microbik.ru
1
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Настоящая работа по дешифровке рапануйского иероглифического письма, выполненная в рамках Российской Академии наук — это итог первой в мире попытки прочитать и перевести все сплошь имеющиеся в распоряжении ученых тексты РР, включая нестандартные, к которым другие исследователи даже не пытаются подобрать ключ. В результате дешифровки, не выборочной, а проведенной систематически от первого до последнего знака каждой дощечки, без лакун, получился достаточно связный (естественно, с точки зрения специалиста-океаниста) перевод, воспроизводящий древние песнопения рапануйцев, сходные по характеру с песнями других древних народов. Все тексты РР (включая те, что не вошли в монографию из-за нехватки листажа), близки как по содержанию, так и по набору и характеру знаков. Никакого полинезийского субстрата нет ни в одном из дешифрованных текстов РР.

С точки зрения современного человека, тексты РР просты по своему содержанию, структуре и даже довольно прозаичны. Однако для островитян XVI—XVIII вв. они содержали глубокий смысл, несли не только большое количество разного рода информации, но и магически воздействовали на природу, от которой аборигены всецело зависели. Тексты или их отрывки, содержавшие реминисценции событий далекой древности, исполнялись нараспев во время посадок или сбора урожая. Сами тексты в том виде, в котором их удалось нам восстановить, несут в себе музыкальный ритм, некоторые пассажи их напоминают песнопения, сохранившиеся в фольклорных записях. Агент действия в большинстве случаев обезличен — лишь иногда в качестве действующего лица называются вожди, жрецы или тангата хонуи – главы больших семей (но без упоминания имени), ибо эти тексты — «инструкция к действию» на все времена, для многих поколений потомков.

Итак, подчеркнем еще раз:

Тексты РР представляют собой образцы иероглифического морфем­но-силлабического письма с развитой фонетизацией; записи на дощеч­ках сделаны на древнем рапануйском языке, отличающемся от языка современного. Письмо ронгоронго — это не идеография, а иероглифическое письмо, что было доказано Ю.В. Кнорозовым (совместно с Н.А. Бу­ти­­новым) еще в 1950-х гг. [Бутинов, Кнорозов 1956] и первой попыткой сплошной дешифровки текстов, предпринятой автором данной работы [Федорова 1995]. Знаки письма РР передают, как и в древнеегипетском пись­ме, например, не тот объект, который они изображают, а какой-то дру­гой, название которого по звучанию идентично или сходно. Проще го­воря, в иероглифике знак, изображающий руку нельзя читать как «рука», а рисунок ящерицы как слово «ящерица», и даже изображение фал­лоса в рапануйском письме имеет переносное значение. Именно это нужно всегда учитывать при чтении и переводе знаков кохау ронгоронго. Сошлемся также на гениального российского ученого-этнографа, специалиста и признанного авторитета в области дешифровки Ю.В. Кно­ро­зо­ва, который считал, что при дешифровке древних систем письма, на­при­­мер, майя, речь может идти лишь об условном чтении знаков (ко­то­рое в сущности не может быть ни доказано, ни опровергнуто) [Кнорозов 1963, 233].

Написаны тексты на рапануйском языке, именно поэтому и оказалось возможным переводить их, пользуясь словарем рапануи, с привлечением в некоторых случаях лексики других родственных языков. В текстах приводятся названия различных растений о.Пасхи, известных по фольклорным источникам и по манускриптам. Отличительной чертой текстов РР является малое количество служебных слов, что объясняется как временем создания текстов, так и твердым порядком слов, делающим возможным пропуск служебных лексических единиц.

Тексты РР представляют собой памятники культуры рапануйцев — коренных жителей острова Пасхи, поэтому при чтении и переводе их следует иметь в виду реалии жизни рапануйцев, закономерности и особенности рапануйского языка, своеобразие записей, сделанных в 1 трети XX в. в рукописных памятниках самих рапануйцев.

Но вместе с тем неправомерно использовать в качестве билингвы фольклорные тексты о. Пасхи: тексты РР и фольклорные — это разные жанры творчества рапануйцев и к тому же создание их относится к разным периодам истории острова. Нельзя использовать в качестве билингвы «чтения» рапануйцев Меторо Тау а Уре и Уре Ваи Ика, не имеющие никакого отношения к содержанию дешифрованных текстов, которые они когда-то якобы «читали».

Параллельность отрывков и текстов, выявленная французским ученым А. Метро [Métraux 1940] и нашим соотечественником Б.Г. Куд­ряв­це­вым [Ольдерогге 1949] не всегда является показателем тождества знаков и полной идентичности текстов.

Изучение знаков РР идет от уточнения их начертания и объектов, которые они изображают, выявления названия этих объектов установлению чтения знаков с учетом их позиции в тексте и сочетаемости с другими знаками. Правильность же перевода зависит от учета репертуара омонимичной лексики в рапануйском языке.

Несмотря на то, что автор (при правильном понимании общей концепции РР) допускал ранее тактические ошибки и неточности при чтении, а главное — переводе отдельных выделенных из контекста рядов знаков, предпринятые попытки позволили перейти к сплошному чтению всех текстов РР в их связи с общей рапануйской культурой, которое нам кажется успешным. Лишь идя тернистым путем научного поиска, преодолевая свои и чужие ошибки, можно приблизиться к истинному пониманию сути и особенностей письменности ронгоронго как сложной культурологической проблемы. От себя добавим следующее: успех дешифровщика зависит от интуиции и от того как он владеет материалом.

Дощечки кохау ронгоронго — великое творение рапануйцев, отличавшихся изобретательностью и умением простыми средствами создавать замысловатые образцы культуры, над разгадкой которых ученые всего мира бьются более 100 лет.

библиография

АРГО, ф.1-1969, оп.1, № 19, л.56 «О содействии Н.Н. М.-Маклаю в его исследованиях».

Беликов В.И. Происхождение и миграции полинезийцев //Пути развития Австралии и Океании. – М.,1981.


Беллвуд П. Покорение человеком Тихого океана. – М., 1986.

Бутинов Н.А., Кнорозов Ю.В. Предварительное сообщение об изучении письменности острова Пасхи //СЭ, 1956, №4.

Гельб И. Опыт изучения письма: пер. с англ. – М., 1982.

Кнорозов Ю.В. Письменность индейцев майя. – М. – Л., 1963.

Кнорозов Ю.В. Предисловие //Древние системы письма. Этническая семиотика. – Москва, 1986.

Коцебу О.Е. Путешествие в Южный Океан и в Берингов пролив в 1821-1823 гг. Ч.1-3. – СПб., 1821-1823.

Крупа В. Язык маори. – М., 1968.


Крупа В. Полинезийские языки. – М., 1975.

Кудрявцев Б.Г. Письменность острова Пасхи //Сб. МАЭ, 1949, Т.XI.

Кук Дж. Плавание к южному полюсу и вокруг света в 1772-1775 гг. - М., 1964.

Лисянский Ю.Ф. Путешествие вокруг света на корабле “Нева” в 1803-1806 годах. – М., 1947.

Мазьер Ф. Загадочный остров Пасхи. – М., 1970.

Марков К.К. День на острове Пасхи //ИВГО, 1959, Т.91, вып. 6.

Миклухо-Маклай Н.Н. Собрание сочинений в 5 томах. – М.,1950.

Ольдерогге Д.А. Параллельные тексты некоторых иероглифических таблиц с острова Пасхи (по неопубликованным данным Б.Г. Кудрявцева) //СЭ, 1947, № 4.

Ольдерогге Д.А. Параллельные тексты таблиц острова Пасхи «Кохау ронгоронго» //Сб. МАЭ, 1949, Т. XI.

Ольдерогге Д.А. Язык как исторический источник //Источниковедение африканских языков. – М., 1977.

Пробст М.А. Исследование неизвестных текстов //Забытые системы письма. – М.,1982.

Семенов Ю.И. Об изначальной форме первобытных социально-экономических отношений //СЭ, 1977, № 2.

Тернер К.Т. Синодонтия и сундадонтия //Позднеплейстоценовые и раннеголоценовые культурные связи Азии и Америки. – Новосибирск, 1983.

Тумаркин Д.Д. Тур Хейердал и проблема заселения Полинезии //Австралия и Океания. – М.,1970.

Федорова И.К. К вопросу о характере языка текстов острова Пасхи // СЭ, 1963, № 2.

Федорова И.К. Мифы, предания и легенды острова Пасхи: пер. с рап. – М., 1978.

Федорова И.К. Некоторые черты исторического развития рапануйского языка //О языках, фольклоре и литературе Океании. – Москва, 1978а. – С. 39-81.

Федорова И.К. Исследование рапануйских текстов //Забытые системы письма.. – М., 1982. - С. 23-98.

Федорова И.К. Иероглифические тексты острова Пасхи и «чтения» Меторо (материалы для дешифровки) //Древние системы письма. Этническая семиотика. – М., 1986. – С. 238-254.

Федорова И.К. Мифы и легенды острова Пасхи. – Л., 1988.

Федорова И.К. Остров Пасхи. Очерки культуры XVIII-XIX вв. – СПб.,1993.

Федорова И.К. Дощечки кохау ронгоронго из Кунсткамеры. – СПб., 1995.

Федорова И.К. Эжен Эйро и его отношение к культуре о-ва Пасхи //Культура народов Океании и Юго-Восточной Азии. Сб. МАЭ, 1995а, № 46. - С. 178-206.

Хейердал Т. Дилемма ронгоронго //Латинская Америка, 1985, № 9. - С. 108-129.

Шрейдер Ю.А. Значение методов формального исследования исторических письменностей //Проблемы передачи информации. – М., 1967, Т. 3, вып. 4. – С. 89-97.


Archaeology of Easter Island// Rep. Norwegian archaeol. exp. to Easter Island and the East Pacific /Ed. Th.Heyerdahl, E.N.Ferdon, Vol. 1. //Monogr.of the School of Amer. Res. and the Museum of New Mexico. – Chicago &., 1961, N 24, pt.1.

Arredondo A.M. Proposiciones para el estudio y interpretacion de leyendas de Isla de Pascua //DF, 1987, Bd. 35.

Ayres W.S. Radiocarbon dates from Easter Island //JPS, 1971, Vol.80, N4.

Bahn P., Flenley J. Easter Island, Earth Island. - London, 1992.

Barrow T. Maori art of New Zealand. – Paris, 1978.

Barthel Th.S. Grundlagen zur Entzifferung der Osterinselschrift. – Hamburg, 1958.

Barthel Th.S. Häuptlingsgenealogien von der Osterinsel //Tribus, 1959, N 8.

Barthel Th.S. Rezitationen von der Osterinsel //Anthropos, 1960, Bd. 55, N 5-6.

Barthel T.S. Easter Island place-names //JSO, 1962, T.18.

Barthel Th.S. Das achte Land. – München, 1974.

Brown M. The riddle of the Pacific. – London, 1924.

Campbell R. La herencia musical de Rapanui. – Santiago de Chile, 1971.

Capell A. Oceanic linguistics today //Curr. Anthropology, 1962, N 3.

Chauvet St. L’ile de Paques et ses mysteres.- Paris, 1935.

Churchill W. The Rapanui speech and the peopling of southeast Polynesia. – Washington, 1912.

Clark R. Review of Language of Easter Island by Robert Langdon and Darrell Tryon //JPS, 1983, Vol. 92.

Cook J. The journals of captain James Cook on his voyages of discovery. Vol. 1-2. – Cambridge, 1955, 1961.

Cools A. L’île de Pâques et la Congrégation des Sacrés-Coeurs. Documentation. - Rome, 1973, N 317.

Dyen I. The Proto-Malayo-Polynesian laryngeals //Linguistic Soc. of America. - Baltimore, 1953, VIII.

Elbert S.H. Internal relationships of Polynesian languages and dialects //SWJA, 1953, Vol.9.

Elbert S.H. Hawaiian reflexes of proto-Malayo-Polynesian and proto-Polynesian reconstructed forms //JPS, 1964, Vol. 73, N. 4.

Emory K.P. Eastern Polynesia, its cultural relationships. - New Haven, 1946.

Emory K.P. East Polynesian relationships //JPS, 1963, Vol 72, p.78-100.

Emory K.P. Easter Island’s position in the prehistory of Polynesia //JPS, 1972, Vol. 81, N1.

Emory K.P. Sinoto Y.H. Implications of recent archaeological finds in East Polynesia //A paper delivered at the American Anthropol. Assoc. Annual Meeting. – 1965, 21-24 Nov.

Englert S. La Tierra de Hotu Matu’a. Histiria, etnoljgía y lengua de la isla de Pascua. - Padre Las Casas (Chile), 1948.

Englert S. Island at the center of the world. New light on Easter Island. – New-York, 1970.

Esen-Baur H.M. Untersuchungen über den Vogelmann-Kult anf der Osterinsel //Arbeiten aus dem Seminar für Völkerkunde der J.W. Goethe-Univ., Frankfurt am Main. – Wiesbaden, 1983, Bd. 14.

Esen-Baur H.M. 1500 Jahre Kultur der Osterinsel: Katalog-Handb. - Mainz am Rhein, 1989.

Estella B. de. Los Misterios de la Isla de Pascua. - Santiago de Chile, 1920.

Eyraud E. Lettre au T.R.P. supérieur général //Annales de la Propagation de la Foi, 1866, Vol. 38-39.

Fedorova I.K. Folklore Didactic Text from Easter Island //Countries and peoples of the Pacific Basin. - Moscow, 1971. - PP. 142-146.

Felbermayer F. Sitten und Bräuche der Osterinsel //ZfE, 1964, Bd. 89, H.1.

Fischer S.R. Preliminary Evidence for Cosmogonic Texts in Rapanui’s Rongorongo Inscriptions //JPS, 1995, Vol. 104. - PP. 303-321.

Fischer S.R. Further Evidence for Cosmogonic Texts in Rongorongo Inscriptions of Easter Island //Rapa Nui Journal, 1995а, Vol. 9. - PP. 99-107.

Fischer S. R. Rongorongo. The Easter Island Script. – Oxford, 1997.

Geiseler W. Die Oster-Insel. Eine Stätte prähistorischer Kultur in der Sudsee. – Berlin, 1883.

Gill G.W., Haoa S., Owsley D.W. Easter Island Origins: Implications of Osteological Findings //Rapa Nui Journal, 1997, Vol.11, N2.

Golson J. Polinesian navigation //JPS, 1962, Vol. 71, N 3-4.

González y Haedo F. The voyage of captain don Felipe Gonzalez to Easter Island in 1700-1701 //”Hakluyt Society Publication” Ser. 2., Vol.13. – Cambridge, 1908.

Grace G.W. The position of the Polynesian languages within the Austronesian (Malayo-Polynesian) language family //Suppl. to Intern. Journ. of Amer. Linguistics, 1959, Vol. 25, N 3.

Green R.C. Linguistic subgrouping within Polynesia //JPS, 1966, Vol. 75, N 1.

Guy J. Fused Glyphs in the Easter Island Script //JPS, 1982, Vol. 91.

Heyen G.H. Primitive navigation in the Pacific //JPS, 1962, Vol. 71, N 3-4.

Heyerdahl Th. The Concept of Rongo-Rongo among the Historic Population of Easter Island //Rep. Norwegian archaeol. exp. to Easter Island and the East Pacific /Ed. Th.Heyerdahl, E.N.Ferdon, Vol 2: Miscellaneous Papers. Monogr.of the School of Amer. Res. and the Kon-Tiki Museum. N 16. -Srockholm, 1965. PP. 345-385.

Heyerdahl Th. The Art of Easter Island. - London, 1976.

Imbelloni J. Las “Tabletas parlantes” de Pascua, monumentos de un sistema gráfico indo-oceánico //Runa. - Buenos Ayres, 1951, Vol 4. - PP. 223-281.

Jaussen T. L’île de Pâques. Historique et écriture. – Paris, 1893.

Knoche W. Die Osterinsel. - Concepción, 1925.

Krupa V. Tane in the Easter Island Script //Asian and African Studies. - Bratislava, 1973, Vol. 9. - PP. 115-119.

Krupa V. The Symbol for Lizard in the Writing of the Easter Island //Asian and African Studies. - Bratislava, 1974, Vol. 10. - PP. 61-67.

Langdon R., Tryon D. The language of Easter Island: Its development and Eastern Polynesian relationships //Laie. - Hawaii, 1983.

Lapelin T. de L’île de Pâques //Rev. Mar. Et col. – 1872, Vol. 35.

La Pérouse J.F.G. de. Voyage de La Pérouse autour du monde (1785-1788). T. 2. - Paris, 1797.

Lavachery H. Les Pètrogliphes de l’ Île de Pâques. T.1-2. - Antwerpen, 1939.

Lee G. Lost Islands Cruise. Mangareva //Rapa Nui Journal, 1992, Vol. 6, N.1.

Liller W. Rapa Nui Archaeoastronomy: Solar observatories //Clava, 1988, N 4.

Liller W. The lost observatories of Rapa Nui //CFS, 1990, N 125.

Loti P. Expedition der Fregatte “La Flore” nach der Osterinsel 1872 //”Globus”, Bd. 23. 1873.

Mazière F. Fantastique île de Pâques. – Paris, 1965.

Mellen-Blanco F. Manuscritos y documentos espanoles para la historia de la Isla de Pascua //La expedicion del capitan D.Felipe Gonzales de Haedo a la isla de David. - Madrid, 1986.

Métraux A. The kings of Easter Island //JPS, 1937, Vol. 46, N 2.

Métraux A. Ethnology of Easter Island. - Honolulu, 1940 (B.P.B.Mus.; Bull.160).

Métraux A. L’Ile de Pâques. 2 ed. – Paris, 1965.

Moerenhout J. Voyages aux îles du grand Océan. - Paris, 1837, Т.1-2.

Mulloy E.R., Rapu S.A. Possession, Dependence and Responsibility in the Rapanui language //JPS, 1977, Vol. 86.

Pawley A. The relationships of the Polynesian outlier languages //JPS, 1967, Vol. 76, N.3.

Porteous J.D. The modernisation of Easter Island //Western Geographical series, British Columbia University of Victoria, Vol. 19, 1981.

Pozdniakov K. Le bases du déchiffrement de l’écriture de l’île de Pâques //JSO, 1996, Vol. 103, N 2. – PP.289-302.

Roggeveen J. Extract from the official log of the voyage of Mynheer Jacob Roggeveen //”Hakluyt Society Publication” Ser. 2. Vol.13. – Cambridge, 1908.

Routledge C.S. Easter Island //The Geographical Journal, 1917, Vol. 49.


Routledge C.S. The mystery of Easter Island. – London, 1919.

Stewart A. Handbook. – Samoa, 1921.

Suggs R.C. Historical traditions and archaeology in Polinesia //AA, 1960, Vol. 62, N 5.

Suggs R.C. The archaeology of Nukuhiva, Marquesas Islands, French Polinesia//APAMNH, 1961, Vol. 49.

Suggs R.C. The derivation of Marquesan culture //Journ. Royal Anthropol. Inst., 1961а, Vol. 91.

Suggs R.C. Rev.: Island civilisation of Polynesia //JPS, 1963, Vol. 72, N 1.


Thomson W.J. Te Pito te Henua, or Easter Island (Report of the U.S. National Museum for 1889). – Washington, 1891.

Wolff W. Island of death. – New York, 1948.

Zizka G. Flowering plants of Easter Island //Palmgarten. - F/M, 1991, Bd. 3.

Список сокращений

АРГО — Архив Русского Географического Общества.

ИВГО — «Известия Всесоюзного Географического Общества».

Сб. МАЭ — «Сборник Музея Антропологии и этнографии»

СЭ — «Советская этнография».

B.P.B.Mus. — Bernice P. Bishop Museum

CFS — Courier Forschungsinstitut Senckenberg

JSO — “Journal de la Société des Océanistes”

JPS — “Journal of Polynesian Society“.

SWJA — Southwestern Journal of Anthropology

приложения

приложение i.

СПИСОК НАЗВАНИЙ РАСТЕНИЙ (ПО РАЗНЫМ ИСТОЧНИКАМ)

Батат (кумара) – сладкий картофель (Ipomoea batatas)

апука

апука еу

епунуа

ехива

кава аро ироиро

кава тангети

кумара аринга рикирики

кумара аропиро

кумара пака таеро

кумара пита

кумара ренга вие

кумара ренга мое тахи театеа

кумара ренга мое тахи уриури

кумара ука театеа

кумара ука-туе

кумара уре омо

кумара уре омо уриури

кумара уриури

кумара хау пу театеа

кумара хау пу уриури

макуто

мамари киакиа

мари киакиа

мари маму

мине

океоке

паики

пекепеке меа

пекепеке ури

пиу тахи

пуку

рау миро

рее анихо

типа таи пака

туатеа

туитуи ко виро

уре ваи

уре омо

хива матуа

хива поки

Ямс (ухи) (Dioscorea Sp.)

анаукахо

апука

апука хеу

апуку еу

вери ака тау

вери пупуру

еихе

екока руа равеи

ерере

ихе матао раха

ихе муту по

кукуру тоуа

кунекуне

макере

мамари киое

марири

мине

моко ику-кеу

моко хаха теа

наку

нахе

нахе матаа тока

нахе рехерехе

па

папа теа

папа ури

папаке кахукаху

папаке теа

папаке ури

папаки вехивехи

папаки кахукаху

папаки папа кура

пуа аруару

пуа вахи

пуа рау охо теа

пуа рау охо ури

пуа рау хохо меа

пуа рау хохо пара

руа рау хохо теа

пуа рау хохо ури

пуа рона

пуа тивека

равеи

равеи мангаманга

равеи пако

рави

рави кана

рави пако

рави теа

рави ури

рави-а-куракура

рави-ха-куракура

рау атанга

рау атеа

руа папа

такаторе

таха

тахе

теа макуна

теа нухи

теа хо попо

тара кура

тара маито

тара мама

тара моамоа тара

тара махихи

тара ноху

тара рау ренга

тара тетиве

тара хетуке

тара хуехуе

тонга

туитуи

туке ипуакоре

туке таро кура

тупере теа

тупере ури

тутае киое

Таро (Colocasia Sp.)

ваихи

ваихи ити

капе рапануи

кету анга меа

кету такаруа

коро маруу

манго

нгаату

нгети ури

нгету теа

нгету театеа

нгу хаха теа

пиа нгуху хаха теа

таро кету тури

таро нгети уриури

театеа

туа коиро

харахара

харахара рапануи

хива таро (чужеземное таро)

делится на:

таро театеа

таро уриури

хорехоре тапамеа

Сахарный тростник (тоа) (Saccharum officinarum)

витивити

киата

марикуру

пароко

пурукана

ранги

ранги коро вао

рума

туа мамари ману

туа ману ауау

туитуи ко виро

тури харова

харахара копу

харахара витивити
ОГЛАВЛЕНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ 3

ГЛАВА I. ОСТРОВ ПАСХИ 11

Несколько слов об острове Пасхи 11

История заселения острова Пасхи 18

Миссионеры на острове Пасхи 25

Жизнь и быт рапануйцев, их социальная организация 35

Общинные и семейные обычаи и обряды 50

Религиозные представления рапануйцев 62

Искусство острова Пасхи 68

Рапануи и полинезийские языки 74

Обнаружение и изучение письма кохау ронгоронго 91

Некоторые итоги дешифровки письма кохау ронгоронго 102

Каталог знаков и графем кохау ронгоронго с их чтениями 118

ГЛАВА II. ТЕКСТЫ КОХАУ РОНГОРОНГО (ЧТЕНИЕ И ПЕРЕВОД) 149

Текст А («Тахуа») 149

Текст В («Аруку-Куренга») 196

Текст С («Мамари») 228

Текст Е («Кеити») 252

Текст G («Малая из Сантьяго») 274

Текст Н («Большая из Сантьяго») 293

Текст I («Жезл из Сантьяго») 341

Текст К («Лондонская дощечка») 403

Текст L («Лондонское реимиро») 410

Текст Р («Большая Санкт-Петербургская дощечка») 412

Текст Х («На фигурке тангата-ману из Нью-Йорка») 458

ЗАКЛЮЧЕНИE 460

БИБЛИОГРАФИЯ 464

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ 468

ПРИЛОЖЕНИЯ 470

Приложение 1.Список названий растений (по разным источникам) 474

Приложение 2. Прорисовка текстов и каталог графем (по Т.С. Бартелю) 479
© И.К. Федорова

В книге использованы фотографии из книги: Thomson W.J. Te Pito te Henua, or Easter Island (Report of the U.S. National Museum for 1889). Washington, 1891.