microbik.ru
  1 ... 26 27 28 29 30 31 32

На севере Хонгорая фетиш «хызыл тос» был известен под названием «улуг тос»- великий идол. Он устанавливался над алтарем ( худай пулии), зачастую вместе с христианскими иконами. Его также называли «улуг ага» - великий предок, «тордеги тос» - фетиш почетного места, «тордеги абысха» - старик почетного места, « ызых абысха» - священный дедушка, «иб ээзи» - хозяин дома. Невесткам запрещалось близко подходить к этому тесю.

Фетиш «улуг тос» изготовлялся из березовой развилки, на которую «одевали» белую шкурку из паховой части косули ( остек) и подпоясывали красным кушаком. На лицевой части теся делались глаза из синих бусинок. Он помогал при чахотке. «Улуг теся» кормили правой голенью овцы и вареной головой дикого козла. Обряд кормления состоял в том, что фетиш три раза обносился вокруг больного, потом делалось «улуг тесю» возлияние аракой и паром жертвенного мяса, сопровождая приношение поклонами. Женщинам не разрешалось присутствовать на подобной трапезе.

В паре с фетишем «хызыл тос» стоял фетиш «кок тос» - синий тесь или « кок чалама» - синий ритуальный флаг. Он отличается от первого тем, что его стержень на два-три вершка короче, лицевая часть состоит из белой и синей лоскутов ткани и опояска не красная, а синяя. Он служит покровителем лошадей –«ызыхов» сивой масти.

В сагайской части Хонгорая « кок тесю» соответствовал фетиш «хорчаа», устанавливаемый под крышей юрты с мужской стороны. Он представлял собой березовую развилку с «лицом» из лоскута золотой парчи, с глазами из синего бисера, с косичками и крыльями косача, приделанными по бокам. «Хорчаа тос» требовался при головных и глазных болях. При лечении употребляли в качестве опахала синюю опояску, снятую с теся. Его кормили молоком, аракой и окуривали богородской травой. Он был покровителем освящаемых лошадей –«ызыхов» сивой масти. Местообитание духа – хозяина сивого ызыха, якобы, находилось на небе, в созвездии Малой Медведицы (Ах ат – Кок ат чылтыс). Данный небесный «ызых» принадлежал сеоку кыргыз.

Все три последних фетиша: «ас тос», «хызыл тос» ( исключая кинен тос) и «кок тос» ( исключая хорчаа тос) втыкались в землю вне юрты у южной стены. Постановка их вызывалась, в основном, болезнью глаз и головными болями65.

К разряду «чистых» тесей относился «хус тос»- орлиный фетиш, стоявший рядом с «хызыл тесем» с наружной стороны юрты. К развилке березовой жердочки на ремешке прикрепляли изображение летящей птицы ( хара хус сомы), вырезанное из тополевой коры. Его крылья и хвост делали из орлиных перьев. К каждой развилке привешены по две косички, заплетенных из черных волос хвоста лошади. Ниже развилки на стержень палки подвязывался поясок из синей бязи. На севере Хонгорая фетиш «хус тос» представлял модели двух птичек – большой и маленькой, вырезанных из дерева с перьями, воткнутыми вместо крыльев и хвоста. Он вешался на стене мужской половины юрты.

Фетиш «хус тос» помогал при болезнях головы, глаз, ушей и зубов. Для лечения приглашался алгысчыл, который обмахивал больного березовым опахалом –«хус сапхынчызы» с белой и красной лентами (чалама). «Хус тос» кормили никем не пробованной аракой и окуривали богородской травой (ирбен). Больному мыли лицо аракой, обнеся вокруг его головы три раза чашку. Через каждые три года в жертву фетишу «хус тос» приносили черного косача или черного петуха. В связи с этим его иносказательно могли называть «курку тос»- т.е. тетеревиный тесь.

Фетиш «хус тос» был оберегом освящаемых лошадей – «ызыхов» вороной масти. Местом проживания духа-хозяина «ызыха» считается Монголия. Поэтому он носил второе название «моол тос»- монгольский фетиш.

В сагайских селениях Хонгорая покровителем вороных коней –«ызыхов» считался фетиш «тума тос», соответствующий «хус тесю» других этнических групп. Его изображение состояло из девяти или семи хвостовых перьев глухаря, нанизанных на шнур (25-30 см.) между девятью угольками. Шнур фетиша носил название «улдурбе», т.е. также как и головная повязка бельтыров на небесном жертвоприношении. «Тума тос» или «Хара Тума» считался попечителем кузнечного дела. Согласно мифам, он происходил из Черной Монголии, но путь его в Хонгорай лежал через соседнюю Шорию, где в эпоху средневековья процветала черная металлургия. Хакасские кузнецы совершали ему возлияния аракой или хакасским квасом –«абыртха».Он считался очень сердитым и при непочтении напускал на хозяев тяжелую болезнь (харан агырыг).

Наиболее почитаемым «чистым» фетишем, находящемся на мужской половине юрты, считался «чалбах тос»- широкий тесь. Кроме этого, он имел также названия: «от този»- огненный фетиш, «от инези този»- фетиш богини огня, «пала този»- детский фетиш, т.к. на него молились при детских болезнях, «чогархы тос»- верховный фетиш, т.к. он находился наверху под крышей, «хыпчылыг тос»- раздражительный, беснующийся фетиш.

«Чалбах тос» изготовляли непорочные девы под руководством опытной женщины, знающей обычаи бурханизма. Во время творчества над ним необходимо соблюдать веселое настроение и распевать песни. На прямоугольном куске белого холста (40 Х 30 см. или 30Х20 см.) охрой рисовали фигуры трех человек. Над их головами пришивали по парчовому лоскутку ( красного, белого, синего цветов) с наложенными на них кусочками собольей лапки. С двух сторон изображали по березе, причем слева вершиной вверх к солнцу, а справа - вниз кроной. Рисунки обводились рамкой, состоявшей из двух параллельных линий, между которыми помещался зигзаг. К верхнему левому углу прикрепляли миниатюрное изображение бубна в виде обруча и жезла. Иногда вверху полотнища пришивались семь перьев черного орла или тетерева. Его привязывали к перекладинам крыши юрты над алтарем у мужского изголовья кровати. «Чалбах тос» посвящался богине огня «От ине», являлся покровителем лошадей –«ызыхов» рыжей масти и считался родоначальником сеока «хасха» (см. культ огня).66

Происхождение фетиша «чалбах тос» связывают с одной старой девой, которую покинули качинцы на месте прежнего обитания по р.Кача ( район г.Красноярска). Согласно мифам, старая дева в муках скончалась, но ее дух, оседлав трехлетнюю рыжую кобылицу, опираясь на крону трехлетней березы, достиг кочевьев хонгорцев на берегу р. Абакан. Дух старой девы уселся в очаг хакасских юрт и превратился в хранителя огня «от ине». С тех пор хонгорские бурханисты посвящает духу – хозяйке огня изображение «чалбах тос».

В качестве милости «чалбах тесю» брызгали вареным молоком утром и днем. Каждый месяц, на девятый день новолуния, его окропляли молоком. Кормили также его, если заболеет маленький ребенок. Весной и осенью «чалбах тосю» преподносили семь кусочков сала, которые, завернув в белые и красные ленточки, бросали в огонь. При его кормлении в юрту ставили трехлетнюю березу, а у дверей привязывали рыжую кобылицу. Во время почтения этого фетиша его опахалом служил пояс «хызыл теся», ибо последний являлся также покровителем рыжего «ызыха».

Известный исследователь культового искусства народов Сибири С. В. Иванов, детально изучив изображения на фетише «чалбах тос» пришел к следующему мнению: «Таким образом, - писал он- в чалбах –тосе мы имеем основание видеть либо изображение духа-хозяйки огня с членами ее семьи, либо духов , имеющих к ней ближайшее отношение. …Поскольку персонажи чалбах –тося чаще всего изображали собой женщин( наличие кос и знаков, означающих груди), главная из них ( центральная), очевидно, изображала хозяйку огня, а две других ее сестер или дочерей»67. Наши материалы подтверждают мнение маститого ученого. Согласно мифам, на этом фетише были нарисованы: богиня огня «От ине», ее сестра- богиня Умай и ее дочь Хызыл хыс.

На севере Хонгорая, среди кызыльцев и качинцев Чулыма, фетишу «чалбах тос» соответствовал «хыспынах тос»- изображение духа старой девы, ставшей «матерью» огня. Его также именовали: «алтын тос»- золотой фетиш, «алтын хыс»- золотая дева, «парча тос» - парчовый фетиш, « хыс айна» - девичий черт, «чогархы тос» - верховный фетиш.

Фетиш «хыспынах» представлял собой два сшитых четырехугольных лоскута материи - красной или синей дабы и золотой парчи с пришитыми пуговицами вместо глаз, которые укреплялись на березовой палочке. Он подвешивался в почетном углу в изголовье матицы дома. Изготовляли его молодые девушки. Хыспынах помогал при грудных болезнях у детей. По утрам окропляли его парным молоком белой коровы со словами: «чалахай чачам!»- приветливая тетушка! Умилостивляли «хыспынаха» гарью от коровьего масла и совершали поклоны.

Среди плеяды «чистых» тесей выделялся фетиш «чага тос» или «марча тос», представлявший собой мужскую хакасскую рубаху с бронзовой пуговицей (хола марха), пришитой раковиной каури (чыланмас), мотком мишуры (алтын чип) и воротником из хвоста выдры или лисицы. В таком виде «чага тос» вешался на стропило крыши мужской стороны юрты. Он почитался вторым большим божеством после «чалбах теся». Хонгорцы применяли в быту два вида данного фетиша: «хара чага» - черная чага, т.е. рубашка черного или коричневого цветов и «кок чага» - синяя чага, т.е. небольшая рубашка синего цвета. Фетиш «хара чага» слыл оберегом лошадей –«ызыхов» бурой масти, а «кок чага» - гнедых «ызыхов». В целом «чага тесь» служил покровителем крупного рогатого скота и домашнего очага. Невестки не имели права близко подходить к этому фетишу

Фетиш «чага тос» или «марча тос» применялся для лечения пораженных внутренностей груди – легких и сердца. Во время моления больного обмахивали рубашкой «чага теся». Каждую весну и осень фетиш «чага тос» кормили ритуальной пищей – паленой овечьей головой и окропляли аракой. Через каждые три года совершали жертвоприношение и кололи белого барана68.

На севере Хонгорая среди кызыльцев «чага тос» делался из женского красного платья и находился на женской стороне юрты за чувалом (соол). «Если в юрте кто-нибудь умрет - писал Д.Клеменц – чага –тюсь уносят в лес, вешают на дерево, делают ему троекратное возлияние аракой, просят не сердиться и уходят, раскланиваясь с ним три раза. Здесь смысл обряда таков: тюсь не исполнил своей обязанности, не уберег человека, и идолу дается почетная отставка»69.

Завершая плеяду великих тесей, необходимо остановиться на фетише «тубенге тос»- духе-покровителе охоты и войны, встречающимся в сагайской части Хонгорая. Он состоял из развилки обтянутой красным куском ткани. На шнурке, привязанной к развилке, нанизаны семь красных или белых бусин, а также семь перьев из крыльев орла. В некоторых случаях с боков развилки, с пришитой красной тканью, прикреплялись по орлиному перу ( очипом к низу). «Тубенге тос» чтится охотниками. Накануне выхода в тайгу, его угощали аракой и кормили маслом от сметанной каши –«потхы», приготовленной без соли. Перед ним раскладывали охотничьи снаряжения ружье, патронташ и ножи. Горячим паром (оор-пус), исходящим от мяса, положенного на поднос, угощали фетиша со словами: «Пусть тайга принесет счастье!».

Название «тубенге», вполне вероятно, восходит к слову «тубен» - десять тысяч; войсковая единица в 10 тысяч воинов; дивизия. В таком случае фетиш первоначально был покровителем армейских частей и войны.

Другая категория фетишей называлась «нечистыми» и располагалась на женской половине юрты. Среди них самым сильным и высокочтимым считался «аба тос» - медвежий фетиш, служивший оберегом жилища. Он имел также следующие названия: «апчах тос»- дедушкин фетиш, «изиктеги тос» - дверной фетиш, «изик ээзи» - хозяин дверей, « чурт този» - фетиш жилища, «изик хадарчызы» - хранитель дверей, «иркин тос»- пороговый фетиш, «сабынчах тос» - поражающий фетиш, « пилге урунчанг тос» - фетиш, поражающий поясницу.

«Аба тос» находился у порога дверей юрты, с правой стороны от входа. Он состоял из железного или медного кольца ( Д.-4 см.), прикрепленного к тальниковой развилке. Подставкой служил глиняный кружок. К кольцу привязывали шкуру правой передней лапы медведя с когтями и камусовую шкуру черно-гнедой лошади. В кольце была сосредоточена душа теся, а конская шкура являлась жертвой ( хара тимир хаспанныг, хара талбах чулуктиг). Кольцо служило также глазами теся. В сагайской части Хонгорая вместо медвежьей лапы делалось деревянное изображение руки с четырьмя пальцами (дл.17 см.; ш.5 см.). В Туве медвежьим фетишем «адыг ээрен» служила шкура передней лапы медведя, повешенная на решетку стены юрты справа от входа.

Фетиш «аба тос» поражал поясницу и мочеполовые органы. Ежегодно весной и осенью во время последней четверти луны, в момент заката солнца, устраивали кормление «аба тесю». Перед ним устанавливали плоский камень или сковородку, разводили на них огонь и на углях жгли вершину дудки борщевика ( палтырган), девять пучков черемуховой коры, девять кусочков лошадиного сала, девять зерен ячменя и комки муравейника ( кузер). Моление возглавляла пожилая женщина, знающая обычаи бурханизма. «Аба тос» насыщался гарью сжигаемых яств, звоном металлического кольца и лязгом ножниц. Все присутствующие, не крестясь, кланялись фетишу25. Кто весной и осенью забывал кормить «аба тос», тем он мстил и поражал в соответствующие места. «Аба тос» охранял вход в юрту и наказывал воров, кто без спроса уносил вещи. В надежде на своего покровителя хакасы никогда не вешали замков на двери.

Через каждые девять лет «аба тесю» приносили в жертву черного барашка. Березу не ставили, а жертве перерезали горло. Ритуальной пищей служила правая сторона грудины, голова и голень барашка.

Почитание медвежьего теся было связано с культом предков, ибо медведь считался братом древних предков людей.

За большой буфетной стойкой ( улуг илгор), у подножия стены женской стороны юрты, находился парный тесь, именуемый «тилег тос» - теленгитский фетиш. Его также называли: «алтынзархы тос» - северный фетиш, т.е. стоявший на северной, женской стороне юрты; «ирепчи тос» - супружеский фетиш; « табан тос» - подошвенный фетиш, т.к. у него была подставка в виде подошвы; « илгорки тос» - фетиш буфетной стойки; «улага тос» - фетиш основания юрты, « тирме този» - фетиш решетки юрты.

Фетиш «тилег тос» считался покровителем сеока «ызыр» и хранителем крупного рогатого скота. Согласно мифам, он представляет изображение одной молодой пары, которая была угнана в монгольский плен, но бежала оттуда и через Алтай двигалась в сторону родных степей Хонгорая. Но по дороге назад они вместе со своим грудным ребенком погибли от голода и стали тесем.

«Тилег тос» состоял из двух березовых развилок, одна из которых была длиннее, а вторая короче. Березовые развилки представляли супружескую пару. Фетиш устанавливался на глиняной подставке лицевой частью на восток. Каждый год во время прилета и отлета птиц «тилег тос» кормили.

Высокая развилка с лицом из красного сукна и медной бляшкой посередине, двумя или четырьмя седыми косами (свитыми из шерсти серой овцы ) представляла женщину ( хат тос). Медная бляшка или бронзовая пуговица изображала ее сердце (хола марха чуректиг). Указанный женский фетиш носил дополнительные наименования: «эмекей тос»- старушечий фетиш, «иней тос» - женский фетиш или «ипчи тилег» - женский тилег. Этот тесь был также известен как: «позик агас»- высокая лесина, « позик тос» - высокий фетиш, « узун агас» - длинная лесина, « узун тос» - длинный фетиш, «пала този» - детский фетиш, « потхы чиченг тос» - фетиш, поглощающий сметанную кашу.

Фетиш «эмекей» считался покровителем беременных и рожениц. Его изготовляли старухи новобрачной чете. Мужчинам запрещалось к нему прикасаться, иначе он получит растройство желудка. Фетишу «эмекей» молились при поносе у детей и телят, при опухоли вымени у коров. Кормили его молоком, сметанной кашей «потхы», ячменной крупой и овечьим салом. Пищу жгли на огне. Причем в призываниях восклицали: «эбекей, эбекей!».

Согласно кызыльским мифам, дух «эмекей» прибыл из владений Сибирского ханства, где обитал в районе озера Чаны ( Сана кол). У качинцев фетиш «эмекей» представлял изображение духа старой девы, оставленной на произвол судьбы в районе именитой Качи. Однако, судя по названию, можно предположить его монгольское происхождение, ибо по- монгольски «эмген,эмгей» - старуха, бабушка, т.е. то же самое, что и по-хакасски «иней».


<< предыдущая страница   следующая страница >>