей шаманами, обычно, передавались по наследству, как по мужской, так и по женской линии, через духов – тёсей («ndс» - букв. основа, сущность), принадлежащих определенному роду. Будущий повелитель духов получал в наследство (инzw) от предков невидимое вечное воинство «тёсей» под руководством которых над ним совершался особый обряд инициации. Таким образом он становился новым хозяином таинственной челяди, перешедшей к нему на очередную службу, которую бессмертные духи несут уже в течении тысячелетий\ Выбор претендентов проходил по инициативе духов - тёсей, в связи с чем существует хакасское выражение: «чон тапса – пиг gjkfh, айна тапса – хам gjkfh» - т.е. если выберет народ, то человек станет бегом, если выберут духи – «айна» (подразумеваются тёси), то станет шаманом. После смерти шамана, его духи - тёси находят достойного преемника («ndcnthw таныпча» - букв. тёси узнают), проверяют его избранность. Наследственная линия шаманских родов может прерваться из-за нарушения запретов. Например, в результате того, что березовое дерево, выросшее из костных останков шамана Тохпагаса из сеока сибиджин, было срезано на бубен и орбу представителями чужого рода, его потомки лишились покровительства духов. Кам Чалбарт из сеока сарыглар, из-за того, что невестка нарушила запрет во время камлания, оказался «вбитым» вместе с бубном в родовую гору. Поэтому его род утратил дар великих шаманов, снаряженных бубнами.

Люди, имеющие шаманские задатки, обладали способностью легко входить в состояние транса. Основа их тела сотворена из «легкой кости» - «ниик cddr», благодаря которым они быстро впадают в экстаз и могут доводить себя до припадков. В отличии от шаманов, у простых мирян «халов» ([fk ndhtkw) тело, якобы, состояло из «тяжелой» кости. Люди, обладавшие «легкой» или «чистой костью» (fhso cddrnwu), без затруднений могли общаться или «знакомиться» с горными духами. Если они посещали нечистые места - «пуртах чир», как например, дом, где умер человек или юрта, где родился ребенок, то заболевали (пулайсып) из-за нарушения запрета сохранять сакральную чистоту. В результате восприимчивости они падали в обморок и бились в припадках. В хакасском представлении, и место смерти и место рождения, где происходят роды, т.е. появление человека на свет и уход его в иной мир, считаются нечистыми.

Избранник духов, получающий шаманский дар, подвергается испытанию психической болезнью. Хакасы были уверены, что если сородич начинает сходить с ума, то в него вселяются или тёси, или горные духи (rwpw nbcrwyxtnct - nfo ybvtkthw rwhxt). Дело в том, что на суровый шаманский путь могли выйти люди, оказавшись или под воздействием горных, или даже речных духов. Субъекты могли не обладать шаманской наследственностью. Но, как правило, будущий шаман с младенчества был уже отмечен особым знаком тёсей. Например, если замечали, что завернутый в пеленки ребенок переворачивается головой в ножную часть хакасской колыбели, то он будет не простым человеком. Во время сеанса призыва духов, шаман напоминал им: «завернувшие меня в черные пеленки, положившие меня в обратном направлении в черной колыбели».

Камы, как уже было сказано, отличались от рядовых членов общества - «халов» своей наследственной природой (пасха чайанныo). Они обладали шаманским «корнем» и имели свое родословное древо (ndhtklta nfhnskofy [fv, тамырдаa тартылoан хам).1 Тот, кто не знал своего родословия, не мог считаться шаманом. У каждого избранника существовала шаманская генеалогия - «хfv ndhtkw». В 1740 г. И. Гмелин встречался с двумя хакасскими шаманами бохтинского и ястинского родов. Он отметил, что отец бохтинского шамана, равно как и бабка ястинской шаманки, «занимались точно таким же ремеслом. А потому они считали себя знатными и предлагали нарисовать нам родословное древо, указав свою колдовскую линию, кажется, вплоть до седьмого колена. В глазах языческой черни это действительно почетная должность, которой достойны лишь избранные, и тот, в ком струится кровь многих почтенных предков, всегда считается для этого наиболее способным».2 Так, например, у шамана Мачора Мишакова из сеока ах-сор, приходившимся троюродным дядей нашего информатора Лачына Мишакова, отец по имени Хузух, дед Макай и прадед Пайдон (1796 г.рождения) Мишаковы все были шаманами. Сам Лачын 1908 г. рождения, живший в Усть - Сосе и бывший комсомольцем в 1920-е гг., стал шаманить в 1950-е гг. Его отец Акелдей был «женат» на дочери горных духов.

Знаменитый слепой шаман Кечук Тоспияков (Мойнагашев) жил в начале Х1Х в. в долине реки База. У него был единственный сын Харах (по-русски Федор) 1812 г. рождения. Имя Харах (букв. Глаз) сын получил из-за того, что был поводырем у слепого Кечука. У Хараха было три сына Карачан, Адычак и Сойан. От Карачана родился Кондрат. Сыном Кондрата был Роман. От Романа в 1924 году родилась Сарго Мойнагашева, ставшая через четыре поколения после Кечука большой шаманкой.3

Шаман Туда Юктешев (Николай Антонович), 1877 г. рождения из сеока таяс, стал шаманить в 1930 году. Он получил служебных духов –тёсей в виде двух огромных черных собак и двух серых волков от предка по отцовской линии - шаманки Кам-Озек, похороненной в начале Х1Х в. у подножия горы Ээлиг-хая повыше аала Большой Монок. Туда Юктешев не имел бубна и орбу (хотя тёси требовали), из-за сильного преследования шаманов в годы Советской власти.4

Родоначальником сеока сарыглар был Киигес, рожденный от старика и его невестки после угона кыргызов Хонгорая в Джунгарию. Его сыном был Кам- Чалбарт, ставший могущественным шаманом. Он жил вместе со своими сородичами под горой Чалбарт напротив современной Абазы. У Кам -Чалбарта родился Сагал, основатель фамилии Сагалаковых. Сыном Сагала был Оглах. У Оглаха родился Онис (1783-1829 гг.), живший по р. Монок. Сыном Ониса был Кокетей 1813 г. рождения, переселившегося в Усть-Киндырлу . У Кокетея родился сын Атыкай ставший шаманом. У младшего сына Атыкая Павла, 1885 г. рождения, тоже обнаружились шаманские задатки. Его тёсей унаследовал внук Павла Тыыба, рожденный от младшей дочери Феклы.

Шаман Харас Токмашев перед смертью закрыл своих духов-тёсей в горах. От него родилось трое сыновей – Апла, Аптис и Мылтыгас, которые не были шаманами. Но от дочери Аптиса родился Гаврил Канзычаков, который стал шаманом. Он жил в 1960-х гг. в аале Катанов.

Предком шамана Егора Кызласова 1885 г. рождения, из рода таг-харга, являлся Пюригес, переселившийся из Кузнецкой тайги в 1703 г. после угона кыргызов в Джунгарию. Его сын Устух был шаманом. От Устуха родился Пурчух (в варианте Хызылазах), Амзор (от него пошла фамилия Амзораковых) и Поргай (от него пошла фамилия Боргояковых). От Пурчуха (Хызылазаха) родилось два сына. Старший сын Сунчух не был шаманом, а младший Кызлас стал шаманом. От Сунчуха родились Сунчугашевы рода «суг харга», а от Кызласа пошла фамилия Кызласовых рода «таг харга». От Кызласа родился единственный сын Торых. От Торыха родился Паядай (по- русски Сергей, 1780 г.рождения). От Паядая Овчин (по-русски Матвей, 1806 г. рождения). У Овчина был сын Мамай, который стал шаманом. От Мамая родился Егор Кызласов, ставший шаманом в пятом поколении после Кызласа. Среди всех фамилий, произошедших от Устуха, т.е. среди Сунчугашевых, Боргояковых, Амзораковых также рождались крупные шаманы.5

Избранный на шаманское поприще претендент, на новолуние теряет рассудок, впадает в состояние транса. Подобное обычно усиливается весной, когда открываются (букв. развязываются) горы и реки, и осенью, когда они закрываются (букв. завертываются). Хакасским обществом запрещалось петь песни на улице весной и осенью, иначе говорили, что познакомишься с горными духами и станешь шаманом.

Шаманский дар или проявление шаманских задатков носит хакасское название «тинзег». Это слово восходит к глаголу «тинзе-»: падать в обморок, сходить с ума, бесноваться, терять рассудок, убегать в пустынные места и подражать камланиям (в общем совершать действия, которые связаны с поступками будущего шамана).6 В народе считается, что происходит это от действия духов, ищущих себе хозяина.

Становление шамана, связано с началом его близкого общения с духами -тёсями. Избранник духов испытывает болезненное состояние, которое хакасами определяется выражением: «[fvys ndpw gfcxf» - кама давят его тёси. Подобное представление бытовало среди северных алтайцев и телеутов. Исследователь этнографии Южной Сибири Н.П. Дыренкова отмечала: «Призыв к шаманскому служению обнаруживался особым приступом «шаманской болезни», который осмыслялся телеутами, как принуждение духа – «тdс пасчат» - дух давит, т.е. наступает на избранного им. … В этот период шаман назывался паскын кам, т.е. букв. – «принуждаемый, давимый шаман».7 Будущий адепт оказывается бессильным перед волею духов.

Шаманская болезнь или шаманский дар среди хакасов имеет параллельное название «shofo» - букв. воздействие духов на будущего шамана. Слово восходит к глаголу «ырoа-» : испытывать, исследовать, донимать, изучать. Человека, обладающего задатками шамана, духи-тёси подвергают испытанию (ndcnthw shofgxf). Он бьется в судорогах от донимающих его духов.8 Таким образом, люди, получающие шаманский дар, теряют рассудок, болеют по нескольку лет. Например, шаманка Коче Арыштаева три года сходила с ума под действием духов. Она не хотела идти по шаманскому пути, но вынуждена была уступить их силе. Тёси достались ей по наследству от деда.

Известный шаман Егор Кызласов, прежде чем стать шаманом болел нервной болезнью семь лет. Шаманский дар он получил в 23 года, а шаманить стал в 30 лет. Сарго Мойнагашева, 1924 г.рождения, стала терять рассудок, когда пошла в первый класс, т.е. в 1931 году. В аале Верх-База, где жили ее родители, школы не было и ее отправили учиться в интернат в Нижнюю Базу за 7 км. Она не помнила, как зимой ночью уходила в горы, где бродила босиком и в одной рубашке. Ее находили школьники по следам на снегу. Сарго приходила в себя после того, как ее находили люди. Каким образом она попадала в горы, она не помнила. Из интерната ее отправили к врачу. Тот все проверил, но ничего не обнаружил, здоровье оказалось нормальным. Врач был хакасом. Он спросил, были ли в роду шаманы. Сарго призналась, что ее прадедом был знаменитый шаман Кечук-кам. Тогда врач попросил учителей отпустить ее из школы, ибо она не сможет учиться. В то время отца уже не было в живых, на руках у матери осталось с семеро детей. Сарго отправили домой, с надеждой, что может быть какой-нибудь шаман возьмет ее под покровительство. В то время было много шаманов. Но спустя некоторое время в 1930-х гг. всех шаманов арестовали и отправили в тюрьмы. Шаманов в Хакасии не стало. Поэтому Сарго не прошла курсы обучения. Она промучилась шаманской болезнью более десяти лет. В конце концов Сарго получила шаманские знания от своих тёсей. Они научили ее молитвам, обучили обрядам. Шаманить она стала в 1953 г. после смерти Сталина, т.е. в 29 лет. Теперь Сарго считает, что перед своей кончиной надо собрать всех своих тёсей и закрыть в горах, чтобы они не достались детям, ибо не хочет передавать наследникам тяжелую судьбу избранников духов. Тёси для человека являются мучительным бременем (иреелwг ниме).9

Согласно рассуждениям известных шаманов Хонгорая на шаманский путь (хам чолы) надо становиться до тридцатилетнего возраста. После исполнения тридцатилетия новый кам сумеет получить знания, но от его деятельности не будет большой пользы.10

Избранник, подвергающийся проверке тёсей, испытывает страшные муки и боль. Тёси исследуют его плоть и кровь, выясняя физическую полноценность. Подтверждением избранничества шамана служит наличие лишней кости «артых cddr», которая представляет особую отметину Ирлик-хана.

При шаманской болезни избранник заживо переживает смерть. Духи отводят его в специальное место испытаний «пастанар чир» (букв. начинающаяся земля), которое вероятно находится во владениях Адам-хана. Ему видится, как тёси сначала отделяют мясо от костей и расчленяют его тело. Отрезав голову, откладывают ее в сторону. Отделенная голова не теряла способность видеть и слышать. В иллюзорном мире духи-тёси проверяют легкие и сердце, отделяют по суставам кости, расчленяют друг от друга позвонки, разделяют ребра. Расчленив тело человека, духи пересчитывают все кости его скелета (сан cdduw). После этого кости толкут в железной ступе и мелят их на каменной мельнице. Затем эту массу пропускают через мед­ное сито и находят лишнюю кость – символ шаманского предначертания. Если кость «артых cddr» найдена, это значит, что претендент имеет право встать в ряды неофитов. После этого шла процедура восстановления. Кости шамана соединяли, наращивали плоть и, в заключение, новоявленного «варили» в черной смоле в бронзовом котле до полного «созревания» ([fv fqyfkfhsyf| ndcnthwyt gspshxf). В результате происходило закрепление восстановленного тела («rdpwrxt» - букв. затвердение).

Во сне шаману Егору Кызласову казалось, что его раскладывали на черном столе и тело расчленяли по суставам. Его разделенный на части скелет варили в казане, а грозные черные люди проверяли наличие «лишней кости». Около ложного ребра (сmме хабырга) они нашли круглую косточку. Это и была лишняя кость «артых cddк» с отверстием в середине, через которое он мог наблюдать сакральный мир. У шаманки Сарго Мойнагашевой духи обнаружили лишнюю кость в локте. Мукулка Боргояков, живший последние годы в Бутрахтах, имел «артых сddк» внутри бицепса правой руки в виде окостенелого шарика. Наличие кости «артых cddк» имеет сакральное значение и поэтому не подлежало полному оглашению. В том случае, если лишняя кость «артых cddк» не обнаруживается, значит человек не годен для камлания и тёси его возвращают обратно. Если лишняя кость есть, но человек не хочет быть шаманом, тогда тёси могут в гневе сделать избранника калекой. Жилы его рук и ног стянутся, и он не сможет двигаться.

У некоторых людей, призванных стать шаманами, лишняя кость «артых cddк» появляется в юношеском возрасте, т.е. в 15- 20 лет, а у других в зрелые годы. Встречались случаи, когда лишняя кость проявлялась в преклонном возрасте - лет в 50-60. Например, у Туда Юктешева лишняя кость выросла в 53 года.11

Процесс расчленения костей носит название «cddr cfqofhfhof» - букв. проверять кости. Руководит данным действием ответственный тёсь под названием «сайгот». Он сам проверяет потомков шаманов и находит лишнюю кость, тем самым, выявляя годных быть в боевом строю. Выполнять ответственную миссию «сайготу» поручает сам Адам-хан. В молитвах шаманы его именуют: мой сайгот, исследователь шаманского родословия; мой сайгот – ханский посол и т.д.12

Идентичные обряды инициации существовали в шаманизме большинства тюркских народов Саяно-Алтая. Например, у телеутов духи «варили, будто бы, шамана в особом котле, разрезали его мясо и долго и внимательно пересматривали и пересчитывали его кости. Если у кандидата в шаманы не хватало одной кости, он должен был умереть, если находилась лишняя кость, как бы он ни сопротивлялся, он становился шаманом.».13 Среди северных алтайцев если духи-покровители находили у избранника «артык сddк», т.е. лишнюю кость (например, зуб и т.д.), то в таком случае определяли что этот человек должен сделаться шаманом».14

Итак, шаманский дар – «тинзег» или «ырofo» получали избранные люди, имевшие в своем родословном древе славных предков властителей духов. Получение дара сопровождалось мучительной болезнью, длящейся годами, и обрядом инициации, при котором следовала иллюзорная смерть избранника и возрождение его в новом качестве. Шаманом мог стать только тот претендент, который в отличие от простых смертных об­ладал лишней костью – «артых сddк», знаком особого предначертания.

Примечания.

1. Бутанаев В.Я. Хакасско-русский историко-этнографический словарь. Абакан, 1999. с.154.

2. Гмелин Иоганн Георг. Путешествие по Сибири. Тюрки Красноярского уезда и их шаманы. //Наука из первых рук. №0.январь. Новосибирск, 2004.

с.125.

3. МФГАКК. Ф.15.оп.1.д.224; Катанов Н.Ф. Наречия урянхайцев (сойотов), абаканских татар и карагасов.// Образцы народной литературы тюрксих племен, живущих в Южной Сибири и Дзунгарской степи. СПб., 1907. ч.9.

с.467.

4. Тенешев Н. Шаманизм у сагайцев. Рукопись 30.06. 1957 г. РО библиотеки Хакасского республиканского музея.

5. Кунсткамера. Архив. Ф.-к-У. оп.1. д.475. л.14.; Бутанаев В.Я. Бутанаева И.И. Хоорай чоннын тореллери. Абакан, 1996. с.125.; ЦГАРХ. Ф.и-2. оп.1. д.138. л.13.

6. БХРИЭС. с.141.

7. Дыренкова Н.П. Материалы по шаманству у телеутов. // СМАЭ. 1949. т. 10. с. 109.

8. БХРИЭС. с.231.

9. Мойнагашева Сарго 1914 г. рождения, сагайка, аал Верх- База.

10. Ултургашева Н. {fvysa nmmhw. //Хакас Чир. 6 января 2001.

11. Тенешев Н. Шаманизм у сагайцев. с.2.

12. Катанов Н.Ф. Наречия урянхайцев (сойотов), абаканских татар и карагасов.// Образцы народной литературы тюрксих племен, живущих в Южной Сибири и Дзунгарской степи. СПб., 1907. ч.9. с.583.; Кызласова Абдокин 1901 г. рождения, сагайка, аал кызлас; Кулагашева Обдо1895 г. рождения, качинка, аал Окунев.

13. Дыренкова Н.П. Ук. Соч. с. 109.

14. Потапов Л.П. Обряд оживления шаманского бубна у тюркоязычных племен Алтая. //Труды института этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. М.-Л.,т.1. 1947. с.166.


1.3 Личная гвардия


<< предыдущая страница   следующая страница >>