microbik.ru
1 2 ... 4 5
Кемеровское отдельское казачье общество

Сибирского войскового казачьего общества


С И Б И Р С К И М И

М О Р О З А М И

К А Л Е Н Ы Е

Кемерово – 2007 г.


Светлой памяти атамана Мундыбашского

хутора Кемеровского отдельского

казачьего общества Сибирского войскового

казачьего общества, подъесаулу

МИЛЛЕРУ А.Г.- посвящается.
"КУЗБАССКАЯ КАЗАЧЬЯ"

Слова Валерий Проскуряков Музыка Юрий Пахоменок

1. Подымался в небе синем наш орел двухглавый.

С Ермаком шли из России казаки за славой.

Лесом шли, рекою плыли, вихрем мчались в поле.

Шашкой вострую добыли мы казачью волю.

Припев: Сибирскими морозами каленые,

Под шашками казачьими вскормленные

Неустрашимые полки.

Земли родимой, земли Сибирской,

Земли Кузнецкой казаки.

Земли родимой, земли Сибирской,

Земли Кузнецкой казаки.

2. Нас года лихие гнули, но мы не сломились.

Пусть нам воли не вернули, но мы возродились!

Верно молвят старики: "Коли стяги вьются,

То в Сибири, эх, казаки, не переведутся".

Припев.

3. Загнездился в небе синем наш орел двухглавый.

И готовы мы России вновь служить со славой.

В боевом строю едином, первым среди равных,

Снова станет исполином казаченько бравый.

Припев.

От автора.

Вы не обратили внимание на то, что в наше беспокойное время что - то многовато людей стали ходить по нашим улицам в форменной одежде? То милиционер, то прокурор, то судья. Даже лесники и санитарные врачи ходят в погонах с большими и маленькими звездами, а уж, в коммуфлированной форме охранника - идет по улице каждый десятый молодой человек. Кто - то подсчитал, что в охранных структурах сегодня работают и носят форму в три раза больше людей, чем в рядах Российской Армии.

Это что? Романтика? А может - общая милитаризация общества?

С чего бы это? Войны нет. Сибирь не пограничная полоса. Крупного воинского контингента тоже рядом нет. Может мода? Старшее поколение 40 - х и 50 – х годов рождения еще застало то время, когда студенческая, да и школьная молодежь ходила при погонах, кокардах и кителях. Но это было суровое послевоенное время. Тогда и все маломальские начальники вынуждены были ходить в суконных кителях - френчах, в которых ходил Хозяин. В те годы каждая девчонка "на выданье", просто мечтала выйти замуж за человека в форме. А сейчас и головы не повернет и не посмотрит вслед молодому человеку в погонах. Примелькался потому что.

Пожалуй, одна только форма, вызывает какой - то интерес. Эта форма достаточно непривычная для наших сибирских мест. Синие брюки, с широкими как у генералов лампасами. Белая или черная папаха. У некоторых на левом боку шашка. Необычная портупея, как у царских офицеров. Да и погоны, на первый взгляд, необычные- с просветами, но без звезд. Кто такие? Откуда? Что за войска? Тихо люди - КАЗАКИ ИДУТ!

Кто - то удивленно поднимет бровь: "Казаки в Кузбассе?".

У других появляется ухмылка: "Во, ряженный идет".

А они, казаки, степенно идут по улице, общаясь между собой и разговаривая на непонятном языке, вворачивая в свою речь уже давно забытые слова: "Брат", "Любо", "Здорово ночевали", "Казачий круг" и т.д. Истово крестятся перед каждым маломальским событием. Не гнушаются, и пропустить по стопочке, лишь бы повод был. Да и крепким словцом припечатать могут. А уж в обиду себя никак дать не могут. Дадут отпор по всей статье обидчику. Иногда и не по делу. Для них и особых и авторитетов нет - кроме Бога да Атамана. Одним словом - ВОЛЬНИЦА.

Однако, когда по душам начнешь говорить – особо не стесняются. И о патриотизме каждый свое мнение имеет. И о земле - матушке, кормилице нашей повести разговор готов всякий. О православных русских традициях свои затаенные мысли вслух готов сказать. О предках своих и корнях своих казачьих нескончаемо говорить может любой казак. У многих, за суровой внешностью, душа поэта прячется. Эти потаенные мысли наших сибирских казаков, мнения ученых и историков на проблемы развития казачества, главные постулаты и традиции сибирского, Кузнецкого казачества и легли в

основу данной книжки. Добро пожаловать в мир Сибирского казака, уважаемый читатель! Помолясь, и начнем, пожалуй! По коням, вперед!
Казачьи корни Кузбасса.

Историческое прошлое Сибири и Кузбасса всегда вызывало пристальное внимание исследователей и историков. Уже достаточно полно и основательно изучены в краеведческой литературе многие периоды нашей с вами истории, но на этом поле, исторические корни казачества остаются пока "белым пятном".

До сих пор исследователями и в официальной литературе упорно замалчивается место и значение для сегодняшнего Кузбасса роль казачества. А ведь, велик вклад казаков - первопроходцев, основателей первых русских поселений на территории нашей области, - в дело промышленного и культурного развития юга Западной Сибири. Казаки - первопроходцы обогатили культуру местного населения, привнеся к нам из своих мест разнообразные ее формы. Именно они, казаки, заложили основу нынешнего нашего благосостояния. Давайте вспомним Тобольского казака Михайло Волкова - первооткрывателя Кузнецкого угля. Активно участвовали в освоении русской территории Сибири и Дальнего Востока казачьи экспедиции под руководством В.В. Атласова, С.И. Дежнева, В.Д. Пояркова, Е.П. Хабарова в 16 - 17 веках. Правда, затем многие годы, искусственно стиралась память в общественном сознании российского народа о своих верных рыцарях, казаках, несущих вот уже пятый век свою бессрочную ГОСУДАРСТВЕННУЮ СЛУЖБУ РОССИИ- МАТУШКЕ.

По поводу происхождения казаков и самого слова "казак" до сих пор бытуют самые разные точки зрения.

С перевода с тюркского языка, некоторыми исследователями, слово "казак" переводится как "вольный человек".

Изначально, под словом "казаки" подразумевались вольные люди, собиравшиеся в лихие ватаги под руководством избранных ими своих начальников, которых они называли атаманами.

Первые общины, получившие впоследствии названия "казачьих", образовались одновременно примерно в Х111 веке в низовьях реки Дон, на реке Яик (Урал) и в Запорожье, в период так называемого татаро - монгольского ига.

Основу их составляли беглые крестьяне и городские жители - бежавшие на окраины существующего государства и спасавшиеся от жестокостей завоевателей татар, и от притеснений своих - же князей и бояр.

Казачество быстро стало осваивать плодородные земли окраин России.

Непрерывная военная опасность, необходимость вести постоянную вооруженную борьбу обусловило у казаков своеобразную военную организацию. Для похода казачья община выставляла конное, пешее и смешанное войско во главе с ПОХОДНЫМ АТАМАНОМ. Основной организационной структурой в походе была КАЗАЧЬЯ СОТНЯ, которая делилась на ПОЛУСОТНИ и ДЕСЯТКИ, или КУРЕНЯ. Сотни первоначально объединялись в ОТРЯДЫ, ДРУЖИНЫ, а с ХVI века – в ПОЛКИ.

Уже тогда стали формироваться основы демократической формы решения внутри казачьих проблем. Какие же это были формы?

Главным органом управления был КАЗАЧИЙ КРУГ. Здесь - на круге

решались ВСЕ вопросы. Каждый казак, участник круга, имел голос. Тут принимались решения о боевых походах, подводились итоги вылазок, делились и добыча и трофеи, выбирались и снимались с должности атаманы,

наказывались нагайкой нерадивые казаки, закреплялось шефство над семьей погибшего казака, принималась в казачество и молодая казачья поросль, избирался казачий СУД ЧЕСТИ. Особой привилегией на круге пользовались старые казаки, которые составляли СОВЕТ СТАРИКОВ. За стариками было последнее слово. Выборность снизу вверх, подчинение меньшинства большинству, формирование своего бюджета (казачьей казны), контроль за использованием денег из казны, строгая иерархия, воинская дисциплина вот основные формы управления общиной.

Казаки, взяли все хорошее из истории России. Знаменитое Новгородское вече, казачий круг - чем не сход жителей по месту жительства в современной России? Сходство с нынешним Федеральным Законом № 131 – ФЗ "О местном самоуправлении", по которому с 1 января 2006 года живет вся Россия – очевидна.

Нет, не по западным стандартам строится нынешняя Россия.

Она строится по нашенским, хорошо зарекомендовавшим себя в истории, Российским законам общественного развития и самоуправления.

Но это отступление от основного материала нашего исследования.

Пойдем дальше в историю Сибирского казачества.

Сибирь была известна русским людям издавна.

Еще в XI веке новгородцы ходили "за Камень" (так назывались ранее нынешние Уральские горы). И как отмечалось в знаменитых новгородских берестяных грамотах. "…путь туда был непроходим пропастями, снегом и лесом…". Новгородские дружины уже тогда пытались собирать дань - ЯСАК

с сибирских племен.

В конце XV - начале XVI веков правители Московского государства уже предпринимали военные походы, стремясь присоединить к своим владениям богатые сибирские земли.

Особенно активным в этом деле был богатейший "олигарх" того времени Строганов. Род Строгановых вел большую торговлю на берегах рек расположенных на севере- востоке и восточных окраинах тогдашней Руси.

Но эти окраинные земли часто подвергались набегам других вражеских сил и конкурентов, особенно с юга. И Строгановы, чтобы защитить свои владения- стали строить на берегах судоходных рек свои "укрепрайоны" - небольшие КРЕПОСТИ и ОСТРОГИ.

В этих строениях и укрепленных пунктах стали нести воинскую службу особые, служивые люди КАЗАКИ.

Особенно досаждал Строгановым один из правителей Сибирского ханства - хан КУЧУМ. Чтобы избавиться от надоедливого соперника, клан Строгановых подготовил, обул, одел, вооружил и направил в Сибирь отряд казаков во главе с батькой – атаманом ЕРМАКОМ ТИМОФЕЕВИЧЕМ.

О происхождении первого сибирского казака Ермака говорят до сих пор много разного.

"Ермак" - это, по всей вероятности, прозвище.

В Святцах такого имени нет. На мой взгляд, "Ермак" это тоже слово тюркского происхождения. В современной научной литературе есть три трактовки современного перевода этого слова: "Утешитель" и "Котел для варки пищи". Я склоняюсь к третьей версии. Согласно которой, свое прозвище знаменитый атаман получил еще в юности, когда он был кашеваром в одном из казачьих отрядов и молол зерно на ручной мельнице, которая называлась "Ермаком".

Как бы там ни было, исторические факты говорят о том, что Ермак Тимофеевич был отважным и решительным воином, умным и хитрым человеком. Все современники отмечали и его крепкую физическую силу.

В сибирской эпопее казаков Ермака еще много неразгаданных тайн, которые ждут своих исследователей и дешифровщиков.

Как казаки на своих СТРУГАХ (лодках) преодолели по бездорожью Уральские горы? Как пронесли (или переволокли) свои лодки с провиантом и оружием через непроходимые чащи?

Некоторые исследователи высказывают гипотезу, что сибирские реки в то время имели соединительные каналы и сообщались друг с другом.

Так это было, или по - другому, но сам факт неожиданного появления

крупного вооруженного отряда казаков Ермака (500 человек), да еще со свом флотом - в 1581 году в тылу у хана Кучума - стало полной неожиданностью для аборигенов Сибири, и особенно для самого хана. Состоялся бой.

Кучумовское войско превосходило отряд Ермака в несколько десятков (!?) раз по численности. Затем, казаки уже численностью около 1 000 человек, разбили войска царевичей Маметкула и Мурзы Карачу, и заняли тогдашнюю столицу Сибирского ханства ИСКЕР.

Почему же Ермак одержал победу?

На мой взгляд, казаки одержали победу над супостатом СИЛОЙ ДУХА!

В каждом казачьем отряде был свой СВЯЩЕННИК. Он выполнял роль "замполита" - заместителя атамана по воспитательной работе (по нынешнеему). Он же и был главным носителем православной веры.

В Кучумовском- же войске, в ее регулярной части, основу составляли татары - носители МУСУЛЬМАНСТВА.

Другую часть ханского войска (основную по численности), составляли войны из местного населения: ВОГУЛЫ (манси) и ОСТЯКИ (ханты) - носители другого языка и религии - ЯЗЫЧЕСТВА. И насильственное насаждение мусульманства Кучумом на покоренной территории сыграло на - руку Ермаку. Для коренных народов и племен Севера, Ермак был не завоевателем, а освободителем. Освободителем от глубоко чуждой, насильно насаждавшейся Золотой Ордой религии и культуры. Наряду с другими – эти факты и стали, пожалуй, решающими и победными.

На мой взгляд, появление православных казаков в Сибири для коренных народов и племен стало определяющим в их дальнейшем развитии. Это и показала, затем, история становления и мужания великой Руси.

До сих пор в эпосе малых народов севера России Ермак представлен как народный герой- освободитель. Итак, Сибирь наша! Сибирский царь Едигер сделался денником (отдающий дань) Московского царя.

Эту добрую весть Ермак Тимофеевич в мае 1582 года поручил доставить в Москву к Царю - батюшке Иоанну IV "Грозному" своему другу и помощнику, бывшему разбойнику Ивану Колычеву (по прозвищу "Иван Кольцо"). Около полугода добирался бывший беглый разбойник до Белокаменной. Добрался, аж, 6 декабря. Привез дорогие подарки - соболей да злато. Царь на радостях простил бывшего разбойника Ивашку и всю ермаковскую вольницу. Присвоил им почетное звание "ЦАРСКАЯ СЛУЖИВАЯ РАТЬ". Накормил, напоил, дал отдохнуть – да и послал назад. Выделил пороху и оружие из царской казны. Денег дал сполна. Самому атаману Ермаку передал именную шашку да серебряную кольчугу (будете в Москве - обязательно зайдите и посмотрите на нее в национальном музее истории, что на Красной площади). Там, почти у главного входа и висит эта царская кольчуга, что и погубила потом бравого атамана Ермака, утянула на дно сибирской реки Иртыша. Когда недобитый Кучум напал на спящих казаков, праздновавших свою победу. Конечно - же, позже, казаки отомстили потом за своего БАТЬКУ. Но это совсем другая история.

А пока… Казачество продолжало осваивать территорию нынешней Сибири – матушки. Волнами пошли из центральной России казаки за новыми землями, за волей. Колонизация Сибири началась!

Стихийные миграционные передвижения русского населения с XI века, а особенно со второй половины XVI века привели к изменению общего национального состава страны. В эти годы Русское государство вобрало в себя огромные пространства и многие народы. Только в состав сибирской России вошли крупные этносы, составляющие национальную мозаику Северной Азии: обские угры и северные самодийцы (31.6 тыс. человек), северные тунгусы (36.2. тыс. чел.), юкагиры и северо - восточные палеоазиаты с эскимосами (34.7. тыс. чел.). Тюркоязычные (49. 7. тыс. чел.) и монголоязычные (37.2. тыс. чел.) группы населения, часть манчжуров и южных тунгусов. Некоторые группы населения Сибири в это время откочевали или были насильно уведены южными соседями в сопредельные районы. Но былии такие группы, которые сознательно приходили совместно с казаками на государственные земли и входили в состав государства Российского.

По своим масштабам переселение в Сибирь в XVII веке было настолько массовым, что представляло собой особую страницу не только российской, но и мировой истории. Эти процессы тоже ждут исследователей. Но путь - то показали казаки.

По царским указам, в Сибирь стали отправлять партиями безземельных крестьян. Сюда стали ссылать непокорных донских и запорожских казаков. Государственные архивы отмечают, что к 1780 году сюда к нам прибыло около 60 000 таких переселенцев.

Правительство решило поставить казаков себе на службу и обязало их охранять границу там, где они проживали на новых местах.

С начала XVIII века российское правительство приступило к преобразованию казачества в замкнутое ВОЕННОЕ СОСЛОВИЕ, главной задачей которого являлось бы - несение военной службы в общей системе вооруженных сил Российского государства, в первую очередь по охране границ страны, там, где и проживало обособленно казачество.

Казачьи общины, преобразованные в КАЗАЧЬИ ВОЙСКА, стали получать свои наименования по территориальному признаку компактного проживания. За войском закреплялась земля, которая передавалась в пользование КАЗАЧЬИМ СТАНИЦАМ. Материальной основой привлечения казаков на службу являлось закрепленное право на владение земельными наделами - ПАЯМИ. За пользование земельным паем- наделом, казак отбывал длительную военную службу. При призыве на службу, он являлся со своим конем, полностью обмундированным, со своей личной амуницией и харчами.

Казаки превратились в достаточно серьезную силу, которой надо было управлять.

До 1719 года казачьи общины находились в ведении ЦАРСКИХ ПРИКАЗОВ: Разрядного, Посольского, Малороссийского, Сибирского, Казанского и др. Затем, некоторое время, были у Коллегии иностранных дел. А с 1721 года казаки перешли в подчинение ВОЕННОЙ КОЛЛЕГИИ.

Так началась ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА КАЗАЧЕСТВА.

С 1815 года области населенные казаками, в военном и административном отношении подчинялись ГЛАВНОМУ ШТАБУ военного министерства, а с 1875 года - ГЛАВНОМУ УПРАВЛЕНИЮ КАЗАЧЬИХ ВОЙСК. С 1910 года – казачьему отделу Главного штаба.

Возглавлял казачьи войска – ВОЙСКОВОЙ АТАМАН всех казачьих сил России. С 1827 до 1917 года им являлся НАСЛЕДНИК ПРЕСТОЛА.

Казачество в то время называлось, как отмечено выше, по имени местности, где оно проживало и несло службу. Были ДОНСКИЕ КАЗАКИ, ЗАПОРОЖСКИЕ, ЯИЦКИЕ, ТЕРСКИЕ, КУБАНСКИЕ и т. д. У каждого казачества были свои негласные Уставы, казачьи традиции и обряды, своя атрибутика и цвет формы одежды, своя внутренняя организационная структура. Но, постепенно, формировались общие требования. Что-то отсеивалось временем, другое закреплялось. Что - же было общего в казачьем движении?

Для лучшей управляемости, казаки делились, как мы уже знаем, на ДЕСЯТКИ и СОТНИ.

Первыми руководили ДЕСЯТНИКИ, вторыми - СОТНИКИ.

Места компактного проживания казаков вдоль границы государства назывались ХУТОРА и СТАНИЦЫ. Кроме того, как и уже отмечалось, казаки проживали и несли ГОСУДАРЕВУ СЛУЖБУ в острогах и крепостях. Для решения общественных вопросов, мы это тоже знаем, собирались общие собрания казаков, которые носили название КРУГ. Женщин и казачек на круг не приглашали, не женское это дело. Во - главе всех формирований казачества стояли выборные АТАМАНЫ и их помощники- ЕСАУЛЫ. Для ведения общего КРУГА избирался ЕСАУЛЕЦ (по - нынешнему, председатель круга). При необходимости велся протокол, который вел самый грамотный казак - ПИСАРЬ. Для поддержания порядка на общем собрании - назначались ПРИСТАВЫ, физически сильные и авторитетные молодые казаки. У есаульца на круге были неограниченные полномочия. В руках у него была казачья НАГАЙКА. Поднятием вверх которой, он имел право заставить замолчать любого выступающего участника казачьего круга. Каждый казачий круг начинался и заканчивался православной МОЛИТВОЙ, которую читал ВОЙСКОВОЙ СВЯЩЕННИК.

Таким образом в ХУ1- ХУ11 веках в России сложилась особая общность людей имя которой РОССИЙСКИЕ КАЗАКИ.

Конечно - же, до сих пор в казачьей среде идут споры: казаки это НАРОД? Или нет?

Давайте вместе попробуем разобраться.

Что отличает народы друг от друга? По - моему, у каждого народа должны быть такие общие признаки как: язык, территория, общий экономический рынок, граница, валюта и культура.


следующая страница >>