microbik.ru
1
Муниципальная общеобразовательная школа

Дубковская основная общеобразовательная школа

Кадыйского района

Классный час в 5 классе

«Конфликт и пути его разрешения»

Провела

Панькович Светлана Викторовна


2012 г.

Конфликт и пути его разрешения

Разговор об особенностях конфликта и способах его преодоления поможет детям не только школе, но и в семье, при общении со сверстниками. Анализ причин конфликта и предлагаемые упражнения развивают навыки рефлексии и умение взглянуть на ситуацию со стороны – ведь без этого невозможно преодолеть разногласия.

У нас каждое дело должно пройти пять стадий:

шумиху, неразбериху, поиск виновного, наказание невиновного и

награждение непричастного.

Идея Паркинсона

Цели:

  • ознакомление учеников с понятием «конфликт»;

  • помощь им в осмыслении конфликтной ситуации и путей выхода из нее;

  • обучение детей поиску путей сотрудничества, нахождению «плюсов» среди «минусов»;

  • воспитание у них социально одобряемых форм поведения;

  • формирование коммуникативной культуры.


Оборудование:

  • два нарисованных дерева;

  • листья дуба, вырезанные из цветной бумаги, для начала урока и подведения его итогов;

  • бумага для упражнений «Снежинки» и «Рисунок вдвоем»;

  • бланк анкетирования «Особенности поведения в конфликтных ситуациях»;

  • памятка «Как выйти из конфликтной ситуации».


Дерево знаний.
Учитель. Сегодня мы рассмотрим понятие «конфликт», причины возникновения конфликта, а также основные модели поведения человека в конфликтных ситуациях.

– Ребята, что такое конфликт?

(Ответы и предположения детей.)
Учитель. А теперь свои ответы запишите на разноцветных листочках, которые лежат у вас на столах.

(Дети записывают, обсуждают.)

Учитель. В переводе с латинского конфликт означает «столкновение», а с точки зрения психологии, конфликт – явление, возникающее в результате столкновения противоположных действий, взглядов, интересов, стремлений, планов различных людей. Посмотрите на эти два дерева. На первом дереве будут расти листочки – знания о понятии «конфликт». А вот на втором вырастут другие листочки – новые знания, которые вы получите на нашем занятии.

(Листочки с ответами детей прикрепляются к первому дереву.)


Учитель. Страх, злоба, обида, ненависть – главные чувства в состоянии конфликта. Конфликты в жизни неизбежны, если люди имеют свою собственную позицию, не являются бездумными исполнителями. Противоречия не возникают только тогда, когда все думают и чувствуют одинаково. Но в реальности такое почти не встречается. Нужно помнить, что практически по любому вопросу у разных людей взгляды отличаются. И сейчас мы убедимся в этом при выполнении разных заданий.
Снежинки

Задание:

1. Возьмите листок.

2. Сложите его пополам.

3. Оторвите правый верхний угол.

4. Сложите еще раз пополам.

5. Еще раз оторвите правый верхний угол.

6. Еще раз сложите пополам.

7. И еще раз оторвите верхний правый угол.

8. Разверните листок и покажите свое произведение одноклассникам.

(Дети выполняют задание.)
Учитель. Обратите внимание, какие разные у вас получились снежинки, хотя был дан четкий алгоритм действий. Почему это произошло?

(Ответы детей.)
Учитель. Правильно, если бы все снежинки были одинаковыми, мир стал бы скучным и неизменным. Так что конфликты играют важнейшую роль в жизни отдельного человека, развитии семьи, жизнедеятельности школы, любой организации, государства, общества и человечества в целом.
Рисунок вдвоем

Класс делится на пары, каждая пара получает лист бумаги. С этого момента и до окончания упражнения разговаривать нельзя. Необходимо взять одну ручку вдвоем и так, чтобы оба партнера держали ее, нарисовать рисунок на свободную тему. Готовые рисунки обсуждаются с помощью вопросов: «Кто что рисовал?», «Почему нарисовали именно это?», «Как вам рисовалось?» и т. д. Выясняется, что школьники вели себя в этой ситуации совершенно по-разному: кто-то «рвался в бой» и рисовал сам, игнорируя партнера; кто-то пытался угадать намерения другого и предложить свои идеи, кто-то равнодушно рисовал «по очереди», а кто-то вообще отдал рисунок на откуп напарнику.
Учитель. Почему это так? Оказывается: в тех ситуациях, в которых наши интересы не совпадают с интересами другого человека (а именно так возникает конфликт!), можно вести себя совершенно по-разному.

– Ребята, попадали ли вы когда-нибудь в конфликтные ситуации? Расскажите.

(Ответы и рассказы детей.)
Учитель. Бывают ли у вас конфликты с родителями? В чем их суть?

(Рассказы и обсуждение.)
Учитель. Что вы предпринимаете, чтобы избежать конфликтов в школе с друзьями и учителями, в семье?

(Ответы и их обсуждение.)
Анкетирование

Учитель. А сейчас, когда мы с вами уже многое узнали о конфликтах, рассмотрим особенности вашего поведения в конфликтных ситуациях. Для этого вам необходимо будет ответить на поставленные вопросы.
Бланк для ответов.


А

В

С

D

E

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Всего

Всего

Всего

Всего

Всего


(Баллы записываются на доске.)
Учитель. Сейчас я вам зачитаю 20 утверждений. Если утверждение описывает привычные для вас действия в ходе конфликта, поставьте цифру 3, если вы реагируете подобным образом от случая к случаю, иногда – 2, если редко или никогда – 1.


  1. Во время конфликта в классе я:

  2. Прошу ребят остановиться.

  3. Стараюсь, чтобы отнеслись к конфликту спокойно.

  4. Помогаю ребятам понять друг друга.

  5. Пытаюсь растащить ребят.

  6. Жду: пусть конфликт разрешится сам собой.

  7. Нахожу зачинщика.

  8. Ищу причину, из-за которой возник конфликт.

  9. Ищу компромиссное решение.

  10. Обращаю все в шутку.

  11. Говорю: «Не делайте шума из ничего».

  12. Заставляю прекратить и извиниться.

  13. Вдохновляю на поиск другого решения.

  14. Помогаю им решить, от чего стоит отказаться.

  15. Стараюсь переключить внимание.

  16. Не мешаю «сражаться», пока кто-нибудь не победит.

  17. Ссылаюсь на правила поведения.

  18. Предлагаю несколько вариантов решения на выбор.

  19. Помогаю всем почувствовать себя комфортнее.

  20. Отвлекаю от конфликта каким-либо другим делом.

  21. Говорю, что личные проблемы должны решаться вне школы.


Учитель. А теперь подсчитайте сумму баллов по столбцам. Посмотрите, в каком столбце у вас получилось наибольшее количество баллов. Послушайте информацию о том, что это значит.
А – трезвый подход – вы стараетесь быть порядочными по отношению к ребятам, но при этом считаете, что ими необходимо жестко руководить и ребята должны знать, что можно, а что нельзя.
В – проблемно-разрешающий подход – вы пытаетесь совместно разрешить конфликт и принять творческое решение.
С – компромиссный подход – вы выслушиваете ребят и помогаете им выслушать друг друга, а затем убеждаете их в том, что от чего-то всегда надо отказываться, что мы не можем иметь все, что хотим, и что немножко – лучше, чем ничего.
D – затушевывающий (сглаживающий) подход – вы стараетесь сохранить и поддержать мир и спокойствие, насколько это возможно, тем более что многие конфликты не так уж важны и лучше не обращать на них внимания.
E – игнорирование – вы предоставляете ребятам самим разобраться во всем и сделать соответствующие выводы для себя.
Ответ с улыбкой
Учитель. Можно обойти конфликт, если ответить улыбкой. Люди с чувством юмора редко конфликтуют, а уж если спорят, то всегда приятно, с шуткой, улыбкой (не с сарказмом, злой иронией, а с доброй, остроумной шуткой). Разыграем ситуации, где необходимо улыбнуться, пошутить, не дать спору стать конфликтом.
• На перемене, играя, ты нечаянно наступил(а) на ногу рядом стоящему однокласснику. Твои действия? Реплика должна быть с улыбкой.
• Вам очень смешно на уроке. Учительница делает вам замечание. Вы оправдываетесь (с улыбкой). Что скажете?
• Вы получаете записку с вашим именем: «А + В = Любовь». Ваша реакция?
Итоги
Учитель. Что нового и полезного вы сегодня узнали? Ответы запишите на листочках и поочередно зачитайте классу, а затем прикрепите их ко второму дереву. Сравните два дерева и сделайте вывод.
(Ребята пишут ответы, прикрепляют к дереву и обсуждают. В заключение им раздаются памятки (см. Приложение).)
Конфликтная ситуация может коренным образом изменить вашу жизнь! Постарайтесь, чтобы эти изменения были в лучшую сторону!

ПРИЛОЖЕНИЕ
Памятка

«Как выйти из конфликтной ситуации»
1. Прежде чем вы вступите в конфликтную ситуацию, подумайте над тем, какой результат от этого вы хотите получить.

2. Утвердитесь в том, что этот результат для вас действительно важен.

3. В конфликте признавайте не только свои интересы, но и интересы другого человека.

4. Соблюдайте этику поведения в конфликтной ситуации, решайте проблему, а не сводите счеты.

5. Будьте тверды и открыты, если убеждены в своей правоте.

6. Заставьте себя слышать доводы своего оппонента.

7. Не унижайте и не оскорбляйте другого человека для того, чтобы потом не сгорать со стыда при встрече с ним и не мучиться раскаянием.

8. Будьте справедливы и честны в конфликте, не жалейте себя.

9. Умейте вовремя остановиться, чтобы не остаться без оппонента

10. Дорожите собственным уважением к самому себе, решаясь идти на конфликт с тем, кто слабее вас.