microbik.ru
1 2 ... 12 13
Б.1 Гуманитарный, социальный и экономический цикл

Базовая часть

История


Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторического источника. Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное. Методология и теория исторической науки. История России – неотъемлемая часть всемирной истории. Античное наследие в эпоху Великого переселения народов. Проблема этногенеза восточных славян. Основные этапы становления государственности. Древняя Русь и кочевники. Византийско-древнерус-ские связи. Особенности социального строя Древней Руси. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности. Принятие христианства. Распространение ислама. Эволюция восточнославянской государственности в ХI-ХII вв. Социально-политические изменения в русских землях в ХIII-ХV вв. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния. Россия и средневековые государства Европы и Азии. Специфика формирования единого российского государства. Возвышение Москвы. Формирование сословной системы организации общества. Реформы Петра I. Век Екатерины. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма. Дискуссии о генезисе самодержавия. Особенности и основные этапы экономического развития России. Эволюция форм собственности на землю. Структура феодального землевладения. Крепостное право в России. Мануфактурно-про-мышленное производство. Становление индустриального общества в России: общее и особенное. Общественная мысль и особенности общественного движения России ХIХ в. Реформы и реформаторы в России. Русская культура ХIХ в. и ее вклад в мировую культуру. Роль ХХ столетия в мировой истории. Глобализация общественных процессов. Проблема экономического роста и модернизации. Революции и реформы. Социальная трансформация общества. Столкновение тен-денций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма. Россия в начале ХХ в. Объективная потребность индустриальной модернизации России. Российские реформы в контексте общемирового развития в начале века. Политические партии России: генезис, классификация, программы, тактика. Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса. Революция 1917 г. Гражданская война и интервенция, их результаты и последствия. Российская эмиграция. Социально-экономическое развитие страны в 20-е гг. НЭП. Формирование однопартийного политического режима. Образование СССР. Культурная жизнь страны в 20-е гг. Внешняя политика. Курс на строительство социализма в одной стране и его последствия. Социально-экономические преобразования в 30-е гг. Усиление режима личной власти Сталина. Сопротивление сталинизму. СССР накануне и в начальный период второй мировой войны. Великая Отечественная война. Социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура, внешняя политика СССР в послевоенные годы. Холодная война. Попытки осуществления политических и экономических реформ. НТР и ее влияние на ход общественного развития. СССР в середине 60-80-х гг.: нарастание кризисных явлений. Советский Союз в 1985-1991 гг. Перестройка. Попытка государственного переворота 1991 г. и ее провал. Распад СССР. Беловежские соглашения. Октябрьские события 1993 г. Становление новой российской государственности (1993-1999 гг.). Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации. Культура в современной России. Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации.

Философия

Дисциплина «Философия» является обязательной составляющей федеральной компоненты цикла «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины».

Общая трудоемкость изучения дисциплины составляет 4 зачетных единиц (144 час).

Цели и задачи дисциплины

Развитие у студентов интереса к фундаментальным знаниям, стимулирование потребности к философским оценкам научных фактов, исторических событий, социальной действительности, усвоение идеи единства и многообразия мирового историко-культурного процесса.

Способствовать: созданию у студентов системного представления о мире и месте человека в нем, формированию философского мировоззрения и мироощущения; развитию умения логично формулировать, излагать и аргументировано отстаивать собственное видение рассматриваемых проблем; овладению приемами ведения дискуссии, полемики, диалога.

Требования к освоению содержания дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен приобрести следующие компетенции:

Иметь представление о своеобразии философии, ее предмете и месте в культуре; научных, религиозных и философских картинах мироздания; сущности, назначении и смысле жизни человека, целостных аспектов его общественного бытия.

Знать условия формирования личности, ее свободы, ответственности.

Приобрести знание взаимодействия духовного и телесного, биологического и социального в человеке, его отношения к природе и обществу, структурированности общества по национально-культурным, классово-групповым и религиозным признакам, движущих сил и закономерностей исторического процесса, места человека в историческом процессе.

Понимать сущность научного познания, роль и значение логического мышления в научном познании, основных форм фиксации и преобразования знания на уровне абстрактного мышления, связи мышления с языком и роли последнего в мыслительных процессах; механизмов функционирования и развития теоретического и эмпирического уровней научного познания.

Иметь представления о многообразии форм знания, соотношения истины, знания и веры, рационального и иррационального в человеческой жизнедеятельности; понимать роль науки в развитии цивилизации, иметь представление о связанных с ней современных социальных и этических проблемах, знать структуру, формы и методы научного познания, их эволюцию.

Знать: основные направления, проблемы, теории и методы философии, содержание современных философских дискуссий по проблемам общественного развития.

Уметь: формировать и аргументировано отстаивать собственную позицию по различным проблемам философии; использовать положения и категории философии для оценивания и анализа различных социальных тенденций, фактов и явлений.

Владеть: навыками восприятия и анализа текстов, имеющих философское содержание, приемами ведения дискуссии и полемики, навыками публичной речи и письменного аргументированного изложения собственной точки зрения.

Демонстрировать способность и готовность к диалогу и восприятию альтернатив, участию в дискуссиях по проблемам общественного и мировоззренческого характера.

Место курса в системе социо-гуманитарного образования

Курс философии состоит из двух частей: историко-философского введения и теоретической. В ходе освоения историко-философской части студенты знакомятся с особенностями философского познания, обусловленными спецификой культуры отдельных регионов, исторических эпох. Теоретическая часть курса включает в себя основные проблемы бытия и познания.

Виды учебной работы:

Аудиторные занятия: лекции и семинарские занятия, промежуточный контроль, итоговый контроль.

Самостоятельная работа: изучение теоретического курса, написание рефератов, кусовых работ, другие виды самостоятельной работы (сообщения, доклады, конспектирование).

Изучение дисциплины заканчивается экзаменом
Иностранный язык

Цель курса: дать студенту лингвистическую, практическую подготовку для выполнения функций, связанных с использованием иностранного языка в профессиональной деятельности.

Изучение дисциплины направлено на формирование профессиональных компетенций менеджеров. В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

  • лексический минимум учебных лексических единиц общего и терминологического характера

  • общие законы мышления, уметь в письменной и устной речи на иностранном языке логически правильно оформить его результаты;

Уметь:

  • извлекать необходимую информацию из оригинального текста на иностранном языке по проблемам бизнеса и экономики

  • пользоваться различными формами и способами речевой деятельности

Владеть:

  • навыками выражения своих мыслей в межличностном и профессиональном общении

  • навыками ведения спонтанной дискуссии с деловым партнером, поддержания беседы на заданную тему


Основная литература.

1. Агабекян И.П. Английский язык для менеджеров: учеб. пособие.- М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006 -352с.

2. Безрицкая Л.В. Английский для экономистов: учеб. пособие.- Мн.: Книжный дом; Экоперспектива, 2004.-235с.

3. Интернет-ресурсы

Пререквизиты: Практическая фонетика английского языка, Практическая грамматика английского языка, Курс General English, Лингвострановедение, Экономическая теория.

Общая трудоемкость дисциплины: 4 зачетные единицы (144 час.)

Основная образовательная программа: направление 080200.62 «Менеджмент» (квалификация бакалавр), базовая дисциплина.
Макроэкономика

Целью изучения дисциплины является: развитие у студентов экономического образа мышления, а также способностей использовать логику и формальные методы экономического анализа в процессе дальнейшего обучения.

Задачей изучения дисциплины является: формирование у студентов представления о современном состоянии макроэкономической науки в контексте анализа поведения экономических систем в долгосрочном и краткосрочном периодах, а также представления об относительной эффективности различных макроэкономических политик.

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

  • закономерности функционирования современной экономики на макроуровне

  • основные макроэкономические понятия, категории и инструменты

  • основные особенности ведущих макроэкономических школ и направлений

Уметь:

  • анализировать во взаимосвязи экономические явления, процессы и институты на макроуровне;

  • выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций на макроуровне, предлагать способы их решения и оценивать ожидаемые результаты;

  • рассчитывать наиболее важные макроэкономические показатели;

Владеть:

  • методологией макроэкономического исследования;

  • методами и приемами анализа экономических явлений и процессов с помощью стандартных теоретических моделей.


Основная литература

  1. Макконнелл К., Брю С. Экономикс: принципы, проблемы, политика: Пер. с англ. Т.1,2. – М.: Инфра-М, 2008.

  2. Мэнкью Н. Принципы экономики: Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2007.

  3. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. 2-е изд., испр. – М.: Норма, 2008.

  4. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика: Пер. с англ. – М.: Дело, 2002.

Пререквизиты: отсутствуют.

Общая трудоемкость дисциплины: 3 зачетных единицы (108 час).

Основная образовательная программа: направление 080200.62 «Менеджмент» (квалификация бакалавр), базовая дисциплина.
Экономическая теория: микроэкономика

Преподаватель: старший преподаватель В.Н. Руцкий

Цель курса: формирование у студентов экономического мировоззрения, способностей анализировать микроэкономические ситуации поведения потребителей и производителей в условиях рыночной экономики.

Задачами курса являются овладение основными экономическим концепциями, лежащими в основе экономического мышления, изучение методов микроэкономического анализа, решение проблем экономического выбора и координации потребителей и производителей в рыночной экономике.

Изучение курса направлено на формирование профессиональных компетенций экономистов-менеджеров. В результате изучения курса студент должен:

Знать:

  • закономерности функционирования современной экономики на микроуровне;

  • основные понятия, категории и инструменты микроэкономической теории;

  • основные направления развития российской экономики на микроуровне, ее институциональную структуру, направления экономической политики государства;

Уметь:

  • анализировать во взаимосвязи микроэкономические явления, процессы и институты;

  • рассчитывать на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы микроэкономические показатели;

  • использовать источники экономической, социальной, управленческой информации;

  • прогнозировать на основе теоретических моделей поведение экономических агентов и развитие экономических процессов и явлений на микроуровне;

  • в письменной и устной форме логично представлять результаты изучения микроэкономических проблем в виде доклада, информационного обзора;

Владеть:

  • методологией теоретического микроэкономического исследования;

  • методами и приемами анализа микроэкономических явлений и процессов с помощью стандартных теоретических моделей;


Основная литература.

Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика: Учебник для ВУЗов в 3 т. Т.1,2,3. – СПб.: Экономическая школа, 2007.

Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. 2-е изд., испр. – М.: Норма, 2008.

Пиндайк Р.С., Рубинфельд Д.Л. Микроэкономика. – М.: Дело, 2001.

Пререквизиты: отсутствуют.

Общая трудоемкость дисциплины: 5 зачетных единицы (180 час).

Основная образовательная программа: направление 080200.62 «Менеджмент» (квалификация бакалавр), базовая дисциплина.
Социология

Преподаватель: канд.филос.наук, доцент А.П.Павлов

Целью изучения дисциплины является формирование у студентов гармоничной системы знаний об организации социальной жизни, развитии взаимодействия лично­сти и общества, социологического мышления и культуры, умение анализировать, диагностировать и прогнозировать социальные и социально-экономические процессы в России и мире на основе современных социологических методов.

ознакомление студентов с базовыми понятиями, проблемами и теориями социологии как науки; познакомить их с парадигмами и научными подходами в отечественной и зарубежной науке.

Задачи курса предполагают изучение: основных этапов развития социологической мысли и современных направлений социологической теории; общества как социальной и культурной системы, ее основных элементов и подсистем (социальных институтов, социальных норм, групп, организаций и др.), обеспечивающих его воспроизводство и динамику; основных этапов культурно-исторического развития обществ, механизмов и форм социальных изменений; социологического понимания личности как субъекта социальных и социально-экономических процессов; стратификации российского общества.

Знать:

  • основные социологические теории и парадигмы, учения и концепции, объясняющие природу и динамику социальных процессов;

  • Ключевые проблемы функционирования и динамики общества как системы;

  • понятийный аппарат и структуру социологического знания, базовые социологические понятия и теории среднего уровня;

  • основные методы измерения в социологии, типы социологических шкал, способы шкалирования;

  • количественные и качественные методы социологического исследования;

  • методику составления программ, планов социологического исследования;

  • методику проведения социологических исследований (пилотажные исследования, полевые исследования и т.д.);

  • методику первичной обработки данных (с помощью пакета CPSS);

  • навыки анализа и презентации информации по результатам исследования (отчеты, проекты, сценарии, доклады, электронная презентация и т.д.).

Уметь:

  • анализировать социальные процессы с позиций современных отечественных и зарубежных подходов;

  • диагностировать и прогнозировать макро- и микроизменения в общественной жиз­ни;

  • видеть взаимосвязь, взаимовлияние различных подсистем общества: экономики, культуры, политики, социальных отношений и т.д.;

  • находить эффективные методы управления организацией на основе социологического мониторинга социокультурной среды, социальных отношений, ценностных ориентаций и потребностей персонала в данной организации;

  • работать с научными социологическими текстами;

  • разрабатывать стратегию исследования, на основе выявления ключевых проблем, проблемных ситуаций в обществе.

Владеть:

  • научными методами познания общества, его подсистем и институтов, навыками поисковой деятельности;

  • методикой проведения пилотажных и полевых исследований;

  • методикой оценки и диагностики состояния общества, социальных общностей, институтов;

  • основами социологического мониторинга социальных, социально-психологических и социально-экономических процессов в обществе;

  • навыками анализа и прогнозирования социальных процессов в организациях.



следующая страница >>