microbik.ru
1
МОУ «Гимназия с.Ивантеевка»

Фрагмент занятия кружка по химии

«Картофель.»

Выполнил:

учитель химии

Дметришен В.В.

2011 – 2012 учебный год

Фрагмент занятия кружка по химии.

Раздел: Химия на кухне

Тема занятия: Картофель

Тип урока: комбинированный, сочетание теории и химического эксперимента, определение их роли и места на занятии
Карта дидактических целей урока.

Для учителя

Цель: Ознакомить учащихся с составом картофеля
Задачи:

  • Образовательные - развить навыки самостоятельной работы, умения делать выводы из полученных результатов

  • Развивающие - развить речевые навыки, способности к анализу; развитие познавательных способностей, мышления, внимания, умения использовать изученный материал для познания нового.

  • Воспитательные - воспитание самостоятельности, сотрудничества, нравственных качеств - коллективизма, способности к взаимовыручке, адекватной самооценке.




Цели по содержанию:

Образовательная:
• закрепить знания о массовой доли веществ.
Развивающая:
• продолжать формирование умений учащихся решать экспериментальные задачи;
• продолжать формирование умений выдвигать и проверять гипотезы путё химического эксперимента;

Воспитательная:
• способствовать формированию интереса к знаниям, умениям, адекватной оценке своей деятельности.

Ожидаемый результат: Каждый ученик должен четко представлять понятие массовая доля вещества, знать способы различия генномодифицированных и настоящих продуктов, находить причинно-следственные связи, формулировать выводы на основании знаний, экспериментальных данных и жизненного опыта, доказывать их правильность, рефлексировать свою деятельность.

Методы обучения: Деятельностный подход

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, парная и индивидуальная.

Средства обучения:
Презентация в MS Power Point.
Карточки с заданием для групповой работы.

Оборудование и вещества:
компьютер, проектор, весы лабораторные, пипетки химические, йод, ПСХЭ им.Д.И.Менделеева



Ход занятия

Подготовка к восприятию новых способов действий. Изучение нового материала с элементами постановки проблемы
Защита презентаций по темам:

1.Картофель и его химический состав

2.Крахмал

3.Как отличить генномодифицированный картофель от настоящего?

4. Как наш организм перерабатывает крахмал
Выдвижение гипотезы о наличии крахмала в клубнях генномодифицированного картофеля.
Реализация плана через решение частных задач.

Учитель предлагает ученикам провести опыт в парах по определению наличия крахмала в клубнях представленных образцов картофеля. И сравнить полученные результаты.
Далее ребята дают определение качественной реакции. Эта формулировка появляется на слайде после щелчка мыши.
Учащиеся фиксируют содержание слайда в тетради.
Учитель дополняет, что нет простого способа определить какое вещество находится на прилавке, только если на глаз и по маркировке продукта.
Далее ученики индивидуально приступают к вычислению массы крахмала в выданных образцах и определяют его количество.

Взаимопроверка полученных результатов.

Учитель отмечает. Что количество вычисленного вещества приблизительное, т.к. в состав картофеля, в зависимости от места его произрастания входит разное количество компонентов

смеси
Однородные
Неоднородные
Растворы сахара в воде, NaCl, воздух
Смесь Fe +S, NaCl и сахара, глина с водой)



Далее педагог обращает внимание учащихся на то что, неоднородными называются смеси, в которых невооруженным глазом или при помощи микроскопа видны частицы веществ, составляющих смесь.
Однородными называют смеси, в которых нельзя заметить частицы веществ, входящих в смесь ( даже при помощи микроскопа).


Для научных исследований и промышленности, в основном требуются чистые вещества. Некоторые примеси даже в небольших количествах способны сильно поменять свойства веществ. Например, в полупроводниковой технике применяют сверхчистые вещества, где примеси составляют всего 1 атом на миллион атомов основного элемента (Si, Ge). Превышение нормы ведет к резкому ухудшению полупроводниковых свойств этих веществ. В то же время необходимо выделить, что невозможно получить абсолютно чистое вещество, т.к. любое чистое вещество содержит хотя ничтожное малое количество примесей.

2. Чистое вещество.

а. Учитель демонстрирует слайд, поясняет условия эксперимента (в двух сосудах нагревали до кипения дистиллированную и морскую воду. Через определенное время измеряли температуры кипения в этих сосудах). Ученики обсуждают результаты эксперимента. Сам собой напрашивается вопрос-проблема, которую озвучивает учитель, «Почему у морской воды tкип не постоянная в разные промежутки времени, по сравнению с tкип дистиллированной воды».(слайд)
Учащиеся делают вывод, что соленость морской воды влияет на tкип С помощью учителя формулируется определение «Чистым веществом называется такое вещество, у которого постоянные физические свойства (температуры кипения, температуры плавления, плотность).
Демонстрируется слайд
Ребята записывают в тетрадях выводы.
Учитель дополняет, что в чистом веществе примеси, хотя и есть в незначительных количествах, но они не влияют на физические и химические свойства. Пример чистого вещества - дистиллированная вода.
Педагог обращает внимание детей на отличительную особенность смесей «В смесях каждое из составляющих их веществ сохраняет свои индивидуальные свойства. Подтверждение тому :


б. Демонстрация разделение смеси железа и сера с помощью магнита. (можно отработать с ребенком заранее методику выполнения опыта и тогда демонстрацию проводит этот ученик)

3. Основные способы разделения смеси.


а. Демонстрация схемы способов очистки смесей в зависимости от вида смеси.( Гиперссылки на слайды «Фильтрование», «Разделение смеси серы с железом»)


б. Демонстрация способов разделения смесей: фильтрования, выпаривания, отстаивания, дистилляции воды(рисунок аппарата на слайдах:
Выпаривание может показать учащийся, а кристаллизацию можно продемонстрировать в виде растущих кристаллов. Как вариант можно использовать программу «Виртуальная химическая лаборатория(НФПК) и продемонстрировать опыт «Получение дистиллированной воды».
Во время проведения опытов я предлагала другим учащимся выступить в роли комментатора, который бы описывал все действия, ученика, проводившего опыт.


IV. Закрепление.

1. Групповая работа. Каждая группа получила задание «Как разделить смесь?» Нужно было описать свои действия. Через 1 минуту каждая группа озвучила свой ответ. В заданиях были использованы жизненные ситуации, где требовалось очистить воду в походных условиях и т.п.

2. На втором этапе ребятам было предложено ответить на вопросы теста, который был представлен на слайдах

V. Рефлексия.

1. Беседа по вопросам:

а. Что нового вы узнали сегодня на уроке?

б. Что запомнилось?

в. Что понравилось, а что не удалось, на ваш взгляд?

2. Поведение итогов.

VI. Домашнее задание: ...