microbik.ru
1
МБОУ « Средняя общеобразовательная школа №3»


Классный час

на тему :


Чернова Наталья Владимировна,

классный руководитель 6 класса

Возраст учащихся: 11-12 лет


г . Сухиничи.

2011 г
Классный час приурочен к 16 ноября- Дню толерантности.

Тема: « Как стать толерантным ?»

Цель:  сформировать у учащихся навыки толерантного поведения.

Задачи:
Образовательная:

  1. Помочь учащимся понять, почему так важно уважать окружающих.

  2. Объяснить ученикам, почему очень важно уметь решать проблемы мирным путём.

Развивающая:

  1. Развивать речь, обогащать словарный запас учащихся.

  2. Развивать умения формулировать и высказывать своё мнение, владеть собой, уважать чужое мнение.

Воспитательная:

  1. Воспитывать положительное отношение учащихся к себе, друзьям, одноклассникам, желание и умение прощать.

Оборудование:

Плакаты :

« Поступай с другими так, как бы ты хотел, чтобы они поступали с тобой»

Золотое правило этики

« Мы делаем лучше для себя, когда делаем лучше для других»

Чжуан-Цзы
« Трех вещей нужно избегать в жизни: ненависти, зависти и презрения»
Восточная мудрость
« Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а , напротив, одаряю»

Антуан де Сент -Экзюпери
« С человеком нужно обращаться по- человечески»

Д. Фуллер

Оборудование:

Листочки , ручки

Раздаточный материал (карточка-след),

карточки разного цвета


Ход классного часа
1. Организационный момент.

« Узелки на память»:

1) когда говорит один человек, никто его не перебивает, выслушивает до конца;

2) внимательно выслушай другого человека, даже если его мнение не совпадает с твоим;

3) выражай свои мысли четко. Говори искренне, то, что ты действительно умаешь, но не оскорбляя при этом другого человека.

Прочитаем высказывания , которые написаны на доске:

« Поступай с другими так, как бы ты хотел, чтобы они поступали с тобой»

Золотое правило этики

« Мы делаем лучше для себя, когда делаем лучше для других»

Чжуан-Цзы
« Трех вещей нужно избегать в жизни: ненависти, зависти и презрения»
Восточная мудрость
« Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а , напротив, одаряю»

Антуан де Сент -Экзюпери

Учитель: Ребята, наш сегодняшний классный час посвящен очень важной проблеме, одной из самых важных в современном мире, и нам с вами предстоит разобраться в ней , найти пути ее решения. А что это за проблема, вы попробуете сами сейчас выяснить.

Прослушайте внимательно стихотворение известного детского поэта Бориса Заходера и ответьте на вопросы:

1. О чем это стихотворение ?

2. Какова главная мысль стихотворения?
Я собака – всего лишь собака! 
В голове у меня – пустота, 
Но другую собаку, однако ,
Никогда не приму за кота! 

Не нужны ни условные знаки, 
Ни слова–потому что чутьем 
Брата кровного в каждой собаке 
Мы и так за версту узнаем!

Ни порода, ни масть, ни размеры 
С толку нас никогда не собьют: 
Даже крошечные тойтерьеры 
В сенбернарах своих признают...

Мы вступаем и в драки, и в браки.
Неизменную веру храня;
Что бы ни было – все мы собаки,
Все мы – братья,
Все мы родня. 

Вы же, умные, вашего брата 
Распознать не способны никак... 
Сразу видно – чутье слабовато. 
В этом вам далеко до собак. 

Если брат ваш – не вашей масти, 
Разве в этом он виноват? 
Вы же рвете его на части, 
Словно он вам уже и не брат..

Обсуждение стихотворения.

( В ходе обсуждения должна сформулирована главная мысль стихотворения- нетерпимое отношение людей друг к другу, возникают вопросы: « Почему это происходит?» (« Почему люди не любят людей, в чем- то не похожих на них», «Как научиться любить людей , не похожих на нас» и т.д).

2.Введение в тему .

Упражнение « Изгой»

( Учитель сообщает каждому ребенку « на ушко» название одного животного, например, кошка, собака, корова , лягушка. Важно поделить детей на 4 примерно одинаковые группы. Одному, как правило, самому озорному, сообщается слово «ворона».

Задание детям: Не говоря названия животного, а произнося лишь звуки, которые издают эти животные, найдите « своих»

Вопросы для обсуждения:

- Как вы узнали, где ваша группа?

- Легко ли было найти своих?

Обращаясь к вороне:

- Почему никто не обращал на тебя внимания?

-Ребята, почему вы не обращали на него внимания?

-Хотели бы вы быть на месте вороны?

-Тяжело ли быть не похожим на всех?

- Как вы в следующий раз отнесетесь к такому человеку?

Учитель: Чтобы лучше разобраться в проблеме нетерпимого отношения людей друг к другу, послушайте историю про одного человека.

На рубеже XYIII-XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор, князь Беневетский. Он отличался тем, что при разных правительствах оставался неизменно министром иностранных дел.

Это был человек талантливый. Он умел учитывать настроение окружающих, уважительно к ним относиться. Старался не ущемлять интересы других людей. Но сохранял свои собственные принципы. С именем этого человека связано понятие « толерантность».

Учитель: Как вы понимаете слово « толерантность»?

Ответы учащихся:

-Терпимость к другим людям.

-Умение уважать друг друга

- Уметь высказывать свое мнение.

3. Сообщение темы классного часа.

Учитель: Итак , тема нашего классного часа « Как стать толерантным?»

4.Знакомство с понятием.

Учитель: толерантность – (лат. tolerantia – терпение) – это способность терпеть что-то или кого-то.
Понятие «толерантность» для обычного российского сознания непривычно. Нам ближе наше российское слово – «терпимость».
Терпимость – способность и умение терпеть, быть терпеливым, мириться  с чужим мнением.
Дать определение толерантности довольно-таки трудно из-за того, что в разных языках оно трактуется по-разному. И сейчас мы в этом убедимся.


Упражнение « Найди сходство»
У вас на столах карточки белого цвета, на которых даны определения толерантности разных народов мира. Прочитаем и ответим на вопрос: «Что общего в определениях»?
С карточек белого цвета дети зачитывают:

  • Толерантность – способность признавать отличные от своих собственных идеи и мнения. (Испанский)

  • Толерантность – готовность быть терпимым, снисходительным. (Английский)

  • Толерантность – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным. (Китайский)

  • Толерантность – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, терпение. (Арабский)

Учитель: Что общего в этих определениях?( умение жить в мире и согласии со всем миром.)
Учитель: В последнее время говорить о толерантности стало модным, проблема толерантности очень актуальна. Как вы думаете, почему?
(Происходит активный рост агрессивности, конфликтов, преступности.
Учитель: Что значит быть толерантным?

Постараемся ответить на этот вопрос.
У вас на столах лежат карточки жёлтого цвета, на них записаны высказывания. Ваша задача: прочитать высказывание, подумать и соотнести с соответствующей заповедью.
Дети зачитывают высказывания и соотносят с заповедью.

5. Упражнения на закрепление понятия «толерантность»:

а) соотнесение высказывания с заповедью;

  • «Наши сердца должны быть наполнены любовью к людям, нашим братьям и сестрам. Мы должны думать о них и помогать им, не ожидая ни малейшего вознаграждения».                           (Возлюби ближнего своего)

  • «Гнев -  страсть по расположению духа, способная часто повторяться, жестокая и непреклонная по силе, служащая причиною убийств, союзница несчастия, помощница вреда и бесчестия».                   (Не убий)

  • «Ничто притворное не может быть продолжительным».  (Не лги)

  • «Любовь к родителям - основа всех добродетелей».        (Почитай отца своего и матерь свою)

  • Воровство порождает лень и жадность.        (Не укради)

Учитель: Итак, быть толерантным, значит:

  • Уважать другого.

  • Любить ближнего своего.

  • Не злиться.

  • Быть добрым, терпимым.

  • Сострадать.

Учитель: «Толерантность» я изобразила в виде солнышка. Почему?

 Солнце обогревает весь мир, так и толерантная личность, совершая добрые поступки, становится лучше, чище, светлее. От неё исходит добро, тепло. Вокруг неё всегда есть друзья, царит счастье. Толерантная личность понимает окружающих, всегда приходит им на помощь.

6.Физкультминутка.

Ну-ка, дружно встали вместе, 
Повернулись-ка на месте, 
Громко хлопнули три раза, 
Подмигнули правым глазом, 
Левой топнули ногой! 
А потом еще другой! 
Закричали все “Ура”! 
А теперь и сесть пора!

б) определение качеств толерантной личности;

Учитель: Сейчас мы все вместе определим, какими качествами характера обладает толерантная личность. У каждого из вас на столах лежат карточки розового цвета, на которых записаны качества характера человека. Выберите те, которые характеризуют толерантную личность. А что, по вашему мнению, не относится, зачеркните.
Качества:

  • Терпимость

  • Бессердечность

  • Конфликт

  • Сострадание

  • Прощение

  • Вспыльчивость

  • Желание что-либо делать вместе

  • Милосердие

  • Злорадство

  • Ложь

  • Сотрудничество

  • Уважение прав других

  • Раздражение

  • Принятие другого таким, какой он есть

  • Зависть

Учитель: Итак, толерантная личность обладает следующими качествами…

в) решение проблемных ситуаций.

Учитель: Подумайте, а все ли мы обладаем качествами толерантной личности? 
Все ли можем спокойно выслушать друг друга?
Поддержать в трудную минуту?
Из-за чего между вами возникают конфликты со своими друзьями, братьями или сестрами?


Чтобы научиться понимать людей других стран, других культур, нужно научиться:

понимать своих родителей, друзей, одноклассников.


Предлагаю вам ситуации. Покажите, как можно решить проблему мирным путем.

Упражнение «Проанализировать ситуации. Найти нужные решения.»

  1. Ваш одноклассник не носит в школу учебник английского языка. Часто берет его у вас. После урока, забывая отдать учебник, уходит домой. В результате вы иногда не готовы к уроку, за что получаете неудовлетворительные оценки.

  2. Один одноклассник грубо высказывается в адрес вашего друга. Вас это беспокоит и огорчает, хотя остальные ребята с удовольствием слушают колкие замечания.

  3. Вашу лучшую подругу пунктуальной не назовешь: она всегда и везде опаздывает. Если пойти в школу, не заходя за ней, она обидится, а дожидаться одноклассницы – значит опоздать в школу. Эта ситуация каждый раз приводит вас в бешенство.

( Обсуждение ситуаций)
Тестирование 
        А сейчас мы с вами проведем тестирование и определим, насколько вы толерантны. Если вы выбираете первый ответ, загибайте палец.
Миша бедно одет…

  • Это неважно.

  • Ты подсмеиваешься над ним.


В вашем классе появился мальчик, у которого более темный цвет кожи, чем у тебя…

  • Ты стремишься лучше узнать его.

  • Ты высказываешь по этому поводу обидные замечания.


Пожилая женщина медленно идет…

  • Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь.

  • Ты отталкиваешь ее, чтобы обогнать


Ты – девочка, рядом с тобой находится мальчик…

  • Ты разговариваешь с ним.

  • Ты говоришь, что все мальчики - нули.


На твоих глазах на кого – то из твоих сверстников нападают…

  • Ты пытаешься защитить его.

  • Ты делаешь вид, что ничего не замечаешь.


К тебе подходит ребенок – инвалид…

  • Ты естественным образом разговариваешь с ним.

  • Ты отходишь от него и не знаешь, что сказать.


Загнул 6 пальцев? Прекрасно! Ты уверен в себе, можешь выразить свое мнение. И ты понял, что твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода других.

Если от 3 до 5, то ты не очень толерантен. Ты недостаточно уверен в себе для того, чтобы делиться и выражать свое мнение, однако, ты добрый и со временем у тебя все получится.

Меньше трех? Ай – ай – ай! Ты совсем не толерантен! Если ты попытаешься лучше понять себя, какой ты есть, то сможешь стать по-настоящему счастливым!

7.Обобщающая беседа.

Учитель: А можем ли мы изменить себя в лучшую сторону?
- Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой и окружающими.
- Что нам помогает быть толерантными?  Терпимыми?  
 
(Знание и соблюдение заповедей.)

Учитель: Ребята, есть очень хорошая поговорка : «Измени себя, и тогда твое отношение к миру изменится». Конечно, трудно изменить весь мир, уменьшить конфликты, не допускать войн, насилия , жестокости. Но начать надо с себя, с отношения к тем людям, которые окружают тебя.

Класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани. А что же для этого нужно? Давайте послушаем китайскую притчу «Ладная семья».


        Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи, расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать, писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь; прощение; терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: - И все? - Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил: - И мира тоже.

- Как вы поняли эту притчу?

8. Итог.

Учитель: Бывало ли такое, что кто-то говорил плохо о вас?
- Что вы чувствовали в тот момент?
- А вы когда-нибудь говорили о ком-либо плохо?
- Как вы думаете, что чувствовал тот человек?
- Ребята, в подобных ситуациях люди злятся друг на друга, и иногда возникает желание подраться. Люди должны вместе решать возникающие между ними проблемы мирно. Драка – не лучший способ решения проблем.
- Всегда очень приятно слышать, когда о вас говорят добрые и хорошие слова. А что вам приятнее делать – говорить людям добрые слова или гадости?
- Какое наставление вам помогает жить в мире?
 
Дети: Золотое правило: «Относись к людям так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе.

Игра « Волшебный стул»

Любой человек хочет, чтобы его любили и уважали, ценили и понимали, и очень часто нам просто необходимо слышать от окружающих людей добрые слова и пожелания, ведь от этого улучшается настроение и мы готовы делиться радостью и помогать другим.

Сейчас каждый из вас, кто сядет на волшебный стул и возьмет в руки волшебную палочку, узнает о себе много хорошего, все остальные ребята расскажут про положительные качества этого человека.

( Проводится игра)

Учитель: Вам понравилось это упражнение? Почему? Были комплименты одинаковыми или разными? Почему разными?

Действительно, каждый человек неповторим, это индивидуальность, Личность, обладающая своими собственными особенностями. Если бы мы все были одинаковыми, жить на свете было бы просто неинтересно.

Игра «В добрый путь».

Учитель: Ребята, у вас на столах приготовлены карточки из цветного картона в виде человеческого следа. Выберите два качества, две черты характера, которые являются сильными сторонами вашего характера. То есть два положительных качества, которыми вы обладаете. Запишите эти качества на карточке-следе.
Развесим их на доску под заголовком «В добрый путь!»


Мои пожелания:

    • Ребята, поступайте с другими так же, как хотите, чтобы они поступали с вами.

    • Будьте добрыми: любящими, внимательными, терпеливыми, заботливыми, милосердными, прощайте.

    • Будьте надёжными: честными, правдивыми, имейте чистое сердце, выполняйте свои обещания.

    • Будьте заботливыми: вежливыми, внимательными, любезными.

    • Будьте щедрыми: не жадными, бескорыстными, великодушными, готовыми помочь.

А эта памятка пусть поможет вам в жизни

 Памятка.

  • Сохраняй спокойствие, когда сердишься.

  • Владей собой, имей выдержку и хладнокровие.

  • Имей терпение выслушать собеседника.

  • Спокойно объясни свою точку зрения.

  • Подумай, из-за чего возник спор

Список использованной литературы:

  1. Абдулкаримов Г. Г. Этнические стереотипы школьников: проблема формирования толерантного сознания. – Образование в современной школе. – 2002. – № 4.

  2. Википедия – свободная энциклопедия [Электронный ресурс] – Электрон. дан. – М., . - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Толерантность, свободный. – Загл. с экрана.

  3. Герасимова В. А. Классный час играючи. - М.: ТЦ «Сфера». - 2003.    удошникова Н. “Не воздавать злом на зло”: важная человеческая добродетель. – Граждановедение. – 2002. – № 44.

  4. Кленова Н. В. Что нужно знать о толерантности. – Образование в современной школе. – 2003. – № 7.

  5. Максимова М. Игры во взаимопонимание и терпимость: смогут ли они оградить наших детей от влияния экстремистов. – Директор школы. – 2002. – № 8.

  6. Морозова Л. П. Классные часы.5 класс. – Волгоград: ИТД «Корифей». - 2008.

  7. Пастухова Е. Право быть непохожим на других: заметки о воспитании культуры межнационального взаимопонимания и терпимости. – Директор школы. – 2003. – № 5.

  8. Сайт «Толерантность: декларация принципов» [Электронный ресурс] – Электрон. дан. – М., 2003. -  Режим доступа: http://www.tolerance.ru/, свободный. – Загл. с экрана.

  9. Северина О. А., Дронова Т. А. Спутник классного руководителя: воспитание у школьников толерантности. - М.: «Глобус». - 2007.



а)«Наши сердца должны быть наполнены любовью к людям, нашим братьям и сестрам. Мы должны думать о них и помогать им, не ожидая ни малейшего вознаграждения».         

         

б)«Гнев -  страсть по расположению духа, способная часто повторяться, жестокая и непреклонная по силе, служащая причиною убийств, союзница несчастия, помощница вреда и бесчестия».                   

в)«Ничто притворное не может быть продолжительным».

г)«Любовь к родителям - основа всех добродетелей».        

д)Воровство порождает лень и жадность. 


1)Не убий

 2)Не кради   

          

 3)Возлюби ближнего своего

4) Не лги

5)Почитай отца своего и матерь свою



Мои пожелания:

    • Ребята, поступайте с другими так же, как хотите, чтобы они поступали с вами.

    • Будьте добрыми: любящими, внимательными, терпеливыми, заботливыми, милосердными, прощайте.

    • Будьте надёжными: честными, правдивыми, имейте чистое сердце, выполняйте свои обещания.

    • Будьте заботливыми: вежливыми, внимательными, любезными.

    • Будьте щедрыми: не жадными, бескорыстными, великодушными, готовыми помочь.

А эта памятка пусть поможет вам в жизни

 Памятка.

  • Сохраняй спокойствие, когда сердишься.

  • Владей собой, имей выдержку и хладнокровие.

  • Имей терпение выслушать собеседника.

  • Спокойно объясни свою точку зрения.

  • Подумай, из-за чего возник спор.


1)Толерантность – способность признавать отличные от своих собственных идеи и мнения. (Испанский)

2)Толерантность – готовность быть терпимым, снисходительным. (Английский)

3)Толерантность – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным. (Китайский)

4)Толерантность – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, терпение. (Арабский),
__________________________________________________


1)Толерантность – способность признавать отличные от своих собственных идеи и мнения. (Испанский)

2)Толерантность – готовность быть терпимым, снисходительным. (Английский)

3)Толерантность – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным. (Китайский)

4)Толерантность – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, терпение. (Арабский),
__________________________________________________