microbik.ru
1 2 ... 5 6
Иван Иванович Полонейчик



Как легко учиться и сдавать экзамены




СОДЕРЖАНИЕ


Глава 1. УЧИТЬСЯ УЧИТЬСЯ!

или об очень хорошем капитале.

Глава 2. О ЧЕМ ЭТА КНИГА

или на пути к гениальности.

Глава З. ВНИМАНИЕ - НАЧАЛО НАЧАЛ

или о пользе перерывов.

Глава 4. ЗАБЫВАНИЕ И КАК С НИМ БОРОТЬСЯ

или о необходимости разнообразия.

Глава 5. ПОВТОРЕНИЕ - МАТЬ УЧЕНИЯГ А ЗУБРЕЖКА - МАЧЕХА

или чем больше знаешь, тем можешь знать больше.

Глава 6. НА ЧЕМ ОСНОВАНА НАША ПАМЯТЬ

или «В Греции все есть!»

Глава 7. МЕТОД ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫХ АССОЦИАЦИЙ -ОСНОВА ЗАПОМИНАНИЯ

или о пользе сочинительства.

Глава 8. МЕТОД ЦИЦЕРОНА РАБОТАЕТ И СЕЙЧАС

или новое - хорошо забытое старое.

Глава 9. ЗАПОМИНАНИЕ ЦИФРОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

или на что похож гвоздь.

Глава 10. МАТРИЦА ЗАПОМИНАНИЯ

или о записной книжке без бумаги.

Глава 11. СЕКРЕТЫ ДРЕВНИХ МУДРЕЦОВ

или Пифагор изобретал не только теоремы.

Глава 12. РАЦИОНАЛЬНОЕ КОНСПЕКТИРОВАНИЕ

или пишем то, что нужно.

Глава 13. ПРОСТЫЕ МЕТОДЫ УВЕЛИЧЕНИЯ СКОРОСТИ ЧТЕНИЯ

или пройдем книгу за пару дней.

Глава 14. РАБОТА С ТЕКСТОМ

или о правильном подходе к книгам.

Глава 15. Эффективная работа мозга.

ХОРОШАЯ УЧЕБА ИМЕЕТ СВОЙ ЗАПАХ или программисты нюхают лимоны.

Глава 16. Эффективная работа мозга.

НАТУРАЛЬНЫЕ СТИМУЛЯТОРЫ МОЗГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ или наградим мозг здоровьем.

Глава 17. Эффективная работа мозга.

ВЕЛИКАЯ СИЛА МУЗЫКИ или слушай хорошую музыку — станешь гением.

Глава 18. УСПЕХ БЛИЗОК!

или предвкушаем удачу.

Глава 1. УЧИТЬСЯ УЧИТЬСЯ!

Экзамены... Вступительные, выпускные, сессия. И почти всегда происходит одно и то же.

Экзаменуемый с какого-то момента времени начинает изо всех сил готовиться. Что это означает?

Бесконечное корпение над учебниками, беспорядочное повторение, именуемое простым и емким словом

зубрежка, попытка прочесть все максимальное количество раз и много еще чего такого, что очень часто

вызывает слезу умиления у родителей по поводу старательности и трудолюбия их чад.

Прекрасно, если это приносит свои плоды в виде хороших оценок, поступления в учебное заведение,

именной стипендии. Мы рады за Вас.

Иногда бывает немного похуже... От волнения забыл ответ на самый простой вопрос (причем, что

характерно, сразу за дверью аудитории правильный ответ моментально вспоминается). При ответе

наговорил явно не то и не совсем по теме. «Срубился» на дополнительном вопросе. В слове, в написании

которого никогда ошибок не делал, наконец-то допустил ляп и так далее, и тому подобное.

Надеемся, что в этом смысле наша книга Вам очень даже пригодится. И если вы последуете всем

достаточно простым советам и методикам, которые из нее узнаете, то гарантируем, что Ваши шансы на

хорошую оценку возрастут неимоверно. А навыки работы с информацией дадут Вам замечательные

возможности для профессионального роста.

Очень даже может оказаться, что умение учиться, продуктивно работать с информацией

окажется Вашим самым ценным капиталом, который пригодится во всех ситуациях, поможет

добиться успеха в жизни.

Беда нашего образования в том, что оно только учит и совершенно не уделяет внимание тому, как надо

учиться. Ставка делается только на результат (полученные знания) и «за кадром» остается путь его

достижения. Да и результат мог бы быть гораздо весомее. А пока легкие и удобные дороги превращаются в

трудно проходимые дебри.

Глава 2. О ЧЕМ ЭТА КНИГА

Эта книга о том, что Вы можете гораздо продуктивнее использовать Ваш интеллектуальный

потенциал и, как следствие, успешнее готовиться к экзаменам, усваивать информацию глубже и полнее. А

это и экзамены, и учеба, и работа.

Вы сможете:

увеличить производительность Вашего умственного труда, в 10-15 раз;

получать удовольствие от учебы;

« запоминать и не забывать то, что Вам нужно;

« значительно увеличить быстроту Вашего чтения и восприятия информации;

создавать не конспекты, а маленькие шедевры, по которым и заниматься, и сдавать

экзамены гораздо эффективнее;

« грамотно работать с текстами любой сложности; «

разбудить воображение и творческие способности;

НАКОНЕЦ, СДЕЛАТЬ ПЕРВЫЕ ШАГИ НА ПУТИ К ГЕНИАЛЬНОСТИ, ЧЕГО ВЫ, НЕСОМНЕННО,

ДОСТОЙНЫ.

Как работать с книгой? Прежде всего, бегло просмотреть. И только потом внимательно изучать. Все

те методы и техники, которые мы приводим, очень просты, но чрезвычайно эффективны. Начинайте

применять их сразу же после того, как познакомитесь с ними.

Теоретизированию постараемся уделить внимания поменьше, главный упор сделаем на советы, методы и

приемы.

Некоторые моменты Вам покажутся уж совсем невероятными. Вроде метод куда уж проще, и особенно

напрягаться не надо, а обещаем просто невероятный эффект.

И я бы на Вашем месте засомневался. Если бы только в свое время не попробовал все это на себе и не

убедился в этом.

Главный итог этих моих занятий - я стал лучше запоминать, на «средней научности» книгу трачу только

пару-тройку дней, причем усваиваю ее очень даже неплохо, мои рабочие записи действительно стали

«маленькими шедеврами», что не замедлило принести результат. О творчестве умолчу из скромности.

И горькое чувство сожаления — ну почему меня этому никто не научил, когда я учился в школе и

университете? Так что у Вас есть чудесный шанс, который Вы просто обязаны использовать, раз уж держите

в руках эту книгу. Ну что, начали?

Глава З. ВНИМАНИЕ - НАЧАЛО НАЧАЛ

Если мы что-то хотим запомнить и осмыслить - мы должны обратить на это внимание. Причем чем

больше, тем лучше. Сколько было слышно жалоб на тему «Ах, он такой способный, но такой

невнимательный!».

Это не оправдание. Ситуацию можно и должно направить в нужное русло.

Как работает наша память? Вначале информация поступает в сенсорную память. Сенсорная память

запоминает абсолютно все - от шума за окном до сложной формулы. Но информация в ней держится не

более 1 минуты.

Затем информация поступает в кратковременную память (что-то вроде ОЗУ у персоналок). Тут уже

информация может задерживаться до 9 часов. Здесь же происходит осмысление материала. И наконец-то

дело доходит до долговременной памяти, объемы которой безграничны и время хранения может быть сколь

угодно долгим.

Так вот, в этом цикле внимание играет огромную роль. Чтобы что-нибудь выучить - сконцентрируйте

внимание на достаточно долгий промежуток времени.

Есть много упражнений на развитие внимания, и мы в других наших книгах о них расскажем. Но в этой

книге мы хотим предложить Вам то, что можно начинать применять сразу и с хорошим эффектом.

Первый совет

Начнем с дыхания. Знаете фразу «Он слушал, затаив дыхание»? Во время ответственных занятий Вы сами,

незаметно для себя, будете задерживать дыхание, а это имеет обратную сторону в виде повышенной

усталости.

Чтобы свести этот нежелательный эффект к минимуму — перед занятиями выполняйте очень простое

дыхательное упражнение. Это так называемый цикл полного дыхания, позволяющий максимально

наполнить организм кислородом и уменьшить утомляемость. Помните, что мы обещали не слишком

теоретизировать? Ну, так и не будем. Вот это упражнение.

1 Нижнее дыхание. Участвует только живот. Во время вдоха живот выпячивается, во время

выдоха «сдувается».

2. Среднее дыхание. Участвует только грудная клетка. Проделать, пять-семь раз.

3 Верхнее дыхание. Во время вдоха плечи поднимаются, при выдохе опускаются. Проделать

пять-семь раз.

4. Соединение нижнего, среднего и верхнего дыхания в одно дыхание. Во время вдоха плавно

поднимается живот, затем грудная клетка, затем плечи. На выдохе сначала опускается живот,

потом грудная клетка, потом плечи. Проделать семь-десять раз.

5 Гармонизирующее дыхание. Глубокий вдох через нос, медленный выдох через рот со звуком

«ссссссссс». Проделывается три раза.

6 Стимулирующее дыхание. Глубокий свободный вдох и прерывистый выдох. При выдохе губы

вытянуты в трубочку, как при задувании свечи. Проделывается три раза.

По моему, несложно. Занимает всего лишь пару минут. Но эффект поразительный. Итак, перед экзаменом,

занятиями или после перерыва уделяете время циклу дыхания. Знаете, что сложного в этом упражнении?

Необходимость его регулярного выполнения. Преодолейте себя, свою суетность и почувствуйте ту силу и

энергию, которое дает это упражнение.

Второй совет

Научитесь сосредотачивать все свое внимание, используя «переключатель» внимания.

Этот переключатель может быть почти любым жестом или движением. Например, соедините

большой и указательный пальцы, сложите руки так, чтобы они образовали стрелку, или

подымите вверх большой палец. Какой бы знак Вы не представили, он создан для того, чтобы

напомнить Вам, что сейчас нужно быть особенно сконцентрированным, внимательно слушать

или смотреть, и Вы запомните все, что можете. Чтобы создать этот переключающий знак,

расслабьтесь, Вы также можете закрыть глаза, и выберете знак, который вы хотите

использовать. Затем сделайте этот жест и, делая его, думайте: «Сейчас я буду внимателен. Я

буду очень бдителен и буду все осознавать, я буду фиксировать эту информацию в памяти и

смогу вспомнить ее позже».

Проделайте это несколько раз и позже в этот день (или на следующий день, если Вы начали это

упражнение вечером) попрактикуйте использование этого переключающего знака в каких-нибудь реальных

ситуациях. Найдите, по крайней мере, три ситуации, когда Вы особенно заинтересованы запомнить что-

либо, и используйте Ваш переключающийся знак, чтобы повысить свое внимание. При этом делайте этот

жест, повторяйте про себя те же слова, что и при создании переключателя: «Сейчас я буду внимателен. Я

буду бдителен и буду все осознавать, я буду фиксировать эту информацию в памяти и смогу вспомнить ее

позже».

Повторяете обе части этого упражнения (медитацию и практику в реальных ситуациях) в течение недели,

чтобы приучить себя связывать действие, которое Вы хотите выполнить (концентрация внимания) с

переключающимся знаком (поднятие вверх большого пальца). Позже, когда же эта связь закрепится, Вам не

нужно будет продолжать выполнять упражнение, просто Вы продолжите регулярно применять

переключающий знак в реальных ситуациях.

Как только Вы окажетесь в ситуации, когда надо быть особенно внимательным, используйте Ваш пе-

реключатель, и Вы автоматически добьетесь этого.

Вроде ничего сложного, а работает прекрасно. Отработайте свой «переключатель» и убедитесь в этом сами.

Третий совет

Сколь угодно долго концентрировать внимание мы не можем. Так или иначе через какой-то промежуток

времени наши мысли начнут рассеиваться и потихоньку уходить от предмета изучения, куда их обратно

бывает довольно сложно вернуть. Это, в общем-то, нормальный процесс. Установлено, что наибольшей

интенсивности наше внимание достигает через 20 минут с момента начала работы и достигает

своего минимума спустя 40 минут.

Исходя из этого, предлагаем Вашему вниманию оптимальный график интеллектуального труда. В

качестве отправной точки примем, что самая действенная продолжительность работы - 30 минут. Пик

внимания пройден, но оно еще вполне способно удерживаться на предмете.

Часто бывает так, что Вы «въехали в тему», испытываете наслаждение от занятий и очень не хотите их

прерывать. Вы сами собой довольны, все кажется легким и простым. СТОП! Надо делать перерывы, а то Вы

через день с ужасом убедитесь, что мало что помните из того, что так лихо изучали.

Так вот, после 30 минут занятий обязательно сделайте перерыв в 2 минуты. Пройдитесь по комнате,

погладьте кошку, выпейте сока. Что угодно делайте, но только не думайте о предмете работы. А вот

пройдет две минуты — снова входите в работу. Все те же тридцать минут. А потом перерыв чуть подольше -

5 минут.

Сейчас мы приведем график наиболее плодотворного режима работы. Он состоит из трех этапов. В свою

очередь, каждый этап состоит из восьми 30-ти минутных рабочих отрезков и изменяющихся по

длительности интервалов отдыха.

Сколько этапов Вам применять — зависит от обстоятельств. Если это просто учеба - то один или

два. Если подготовка к экзамену- то два или три.

Первый этап

После первого этапа — как минимум часовой перерыв.

Второй этап

После второго этапа также обязателен часовой перерыв. Далее следует третий этап, но его применять

желательно только во время подготовки к экзаменам.

Третий этап

Все, теперь отдых.

Подведем некоторые итоги. Первый этап состоит из 4-х часов рабочих, а отдых занимает 28 минут (пока не

учитываем большой перерыв).

Второй этап — 4 часа работы, перерывы составили 56 минут.

Третий этап — тоже 4 часа работы, перерывы составили 104 минуты (почти два часа). Суммарная

продолжительность работы составила 12 часов, все перерывы вместе с большими - около пяти часов. Итого

— 17 часов. Действительно, работать по 17 часов следует только во время интенсивной подготовки к

экзаменам.

Потери в 5 часов могут показаться большими. Как же, столько времени «потеряно».

На самом деле такой график работы позволяет увеличить объем выполняемой работы в 3-4 раза.

Естественно, что отклонения от него эту эффективность снижают.

Еще раз напомним, что в обычном учебном или рабочем режиме достаточно первого этапа. Резюме главы

3

1. Внимание и концентрация - важнейшие части освоения информации.

2. Внимание можно и нужно тренировать. Ссылки "я так устроен, мне не дано"

отметаются.

3. Дыхательная гимнастика перед началом работы - важный элемент усиления

внимания.

4. Создавайте свой "переключатель внимания".

5. Работайте строго по графику, обязательно устраивайте перерывы.
Глава 4. ЗАБЫВАНИЕ И КАК С НИМ БОРОТЬСЯ

У забывания причин много. Мы постепенно рассмотрим многие из них, а пока остановимся на двух,

которые являются наиболее мешающими факторами именно при подготовке к экзаменам или во время

учебы.

Первая — это интерференция мозговой деятельности. Интерференция — это взаимодействие двух или

более процессов, протекающих в одно и то же время и оказывающих друг на друга различное влияние.

Применительно к учебе и восприятию информации это означает, что воспринятая вначале информация

может вытесняться или путаться с последующей информацией. И чем ближе промежуточная между

запоминанием и воспроизведением деятельность к содержанию того, что Вы запоминали или изучали, тем

больше вероятность, что произойдет забывание.

Совет первый

Чтобы свести эффект интерференции к минимуму, надо определенным образом выстраивать

последовательность занятий.

Например, Вы изучаете три предмета - физика, химия, литература. Правильно будет построить изучение

таким образом — физика, литература, химия. То есть не ставить физику и химию рядом, поскольку

предметы по своей сути похожи друг на друга, а «развести» их.

Кроме того, лучше начинать изучение предметов с наиболее легкого из них, а в середину поставить самый

сложный.

От популярного школьного принципа «сначала письменное, затем устное» срочно откажитесь. Это самый

неэффективный путь.

Совет второй

Следующим фактором забывания является так называемый «эффект края». Суть его в том, что мы лучше

запоминаем информацию, которая расположена вначале и конце, а вот с серединой у нас возникают

проблемы.

Например, если Вам продиктовать 15 несвязанных между собой слов, то Вы хорошо запомните начало

списка и окончание. Очень ярко это проиллюстрировали Ильф и Петров. Помните, как Остап Бендер читал

Кисе Воробьянинову стихи? «Я пришел к тебе с приветом рассказать, что солнце встало, что оно... каким-то

там волшебным светом... что-то там затрепетало». Начало и окончание Остап воспроизвел более-менее, а

вот середину...

Установлено, что после двухчасовых занятий забывается 80% информации. Есть такое понятие —

академический час. Неспроста он равен 45 минутам. Хотя было бы лучше, если бы занятия проходили по

графику, о котором мы уже говорили. Кстати, опытные преподаватели чисто интуитивно сами в процессе

лекции или урока устраивают импровизированные перерывы в виде шуток, историй из жизни и т.п. Вывод

напрашивается сам собой.

Для повышения эффективности занятий необходимо организовывать «края» почаще, то есть

разбивать занятия на более короткие отрезки.

Все это - дополнительный аргумент в пользу приведенного в предыдущей главе графика умственной

работы. Ну, теперь то уж точно Вы аккуратно на листке бумаги напишете график занятий с перерывами,

повесите его на видное место и будете неуклонно ему следовать.

Резюме главы 4

1. Забывание имеет место быть, но его действие можно уменьшить.

2. Необходимо в процессе занятий "разводить" по времени однотипные предметы

(химию, физику, математику или биологию, географию),

3. Занятия желательно разбивать на более-менее короткие части, чтобы снизить

влияния "эффекта края"


следующая страница >>