microbik.ru
1

КАТЕГОРИИ ПОЕЗДОВ РЖД.


Нумерация установленная для пассажирских поездов

Скорые пассажирские (круглогодичного обращения)

1-148

Скорые пассажирские (сезонного обращения)

201-298

Скоростные

151-168

Ускоренные

171-198

Пассажирские летние

301-399

Пассажирские разового назначения

400-499

Разового назначения летние

500-599

Местные

600-699

Туристско-экскурсионные

800-899

Почтово-багажные, грузопассажирские

900-999

Пригородные

6000-6999

В зависимости от скорости движения и расстояния пассажирские поезда делятся на скорые и пассажирские, дальнего следования (расстояние свыше 150 км), местного сообщения и пригородные (расстояние до 150 км). Скорые поезда делают в пути следования меньше остановок, чем пассажирские, и продолжительность остановок невелика. При проезде в скорых поездах с пассажиров взыскивается доплата за скорость. Средняя скорость скорого поезда — 55-60 км/ч. Ускоренные поезда разгоняются до 140 км/ч. Скоростной поезд может ехать и 200 км/ч. Есть еще так называемые фирменные поезда (http://pass.rzd.ru/isvp/public/pass?STRUCTURE_ID=5152&layer_id=3290&id=1114#1). Прежде всего это означает увеличение уровня сервиса - ковровые дорожки в коридорах, новые занавески на окнах и постельное белье, лучшие проводники, вагонный состав не старше 12 лет, а также чаще всего фирменный стиль. У фирменного поезда также существует название, хотя названия могут быть и у нефирменных поездов. Для перевода обычного поезда в категорию фирменного необходимо пройти аттестацию, иногда фирменизация сопровождается повышением удобства расписания.

Понятие четных и нечетных поездов


В общем случае поезда, следующие с юга на север и с запада на восток, имеют чётные номера, а поезда, следующие с севера на юг и с востока на запад - нечётные. Если точно невозможно определить направление движения поезда - это правило работает частично для какого-то участка пути. Иногда в пути следования поезд меняет номер с чётного на нечётный или наоборот. Исключения из правила чётной/нечётной нумерации поездов - Санкт-Петербург. Для большинства поездов, отправляющихся из Санкт-Петербурга, установлены нечётные номера. Хотя в последнее время и Санкт-Петербург переводят под общую систему (поезда 72, 74 на Екатеринбург и Тюмень, 40 на Астану и т.д.)

Что обозначает буква в номере поезда


Вообще буква в номере поезда просто четвёртый символ, делающий номер поезда уникальным. Если бы на железной дороге использовались только трёхциферные номера, ими можно было бы обозначить только 999 поездов, а их гораздо больше. Поэтому добавляется четвёртый символ - буква. При этом стараются давать буквенные обозначения таким образом, чтобы поезда с одинаковыми числовыми обозначениями не встречались. Например, поезд дальнего следования №001а Санкт-Петербург - Москва (Ленинградский вокзал) и поезд №001б Москва (Белорусский вокзал) - Минск нигде друг с другом не встречаются. Поэтому можно объявлять пассажирам только числовой номер поезда во избежание путаницы.

Ещё существуют некоторые другие закономерности с буквами в номерах поездов. Во-первых, иногда бывает, что один поезд включает в себя несколько разных номеров. Например, 001а и 001в (Санкт-Петербург - Москва, "Красная стрела"). В таком случае разные буквы обозначают разные организации, формирующие вагоны данной части поезда. Если в составе поезда есть фирменные и нефирменные вагоны, то им тоже присваиваются разные буквы. Если поезд по одним дням ходит как фирменный, а по другим, как нефирменный, то он тоже получает разные буквы, хотя расписание у него одно и то же. Ещё буква может обозначать разные обслуживающие бригады. А также иногда буква обозначает направление движения поезда (например, 104м Москва - Адлер и 104с Адлер - Москва). И, напоследок, существует закономерность между дорогой формирования поезда и буквой, но она не стопроцентная.

КЛАССИФИКАЦИЯ ВАГОНОВ В ПОЕЗДАХ


Пассажирские вагоны делятся на типы, в зависимости от характеристики мест в вагоне. Эта информация отражается в системе бронирования и в самом билете.

Типы вагонов:


  • сидячий (места как в электричке на жёстких сидениях либо на мягких сидениях, похожих на самолётные);

  • общий (плацкартный вагон, в котором люди сидят по трое на одной нижней полке, а верхние не используются);

  • плацкартный (4 места в одном отсеке - две нижних и две верхних полки. Отсек не отгорожен от коридора дверью, а напротив него ещё две боковых полки - верхняя и нижняя);

  • купейный (4 места в одном отсеке, отгороженном от коридора дверью - две нижних и две верхних полки);

  • мягкий (преимущественно трёхместные отсеки - две нижних и одна верхняя полка, в частных вагонах (в красной стреле) и частных поездах (гранд экспрессе) двухместные отсеки с разным уровнем оборудования - телевизоры, душ и т.д.);

  • люкс или СВ (двухместные отсеки в которых может быть дополнительное оборудование - телевизор, dvd-проигрыватель, душ и т.д. - обе полки нижние).;

Каждому вагону присвоено сокращенное наименование:

Тип вагона

Наименование

Обозначение в билете

Мягкий с двухместными купе

СВ

Л

Мягкий с четырехместными купе

М

М

Мягкий с двух- и четырехместными купе

СВМ

М

Купейный с четырехместными купе

К

К

Купейный с купе-буфетом

КБ

КБ

Купейный с радиостанцией

КР

КР

Плацкартный со спальными местами

ПЛ

П

Общий (с местами для сидения)

О

О

Межобластной с местами для сидения

ОБЛ

С

Вагон-ресторан

Р

-----

Почтовый

П

-----

Багажный

Б

----

1. Сидячий вагон пассажирского поезда

Сидячий вагон оборудован кресельными местами, для передвижения пассажиров в положении сидя или полусидя. Численность кресел в салоне может варьироваться в зависимости от класса сидячего вагона. Могут быть 43-х, 63-х или 68-миместные вагоны. Ехать в вагоне такого типа на длительные расстояния крайне неудобно и утомительно. Прежде всего, тем, что спать в полу сидячем положении очень сложно. Во-вторых, из-за их доступности (сидячие вагоны - самые доступные из всех) в данных вагонах путешествует различная публика, среди которой попадаются и представители низко культурных слоёв населения. В связи с этим комфортабельность перемещения в таких вагонах крайне низкая. Мы вам не рекомендуем путешествовать в сидячих вагонах на далёкие маршруты.

2. Плацкартный пассажирский вагон

Плацкартный вагон имеет доступную цену и в то же время достаточно комфортен для путешествия. Именно поэтому, плацкартный вагон пользуется наибольшей популярностью среди населения. Обычный плацкартный вагон состоит из 9 купе открытого типа. В вагон имеется 54 спальных места. В каждом купе есть по 4 места - два на нижнем уровне и два на верхнем. Кроме купе имеется также 18 боковых мест: по девять верхнего и нижнего уровня. Во всех открытых купе, и в боковых нишах установлены складные столы, специальная вещевая полка под потолком. Места нижних ярусов оборудованы специальными местами для складывания сумок.

Схема плацкартного вагона



В плацкарте около туалета — места с 33 по 38 (из них 37 и 38 — боковые), в общем вагоне — места с 49 по 57 (55-57 — боковые).

3. Купейный пассажирский вагон

Купейный вагон оборудован девятью четырехместными купе. При помощи данного вагона возможно осуществлять перевозку 36 пассажиров. Каждое купе оснащается мягкими или жесткими спальными полками. В купе имеется по две верхних и две нижних полки, к которым пристроены мягкие спинки, раскладной стол, потолочный осветительный плафон, специальные лампы для чтения, зеркало на входной двери. Специально оборудованное место для багажа сделано под спальными полками. Кроме того, место для багажа также имеется в нише, которая находится над проходом купейного вагона. Главное преимущество, которое имеет купейный вагон перед остальными вагонами - это то, что купе изнутри. Поэтому пассажирам (в количестве 4 человек и меньше), путешествующим в нём, можно не переживать за сохранность своих личных вещей, и спокойно спать. В последнее время РЖД ввело нововведение в виде так называемых "женских купе". В такие купе продаются билеты лишь представительницам прекрасного пола, мужчинам туда вход запрещён. На стоимости ж/д билета эта особенность никак не отражается. Запомнить места в купейном вагоне просто: все нижние места — нечетные. Рядом с туалетом в купейных вагонах расположены места 33-36.

Во всех пассажирских вагонах предусмотрено двухместное служебное купе для проводников. В некоторых купейных вагонах проводникам отдают первое пассажирское купе, а пассажирам — купе проводников. В этом случае в купейном вагоне продается 34 места, нумеруются места с 5, а билеты в купе для проводников имеют номера 37 и 38.

Схема купейного вагона



4. Пассажирский вагон класса "Премиум"

Вагон "Премиум" оснащён 4-мя одноместными или двухместными купе с различной планировкой и разнообразной обстановкой. Обычно вместо полок в купе такого типа устанавливается двуспальная кровать. Из дополнительных услуг: телевизоры и DVD-плееры, душевые кабинки, умывальники, вещевые шкафы, также имеется рабочий стол с удобным креслом. Возможен вариант купе с нижней полкой, которая в разложенном состоянии в ширину имеет 1,2 метра, т.е. практически является полноценной односпальной кроватью. Встречаются варианты вагонов класса "Премиум", в которых имеется лишь одна душевая кабинка на весь вагон. Ко всему прочему в вагонах класса "Премиум" оборудован бар, специально для курения предусмотрен просторный тамбур.

5. Спальный пассажирский вагон (СВ)

Вагоны типа «Люкс» (СВ) имеют 16 или 18 мест (обычно все нижние), крайнее одноместное купе предназначено для проводника. В спальном вагоне имеется 9 двухместных купе. В СВ вагоне по конструкционным условиям комфортно путешествовать могут 18 пассажиров одновременно. Купе СВ оснащены мягкими спальными полками со специальными мягкими спинками, удобными столами, потолочными. Рядом с туалетом в вагонах СВ расположены места 17 и 18.



6. Вагоны международного сообщения

Вагоны международного сообщения в зависимости от классности могут иметь 22 места при двухместных купе (без средних полок) или 33 при трехместных.

Вагон международного сообщения с 3-х местными купе



Вагон международного сообщения с 4-х местными купе


Справочная железнодорожных вокзалов — расписание поездов и заказ ж/д билетов


http://www.vokzalinfo.ru/

http://www.navokzal.ru/

http://pass.rzd.ru/