microbik.ru
1 2 ... 5 6


Департамент образования и науки Нижегородской области

ГОУ ДПО НИРО

«Нижегородский институт развития образования»

Кафедра естественнонаучного образования


Личный опыт

формирования познавательного интереса

учащихся к изучению физики

Работу выполнила:

учитель физики

МОУ Сухобезводненская СОШ

Семеновского района

Булатова Нина Сергеевна

Нижний Новгород

2008

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение………………………………………………………….............…….3


Глава 1. Мотивационное обеспечение процесса

развивающего обучения

1.1. Условия для развития полноценных мотивов обучения…………..6

1.2. Основы теории развивающего обучения…………………………..11

Глава 2. Развивающее обучение на занятиях по физике

2.1. Как организуется учебный процесс развивающего типа………….15


2.2. Условия эффективной организации работы на уроках физики

развивающего типа..............................................................................19

2.3.Организация деятельности учащихся по формированию

исследовательских навыков……………………………………….....27

Заключение…………………………………………………................……...32

Список литературы……………………………………….........……......…33

Приложения……………………………………………...............……….......35

«Педагогика должна ориентироваться


не на вчерашний, а на завтрашний день

детского развития»

Л.С.Выготский

Введение


Я веду уроки физики в Сухобезводненской средней школе, которая находится в рабочем поселке в сельской местности. Учеников 330 человек, две параллели (7–9 классы) и одна (10–11 классы). Дети недеревенские, поэтому шустрые, но и не городские – развитие среднее. В каждом классе есть дети из неблагополучных семей, есть ученики 7 вида. Но есть и способные, которые имеют возможность после 8 класса поступить в Семеновский лицей. Коллектив школы заинтересован в этом, мы гордимся своими учениками в лицее, но остаемся с учащимися, имеющими средние и низкие способности.

По характеру я человек демократичный, не пользуюсь «кнутом» и работаю без двоек. За 30 лет педагогической деятельности я использовала различные приемы и методы: от конспектов Шаталова до исследовательского проекта. Обобщая свой педагогический опыт, я ответила на вопрос – зачем: «Для того чтобы поддерживать интерес учащихся на всем протяжении урока к физике, чтобы дети учились с интересом и без страха». Но это одна из задач, более важная – это развитие ребенка, так как это общая проблема образования.

Актуальность. Современное социально-экономическое положение в России диктует необходимость воспитания конструктивно и творчески мыслящей личности, готовой к решению нестандартных проблем, к достаточно четкой оценке жизненных ситуаций, отстаиванию своих убеждений и их пересмотру в изменяющихся условиях. Одной из самых важных задач, стоящих перед школой, является создание такой системы условий для развития способностей, формирования знаний и умений, которая позволила бы школьнику проявить свою активность. В процессе обучения деятельность должна быть осознанной, целенаправленной и мотивированной.

В.В.Давыдовым, А.К.Марковой, Д.Б.Элькониным, А.Н.Леонтьевым и другими показано, что мотивация оказывает серьезное влияние на весь мыслительный процесс, отражается в понимании, оценке и принятии задачи; в определении конечных и промежуточных целей работы; в направленности мышления; в использовании прошлого опыта и скрытых свойств объектов. Мотивация включает волевые, когнитивные и эмоциональные составляющие. Эти выводы имеют большое значение для практики обучения: любой педагогический акт должен быть правильно мотивирован, а каждый метод и прием обучения должен нести в себе мощный «мотивационный заряд».

Исследования мотивационного обеспечения процесса обучения относятся в основном к его начальному этапу и показывают, как достичь эффекта быстрого включения учащегося в учебно-познавательную деятельность. Вопросы управления мотивационным компонентом урока на всем его протяжении не раскрываются, не выработана единая система приемов и методов формирования мотивов.

В существующей практике обучения занимательность занятий в классе способствует поддержанию интереса в обучении, но не обеспечивает создания исходной мотивационной установки на длительную учебную работу; интерес к учебной работе имеет свою логику становления и развития, но его отличительная особенность заключается в эффекте быстрого насыщения; формирование позитивных ценностных ориентаций учащихся по отношению к учебе вообще и к изучению физики, в частности, является длительным процессом и не создает мотива деятельности на каждом уроке.

Таким образом, существует необходимость в разработке мотивационного компонента процесса обучения физике в целом.

Противоречие. Фактически выявлено противоречие между социальным заказом общества на развитие личности школьника и недостаточной разработкой технологий формирования мотивации у учащихся на всех этапах их учебно-познавательной деятельности при обучении физике.

Проблема. В связи с этим возникает проблема: какой должна быть педагогическая технология, ориентированная на личностные структуры учащихся, в частности, на формирование мотивации как свойства личности, чтобы обеспечить повышение качества обучения?

Объектом исследования является обучение физике в школе как процесс управления деятельностью учащихся.

Предметом исследования являются методы и приемы для создания условий высокой мотивации учащихся.

Гипотеза заключается в том, что правильно подобранные методы обучения, ориентированные на поддержание устойчивой мотивации, позволят повысить качество обучения, сформировать у учащихся адекватную самооценку, развивать мышление.

В соответствии с этим можно сформулировать:

Цель: теоретически обосновать систему методов и приемов обучения, направленных на формирование и развитие мотивации.

Задачи исследования:

  • изучить научно-методическую литературу по проблеме формирования мотивации;

  • подобрать методы обучения для создания условий формирования мотивации;

  • предложить методическое обеспечение учебного процесса.

В первой главе исследования предлагается теоретическое обоснование развивающего обучения, как более эффективного при формировании мотивов обучения.

По способу решения проблемы учеником технология развивающего обучения разделяется на группы, в основе которых лежит мотивация различных потребностей, способностей и других качеств личности:

а) технологии, опирающиеся на познавательный интерес (Л.В.Занков, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов);

б) на потребности самосовершенствования;

в) на индивидуальный опыт личности;

г) на творческие потребности;

д) на социальные инстинкты.

Во второй главе предлагается описание организации учебного процесса с развивающими элементами на уроках физики.

Главная функция учителя связана с организацией собственной деятельности школьников, которая признавалась бы ими как «своя», причем, деятельность должна быть осмысленной и целенаправленной (СПДУ – самостоятельная поисковая деятельность ученика). При разработке содержания занятий нужно проектировать учебный процесс так, чтобы ученик решал задачи и проблемы, опираясь на зону своего актуального развития, а выполнение работы переводило бы его в зону ближайшего развития.

Для эффективного развития учеников важно предусмотреть для каждого из них «ситуацию успеха», то есть предлагать такие учебные задачи, с которыми бы ученик справился и почувствовал себя победителем. При оценивании работ отметки выставляются не за конечный результат, а за процесс его получения, причем ученика нужно сравнивать не с другими, а с самим собой, но вчерашним. Важно предусмотреть цепочку мер, которые позволят перевести знания «извне» в знания «вовнутрь». Это коллективные обсуждения результатов, сопоставление различных точек зрения, диспуты и т.д.


следующая страница >>