microbik.ru
1
Детские капризы – это особенность поведения ребенка, которая выражается в нецелесообразных и неразумных действиях и поступках, в необоснованном противодействии и сопротивлении указаниям, советам, требованиям взрослых, в стремлении настоять на своём. У маленького ребенка они выражаются обычно в попытках добиться желаемого плачем, криком, таким образом, внешне проявления характеризуются сильным раздражением, двигательным возбуждением.

Капризы могут быть случайными, эпизодическими. Однако они могут превратиться в привычную форму поведения, которая проявляется в общении ребенка со взрослыми. Ребенок хнычет, плачет, часто находиться в плохом настроении, стремится настоять на своем, не принимая во внимание доводов, требований взрослых.

Нервная система детей младшего дошкольного возраста еще не окрепла окончательно, поэтому процессы возбуждения у них преобладают над процессами торможения. Однако именно в этом возрасте у ребенка формируются первые тормозные процессы, а на их основе развиваются зачатки воли, нравственные чувства. Ребенок уже понимает характер поступков – какие из них хорошие, а какие плохие. Следовательно, капризы детей нельзя целиком отнести к возрастным особенностям: ошибочно полагать, что капризы могут со временем пройти сами собой. Для возникновения капризов имеются свом причины, искать следует прежде всего внутри отношений, сложившихся между взрослыми и детьми в семье. Основная причина детских капризов – неправильное воспитание. Чтобы устранить их, родителям нужно перестроить систему воспитания.

Причиной капризов может быть также нездоровье ребенка, переутомление. Но если малыш не избалован, то и в этих условиях капризы нестойки, ребенка нетрудно перестроить. Во всех случаях надо опасаться перевозбуждения нервной системы маленького ребенка, ибо это вредно для его здоровья и чрезвычайно затрудняет решение воспитательных задач, в частности воспитание воли, преодоление капризов.

Превращаясь в привычку, капризы могут способствовать возникновению у детей отрицательных черт характера таких, как грубость, драчливость, недоверие к людям. В любом случае их лучше не допускать, а с возникновением искать пути устранения.

Доброжелательный тон в обращении взрослых друг другу, спокойное, ровное, мягкое обращение с детьми в сочетании с предъявлением ими разумных требований, дружба между детьми в семье создают положительный семейный микроклимат, в котором не будет основы для капризов ребенка.

И наоборот, несогласованность требований со стороны взрослых создает неблагоприятные условия для воспитания ребенка. Что разрешает мать – может запретить отец; что запрещает мать – разрешает отец или бабушка. Конечно, в таком случае ребенок следует тем требованиям, которые совпадают с его желаниями. Дети обычно тонко чувствуют, как можно себя вести в каждом конкретном случае. Единые требования к ребенку со стороны всех членов семьи воспитывающих его, устраняют капризы, возникающие на этой почве.

В отдельных семьях маленькие дети с ранних лет живут в условиях чрезмерного эмоционального и физического комфорта, т.е. ребенок изнежен, заласкан, родители мало от него требуют. Дети в таком случае, наоборот, много требуют от родителей, вымогают, плачут, капризничают. Так устанавливается неверный стиль общения ребенка со взрослыми, с которым последние в конце концов мирятся. Эти отношения должны пересмотрены. Надо формировать у ребенка желание самостоятельно одеваться, есть, убирать игрушки на место, охотно откликаться на просьбу взрослого оказать помощь: отнести, принести, поднять и т.п. Включение ребенка в посильные дела, соучастие в деятельности взрослого, бодрый, энергичный стиль жизни в семье и добрые отношения взрослых – лучшие средства сокращения неразумных желаний ребенка.

Некоторые взрослые считают, что воспитывать детей можно только строгостью. С маленькими детьми постоянно разговаривают в повышенном раздражительном тоне, часто кричат. Дети очень чувствительны к этому. В результате такого воспитания ребенок может стать обидчивым, капризным, плаксивым.

Для здоровья и хорошего самочувствия ребенка раннего, младшего дошкольного возраста особо важно не допускать срывов установившегося привычного распорядка дня. То, что не вызовет большой нервной и эмоциональной усталости у взрослых, может стать причиной переутомления нервной системы ребенка. Например, родители, желая доставить детям радость и удовлетворение, иногда берут детей с собой в гости, в кино, на праздники, разрешают смотреть подолгу телепередачи и т. п. Яркие новые впечатления, незнакомые лица, сильные слуховые раздражители нарушают привычную атмосферу, переутомляют ранимую еще нервную систему ребенка, приводят к эмоциональной перегрузке. В результате малыш плачет, отказывается есть, не может уснуть, требует недозволенного.