microbik.ru
1 2 ... 14 15

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №66


Тема: Тестовый контроль знаний

учащихся на уроках технологии

учитель технологии МОУ СОШ №66

г. Ульяновска

Софронова Наталья Алексеевна


г.Ульяновск

2008



ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 1-2

  1. Глава I Тестовый метод контроля знаний учащихся. Теория и практика. 5

    1. Сущность понятий «Тест», «Контроль знаний, «Оценка и отметка» 3-12




    1. Классификация тестов. 12-23

    2. Задания с выбором одного или нескольких правильных ответов. 23-25

    3. Задания с выбором нескольких правильных ответов 25-26

    4. Задания открытой формы. 26

    5. Задания на установление соответствия. 26-29

1.7. Принцип отбора содержания тестовых заданий. 29-31

1.8. Трудность теста и тестовых заданий 31-34

1.9. Достоинства и недостатки тестового контроля. 34-38

1.10. Особенности КИМов по «Технологии» 38-41

1.11. Учёт возрастных особенностей учащихся 8-х классов. 41-46

1.12. Личность педагога современной школы. 46-51

1.13. Опыт учителей в реализации тестового метода контроля на уроках. 51-52

1.14. Оценка результатов образования на основе стандарта. 52-59



  1. Глава II Опыт применения тестового контроля знаний на уроках технологии в

МОУ СОШ №66 при изучении раздела «Домашняя экономика»

    1. Роль и место раздела «Домашняя экономика» 60-61

    2. Календарно-тематическое планирование для 8 класса по технологии 61-62

    3. Планы- конспекты уроков к разделу «Домашняя экономика»,

8 класс, с реализацией тестового метода контроля знаний. 62-89

    1. Методика эксперимента в МОУ СОШ №66 по применению тестового

контроля знаний на уроках технологии при изучении раздела

«Домашняя экономика». 89-93

    1. Техника безопасности и охрана труда на уроках технологии 93-98

Заключение. 99

Список используемой литературы 100-102

Приложения 103- 139

Введение
Проблема контроля знаний всегда была, остается, и будет оставаться актуальной в будущем. В образовательном стандарте наряду с обязательным минимумом содержания образования и требованиями к уровню подготовки учащихся обосновываются подходы к разработке технологии проверки и оценки выполнения учащимися требований стандарта в современных условиях. Содержание требований становится важнейшим критерием оценки обязательных результатов обучения.

Богатый опыт многих поколений учителей и основные положения дидактики говорят о том, что если хочешь привить солидные знания и умения, то необходимо тщательно продумывать методы и формы контроля и систематически осуществлять его. Без оценки процесс усвоения невозможен: везде должен действовать принцип обратной связи. Однако важно не только правильно организовать контроль, но и планомерно и систематически осуществлять его на каждом уроке. Именно поэтому методы непрерывного и интенсивного контроля знаний являются существенными компонентами современной информационной технологии в образовании и тестирование - важнейший из них.

Объективная оценка учебных достижений осуществляется, как правило, стандартизированными процедурами, при осуществлении которых все учащиеся находятся в одинаковых, стандартных условиях. Такую стандартизированную процедуру оценки учебных достижений называют тестированием. Важнейшим элементом тестирования являются тестовые материалы (тесты).

    В последние годы тесты знаний и способностей получили широкое распространение в различных областях общественно - экономической жизни в качестве инструмента диагностики уровня подготовленности выпускников школ, абитуриентов, студентов, специалистов. Появилось даже такое понятие как "тестовая культура", которое следует рассматривать не только как элемент педагогической культуры, но и культуры общества в целом. Поэтому очень важно сегодня привить навыки культуры тестирования учащимся, сделать этот процесс обыденным, не вызывающим страха, а лишь стимулирующим их дальнейшее самосовершенствование.

Во всем мире тесты были и будут в обществе важнейшим фактором социальной селекции и, в частности, так называемой "вертикальной мобильности" - процесса выдвижения в ряды профессиональной и управленческой элиты наиболее талантливых представителей широких масс.

Тесты могут либо содействовать, либо (при неправильной организации дела) препятствовать этому процессу: либо повышать, либо снижать уровень социального оптимизма и активности; либо укреплять, либо подрывать веру в социальную справедливость у молодежи.

        Метод тестов, имеющий более чем вековую историю, признан в системе образования многих стран мира, включая Россию, как надежный, объективный и экономичный. Эта популярность обусловлена относительной простотой самой процедуры и используемых при этом средств (портативностью), минимальными затратами времени (экспресс-метод), возможностью быстрого получения результатов, испытания, удобством количественного (математического) анализа и оценки, наличием нормативной шкалы значений, с помощью которой устанавливается существование и степень отклонения от стандарта, возможностью широких массовых обследований.

        Однако необходимо отметить, что тест должен создаваться лишь в том случае, если он может зафиксировать знания ученика более корректно, чем это позволяли делать другие методы, если проверка успеваемости действительно необходима и если создание тестов может быть приведено в соответствие с дидактическими задачами.

Объект исследования – учебный процесс на уроках технологи в 8 классе при изучении раздела «Домашняя экономика».

Предмет исследования – тестовый контроль знаний учащихся 8-х классов на уроках технологии.

Задачи исследования:

  1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме тестового метода контроля знаний.

  2. Показать опыт школы, авторский опыт работы по реализации тестового метода контроля на уроках технологии в МОУ СОШ№66.

  3. Сформулировать методические рекомендации по реализации

тестового метода контроля знаний на уроках технологии.

  1. Выявить условия, способствующие эффективному

использованию тестового метода контроля знаний на уроках

технологии.

ГЛАВА 1. ТЕСТОВЫЙ МЕТОД КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ.

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА.



    1. Сущность понятий «Тест», «Контроль знаний», «Оценка», «Отметка».


Для понимания сущности тестов важно разобраться в системе понятий. Понятия вообще образуют основу любой науки, и в этом смысле деятельность по разработке и эффективному применению тестов не является исключением. Начиная с 30-х годов наука о тестах называлась буржуазной, все цели которой считались "реакционными". И хотя такие суждения пролеткультовского толка теперь уже считаются неадекватными духу нашего времени, все-таки появляются публикации, где тестам по-прежнему пытаются отказать в научности (1).

Первые научные труды по теории тестов появилась в начале ХХ века, на стыке психологии, социологии, педагогики и других так называемых поведенческих наук. Зарубежные психологи называют эту науку психометрикой, а педагоги - педагогическим измерением. Поскольку общего названия на русском языке пока нет, автор называл эту науку тестологией, которая может быть педагогической, психологической или социологической, в зависимости от того, где применяется и развивается. Незамутненная идеологией и политикой, интерпретация названия "тестология" проста и прозрачна: наука о тестах. В XXI веке название этой науки Аванэсов привёл в соответствие с её названием на Западе - Педагогические Измерения.

  Остановимся на определении понятия «тест», так как в настоящее время он применяется в широком диапазоне.

Тест (англ. test — проба, испытание, исследование) экспериментальный метод в психологии и педагогике, стандартизированные задания, позволяющие измерить психофизиологические и личностные характеристики, а также знания, умения и навыки испытуемого.

Тесты начали применяться в 1864 году Дж. Фишером в Великобритании для проверки знаний учащихся. Теоретические основы тестирования были разработаны английским психологом Ф. Гальтоном в 1883 году: применение серии одинаковых испытаний к большому числу индивидов, статистической обработке результатов, выделение эталонов оценки.

Термин "тест" впервые ввёл американский психолог Дж. Кеттел в 1890 году. Предложенная им серия из 50 тестов фактически представляла программу определения примитивных психофизиологических характеристик: базирующихся на наиболее разработанных в то время психологических экспериментах (например, измерение силы правой и левой рук посредством динамометра, скорости реакции на звук, и т.д.)

В России составление и применение тестов относится к 20-м годам прошлого века, в 1926 году была опубликована первая серия тестов для школ.

С конца прошлого века эксперимент стал применяться и в исследовании высших умственных процессов (суждения, умозаключения, мышления), хотя раньше неоднократно высказывалось убеждение, что эксперимент может применяться только к элементарным психическим процессам.

Для чего нужны психологические тесты? Чтобы выяснить, что испытуемый может, а какие задачи пока решить не в состоянии. Для этого в тест вводится определенное содержание в отношении тех знаний и умений, которые будут изучаться.

Слово "тест" вызывает самые различные представления. Одни полагают, что это вопросы или задачи с одним готовым ответом, который надо угадать. Другие считают тест формой игры или забавы. Третьи пытаются истолковать это как перевод с английского слова "test", (проба, испытание, проверка). В общем, по этому вопросу нет единства мнений. Тем более что в учебниках педагогики об этом не пишут. А если где и пишут, то нередко написанное трудно понять. Не случайно размах мнений о тестах оказывается слишком широким: от суждений обыденного сознания до попыток научного истолкования сущности тестов.

В науке приводят существенные различия между простым переводом слова и смыслом понятия. Чаще всего мы встречаемся с упрощенным восприятием понятия "тест" как простой выбор одного ответа из нескольких предложенных к заданию.(38) Многочисленные примеры таких, казалось бы, "тестов" легко найти в газетно-журнальной периодике, в различных конкурсах и в многочисленных книжных публикациях под названием "Тесты". Но и это часто оказываются не тесты, а нечто внешне похожее на них. Обычно это сборники вопросов и задач, рассчитанных на выбор одного правильного ответа из числа предложенных. Они только по внешней видимости похожи на настоящий тест. Различия в понимании сущности тестов порождают различия в отношении к тестам.

Прочитаем какова формулировка понятие «ТЕСТ» в словарях?

Большой Энциклопедический словарь

ТЕСТ (англ. test - проба, испытание, исследование), 1) в психологии и педагогике - стандартизированного задания, по результатам выполнения которых судят о психофизиологических и личностных характеристиках, а также знаниях, умении и навыках испытуемого. 2) В физиологии и медицине - пробные воздействия на организм с целью изучения различных физиологических процессов в нем, а также для определения функционального состояния отдельных органов, тканей и организма в целом. 3) В вычислительной технике - контрольная задача для проверки правильности работы ЭВМ. 4) В распознавании образов множество функционально взаимозависимых признаков, характеризующих образ (класс).


Современный толковый словарь русского языка Т.Ф.Ефремовой

тест м. 1) Задание, испытание стандартной формы, по результатам выполнения которых можно судить о способности, предрасположенности и т.п. кого-л. к чему-л., а также о знаниях, умениях испытуемого. 2) Метод исследования, диагностики, заключающийся в пробном воздействии на организм (в физиологии, медицине). 3) Вопросник, используемый при социологических исследованиях. 4) Задача с известным решением, предназначенная для проверки правильности работы ЭВМ (в вычислительной технике).



Толковый словарь русского языка Д.Н.Ушакова

(тэст), теста, м. (англ. test) (псих.). Психотехническое испытание, состоящее в том, что испытуемому предлагается решить одну или несколько задач для определения тех или иных его способностей (памяти, внимания, быстроты реакции и т.д.). Метод тестов. ? Отдельная задача или текст задачи для такого испытания. Сборник тестов.



В наши дни существует много видов тестов, поэтому дать универсальное определение для всех этих видов вряд ли можно.

В литературе встречаются различные формулировки теста

Традиционный тест представляет собой стандартизованный метод выявления уровня и структуры подготовленности. В таком тесте все испытуемые отвечают на одни и те же задания, в одинаковое время, в одинаковых условиях и с одинаковыми правилами оценивания ответов. Главная цель применения традиционных тестов - установить отношение порядка между испытуемыми по уровню проявляемых ими знаний. И на этой основе определить место (или рейтинг) каждого на заданном множестве тестируемых испытуемых. Для достижения этой цели можно создать бесчисленное количество тестов, и все они могут соответствовать достижению поставленной задачи.

Для диагностики успешности обучения разрабатываются специальные методы, которые разными авторами называются тестами учебных достижений, тестами успешности, дидактическими тестами и даже тестами учителя (под последними могут также подразумеваться тесты, предназначенные для диагностики профессиональных качеств педагогов). Как утверждает А.Анастази, по численности этот тип тестов занимает первое место.

В литературе встречается следующее определение тестов достижений.(18)

Тесты - это достаточно краткие, стандартизированные или не

стандартизированные пробы, испытания, позволяющие за сравнительно короткие промежутки времени оценить преподавателями и студентами результативность познавательной деятельности студентов, т.е. оценить степень и качество достижения каждым студентом целей обучения (целей изучения).

Тесты достижений предназначены для того, чтобы оценить успешность

овладения конкретными знаниями и даже отдельными разделами учебных дисциплин, и являются более объективным показателем обученности, чем оценка.

Тесты достижений отличаются от собственно психологических тестов

(способностей, интеллекта). Их отличие от тестов способностей состоит, во-

первых, в том, что с их помощью изучают успешность овладения конкретным, ограниченным определенными рамками, учебным материалом, например, разделом математики или курсом английского языка. На формирование способностей (например, пространственных) влияние обучения также сказывается, но оно не является единственным фактором, определяющим уровень их развития.

Во-вторых, различие между тестами определяются целями их применения.(30)

Тесты достижений применяются для оценки успешности овладения конкретными знаниями с целью определения эффективности программ, учебников и методов обучения, особенностей работы отдельных учителей, педагогических коллективов и т.д., т.е. с помощью этих тестов диагностируют прошлый опыт, результат усвоения тех или иных дисциплин или их разделов.

Вместе с тем нельзя отрицать, что тесты достижений также могут в

определенной степени предсказывать темпы продвижения учащегося в той или иной дисциплине, поскольку имеющийся на момент тестирования высокий или невысокий уровень овладения знаниями не может не отразиться на дальнейшем процессе обучения.

Для того, чтобы правильно ответить на вопросы, входящие в тест

достижений, необходимы знания конкретных фактов, дат и др. Старательный ученик, обладающий хорошей памятью, без труда может найти правильные ответы в заданиях теста достижений.

Наряду с тестами достижений, предназначенными для оценки усвоения

знаний по конкретным дисциплинам или их циклам, разрабатываются и более широко ориентированные тесты. Это, например, тесты на оценку отдельных навыков. Еще более широко ориентированными являются тесты для изучения умений, которые могут пригодиться при овладении рядом дисциплин, например, навыки работы с учебником, математическими таблицами, энциклопедиями и словарями.

Существуют также тесты, направленные на оценку влияния обучения на

формирование логического мышления, способности рассуждать, строить выводы на основе анализа определенного круга данных и т.д. Эти тесты в наибольшей степени приближаются по своему содержанию к тестам интеллекта и высоко коррелируют с последними. Поскольку тесты достижений предназначены для оценки эффективности обучения по конкретным предметам, то обязательным участником формулирования отдельных заданий должен стать преподаватель.

Отдельные тесты достижений можно объединять в тестовые батареи, что

позволяет получать профили показателей успешности обучения по разным дисциплинам. Обычно тестовые батареи предназначаются для разных образовательно-возрастных уровней и не всегда дают результаты, которые можно сопоставлять друг с другом для получения целостной картины успешности обучения от курса к курсу. Однако в последнее время созданы батареи, позволяющие получать и такие данные.

Михайлычев Е.А. обозначает терминологически следующие понятия:

Дидактический тест- система взаимосвязанных заданий для контроля усвоения знаний, сформированности умений, навыков учащихся по определенному учебному материалу или практических знаний.

Тестовые задания (тест - задания) – один из составляющих элементов структуры дидактического теста, включающий в себя краткую инструкцию для обследуемого, тестовую задачу, эталон ответа (или описание четкого алгоритма выполняемых обследуемым действий).

Субтест – группа тестовых заданий, предназначенных для выявления одного из элементов структуры умений, навыков, значимого психологического качества, либо относительно самостоятельного раздела знаний (по теме, разделу, предмету).

Батарея тестов – серия специально подобранных для диагностики тестов, каждый из которых является самостоятельной методикой со своими диагностическими характеристиками и возможностями. Обычно батареи тестов в дидактическом тестировании применяются при входном и итоговом контроле уровней подготовки поступающих или выпускников, а также при переходе учащихся с одной ступени обучения на другую. Возможно использование батареи тестов и в рубежном контроле для диагностики усвоения межпредметных связей. Батарея - это не просто набор тестов. Их обычно объединяет не только общая диагностическая цель (например, отбор абитуриентов в ВУЗ или распределение первоклассников по учебным группам, на основе определения исходного уровня подготовленности к школе), но и общая система оценивания результатов. «Планка приема» или «Планка отсева» определяются по итогам тестирования по всей батарее, но с учетом минимально необходимого уровня достижений обследуемого по каждому из составляющих батарею тестов.

Анализ литературы показал, что существует разные формулировки понятия «тест». Но независимо от вида, назначения я бы дала следующее определение теста.

ТЕСТ – это один из методов контроля знаний, который позволяет учителю установить фактические, теоретические знания учащихся и оценить их за достаточно короткое время. Необходимо отметить, что тест не учитывает индивидуальные особенности человека. Следовательно, все ученики, которым предложен тест, находятся в равных условиях. И это очень важный факт, который заставляет нас, педагогов, задуматься о применении тестового контроля.

Научный уровень тестирования в стране (разработка тестов, проведение тестирования, обработка и представление результатов) пока не соответствует международным стандартам в области тестирования. В библиотеках страны не имеется достаточного количества литературы, отражающей современное состояние теории и практики педагогических измерений в мире.

До настоящего времени в стране не велась систематическая работа по подготовке и пере­подготовке педагогических кадров, способных квалифицированно разрабатывать и использо­вать тесты.

Формируемая в настоящее время система тестирования в будущем создаст возможность оценить качество образования по стране в целом, оценить и корректировать содержание обра­зования, принимать обоснованные управленческие решения, а также рационально направлять финансовые потоки в системе образования.

В цивилизованных странах престиж учебного заведения определяется эффективностью и качеством системы контроля знаний, осуществляемой посредством педаго­гических тестов - системы заданий возрастающей трудности и специфической формы, позво­ляющей качественно оценить структуру и измерить уровень знаний.

следующая страница >>