microbik.ru
1 2 3


Проект
КОНЦЕПЦИЯ

проекта Уголовного кодекса Республики Казахстан

(новая редакция)
1. Название законопроекта

Уголовный кодекс Республики Казахстан
2. Обоснование необходимости разработки законопроекта
Действующий Уголовный кодекс независимого Казахстана - показатель стремления государства к надежной защите признанных Конституцией страны высших ценностей, которыми являются человек, его жизнь, права и свободы.

В Кодексе нашли отражение идеи о дальнейшем прогрессивном развитии правовой системы Казахстана, сформулированные в периоды подготовки и реализации Государственной программы правовой реформы 1994 года и Концепции правовой политики 2002 года.

В числе его важных отличий необходимо отметить признание первичности и неотъемлемости прав и свобод человека, принципиально новую иерархию социальных ценностей, деидеологизацию уголовной политики.

Вместе с тем, за прошедшие четырнадцать лет положения Уголовного кодекса неоднократно подвергались изменениям. Принято свыше 60 законов, которыми внесены поправки в более чем 300 его статей. При этом, как правило, коррекция уголовного законодательства являлась ответом на возникавшие проблемы в практике его применения.

Вместе с тем существенная трансформация сложившихся общественных отношений, возникновение ранее неизвестных угроз, обусловливают необходимость не просто коррекции действующих механизмов уголовно-правовой защиты, но и создания новых уголовно-правовых институтов. Те системные проблемы, которые существуют в действующем уголовном законодательстве, затруднительно решать посредством лишь коррекции. Поэтому актуализируется вопрос о разработке новой редакции Уголовного кодекса с сохранением проверенных временем и практикой уголовно-правовых институтов, с необходимой их модернизацией в целях обеспечения адекватной защиты личности, общества и государства.

В новом Уголовном кодексе необходимо в полной мере реализовать основные направления развития уголовного права, сформулированные в Концепции правовой политики, утвержденной Указом Главы государства от 24 августа 2009 года № 858.

В целях повышения уровня защищенности прав и свобод граждан, а также общественной безопасности следует осуществить коррекцию понятия преступления, рассмотреть возможность изменения содержания понятия вины, поскольку, с одной стороны, принцип виновной ответственности - это базовый принцип уголовного права, а, с другой, этот принцип слабо корреспондируется с планируемым введением уголовной ответственности юридических лиц.

Также необходимо пересмотреть подходы к категоризации преступлений, для чего нужно глубже изучить вопросы определения степени тяжести преступных деяний на основе оценки их общественной опасности.

Именно в этом вопросе предстоит глубокое реформирование уголовного права, поскольку будет пересмотрено привычное деление противоправных деяний на административные правонарушения и преступления и введено понятие уголовного проступка. Это также повлечет пересмотр Кодекса об административных правонарушениях.

В ходе модернизации уголовного законодательства необходимо определиться с пределами дальнейшей либерализации и гуманизации уголовной политики.

В свете происходящих глобальных событий следует усилить уголовную ответственность за наиболее опасные преступные посягательства, выработать новые подходы в противодействии организованной преступности, включая ее транснациональные формы, в борьбе с терроризмом, религиозным экстремизмом, преступлениями, посягающими на безопасность общества и государства.

Потребуется пересмотреть систему уголовных наказаний в целях более широкого применения альтернатив лишению свободы. При этом важно обеспечить сопоставимость размеров и сроков наказаний общественной опасности деяний.

В рамках установок Главы государства необходимо обеспечить защиту бизнеса от противоправных деяний, снять ограничения, мешающие развитию свободного предпринимательства. Но при этом следует обеспечить защиту прав и законных интересов граждан, интересов государства от экономических преступлений.

Уголовную политику государства в сфере воинских преступлений также следует привести в соответствие с оборонной стратегией страны.

Немаловажной задачей является повышение эффективности охраны прав и законных интересов детей.

При этом Уголовный кодекс должен строго соответствовать Конституции, в том числе с позиций ограничения законом прав и свобод человека и гражданина «лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения».
В свете изложенного в проекте новой редакции Уголовного кодекса Республики Казахстан должны быть учтены следующие подходы.
1. Новая редакция Уголовного кодекса должна предусматривать реализацию международных обязательств Казахстана.
2. При разработке уголовно-правовых норм необходимо учитывать нормативные постановления Конституционного Совета.

В первую очередь, следует учитывать, что Конституционный Совет ориентировал законодателя при установлении уголовной ответственности исходить из конституционных пределов допустимого ограничения прав и свобод человека и гражданина, не искажая существа конституционных прав и свобод и не вводя ограничений, не согласующихся с конституционно определенными целями.

При выработке мер противодействия общественно-опасным деяниям необходимо оценивать их уязвимость с позиций пределов ограничения прав и свобод граждан, соблюдения баланса между конституционными правами граждан и задачами борьбы с преступностью.

Соблюдение указанных требований, полнота и точность определения уголовно-правовых понятий также исключит случаи недопустимого искажения смысла уголовно-правовых норм в правоприменительной практике.

Судебное толкование уголовного закона не должно создавать новых уголовно-правовых норм. При этом в спорных ситуациях следует придерживаться толкования уголовно-правовых норм, которое позволяет смягчить ответственность и наказание, то есть толкования, смягчающего репрессивный характер уголовного закона.
3. Новая редакция Уголовного кодекса должна предусматривать реализацию программных документов государства.

При этом следует сохранить отвечающие современным реалиям нормы, направленные на эффективную защиту прав и свобод граждан, интересы общества и государства от преступных посягательств.
4. Надлежит исключить противоречия между нормами Уголовного кодекса и иных законодательных актов, в том числе исключить случаи установления норм уголовно-правового характера в иных законодательных актах и несвойственных уголовному праву норм в Уголовном кодексе.

Следует придерживаться принципа, что термины, понятия иных отраслей права, используемые в уголовном законе, должны пониматься и применяться в том значении, в котором они используются в соответствующих отраслях права.

Уголовный закон также требует глубокого системного анализа на наличие внутренних противоречий и пробелов.

Уголовный кодекс необходимо рассмотреть и с позиций его оптимизации, не допуская при этом ослабления его возможностей.
5. Новая редакция Уголовного кодекса в целом должна сохранить отвечающую потребностям практики структуру, в том числе деление на Общую и Особенную части.
6. В Уголовном кодексе необходимо предусмотреть нормы, определяющие его соотношение с нормами Конституции Республики, ратифицированными международными договорами, а также применение постановлений Конституционного Совета при решении вопросов уголовно-правового характера.
7. Повышение эффективности защиты прав и свобод граждан, интересов общества и государства диктует необходимость пересмотра устоявшихся подходов к определению общественной опасности деяний.

При этом следует учитывать, что применение репрессивных возможностей уголовного закона должно быть крайней мерой воздействия на противоправные проявления и решение о криминализации деяния либо усилении ответственности за его совершение должно тщательно и всесторонне обосновываться, с поиском возможных других путей устранения противоправных проявлений либо их минимизации.
8. Гуманизация уголовного законодательства должна осуществляться в строгом соответствии с Концепцией правовой политики на период с 2010 до 2020 года.

При этом выработке мер по гуманизации и либерализации должен предшествовать анализ итогов предыдущих ее этапов и оценка влияния гуманизации на возможности государства противостоять преступности. Дополнительные механизмы по гуманизации уголовного законодательства и снижению его репрессивности должны быть юридически взвешенными и не допускать ослабления охранительной и регулятивной функций уголовного закона.

Снижение репрессивности уголовного закона, усиление его гуманной составляющей повышает требования к его содержанию в плане отражения в нем всех возможных случаев, при которых лицо должно либо может быть освобождено от уголовной ответственности либо такая ответственность должна либо может быть смягчена.

Основанием для декриминализации не должно являться только лишь отсутствие судебно-следственной практики по отдельным составам преступлений, поскольку посредством норм УК, не всегда имеющих практическое применение, достигается цель превенции преступлений.

Декриминализация преступлений и перевод их в разряд административных правонарушений без должной оценки негативных последствий может способствовать появлению искаженных представлений о реальном состоянии криминогенной ситуации.
9. Уголовный закон, отвечающий современным требованиям, должен быть максимально адаптирован к потребностям практики и велениям времени. При этом уголовно-правовые институты и нормы, не отвечающие необходимым условиям, следует пересмотреть. Главное, при этом, обеспечение его соответствия Конституции и международным обязательствам страны, современной уголовной политике государства.

Степень общественной опасности посягательств необходимо определять через тяжесть совершенного деяния, которая, в свою очередь, должна устанавливаться из характера причиненного объекту уголовно-правовой охраны вреда.

Существующее сейчас деление противоправных деяний на административные правонарушения и уголовные преступления также не всегда способствует надежной защите охраняемых правоотношений. В отдельных случаях возникают сложности с определением общественной опасности некоторых деяний и соответственно с отнесением их к категории административных правонарушений либо уголовных преступлений.

Кроме того, такое деление вызывает вопросы и с позиций обеспечения прав граждан и борьбы с преступностью, поскольку не позволяет объективно оценить степень эффективности мер государства по борьбе с преступностью.

В этой связи на основе положительного международного опыта следует рассмотреть вопрос о введении новой категории противоправных деяний - уголовного проступка, что позволит классифицировать ряд деяний, по степени общественной опасности находящихся на стыке административного правонарушения и уголовного преступления.

Основанием отнесения деяний к категории уголовных проступков могли бы являться их общественная опасность, а также виды наказаний, назначаемых за их совершение. При этом по своей природе такие деяния должны быть ближе к уголовным преступлениям, нежели к административным правонарушениям, ввиду чего они должны учитываться при оценке состояния преступности и деятельности правоохранительных органов. Тем самым должна существенно повыситься объективность данных о степени защищенности прав и свобод граждан, интересов общества и государства.

С законодательной точки зрения оптимальным представляется регламентация уголовных проступков в рамках Уголовного кодекса, что позволит придать им статус, близкий к категории преступных деяний и соответственно расширить возможности государства по их пресечению.

Для достижения поставленной цели необходимо выработать определение понятия проступка, сделав акцент на его меньшую общественную опасность по сравнению с действующей категоризацией преступлений.

При этом целесообразно разграничение преступлений и проступков провести по критерию возможности назначения наказания в виде лишения свободы, поскольку именно этот вид наказания является наиболее отчетливой границей между серьезной и менее серьезной общественной опасностью. Тем самым становится возможным признать преступлениями те деяния, за совершение которых может быть назначено лишение свободы, в том числе в альтернативе с иными видами наказаний, а уголовными проступками – все иные деяния, которые не влекут наказания в виде лишения свободы.

При таком подходе в категорию проступков перейдут преступления небольшой тяжести, за совершение которых в настоящее время не предусматривается лишение свободы. К проступкам может быть отнесена определенная часть административных правонарушений, рассматриваемых сейчас в судебном порядке. Часть уголовно наказуемых деяний, за совершение которых в настоящее время предусматривается наказание в виде лишения свободы на срок до одного года, также может быть отнесена к проступкам.

Такая категория уголовных правонарушений потребует адаптации к ней системы наказаний и всех иных уголовно-правовых институтов, а также разработки новых мер уголовно-правового воздействия. К примеру, следовало бы рассмотреть вопрос о перенесении ареста, применяемого в настоящее время в законодательстве об административных правонарушениях, в систему уголовных наказаний как применяемого только за уголовные проступки. Соответственно это повлечет исключение из законодательства такого понятия как административный арест.

Назначение наказания за совершение уголовного проступка не должно иметь своим последствием судимость.

При этом срок давности привлечения к уголовной ответственности и срок давности приговора за проступки должны быть минимальными. Следует также рассмотреть возможность не применения к сроку давности приостановления и прерывания.

В рамках уголовно-процессуального законодательства потребуется также упрощенный порядок расследования и рассмотрения судами дел об уголовных проступках, что, в свою очередь, положительно отразится на оперативности их разрешения и восстановления нарушенных прав и свобод.
10. Уголовный закон должен быть эффективным средством противодействия групповой и организованной преступности, в том числе транснациональной.

При этом в нем необходимо максимально точно и полно определить формы соучастия для последующей оценки содеянного и назначения адекватных ему наказаний.

В Уголовном кодексе следует продолжить курс на жесткую ответственность за общественно опасные деяния, совершенные наиболее устойчивыми и сплоченными преступными формированиями, а также за создание, руководство и участие в таких преступных группах и организациях.

Одновременно закон должен предусматривать гибкие механизмы, дающие возможность членам преступных формирований для отказа от преступной деятельности, взамен на смягчение либо освобождение от ответственности. При этом критериями при таком смягчении либо освобождении могли бы являться сотрудничество со следствием, изобличение преступной деятельности преступных формирований и их членов.

Кроме того, необходимо совершенствовать возможности уголовного закона в пресечении преступной деятельности лиц, занимающих высшие ступени в преступной иерархии.
11. В целях снижения репрессивности уголовного закона, исключения его возможностей препятствовать развитию личности и прогрессу общества следует рассмотреть возможность расширения оснований освобождения от уголовной ответственности и наказания.

При этом представляется справедливым смягчение ответственности лиц, действовавших в рамках отдельных обстоятельств, исключающих преступность и наказуемость деяний, но превысивших допустимые законом пределы.
12. Следует рассмотреть целесообразность полной отмены условно-досрочного освобождения либо увеличения сроков, при наступлении которых предоставляется возможность условно-досрочного освобождения, для лиц, совершивших преступления сексуального характера в отношении несовершеннолетних, совершивших преступления террористического характера или преступления, носящие признаки экстремизма и иные особо тяжкие преступления.

Одновременно, с учетом тяжести совершенного деяния и других обстоятельств, следовало рассмотреть целесообразность снижения сроков, при наступлении которых возникает возможность условно-досрочного освобождения для несовершеннолетних, лиц, достигших пенсионного возраста, беременных женщин и женщин, имеющих детей. В отдельных случаях возможность условно-досрочного освобождения следовало бы предоставить и мужчинам, оставшимся единственными родителями детей и другим социально уязвимым категориям граждан.

То есть институт условно-досрочного освобождения не должен быть излишне формализован, его возможности должны максимально использоваться для исправления осужденных и смягчения уголовных репрессий в отношении лиц, к которым может быть проявлен гуманизм.
13. Следует конкретизировать перечень преступлений, по которым не применяются сроки давности с одновременным рассмотрением вопроса о его расширении и включении в него наиболее опасных преступлений против жизни, против несовершеннолетних, преступлений террористического и экстремистского характера и иных опасных деяний, включая пытки.
14. Представляется целесообразным рассмотреть вопрос о систематизации иных мер уголовно-правового воздействия, к которым могли бы быть отнесены: принудительные меры воспитательного воздействия в отношении несовершеннолетних, принудительные меры медицинского характера.

К их числу было бы целесообразным также отнести пробационный надзор (контроль), как самостоятельный вид иных мер уголовно-правового воздействия, связанный с определенными ограничениями, но не обладающий свойствами наказания.

К числу указанных мер могло бы быть отнесено и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенными видами деятельности, которое сейчас является наказанием.

В связи с необходимостью более четкого соотношения мер уголовно-правового воздействия и наказания можно было бы в случае возмещения ущерба за совершение проступка установить замену наказания мерами уголовно-правового воздействия, а в случаях совершения преступлений, назначение таких мер наряду с наказанием.

Следует также рассмотреть вопрос об отказе от определения в Уголовном кодексе вида исправительного учреждения лицам, осужденным к лишению свободы, в том числе рассмотрев возможность его определения судом в зависимости от обстоятельств совершенного преступления и личности виновного.

 

15. В целом настоящей Концепцией определяется лишь один из базовых подходов к решению вопроса о возмещении нанесенного преступлением вреда. При этом его реализация может быть осуществлена в рамках уголовно-процессуального, гражданского и бюджетного законодательства.

При решении данной задачи во главу угла необходимо ставить внедрение реабилитационно-восстановительного правосудия, носящего эффективный компенсационный характер для потерпевшей стороны.

Важным условием совершения правосудия является снижение негативных последствий преступления. В этой связи в целях обеспечения возмещения ущерба, причиненного преступлением, целесообразно

следующая страница >>