microbik.ru
1
Разнообразие животных

III класс
Казакова Людмила Алексеевна

учитель начальных классов, гимназия №1,

г. Липецк
Цели урока: ознакомление с новой классификацией животных и их групповыми признаками; расширение кругозора учащихся; учить дружной групповой работе; воспитание бережного отношения ко всем животным (и к хищникам); развивать логическое мышление, речь.

Оборудование: диапроектор, экран, презентация, учебник А.А. Плешаков, «Мир вокруг нас», рабочая тетрадь А.А. Плешаков, «Мир вокруг нас».

Ход урока

I. Организационный момент

- Что вы ждете от сегодняшнего урока?

Варианты ответов:

-узнать о чем- то новом, интересном;

-отгадывать кроссворды и загадки.

- Я постараюсь учесть все ваши желания. И, конечно же, сегодня на уроке будет открытие нового. Но прежде мы повторим то, что прошли на предыдущем уроке.

II. Проверка выполнения домашней работы

1. Фронтальный опрос по изученной теме:

СЛОН, СОБАКА, ПАУК, АНАНАС, АИСТ.

Посмотрите внимательно на экран и назовите лишний предмет. (Ананас)

- Почему оно лишнее? К какому царству относится? (Царство растений.)

- Как называется наука, которая изучает растения? (Ботаника)

- Какую роль играют растения в жизни людей и животных? (Человек получает от растений кислород, пищу, ткани, древесину. Животным растения дают кислород, служат для них убежищем, пищей, лекарством)

Да, ребята, жизнь без растений на земле немыслима.

III. Усвоение новых знаний и способов действий

1.Введение в тему урока

2. Разгадайте кроссворд:

1. Вдоль дорог, вдоль тропинок встречается это растение. Будто специально растёт там, чтобы помочь, если надо путешественнику, натёршему ногу, поранившему руку.

2. Из травы смотрит весёлый фиолетовый глазок. Значит, будет хорошая погода. Перед дождём этот цветок обязательно закроется.

3. Сегодня полянка золотисто-жёлтая от цветов, завтра – бело-пушистая. Жёлтые цветы превращаются в белые «головки», а с «головок» слетают лёгкие пушинки.

4. На изломе стебля этого растения выступает оранжевый сок. Когда-то верили, что этим соком можно сводить бородавки. Это свойство дало название растению.

5. С запахом этого растения знаком даже тот, кто никогда не бывал в лесу. Ведь у некоторых конфет такой приятный вкус и запах именно благодаря этому растению.

6. Дерево с большими, красиво вырезанными листьями можно было бы назвать «музыкальным» - из его древесины изготавливают музыкальные инструменты.

7. Ветки этого кустарника покрыты острыми и твёрдыми колючками.

8. Весной в лесу на этом дереве загораются маленькие красные и синие «лампочки». Это почки дерева. А под Новый год на этих деревьях вспыхивают гирлянды настоящих лампочек.

Ответы: 1. Подорожник. 2. Фиалка. 3. Одуванчик. 4. Чистотел. 5. Мята. 6. Клен. 7. Боярышник. 8. Ель.

- Посмотрите на слова кроссворда, что они означают? (Растения.)

- Прочитайте, какое слово получилось в выделенной строке? (ЖИВОТНЫЕ.)

IV. Сообщение темы и целей урока

Сегодня мы покидаем царство растений, и переходим к изучению царства животных. Тема нашего урока – разнообразие животных.

На уроке мы познакомимся с новой классификацией животных и их групповыми признаками.

Эпиграфом урока будут слова известного писателя Николая Сладкова:

«Главное богатство природы – её тайны и красота, они ведут к встрече с прекрасным, удивительным и таинственным».

1. Животные дикие и домашние - практическая работа

- Когда вы слышите слово «животные», то кого представляете?

- Где они обитают?

- Животные живут в естественной среде обитания.

- Есть одомашненные формы, которых приручил человек.

На слайде картинки с названиями животных: попугай, белка, канарейка, черепаха, корова, курица, медведь, щегол, заяц, кролик, лягушка, волк, лиса, лошадь, поросёнок…

Задание: среди данных животных выберите сначала домашних, а затем - диких.

2. Классификация животных

Наука о животных называется зоология. Ученые-зоологи делят царство животных на большое число групп, руководствуясь определенными признаками.

Животные удивительно разнообразны.

а) Звери

- Животные какой группы изображены на экране? (Звери.)

- Назовите их признаки. (Тело покрыто шерстью, имеют по 4 лапы, своих детенышей вскармливают молоком.)

- Как называют их еще? (Млекопитающие.)

- Назовите следующих животных (крот, кит, летучая мышь). Эти животные тоже относятся к группе зверей, хотя у летучей мыши вместо лап крылья, у кита вместо ног плавники и тело не покрыто шерстью, а у крота лапы превратились в лопаты. Но эти животные детенышей вскармливают молоком, поэтому они тоже млекопитающие. В группе зверей – кит самое большое животное.

б) Птицы

- Назовите следующую группу животных. (Птицы.)

- По какому признаку вы их определили? (Варианты ответов: тела покрыты перьями, летают.)

- Все ли птицы летают? (Нет.)

- Назовите птицу, которая не летает, но быстро бегает. (Страус.)

- Назовите птиц, у которых вместо крыльев лапы-ласты, и они хорошо плавают. (Пингвины.)

в) Рыбы

- А сейчас я перечислю основные признаки животных следующей группы, а вы догадайтесь, как эта группа называется.

- Эти животные живут в воде, тело покрыто чешуей, передвигаются с помощью плавников, дышат жабрами. (Рыбы.)

- Мир рыб многообразен. Каких рыб вы знаете?

г) Земноводные

- Перечислите следующих животных. (Лягушки, жабы, тритоны.)

- Эти животные могут жить на земле и в воде.

- Как можно назвать эту группу? (Земноводные.)

д) Пресмыкающиеся

- Следующая группа, о которой пойдет речь, обитает на суше, но и в воде чувствует себя прекрасно. К ним относятся змеи, ящерицы, крокодилы и черепахи. Эти животные всю жизнь ползают – пресмыкаются, поэтому их называют пресмыкающиеся.

V. Работа по учебнику

Стр. 89-94.

- Наше представление о царстве животных было бы не совсем полным, если бы мы умолчали еще о нескольких группах живых существ.

- Что это за группы? Прочитайте об этом в учебнике.

- Первая новая группа — это черви. Какого представителя этой группы вы знаете? Расскажите о дождевом черве.

Сообщения учеников

1 ученик. Сообщение по червям. К червям относятся почти 46 000 видов животных. Все они удлиненной формы, с сильной мускулатурой. Передвигаются черви, изгибая упругое тело. Они обитают в почве (дождевой червь), пресных водоемах (пиявки). Они могут добывать пищу самостоятельно или паразитировать в растениях и животных.

Дождевые черви помогают улучшать почву. Пиявки используются в медицине. А морские черви-полихеты являются основным кормом рыб и других морских животных. Это все полезные черви. Но существует много вредных червей-паразитов. Они вызывают различные заболевания у людей и животных. В организм человека они попадают из-за несоблюдения правил гигиены. Немытые фрукты и овощи, грязные руки, грязная вода, неопрятное содержание домашних-животных — все это причины появления заболеваний, связанных с попаданием в организм червей. У людей и животных внутри кишечника паразитируют ленточные черви, то есть их тело приплюснутое и похоже на ленту, и круглые черви. Различные приспособления (присоски, крючочки, хоботки) помогают этим червям удержаться внутри организма. Черви, поселяясь в организме, выделяют различные вредные вещества, отравляющие его. Человек становится нервным, раздражительным, быстро устает, слабеет, у него пропадает аппетит. Среди червей-паразитов встречаются особи длиной от нескольких миллиметров до нескольких метров.

Человек должен хорошо знать червей. Полезных надо охранять, а с вредными — бороться.

Следующая труппа — моллюски. Кто относится к этой группе?

2 ученик. На Земле обитает около 130 ООО видов этих животных. Их можно встретить на поверхности и внутри почвы, в морях, реках, озерах, на равнинах и в горах, среди камней и травы, даже на деревьях. Но большинство предпочитает жить в океане.

Моллюски питаются растениями, мелкими животными и органическими остатками. Почти все защищены раковиной. Все моллюски имеют ногу, при помощи которой передвигаются. У крупных моллюсков зачатки раковины могут быть спрятаны под кожей, как, например, у кальмара.

Люди добывают моллюсков — мидий, устриц, которые считаются деликатесом.

Следующая группа — это иглокожие.

Назовите представителей этой группы. Рассмотрите изображения этих животных. Как вы думаете: за что они получили свои названия?

Подготовленные дети рассказывают о морских звездах и морских ежах.

3 ученик. Морские звезды.

Сейчас известно около 1500 видов морских звезд. Свое название эти иглокожие получили из-за формы тела животных, имеющие пять лучей. Но есть виды, у которых таких лучей до 50.

Морские звезды отличаются друг от друга по форме, окраске, размерам, строению известковых, иголок. Они населяют дно морей и океанов. У этих животных есть одна особенность, напоминающая ящериц. Если у звезды оторвать конечность, то на ее месте вырастет новая. А из оторванной разрастется новое животное.

Большинство морских звезд - хищники. Они едят мелких рачков, моллюсков и даже своих собратьев — иглокожих.

4 ученик. Морские ежи.

Сейчас известно около 800 видов иглокожих, относящихся к этому классу. Обычно морские ежи похожи на немного приплюснутый шар, но могут быть и другой формы. Тело ежей покрыто иглами разнообразной формы - гладкими, ребристыми, с шипами, отростками. Длина игл может доходить до 30 сантиметров. Иглы нужны ежам для защиты и передвижения. Ежи ходят на иглах, как на ходулях.

Среди ежей есть ядовитые. Если уколоться об их иголки, то человека может парализовать.

Морских ежей с удовольствием едят морские котики, каланы, а во время отливов — птицы, песцы и лисы.

Ещё одна группа, которую мы добавим сегодня в классификацию животных – ракообразные.

5 ученик. Тело ракообразных состоит из сегментов, покрытых панцирем. Это голова, грудь, брюшко. Панцирь по мере роста животного линяет и заменяется новым, более просторным. На груди и брюшке располагаются конечности, с помощью которых раки передвигаются. На голове расположены 3 пары челюстей. Глаза состоят из множества мелких глазков. Размножаются ракообразные с помощью яиц, которых откладывается большое количество.

Многие ракообразные служат кормом для животных. Человек так же употребляет их в пищу.

Последняя группа животных — паукообразные и насекомые.

6 ученик. Ученые насчитывают около 27 ООО видов этих животных. Они очень широко распространены.

Насекомые и пауки — родственные группы животных. У насекомых шесть ног, а у пауков — восемь. У насекомых обычно есть две пары крыльев, а у пауков их нет. Тело насекомых разделено на три части — голова, грудь и брюшко. У пауков голова и грудной отдел слиты.

Паучья нить — самое прочное натуральное волокно. Гигантская паутина некоторых пауков с южных островов Тихого океана столь прочна, что может служить для изготовления рыболовных сетей. Паучьи ловушки очень разнообразны. У одних они похожи на сеть, у других — на купол. Самки водных пауков строят под водой паутинный колокол, который заполняют воздухом. Это и дом, и место охоты.

Давайте вспомним все группы животных, о которых шла речь на уроке.

VI. Работа в рабочей тетради

Стр. 41 №2.

- Прочитайте.

- Прочитайте представителей животных в первом ряду. Кто из них будет лишний? Почему? (Осьминог — это моллюск.)

- Подчеркните слово ОСЬМИНОГ.

- Прочитайте названия животных во втором ряду. А здесь кто лишний? Почему? (Паук - группа паукообразные.)

- Подчеркните слово ПАУК

- Найдите лишнее в каждом ряду. Подчеркните, (в) лягушка - группа земноводные, г) пиявка - группа черви)

VII. Физкультминутка

VIII. Продолжение работы по теме урока

IX. Закрепления новых знаний и способов действий

1.Работа в рабочей тетради

Стр.42 №3.

- Прочитайте.

- Найдите рисунок в учебнике на стр. 94.

- Запишите сколько птиц каждого вида изображено на рисунке. Взаимопроверка.

Стр.42 №4.

- Прочитайте.

- Запишите по три названия животных различных видов. Проверка.

- Прочитайте названия животных.

Стр. 40 №1

- Прочитайте.

- Рассмотрите рисунок на стр. 40-41.

- На рисунке изображены несколько представителей разных групп животных. Пронумеруйте рисунки.

2.Самопроверка. Внимание на доску. Кто выполнил задание без ошибок? Поднимите руку. Кто допустил ошибку?

X. Домашнее задание

1. Прочитать статью «Разнообразие животных» (учебник, стр. 89-94); ответить на вопросы раздела «Проверь себя» (стр. 95).

2. Выполнить задания №1, 2, 3 (стр. 95).

3.* Задание №6 стр. 43 в рабочей тетради.

XI. Подведение итогов занятия

- Какие группы животных вы узнали? Назовите их.

- Вернёмся к эпиграфу урока, прочитайте.

- Вы согласны с этими словами?

- Вам понятно, в чём богатство природы?