microbik.ru
1 2
И.Ф. Можаева, М.С. Седов

ОБ ИЕРАРХИИ СТАНДАРТОВ В НОРМАТИВНОЙ БАЗЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В настоящее время в отечественной системе стандартизации существуют перечни нормативных документов обязательного и добровольного применения, в том числе предназначенные для обеспечения безопасности зданий и сооружений. Действуют регламенты, своды правил и ГОСТы, нормирующие одни и те же вопросы. В то же время наблюдается дефицит регламентов, сводов правил и стандартов, необходимых для проектирования специфических объектов капитального строительства, в том числе особо опасных объектов. При этом требования стандартов противоречивы, не согласованы. Непонятно, какие стандарты следует считать приоритетными для применения в конкретной ситуации.

Наглядным примером являются несоответствия в части классификации взрывоопасных зон и выбора оборудования для применения в этих зонах между ГОСТ Р (51330.N-99; 52350.N-2005, гармонизированы с международными стандартами Международной энергетической комиссии МЭК), правилами безопасности Ростехнадзора (ПБ) и Правилами устройства электроустановок Госэнергонадзора (ПУЭ). Действующие отраслевые нормативные документы, на соответствие требованиям которых проводится экспертиза промышленной безопасности проектной документации - это ПБ и ПУЭ. В ПБ 08-623-03 отражены требования обеспечения безопасности плавучих буровых установок и морских стационарных платформ. В них сделана ссылка на необходимость руководствоваться ПУЭ в части выбора взрывозащищенного оборудования, хотя классификация взрывозащищенных зон ПБ и ПУЭ не соответствуют друг другу. Кроме ГОСТ Р, ПБ, ПУЭ существуют ещё и регламенты: «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (Федеральный закон Российской Федерации от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ) и «Технический регламент о безопасности оборудования для работы во взрывоопасных средах» (утверждён Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2010 г. № 86). В них также отражаются вопросы классификации взрывоопасных зон и выбора взрывозащищённого оборудования для них, которые совпадают с требованиями ГОСТ Р, но не совпадают с требованиями ПБ. Несмотря на обязательность выполнения регламентов и декларируемую приоритетность ГОСТ Р над ПБ, без выполнения требований ПБ пройти экспертизу промышленной безопасности невозможно.

О необходимости совершенствования «Правил безопасности в нефтяной и газовой промышленности» ПБ 08-624-03, несогласованности и существенных пробелах в нормативной базе подробно говорится в статье журнала №11 за ноябрь 2011 г. «Нефтегазовые технологии», написанной экспертами РФЦСЭ при Минюсте России.

Еще хуже складывается ситуация при подготовке технического задания на постройку шельфовых объектов, которые должны соответствовать одновременно Правилам морского регистра Российской Федерации и правилам Ростехнадзора. Это создает коллизии при проектировании, постройке и сдаче объектов, так как указанные требования не согласованы и даже противоречат друг другу. Ситуация осложняется ещё и тем, что в техническом задании Заказчик часто предписывает применять иностранные стандарты и правила, которые не увязаны с национальной нормативной базой, вследствие чего возникают проблемы их применения в общем контексте системы стандартизации.

Термин «стандартизация» в соответствии со стандартом ГОСТ 1.1-2002 - это «…деятельность, направленная на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области посредством установления положений для всеобщего и многократного использования в отношении реально существующих или потенциальных задач».

На практике каждый проект становится полем битвы мнений и противоречивых толкований требований нормативных документов РФ и других стран, не согласованных между собой. Организации приходится проходить этот путь от начала и до конца на каждом новом проекте и даже на каждой стадии реализации проекта, когда ранее принятые решения могут быть оспорены надзорными органами. Это - огромная трата сил и ресурсов организаций, дополнительный риск их бизнеса.

В целях обеспечения «оптимальной степени упорядочения» для «всеобщего и многократного использования в отношении реально существующих или потенциальных задач», обоснования принятия технических решений, устранения конфликтных ситуаций, учитывая, что сейчас происходит становление нормативной российской базы, - необходимо утверждение иерархии применяемых стандартов.

Центральное конструкторское бюро «Коралл», член саморегулируемой организации «Некоммерческое партнерство «Нефтегазсервис», провело анализ, в результате которого была предложена иерархия нормативно-технических документов в области стандартизации по приоритетности их применения в Российской Федерации на период формирования и становления системы стандартизации.

Предлагаемая иерархия была рассмотрена, обсуждена и полностью поддержана всеми организациями - членами указанного партнерства, основной задачей которых является проектно-конструкторское обеспечение нефтехимической и нефтегазовой промышленности.

ИЕРАРХИЯ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ В ОБЛАСТИ СТАНДАРТИЗАЦИИ ПО ПРИОРИТЕТНОСТИ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ В

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


































КОНСТИТУЦИЯ























ФЗ

О техническом регулировании

Технические

регламенты (ТР)

Федеральные Законы

Указы Президента РФ

Постановления правительства РФ

Доктрины. Концепции

Международные стандарты

ISO, ISO/IEC, ISO Guide, ISO/TR, IEC, IMO, ICAO, ILO

Регистры, Правила

РМРС, DNV, LR, GL, ABS, BV

Межгосударственные и национальные стандарты (Ст. 16 и 16.1, Ст. 7 п. 3, Ст. 33 ФЗ), в том числе содержащие правила и методы исследований (испытаний) и измерений, необходимые для применения ТР

ГОСТ, ГОСТ Р

ANSI, ASME, ASTM, API, BS, DIN, NACE, NORSOK

Отраслевые требования*, руководящие документы*, технические условия

ОСТ*, РД*, ТУ

Ведомственные стандарты. Стандарты организаций, в том числе коммерческих, общественных, научных организаций, объединений юридических лиц (Ст. 17 ФЗ)

ВРД, СТО Газпром, Р Газпром, ВСН, СТП, МИ

Методические указания, методики, инструкции, нормы *

(МД, МДС, МУ, МР, ИД, ПОТ, ИОТ, Нормы, П, РМГ, Р)*

Своды правил (Ст. 16, п. 10, 16.1 п. 2 ФЗ),

СНИП, СанПиН, СП, ПБ, ППБ, ПУЭ










































































































































































































































*

В статье 13 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» не включены в состав российских документов по стандартизации

Расшифровка аббревиатур

РФ

Российская Федерация

ФЗ

Федеральный закон РФ

ТР

Технический регламент

ISO

Стандарт Международной организации по стандартизации

International Organization for Standardization

IEC

Стандарт Международной электротехнической комиссии (МЭК)

ILO

Стандарт Международной организации труда

ИКАО

ICAO

Стандарт Международной организации гражданской авиации

International Civil Aviation Organization

Guide

Руководство

TR

Технический отчет

IMO

Документы Международной морской организации

International Maritime Organization

РМРС (РС)

Правила Международного технического (классификационного) общества Российский морской регистр судоходства

DNV

Правила Международного технического (классификационного) общества

Det Norske Veritas

LR

Правила Международного технического (классификационного) общества

Lloyd register

GL

Правила Международного технического (классификационного) общества

Germanischer Lloyd

ABC

Правила и стандарты Американского бюро судоходства

American Bureau of Shipping

BV

Правила Международного технического (классификационного) общества

Bureau Veritas

ГОСТ

Межгосударственный стандарт / государственный стандарт РФ

ГОСТ Р

Национальный / государственный стандарт РФ

ANSI

Стандарты Американского национального института стандартов

(Национальная организация по стандартизации США)

ASME

Стандарты Американского общества инженеров-механиков

ASTM

Стандарты Американского общества по испытаниям и материалам

API

Стандарты Американского института нефти

American Petrol Institute

BS

Национальный стандарт Великобритании

DIN/NSMT

Стандарт Германского института стандартов

NACE

Национальная Ассоциация инженеров коррозионистов, США

СНиП

Строительные нормы и правила

СанПиН

Санитарные правила и нормы

СП

Свод правил

ПБ

Правила безопасности

ППБ

Правила пожарной безопасности

ОСТ

Отраслевой стандарт

РД

Руководящий документ

ТУ

Технические условия

ВРД

Ведомственный руководящий документ

СТО Газпром

Стандарт организации Газпром

Р Газпром

Результат научно-исследовательской работы Газпром

ВСН

Ведомственные строительные нормы

СТП

Стандарт предприятия

МИ

Методики институтов

МД

Методическое руководство

МДС

Методические документы в строительстве

МУ

Методические указания

МР

Методические рекомендации

ИД

Инструктивный документ

ПОТ

Правила по охране труда

ИОТ

Типовая инструкция по охране труда

П

Пособия, положения

РМГ

Рекомендации по межгосударственной стандартизации

Р

Рекомендации по стандартизации

НЕ ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ АББРЕВИАТУРЫ, ИМЕЮЩИЕ ОТНОШЕНИЕ К ТЕМЕ (стандарты указанных организаций могут быть включены в иерархию):

AFNOR

Национальная организация по стандартизации Франции

AIFF

Американский институт инженеров электриков

AISC

Американский институт стальных конструкций

ASHT

Американское общество неразрушающих испытаний

AWS

Американское общество сварщиков

DS

Датский институт стандартов

ЕСИСС

Европейский комитет по стандартизации железа и стали

EDIFACT

Правила ООН по электронному обмену

JAF

Международный форум по аккредитации

JISC

Национальная организация по стандартизации Японии

LADC

Международная Ассоциация бурильщиков

NNI

Нидерландский институт стандартизации

NPD

Норвежский нефтяной директорат

NTS

Норвежский институт технических стандартов

UNT

Миланский институт стандартов

ЮНИДО

Организация объединенных наций по промышленному развитию

WTO

Международная торговая организация

YVSA

Японская Ассоциация морских стандартов

ТЕРМИНЫ С СООТВЕТСТВУЮЩИМИ ОПРЕДЕЛЕНИЯМИ:

Термин

ISO/IEC GUIDE 2:2004(E/F/R)

ГОСТ 1.1-2002

Стандартизация

деятельность, направленная на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области посредством установления положений для всеобщего и многократного использования в отношении реально существующих или потенциальных задач

ПРИМЕЧАНИЕ 1 В частности, эта деятельность проявляется в процессах разработки, опубликования и применения стандартов.

ПРИМЕЧАНИЕ 2 Важнейшими результатами деятельности по стандартизации являются повышение степени соответствия продукции, процессов и услуг их функциональному назначению, устранение барьеров в торговле и содействие научно-техническому сотрудничеству

Объект стандартизации

объект, который должен быть стандартизован

Продукция, процесс или услуга, подлежащие или подвергшиеся стандартизации

ПРИМЕЧАНИЕ 1 В данном Руководстве для отражения понятия объект стандартизации в широком смысле принято выражение «продукция, процесс или услуга», которое следует понимать как относящееся в равной степени к любому материалу, компоненту, оборудованию, системе, их совместимости, протоколу, процедуре, функции, методу или деятельности.




ПРИМЕЧАНИЕ 2 Стандартизация может ограничиваться определенными аспектами любого объекта

Аспект стандартизации




Краткое выражение обобщенного содержания устанавливаемых стандартом положений.

Примечание

Аспект стандартизации указывают в наименовании стандарта в виде подзаголовка

Международная стандартизация

стандартизация, участие в которой открыто для соответствующих органов всех стран

стандартизация, участие в которой открыто для национальных органов по стандартизации всех стран мира

Региональная стандартизация

стандартизация, участие в которой открыто для соответствующих органов стран только одного географического, политического или экономического района мира

Нормативный документ

документ, устанавливающий правила, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов




ПРИМЕЧАНИЕ 1 Термин «нормативный документ» является родовым термином, охватывающим такие понятия, как стандарты, документы технических условий, своды правил и регламенты

Примечания

1 Под документом следует понимать любой носитель информации, которая записана в нем или на его поверхности




ПРИМЕЧАНИЕ 2 Под «документом» следует понимать любой носитель с записанной в нем или на его поверхности информацией

2 Термины, обозначающие различные виды нормативных документов, определяются в дальнейшем исходя из того, что документ и его содержание рассматриваются как единое целое




ПРИМЕЧАНИЕ 3 Термины, обозначающие различные виды нормативных документов, определяются в дальнейшем исходя из того, что документ и его содержание рассматриваются как единое целое.

Термин

ISO/IEC GUIDE 2:2004(E/F/R)

ГОСТ 1.1-2002




Стандарт

документ, разработанный на основе консенсуса и утвержденный признанным органом, в котором устанавливаются для всеобщего и многократного использования правила, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов, и который направлен на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области

ПРИМЕЧАНИЕ Стандарты должны быть основаны на обобщенных результатах науки, техники и практического опыта и направлены на достижение оптимальной пользы для общества.

Нормативный документ, который разработан на основе консенсуса, принят признанным на соответствующем уровне органом и устанавливает для всеобщего и многократного использования правила, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов, и который направлен на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области.

Примечание - Стандарты должны быть основаны на обобщенных результатах науки, техники и практического опыта и направлены на достижение оптимальной пользы для общества

Международный стандарт

Стандарт, принятый международной организацией по стандартизации и доступный широкому кругу пользователей




Примечания

1 К международным стандартам относятся стандарты ИСО, стандарты МЭК и стандарты ИСО/МЭК, которые являются совместными публикациями ИСО и МЭК.

2 В международной стандартизации наряду со стандартами применяются также руководства ИСО (ISO Guide), руководства ИСО/МЭК (ISO/IEC Guide), технические отчеты ИСО, обозначаемые индексом ИСО/ТО (ISO/TR), международные стандартизованные профили, обозначаемые индексом ИСО/МЭК МСП (ISO/IEC ISP), оценки технологических направлений, обозначаемые индексом ИСО/ОТН (ISO/TTA), рекомендации ИСО, обозначаемые индексом ИСО/Р (ISO/R), технические условия ИСО, обозначаемые индексом ИСО/ТУ [ISO/TS], общедоступные технические условия ИСО, обозначаемые индексом ИСО/ОТУ [ISO/PAS], отраслевые технические соглашения, обозначаемые индексом ИСО/ОТС [ISO/ITA]

Региональный стандарт

Стандарт, принятый региональной организацией по стандартизации и доступный широкому кругу пользователей







Примечание - Примером региональных стандартов являются европейские стандарты, обозначаемые индексом [префиксом] EH [EN]

Межгосударственный стандарт

Региональный стандарт, принятый Евразийским советом по стандартизации, метрологии и сертификации и доступный широкому кругу пользователей

Национальный стандарт

Стандарт, принятый национальным органом по стандартизации и доступный широкому кругу пользователей

Государственный стандарт




Национальный стандарт страны, национальный орган по стандартизации которой входит в Евразийский совет по стандартизации, метрологии и сертификации.

Примечания

1 Термин «государственный стандарт» употребляют, когда необходимо подчеркнуть, что выражаемое им понятие не относится к стандартам, которые приняты другими национальными органами по стандартизации, например «государственные стандарты стран - участниц Соглашения», а в остальных случаях может быть применен более общий термин «национальный стандарт».

2 При необходимости термин «государственный стандарт» может быть дополнен названием страны, например «государственный стандарт Республики Беларусь».

3 Государственный стандарт может быть принят не только национальным органом по стандартизации, но также иным уполномоченным на это органом власти, например государственным органом исполнительной власти по строительству, если это предусмотрено действующим в стране законодательством

Термин

ISO/IEC GUIDE 2:2004(E/F/R)

ГОСТ 1.1-2002




Комплекс стандартов




Совокупность взаимосвязанных стандартов, объединенных общей целевой направленностью и/или устанавливающих согласованные требования к взаимосвязанным объектам стандартизации

Регламент

Документ, содержащий обязательные правовые нормы и принятый органом власти

Технический регламент

Регламент, содержащий технические требования либо непосредственно, либо путем ссылки на стандарт или технические условия, либо путем включения в себя содержания этих документов.

Примечание - Технический регламент может быть дополнен техническими указаниями, определяющими в общих чертах некоторые способы достижения соответствия требованиям регламента

Технические условия

Документ, устанавливающий технические требования, которым должны удовлетворять продукция, процесс или услуга

Документ, устанавливающий технические требования, которым должна удовлетворять продукция или услуга, а также процедуры, с помощью которых можно установить, соблюдены ли данные требования

ПРИМЕЧАНИЕ 1 В документе технических условий должны быть указаны, в случае необходимости, процедуры, с помощью которых можно установить соблюдены ли данные требования.

ПРИМЕЧАНИЕ 2 "Документ технических условий" может быть стандартом, частью стандарта или самостоятельным документом.

ПРИМЕЧАНИЕ 3 (только к русской версии): Английский термин «technical specification» (французский термин «specification technique») может обозначать определенный вид стандарта, что обычно соответствует русским терминам «стандарт технических условий» или «стандарт технических требований», часть стандарта (раздел «Технические требования» стандарта) или самостоятельный документ («документ технических условий»)

Примечание - В международной стандартизации и национальной стандартизации некоторых стран английский термин "technical specification" и французский термин "specification technique" может также означать определенный вид стандарта, что обычно соответствует русским терминам: "стандарт общих технических условий", "стандарт технических условий", "стандарт общих технических требований" или часть стандарта (раздел "Технические требования").

Уровень стандартизации

форма участия в деятельности по стандартизации с учетом географического, политического или экономического признака

ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Нормативно-техническая документация

(сокращенно НТД)

Документы, устанавливающие правила, общие принципы или характеристики, требования к различным видам деятельности или их результатам (на базе термина «нормативный документ» ISO/IEC GUIDE 2:2004(E/F/R) / ГОСТ 1.1-2002)

Определение согласно Перечню критических технологий Российской Федерации (утверждено распоряжением Правительства РФ от 25 августа 2008 г. N 1243-р)

Критические технологии

перечень технологий, имеющих важное социально-экономическое значение или важное значение для обороны и безопасности РФ как государства

Определение согласно статье 17. Закона «О техническом регулировании»

Корпоративный стандарт

Стандарт организации, в том числе коммерческой, общественной, научной, саморегулируемой; объединения юридических лиц, разработанный и утвержденный организацией самостоятельно для совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг, а также для распространения и использования полученных в различных областях знаний результатов исследований (испытаний), измерений и разработок.

Определение согласно Приложению к Приказу Министра регионального развития Российской Федерации от 1 апреля 2008 г. N 36

Специальные технические условия

СТУ

технические нормы, содержащие (применительно к конкретному объекту капитального строительства) дополнительные к установленным или отсутствующие технические требования в области безопасности, отражающие особенности инженерных изысканий, проектирования, строительства, эксплуатации, а также демонтажа (сноса) объекта


следующая страница >>