microbik.ru
1 2









ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ФИЗИКЕ

ДЛЯ 11 «А» КЛАССА

«МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ

ФИЗИЧЕСКИХ ЗАДАЧ»

УЧИТЕЛЬ МЕЛЬНИКОВА Н.А.

МОСКВА 2012 Г.

Календарно-тематическое планирование

по элективному курсу

«МЕТодЫ Решения физических задач»

Класс: 10-11

Учитель: МЕЛЬНИКОВА Н.А.

Количество часов: 68 (34+34); в неделю 1

Пояснительная записка


В нашей школе физика преподается на базовом уровне. Поскольку при таком планировании ощущается недостаток времени для приобретения навыков применения полученных знаний, то данный элективный курс, разработанный с учётом пожеланий вуза, будет являться существенным дополнением к основному. Вступительный экзамен по физике в вуз проводится в письменной форме и состоит в решении достаточно большого количества задач различной степени сложности, что требует полноценного обучения учащихся методам решения задач.

Элективный курс «Методы решения физических задач» составлен для учащихся 10-11 классов, проявляющих интерес к предметам физико-математического цикла и желающих поступить в технический вуз.

Цели курса:

  • ознакомить учащихся с наиболее общими приёмами и методами решения физических задач, что будет способствовать развитию логического мышления и формированию соответствующих практических умений и навыков;

  • оказать содействие в подготовке к выпускному экзамену

Задачи курса:

  1. повторить и систематизировать изученный материал, расширить знания учащихся по основным вопросам физики, которые необходимы для продолжения образования;

  2. продолжить формирование ряда общих учебных и предметных умений и навыков:

  • осознанно применять физические законы и модели для решения задач;

  • выполнять чертежи, рисунки, графики;

  • использовать приёмы рациональных вычислений;

  • пользоваться учебной, справочной и научно-популярной литературой для нахождения нужной информации;

  • пользоваться алгоритмами и самостоятельно составлять планы решения конкретных задач;

  • использовать при решении экспериментальных задач приборы с соблюдением правил охраны труда;

  • применять новые компьютерные технологии для моделирования явлений, обработки результатов, получения информации из Интернета и других источников;

3. создать условия для овладения приёмами исследовательской деятельности, способствовать развитию логичности, самостоятельности мышления, творческих способностей учащихся;

4. создать условия для формирования умений работать в парах, в группах, для развития навыков взаимоконтроля и самоконтроля.

Элективный курс включает решение вычислительных, логических, графических, геометрических, экспериментальных задач по всем разделам основного курса. Программа курса согласована с содержанием программы по физике для 10-11 классов Г.Я. Мякишева, что позволит осуществить повторение, совершенствование и практическое применение усвоенных знаний и умений. В то же время в программу элективного курса включен дополнительный материал: движение связанных тел, соединение конденсаторов, мощность в замкнутой цепи и КПД источника тока, соединение источников тока, закон Ома для цепи переменного тока, глаз человека как оптическая система, оптические приборы (телескоп, микроскоп). Изучение данных вопросов требуется для подготовки к поступлению в вуз.

Программа направлена на обучение учащихся общим приёмам и методам решения типовых задач, которые формируют физическое мышление, навыки умственного труда, экономят время для выполнения творческих заданий. Учащиеся будут ознакомлены с решением проблемных, нестандартных и оригинальных задач, включая некоторые задачи физических олимпиад.

Предусматривается организация коллективной работы учителя и учащихся, самостоятельной работы учащихся, работы в парах и группах по решению и составлению задач, поиску и обработке информации из различных источников (учебники, справочники, научно-популярная литература), выполнению лабораторных работ со школьным оборудованием и практических работ с использованием компьютерных технологий.

Лабораторные и практические работы, включенные в данную программу, не входят в основной курс, поэтому их выполнение будет способствовать продолжению формирования практических умений и навыков и развитию познавательного интереса учащихся к изучению физики. Многие работы имеют исследовательский характер, что позволит продолжить обучение учащихся приёмам исследовательской деятельности.

Реализация дифференцированного подхода к учащимся предполагает использование индивидуальных заданий практического и творческого характера: работа на компьютере с программой «Репетитор», индивидуальные интегрированные проекты по физике и информатике и т.п.

Текущая проверка знаний и умений учащихся включает следующие формы:

  • физические диктанты,

  • кратковременные проверочные работы на решение задач,

  • лабораторные работы со школьным оборудованием,

  • практические работы с использованием компьютерных технологий,

  • тесты,

  • задания по составлению задач,

  • выступления с сообщениями.

Итоговая проверка заключается в выполнении учащимися контрольных работ, включающих тестовые задания, качественные, расчётные и графические задачи различной степени сложности.

Программа рассчитана на 68 часов (34 ч в 10 классе и 34 ч в 11 классе), по 1 часу в неделю.

Занятия проводятся в кабинете физики, а практические работы с использованием компьютерных технологий и некоторые тесты в кабинете информатики.

Программа не создаёт учебных перегрузок для школьников, так как домашние задания отсутствуют или имеют рекомендательный или индивидуальный характер.

Аннотация для учащихся



следующая страница >>